Ботаника

Лишайниковая манна
В школьном учебнике по ботанике мы можем прочитать следующее: «Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение „манна небесная”». Хоть и неявно, но автор учебника дает понять, что манна небесная, которая описана в Библии, есть просто-напросто съедобный лишайник. Почему же возникло такое предположение? >>
В мире бактерий

Познакомимся с миром бактерии, которая демонстрирует нам пример живого существа с большими возможностями, способностями и многообразием поведенческих проявлений. Она, несомненно, являет собой шедевр организации. Ведь в рамках одной клетки бактерия должна справляться со всеми задачами, которые многоклеточные организмы решают с помощью миллионов клеток своего тела. В тоже время, существующее мнение о примитивности одноклеточных организмов настойчиво воспроизводится в учебной и популярной литературе: «Можно сказать, что бактериальная клетка – просто мешочек, набитый различными веществами». Может быть, такое понимание основывается только на видимой в микроскоп и схематично изображаемой «простоте строения» бактерии и недостаточном знакомстве с научными фактами об удивительных проявлениях этих живых существ.

>>
Источник жизни
Жизнь людей издавна была связана с морем. В древнейших поселениях первобытного человека археологи находят кости рыб, раковины, другие останки морских обитателей. И, тем не менее, знания человечества о море ничтожны по сравнению со знаниями о суше. А «о морском дне, - по словам известного исследователя Ф.Шепарда, - мы знаем меньше, чем о видимой поверхности Луны». Данное утверждение в полной мере относится к одному из основных источников  жизни не только в водной среде, но и на Земле – водорослям. >>
Плауны

В своей профессиональной деятельности учителя биологии часто сталкиваются с необходимостью поиска дополнительных материалов по темам уроков. В некоторых случаях поиск не представляет сложности, особенно по «горячим темам»: необходимые материалы можно найти в научно-популярной периодике или новостных лентах в интернете. Но иногда получить нужную информацию довольно сложно. Возможно, она содержится в ранее изданных книгах или энциклопедиях, но они часто труднодоступны, а, кроме того, могут содержать устаревшие данные. В современных русскоязычных источниках редко встречаются оригинальные данные: часто приведенные в них факты — лишь перепечатка или выжимка, из работ опубликованных ранее.

Настоящая серия статей содержит подборку интересных фактов, взятых как из русскоязычных, так и иностранных источников. Нам кажется, что эти материалы могут пригодиться учителям при подготовке к урокам, составлении кроссвордов и вопросов биологических олимпиад, а также учащимся для самоподготовки. Для удобства факты сгруппированы по таксономическим, экологическим или иным категориям.

>>
Взаимоотношения компонентов лишайников или «дело о лишайнике»
Лишайники — очень интересная группа живых организмов, однако школьные учебники расскажут о них совсем чуть-чуть. Немногим больше поведает ВУЗовский учебник. Тема эта обычно излагается очень скучно, а между тем, это настоящая детективная история, в которой в качестве следователей и судей выступали многие известные ученые. >>

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру