28.11.2012

Какою мерой мерите

Древний мир считал, что первые системы мер возникли в Древнем Египте и Вавилоне. В их основе были определенные параметры хлебного зерна – грана. Зерно было первым эталоном, поскольку работа на земле и долгие наблюдения позволили человеку сделать вывод о том, что зерна злаковых практически идентичны по весу и размеру.

Древний Шумер неизменно находится в ряду главных действующих лиц, определивших прогресс человечества. Известно, что шумеры были отличными земледельцами и выращивали большие урожаи пшеницы, полбы и ячменя. Продавая и покупая, они производили расчеты по весу в серебре или в мерах, где за основу был взят вес зерна ячменя. Малой мерой веса в Шумере был «шеум» или «ше», что означает зерно. Шеум весил примерно 0.046 г, а 180 шеумов составляли «сикль». Это слово, иначе произносящееся как «шекель» часто встречается в Ветхом Завете. Шекель также известен и по Древней Месопотамии.

Вес одного зерна в разных странах оценивали примерно одинаково, однако существовали различия. В зависимости от климатических условий и агротехнических представлений в качестве эталона использовали различные зерна. Это могли быть ячмень, пшеница, просо, рис, бобовые, зерна горчицы, кактусов и многое другое.

У туземцев Ост – Индии минимальной единицей веса был вес 2 ячменных зерен, а в Африке – зерно боба, которое называется « куара». В Индии доступной мерой веса было зерно ячменя, а в мусульманских странах всё измеряли весом рисового зерна, которое называется «арруза».

По сей день в Индии распространено использование туземной единицы, которую называют «Рутте» для золота и жемчуга – вес круглого зернышка, который равен 1/8 грамма.

У многих народов древности мера веса совпадала со стоимостью продукта, поскольку деньги были слитками серебра и золота. Так, в Вавилоне и Древнем Израиле денежной единицей был шекель, в Риме асс, в Англии фунт стерлингов, в России – русский фунт, состоявший из 96 золотников и т.д.

В античном мире как меру веса и массы использовали семена рожкового дерева, которые были практически идентичны по весу, назывались они «каратами».

На Руси использовались также кунные (низкопробные) серебряные и золотые гривны, а также рубль – разрубленная пополам гривна. Все древнерусские меры образовались на базе мер древнего мира. При раскопках Троицкого городища, которое датировалось примерно 4-6 веком до н.э. – 5 веком н.э., ясно обнаруживается эта преемственность. Меры веса и массы в России также связаны с зерном пшеницы, которое в старину называлось пирогом. Этимология этого слова восходит к древнерусскому названию пшеницы – пиро.

В Киевской и Московской Руси были известны следующие меры веса: берковец, гривна, гривенка, золотник, и в более позднее время – почка и пирог. Эти меры соотносятся друг с другом следующим образом. Берковец = 4 пудам = 400 гривнам = 800 гривенкам. Гривенка = 2 полугривенкам = 48 золотникам =1200 почкам = 4800 пирогам.

Древнерусская гривна, позднее названная фунтом, оставалась неизменной на всем протяжении русской истории, хотя в отдельных русских княжествах применяли собственные меры веса.

В 19 веке были узаконены как основные меры веса фунт, лот, золотник, и впоследствии вышедшие из употребления: ласт, конгарь, безмен, анасырь, либра. Лот равнялся 3 золотникам, имели хождение также ½ золотника, ¼ золотника и 1/8 золотника.

В практике монетного двора использовалась такая мера, как доля, которая равнялась 1/96 золотника. В аптекарском деле применяли золотник и ползолотник, а также зерно, которое составляло приблизительно 1/68 золотника.

Интересна судьба ныне забытой малой меры веса, которую называли скрупулой.

По латыни ее название означало «камешек», а содержала она 20 гранов. Такой меры веса нет уже давно, но во многих языках сохранилось прилагательное «скрупулезный», что означает высшую степень точности и тщательности.

На протяжении всей истории торговли и обмена людей волновал вопрос сопоставимости разных единиц измерения и точности мер.

В Библии говорится о гирях – эталонах, изготовленных вначале из камня, а затем из металла. Плутоватые торговцы в специальной кожаной сумке носили два комплекта гирь, одни для продажи, другие для покупки товаров. Именно к ним обращены слова одной из притч Ветхого Завета: « Мерзость перед господом неодинаковые гири, а неверные весы - недобро».

Еще в Великом Новгороде была предпринята попытка ввести эталон веса. Всем торговцам предписывалось строго соблюдать вес гирь, которыми они пользовались. В случае обмана им грозили строгие кары, вплоть до «предания казни смертию». Очевидно, что нарушителей закона было великое множество, поскольку поговорка «Всяк купец на свой аршин мерит» не теряла своей значимости долгие века.

Первыми хранителями и контролерами точности мер были церковные служители, а образцы эталонных мер и весов хранились в монастырях и церквях.

Сколько флейт в километре

Но не только взвешивать нужно было человеку древнего мира. Построить жилище, отмерить участок для посевов, узнать расстояние между городами, отмерить полотно – это и многое другое подразумевало использование единых стандартов длины.

Первыми единицами измерения длины и одновременно инструментами, которые применялись для измерений, были те, что «находились под рукой» у человека. Они были связаны с размерами и пропорциями человеческого тела. Длины мерили, прикладывая руку, ногу, используя расстояние между расставленными пальцами, по размаху разведенных рук, по шагу.

У древних Египтян был свой эталон минимальной длины – волосок с ослиной морды. Большие расстояния, естественно, измерялись по-другому. В системе мер у египтян использовались ладонь, локоть, у древних евреев к ним прибавились перст, пядь, шаг, горсть.

В древнеарабской системе мер длины присутствовало ячменное зерно, и его отношение к другим единицам измерения выглядело так: одна из мер длины принималась равной 24 ширинам пальца, ширина пальца принималась равной ряду ячменных зерен, которые клали бок о бок, а ширину ячменного зерна считали равной ширине 7 волосков мула. В старинных арабских книгах встречается другая модель: «…локоть же равен ширине 8 кулаков, кулак – ширине 4 пальцев, палец – толщине 6 ячменных зерен, а ячменное зерно – толщине 6 волос с ослиной морды».

Первоосновой расчета длины в Древнем Китае было черное просо. Ученый Линь Лунь провел удивительную реформу мер, в которой, рабочим инструментом для измерений стала любимая флейта императора. В связи с тем, что зерна проса малы по размеру, флейта и была введена как более крупная мера длины.

Эталонная флейта хуан-чжун равнялась длине 81 зерна, если их уложить друг за другом по длине, или 100 зернам, уложенным по толщине. Длина такой флейты равнялась 9 цуням, а средняя толщина зерен составляла 1 фэнь.

Был рассчитан и объем флейты – в нее должно вмещаться 1200 зерен, суммарный вес которых исчислялся в 12 чжу, а объем флейты – как 1 юэ.

В Древней Греции мера длины называлась «стадий», и представляла собой расстояние, которое можно пройти спокойным шагом за время восхода солнца, т.е. за 2 минуты. Задолго до греков эта единица измерения использовалась в Вавилоне и других странах, поэтому, строго говоря, стадий не был эталоном. Ведь вавилонский, греческий, аттический, египетский, птолемеевский и римский стадий различались по длине от 194 м. в Вавилоне до 185 м. в Риме.

Древним эталоном длины в Англии являлся ярд времен короля Генриха I. История появления этой меры длины сохранилась в нескольких версиях. По первой ярд – это расстояние от кончика носа короля до конца пальцев вытянутой в сторону руки. Вторая версия говорит о том, что ярд – окружность талии монарха, а третий вариант уверенно свидетельствует о том, что это длина меча Генриха I.

Король Англии Эдвард II также был озабочен стандартизацией мер длины и ввел понятие «фунт», а также уточнил длину дюйма. В 1324 г. он определил «законный дюйм» как длину трех зерен ячменя, вынутых из средней части колоса и приставленных одно к другому.

В 18 веке дюйм появился в России под названием «цоль», или «палец». Он равнялся 2.54см и делился на 10 линий или 100 точек. Следует заметить, что линия и точка использовались только в английской, французской и русской системах мер длины.

В феодальной Европе экономические связи были очень слабыми, а это означает, что системы мер не были унифицированы, и в них царил полный хаос. При измерении расстояний возникали парадоксальные ситуации, когда римляне и флорентийцы по-разному считали расстояние между своими городами, поскольку в Риме миля равнялась 1488м, а во Флоренции – 1633м.

Во Франции каждый феодал имел право устанавливать свои единицы измерении, поэтому в них был полный разнобой. В начале 18 века в Европе использовались более 100 различных фунтов и 46 разновидностей миль.

Линия была также и старинной русской мерой, которая принималась равной ширине пшеничного зерна – 2,54мм. Еще более мелкой единицей измерения была точка, которая равнялась 0,1 линии. Очевидно, слово «точность» этимологически связано с этой мельчайшей единицей.

Самые первые сведения о мерах длины в Древней Руси почерпнуты из книг и «Хождение игумена Даниила в Святую Землю». Здесь встречаются локоть, пядь, сажень, верста и поприще, а также «вержение камня» и «перестрел». Этими мерами древние славяне пользовались для обозначения расстояния броска камня или полета выпущенной стрелы или пушечного ядра.

В старинных грамотах о пожаловании земли можно найти такие интересные формулировки: «От погоста во все стороны на бычий рев». Этот означало расстояние, на котором слышен рев быка. Похожие меры длины были и у других народов – «петушиный крик», «коровий рев». Мерили длину и временем – «три трубки» у эстонцев означало расстояние, которое проходят или проплывают на корабле за время, пока выкуривают три трубки. В Испании расстояние измеряли временем выкуривания сигары, а в Японии – периодом, в течение которого изнашивался соломенный башмак.

Понятно, что эти меры были приблизительными, ведь люди двигались, видели и слышали по-разному, а брошенный камень и выпущенная стрела пролетали у разных людей разное расстояние. Так, описывая гору Елеонскую и небольшую церковь, расположенную на ее склоне, игумен Дании пишет: «А оттуда до гроба Иосафатова вдалее, яко же человек дострелит», т.е. дальше, чем человек может «дострелить». Большие расстояния описывались еще более неточно – автор называет их несколькими «перестрелами».

Старинная русская мера – «линия» была определенно более точной. В линиях, которые соответствовали ширине пшеничного зерна, измеряли диаметр нижней стеклянной горловины керосиновой лампы. В одном дюйме – 10 линий, и по ширине фитиля лампы, измеряемого в этих линиях, их именовали 10-линейной,15-линейной,20-линейной.

Самая большая по диаметру лампа была 50-линейной. Лампы различали не только по количеству линий, существовала традиция давать им личные имена. Так, 15-линейная лампа называлась «чудо», 14-линейная – «Анна», а небольшая 10-линейная называлась почему-то «космосом». По числу линий в лампе, т.е. по ее мощности по величине фитиля судили о зажиточности хозяина.

Вершок было принято определять на глаз, его ширина равнялась сложенным вместе указательному и среднему пальцу. Также называли и излишек при насыпании зерна.

В России, также как и в древних странах Ближнего Востока, торговцы зерном продавали его на базаре особыми ящиками, которые назывались «мида», или «мера». Честные продавцы, пересыпая зерно в миду из мешков, старались наполнить ее доверху, несколько раз встряхивали и разравнивали ее поверхность ладонью.

До революции в России зерно также продавалось мерами. Продавец и покупатель подразумевали под мерой одну и ту же общеупотребительную единицу измерения товара. Благодаря этому купля-продажа могла проходить без споров и разногласий.

Однако, мера – это еще понятие из области этики и морали. Говоря о мере в переносном смысле этого слова, мы подразумеваем либо масштаб каких-либо явлений, либо их предел или границы. Разные религии по-своему определяли границы дозволенного и недопустимого в человеческих поступках. По сути это является квинтэссенцией любых религиозных представлений, которые обозначают главные координаты в пространстве человеческой свободы.

В Евангелии об этих сложных понятиях рассказывается самыми простыми словами: «И какой мерой мерите, такой и вам будут мерить». Для тех, кто прилагает этот закон только к области торговли и обмена, говорится, что этот закон намного шире: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

И дальше, еще полнее понятие меры раскрывается в отношении воздаяния за человеческие поступки: «Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненной отсыплют вам в лоно ваше, ибо какой мерой мерите, такой же отмерится вам».

Так чудесным образом из маленького зернышка, которое люди положили в основу мер, прорастают закономерности сложных человеческих взаимоотношений. И эти законы представляют правильную картину мира, в котором человек должен проявлять такие прекрасные качества души как честность, сострадание, милосердие и щедрость.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру