Не полагает светильник под спудом, но на свешнице да светит всем

Нет смысла перечислять всех великих, как российских, так и мировых деятелей науки и культуры, политиков и военачальников, чья жизнь так или иначе была связана с нашим легендарным городом. «Таганрог – город, созданный гением Петра I, приглянувшийся Екатерине II, полюбившийся Александру I, давший миру А.П. Чехова, не забыл своих великих создателей и покровителей земляков и искренне, по народному чтит память о них увековечив их в прекрасных памятниках, созданных, как известными русскими зодчими так и местными повторами».

Достаточно упоминания одного только имени А.П.Чехова для того, чтобы таганрожцы были вправе испытывать чувство гордости за свою малую родину. Таганрог действительно подарил миру множество удивительных личностей. При всем при этом по-прежнему остается как будто выпавшим из списка наших великих земляков человек, чей жизненный путь и даже, смело можно сказать, гражданский подвиг, являются уникальными. Речь идет о Павле Павловиче Стожкове, который большую часть своей жизни прожил в нашем городе, причисленный за свою благочестивую христианскую жизнь в 1999 году Русской Православной Церковью к лику месточтимых святых Ростовской на Дону Епархии.

Павел Павлович прожил довольно долгую и внешне малоприметную жизнь. Но к этому человеку и при его жизни и после его смерти уже к его могиле шли и идут люди. Имя его не забывается ни в дни суровых испытаний, ни в дни спокойной, благополучной жизни…

В чем притягательная сила влияния этого простого скромного поистине Божьего человека? Чем заслужил старец Павел такое почтение? Поиск ответов на эти вопросы составили цель нашего исследования.

В наши задачи входило:

• собрать и систематизировать материал о Павле Петровиче Стожкове;

• изучить, проанализировать собранную информацию, проследить историю его деяний.

Анализ документов и материалов о Павле Таганрогском довольно обширен. В фондах Государственного архива Ростовской области сохранились документы о старце Павле Таганрогском. Сохранились документальные материалы и в фондах Таганрогского государственного литературно-исторического, архитектурного музея заповедника. Сведенья о Павле Таганрогском мы почерпнули и из опубликованных источников. О деяниях старца Павла рассказал в своей книге П.П. Филевский – первый историк города[1]. Его повествование, небольшое по объему, довольно емко по содержанию. Будучи человеком глубоко религиозным, автор с большим уважением и тщательностью составил жизнеописание старца Павла Таганрогского, раскрывая их духовный смысл.

В советское время имя старца Павла, человека, которым восхищались и, с которого брали пример несколько поколений дореволюционных жителей Таганрога, было забыто и вычеркнуто даже из истории города. Но из поколения в поколение от дедов и бабушек к детям, внукам переходила память, рассказы о деяниях святого, сохранилось место его захоронения, к которому постоянно приходили и старые, и молодые жители города. Это была живая народная память…

Вновь о старце Павле Таганрогском начали писать в 1990-е годы. Местный краевед О.П. Гаврюшкин одну из своих книг посвятил истории таганрогских храмов, упомянув в ней и о старце Павле. В 2008 году выпускает свою книгу «Храмы Таганрога» М.С. Киричек. Информация этих авторов о старце Павле, в отличие от книги П.П. Филевского, носит более светский фактографический характер. В то же время эти труды сохраняют уважение, высокую оценку деяний Павла Таганрогского.

В конце 1980-1990-х гг., когда началось возрождение церковной деятельности, появляются первые публикации о старце Павле Таганрогском в газете «Юг Православный», издаваемой по благословению Высокопреосвещенного Пантелемона Архиепископа Ростовского и Новочеркасского. Появляются книги «Между небом и землей», «Святой Блаженный Павел Таганрогский», «Краткое житие и наставления Cвятого Блаженного Павла Таганрогского».

Но сколько бы не писали о Святом Блаженном старце Павле, для людей этого не достаточно. Вера, любовь, почитание, благоговеянное уважение, радость, что в нашем городе жил и остается с нами человек-святой и благочестивый - старец Павел – передаются из поколения в поколение, укрепляя духовные силы живущих в чудесном городе Таганроге.

Старец Павел Павлович Стожков был родом из дворян Черниговской губернии, Кролевецкого уезда, как значится из его билета, выданного ему из Кролевецкого земского суда 12-го февраля 1858 года за № 1402-М. Родился он 8 ноября 1792 г. При крещении наречено ему было имя Павел, в честь св. Павла исповедника (память его 6 ноября). Родители старца – черниговские дворяне: коллежский регистратор Павел и Параскева Стожковы были собственниками крестьян, которых у них было больше 800 душ. Как свидетельствовал сам старец, родители его были богатые и, судя по тому времени, религиозные, они и заронили в сердце своего сына первые семена веры и благочестия.

О юных годах подвижника Павла мало сохранилось преданий, так как он пришел в Таганрог уже в совершенных летах, да и сам он редко вспоминал о своих родных и своей жизни в молодости. Но все-таки кое-что о его жизни в молодых летах передано людьми, имевшими с ним общение. Так, некий Антон Харитонович Мирошниченко рассказывал, что однажды старец поведал ему о себе следующее: «Когда я был еще малым, то отец хотел учить меня высоким наукам, так как и брат мой, штабс-капитан Иван Павлович Стожков, был человек образованный, но я не захотел. Все мое желание от юности было – молиться Богу, а намерение – идти по святым местам, но отец мой противился этому и никак не хотел меня отпускать. Когда мне было 16 лет, то я украдкою оставил дом родителей и проходил по святым местам целый год, и когда воротился домой, то отец хорошо меня побил с наказом, чтобы я больше и думать не смел о страннической жизни и хождении по монастырям. Но сердце мое не могло успокоиться и согласиться жить тою жизнью, какая желалась отцу»[2].

О матери своей старец не вспоминал, вероятно, в это время ее уже не было в живых. Еще рассказывал старец: «Когда я жил у отца (батька), то в одно время крестьяне распаяли громадный котел, и отец хотел наказать виновных розгами, но я со слезами стал умолять отца простить их и наказать меня вместо них – и по усиленной моей просьбе отец простил их, сказав: «Ради тебя я их прощаю». Жил я в доме отца своего до 25 лет и не оставлял своего намерения уйти куда-нибудь ради спасения души своей, потому что окружающая меня жизнь, исполненная суеты мирской, казалось мне, много препятствовала моему святому желанию»[3].

Как видно, уже в молодости он уклонялся от обычаев светской жизни, жил верою и положил начало своим подвигам ради спасения души. «Отец недоволен был моим поведением, - рассказывал он, - но, не имея возможности повлиять на меня, чтобы я оставил свои мечты и думы, взял и разделил меня со страшим братом. При разделе мне досталось много имущества, скота и овец; также несколько сот душ крестьян и деньги я получил от отца».

Происходило это в то время, когда высшие слои российского общества давно разучились не то что говорить, но и думать по-русски. Лишь война с Наполеоном, и то ненадолго, привела их в чувство. Все сильнее возвышали свой голос провозвестники революционных идей. Терялось духовное единство нации, что и привело к катастрофическим для России последствиям.

Именно в это время будущий русский святой совершает поступок, многими непонятный как в XIX в., так до конца не осознанный и уже нашими современниками. Он взял и отпустил доставшихся ему крепостных крестьян на волю; заметим, что он не продал их, не подарил брату или соседскому помещику, он даже не стал завещать их какому-нибудь близлежащему монастырю, а взял и отпустил.

К тому времени на протяжении многих столетий Россия считала себя христианским государством. Но между тем в этом государстве существовали отношения, мало увязывающиеся с христианским мировоззрением. Это право одних православных христиан безраздельно владеть и распоряжаться судьбами других, таких же, как они, православных христиан. Что из себя представляла жизнь крестьянина в крепостной неволе, думается, нет нужды пересказывать заново, достаточно уже того, что помещик имел право продать своих крепостных и даже распродать крестьянскую семью порознь - мужа одному барину, жену другому, детей третьему. Этот поступок Павла Павловича со своим наследством, удивил многих, кто был знаком с семьей Стожковых.

Молодой дворянин Павел Павлович Стожков без бунтов, заговоров и революций сделал для своих крепостных крестьян максимум из того, что было в его силах. Что в этом уникального? Хотя бы уже только то, что произошло это за полвека до официальной отмены на Руси крепостного права и был этот поступок – поступком настоящего христианина. Не громко, не ярко, без особого пафоса и позерства, но с огромным чувством любви и сострадания к людям. Этот его поступок был достоин не только уважения и понимания, но и глубокой любви и почитания.

Раздав имение, Павел Павлович Стожков отправляется по монашеским обителям постигать духовную мудрость. Проходя святые монастыри, старец Павел уделял им из полученного от отца наследства. Будучи мирянином, он ведет аскетический образ жизни, проводя время в трудах и молитве. Десять лет паломнических странствий и накопленный за это время духовный опыт послужили впоследствии тому, что народ стал именовать его «старцем», подобно тому, как именуются опытные монахи-духовники.

Примерно в 1825- 1830-х гг. в возрасте 30-35 лет он поселяется в городе Таганроге. Забывши свое дворянское происхождение, старец Павел вел самый простой образ жизни, одевался в простую крестьянскую одежду и говорил простым (малороссийским) языком. Обладая от природы большой физической силой и здоровьем, он в первое время своей жизни в Таганроге занимался поденными работами, большею частью на хлебных ссылках таганрогских купцов Солодовых и других господ. Все работы он делал по совести, имея в душе своей всегда страх Божий, а когда услышит, бывало, первый благовест к службе церковной, то сейчас же оставляет работу, какая бы она ни была срочная, спешит в храм на службу.

В особенности любил он посещать Успенский собор, жертвовал иконы, свечи, елей и прочее. В соборе было 18 серебряных лампад с надписью, что они пожертвованы старцем Павлом. Люди видели его всегда зажигавшим эти лампады. Он носил с собой в руках маленькую скамеечку, а на плечах беленькое полотенце, которым вытирал иконы. Народ называл их иконами Павла Павловича[4].

Придя в Таганрог, старец Павел жил на разных квартирах. Некоторое время он жил на Карсперовке, а потом в крепости, затем около 20 лет на Банном спуске у одной вдовы, Елены Никитишны Баевой; в последнее время своей жизни он нанял себе квартиру на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова, где жил долгое время до самой старости, там и скончался. «Это был отдельный домик за 75 рублей в год, здесь и жизнь свою он провел иначе: он стал принимать к себе в качестве послушников стариков и юношей, вдов и девиц, и держал их очень строго, приучая к посту, молитве, воздержанию и всякой добродетели, своею собственной жизнью и примером научая их. Он ежедневно ходил в церковь, большей частью в Успенский собор, и выстаивал там все церковные службы»[5].

Настоятель Таганрогского Успенского собора протоирей Федор Покровский – учитель А.П. Чехова, преподававший в гимназии «Закон божий», став настоятелем в Успенском соборе, уважая старца, посетил с женой его келью. «Старец Павел с честью принял его и подарил ему на память небольшую икону Божьей Матери «Нечаянная радость». Жене его сказал: «На тебе, София, крест и просфору». И не без значения для нее оказался этот подарок старца. Дети у нее оказались такими своенравными ,что целый век свой, по ее признанию, она несет от них крест, а по смерти мужа ей представили место в просфорне»[6].

Эти свидетельства о старце Павле людей, близко знавших его и имевших с ним общение, особенно свидетельства лиц духовных, важны для нас в том отношении, что показывают, каким нравственным авторитетом и уважением пользовался старец Павел за свою истинно христианскую жизнь у современников без различия их звания и положения.

Согласно документам, хранящимся в фондах Таганрогского ГАРО (фонд 803, опись 1 дело 758) домашнюю жизнь Старца Павла в Таганроге можно представить так:

старец Павел занимал под квартиру целый дом, состоящий из нескольких комнат, из которых одна называлась его келией. Келия эта вся была уставлена святыми иконами, пред которыми стояла деревянная скамейка, а на ней стояли кувшины, наполненные песком, куда были вправлены большие ставники (свечи), горевшие день и ночь, горели пред иконами также и лампады. Около остальных стен келии стояли кадки, горшки, корзины и мешки, наполненные хлебом, бубликами, маслинами, черносливами, лимонами, медом и прочим; на стенах висели сумки с просфорами. Около одной из стен стояла скамья, ничем не покрытая, служившая старцу вместо постели. Подушки у старца никогда не бывало, спал же он на голой скамье, подложив себе под голову что-нибудь из одежды, скомкав ее или свернув свитку, которую носил. Сон его был короткий, иногда продолжавшийся несколько минут. При такой обстановке, какая была в его келии, она скорее походила на кладовую, чем на жилую комнату. Все съестные припасы, которые в таком большом количестве стояли у старца в келии, он раздавал посетителям и живущим у него, только не всем давал равно, а по своему усмотрению, кто был достоин.

Ежедневная жизнь старца Павла слагалась таким образом: он неопустительно каждый день отправлялся в собор, выстаивал литургию, подправлял лампады и затем из храма, по обыкновению, шел по базару. Ходя по базару увешанный двумя белыми холщевыми сумками, с палкою в руках, старец обходил всех торгующих с обычными своими наставлениями; случалось иногда, кого и палкой ударит, кого пожалеет. Торговки и торговцы подавали ему милостыню: кто булку, кто лимон, апельсинов, иные давали и деньги, но от некоторых старец не принимал никаких подаяний и даже отгонял таких от себя палкою, к великому их огорчению. Возвращался старец домой обыкновенно часа в три-четыре.

Живущие у него послушники и послушницы также ежедневно ходили в церковь и по возвращении из храма принимались за свои работы, указанные им старцем и, - Боже сохрани! – если сделают что-нибудь без благословения старца. Нарушивших его приказание он сурово и мудро наказывал, внушая им ту мысль, что послушание выше поста и молитвы, как часто он говорил. По возвращении из церкви несущая послушание кухарка приготовляла трапезу, чая в то время у старца никто не пил. На обед обыкновенно варился борщ всегда постный, мясного блюда у старца не полагалось; борщ приготовлялся по указанию самого старца самым простым способом. Все овощи, нужные для борща, обыкновенно крошились и все вместе складывались в большой глиняный горшок, который наливался полный квасом и водой и ставился в русскую печь в самый угол ее; затем печь накладывалась кизяком (кирпич из навоза для топки у крестьян) и растапливалась; когда кизяк прогорал, то печь закрывалась заслонкою, и борщ варился сам, в продолжение всего процесса варения в него не заглядывали и не доливали могущую выкипеть воду.

До прихода старца живущие у него ничего не ели – так уж было заведено у него; по приходе же своем старец благословлял вкушение пищи крестным знамением со словами: « Бог благословит» и садился со всеми обедать. Когда были у него посетители, то и их сажали за трапезу, и старец сам служил им, наливая и подавая пищу и говоря: «Ишьте, ишьте, рабы Божие, это я сам варил борщ». Послушницы, слушая эти слова, не понимали в них того смысла, который придавал им старец Павел, а именно: что пища тогда только и бывает вкусна и полезна, когда приготавливается с молитвою и благословением Божиим, а у старца так всегда и было: ни готовить, ни кушать без его благословения никто не смел. Старец Павел кушал очень мало пищи, садился же почти всегда за общим столом, имея в виду постоянно словом и примером служить спасению своих близких. Его мудрые наставления и пример праведной жизни действительно западали в души приходивших к нему и содействовали исправлению их жизни. Старец обыкновенно проводил ночи без сна. Рассказывают жившие у него, что он ходил, бывало, по келии и другим комнатам своей квартиры с палкою в руках и своим громким голосом возбуждал спящих на молитвенный подвиг. «А лыхо их батькови! (так любил приговаривать старец). Понаидалысь, понапывалысь, тай спать повлягалысь!» - обыкновенно говорил он, будя спящих и толкая их палкою: «Вставайте Богу молыцця». И люди, заслышав его звучный голос, как солдаты становились на молитву.

Молитва старца Павла была усердная и с коленопреклонением. Иисусова молитва никогда не сходила с уст старца; учил он и всех приходящих к себе всегда творить эту молитву и без нее никогда никого не впускал к себе в келию. Одна таганрогская сторожилка рассказывала, как старец Павел любил всегда творить Иисусову молитву: «Когда он жил на Банном спуске, в то время я была еще девочка и часто ходила к старцу в келию. Келия же старца обыкновенно была заперта, и вот я, бывала, стучусь в дверь, когда приду к старцу, но старец никогда не открывал мне за то, что я не читала молитву; по молодости мне стыдно было читать ее, особенно вслух; тогда я, желая войти к старцу, читала молитву про себя, и вдруг старец открывал дверь своей келии, говоря: «Вот сотворила молитву Иисусову, теперь иди в мою хату», и я, бывала, много удивлялась прозорливости старца, как он все знает»[7].

Старец так любил правду и во всем поступать по совести, что изменить ей считал большим грехом, так что не дорожил никакою вещью, если она была приобретена в ущерб спокойствию совести, как показывает этот случай. Возлюбив чистоту душевную паче, нежели телесную, старец стремился к ней всеми силами своей души и старался поддерживать ее неослабными трудами и молитвенным подвигом. Высшее наслаждение его и утешение состояло в молитве к Богу и делании добрых дел. Каждый день и каждую ночь в его келии читали акафисты Спасителю, Божией Матери и другие. Особенно любил старец акафист Казанской Божией Матери. Жила у него одна девочка, именем Агрепина, из села Платово, и он заставлял ее каждый день читать этот акафист, и платил ей за это по 12 бубликов и орешков, и богомольцам, молящимся в его келии за усердие в молитве и поклонах платил бубликами, франзолями и лимонами; хлеба и бубликов покупал старец каждый день рубля на 3-4, целыми мешками. Любил старец Павел, чтобы из его келии никто не выходил с пустыми руками, и его щедродательная десница никогда не оскудевала, до самой смерти его келия никогда не была пуста, и живущие у него жили при нем в довольствии и безбедно. Странники заходили к нему, и всех их старец накормит и напоит, бывало, и на дорогу еще кое-чего даст, не только из съестного, но кому даст сапоги, кому башмаки.

Слух о подвижнике Павле прошел далеко за пределы Таганрога, во всех окрестностях, верст за 70-100-150 очень многие знали старца Павла. Часто посещали его и давали ему от своих имений пожертвования, чтобы он употребил их на добрые дела, ибо все были уверенны, что деньги, данные ему, не пропадут даром, и что старец распорядится ими с пользою для их душевного спасения. Выше всех жертв и приношений Богу он считал бескровную жертву за грехи людей Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, по сему сам часто любил нанимать обедни и людям внушал тоже и считал это высокою добродетелью. Обедни часто нанимал старец в церкви св. царя Константина и Елены, где при его жизни священнодействовали священники о. Николай Бояров, о. Федор и диакон Захария, которые любили и уважали старца. Старец любил, чтобы заказанные им обедни совершались по преимуществу в приделе св. Спиридона, милосердию которого к людям он сам подражал.

В своей книге «Отблески золотых куполов» краевед О.П.Гаврюшкин приводит еще один вариант распорядка дня блаженного Старца Таганрогского, опираясь на материалы книги «Жизнь и подвиг в Бозе почившего прозорливого старца – подвижника Павла (Пивловича) Таганрогского, написанная священником Иоанном Алексеевым и допущенная Киевско-Духовно-Цензурным комитетом печати». «Он обязательно каждый день отправлялся в Собор, выстаивал литургию, подправлял лампады и затем из храма, по обыкновению, шел по базару. (…) Живущие у него послушники и послушницы также ежедневно ходили в церковь и по указанию старца по возвращении принимались за работы, указанные старцем, и, Боже сохрани, сделать что-нибудь без благословения старца. Молитвы старца были усердные с коленопреклонением. Любил также поклоны. Бывало, других даже нанимал делать поклоны по 2 копейки за сотню»[8].

Заканчивая описание домашней жизни старца, его подвигов, понесенных им ради спасения души, его наставления людям, приходивших к нему за советами, нельзя не видеть в них того, какую жизнь, великую, истинно христианскую, подвижническую вел блаженный старец Павел; не даром к нему всегда приходило множество народа, который сердцем чувствовал, что старец был истинный раб Божий, и что Господь его слышал и исполнял его святые молитвы ко спасению с верою обращавшихся к нему людей.

Старец Павел так угодил Господу своими добрыми делами, что Господь открывал ему будущие сердца человеческие.

Сохранились воспоминания о деяниях старца Павла: «Один человек по имени Андрей Хоперский рассказывал о старце Павле, какой он был мудрый и прозорливый. Он бывал у старца часто в молодых летах и думал не жениться, а прожить в девстве, Христа ради, и высказывал эти свои мысли старцу. Старец же, провидя, что с ним случится в жизни, все ему, бывало, говорил: «Андрий! Рыбкы поисы, та може одни подушкы дадуть, а може и ничего не дадуть, та неужели подушкы не дадуть? Ты чуешь це, Андрий?» - «Слышу батюшка!». Скажет это старец и улыбнется, и долго Андрий не мог понять, что это ему говорил старец, пока дело не объяснилось само собой. Уехал он из Таганрога в какое-то другое место и поступил там на должность и познакомился с одними людьми, жившими там, у которых была дочь. Люди они были малосостоятельные, но желая отдать дочь замуж, стались принимать у себя Андрия, и не имея чем другим угощать его по своей бедности, все только угощали его рыбой, до тех пор, пока он не женился на их дочери, а в приданное больше ничего не дали ему, кроме одних подушек. Так в точности исполнилось над ним слово старца, сказанное ему за несколько лет. Еще старец тогда сказал ему: «Андрий! Хоть я и помру, то ты сколько раз не будешь в Таганроге, то мою келию посети и могылу»; он же после выезда из Таганрога не приезжал в него 28 лет и, когда приехал, то первым долгом посетил могилу старца и его келию и рассказал послушницам об этом ему от батюшки предсказании»[9].

«У старца Павла в келии жили на послушании молодые люди – юноши, которые приходили к нему ради его святой жизни поучиться у него, как нужно жить ради Бога, и послужить ему, как старцу Божиему. Были из них и такие, с которыми старец Павел спорил, кричал на них и даже наказывал палкою. Так, одного из них, именем Каллистрат, старец заподозрил, будто тот крадет у него что-то и начнет пробирать его за это, хотя он, на самом деле, никогда ничего не крал. Была у старца длинная узкая скамейка, вот он, бывало, заставит разложить Каллистрата на этой скамейке одного послушника, заставит держать его за голову, а другого - за ноги, а сам начнет бить его палкой, да так сильно и беспощадно, как наказывают арестантов в тюрьме, называя его при этом и жуликом, и разбойником и другими позорными именами, и такие сцены повторялись часто, иногда чуть ли не каждый день подряд. Живущему старцу все это было в недоумении; некоторые, бывало, скажут на это: «Нечего батюшке делать, вот он и заводится с Каллистратом». Но старец ничего напрасно не делал: все его поступки и слова имели значение. Когда этот Каллистрат пришел в возраст, он отбился от дела и сделался жуликом, так что, уже после смерти старца Павла, когда он однажды пришел в келию старца, то живущие там сестры так испугались его, что побоялись пустить его к себе. Вот и исполнилось над Каллистратом все то, что делал над ним старец Павел, часто наказывая его палкою и называя жуликом»[10].

В книге О.П.Гаврюшкина «Из прошлого старого Таганрога» приводится другой пример. «Одна зима в Таганроге была настолько снежная, что снег долго лежал на улицах большими сугробами. Как-то старец Павел влез на один из сугробов и долго смотрел на море и город. Проходящие люди его и спрашивают: «Что вы, Павел Павлович, все смотрите на город и на море?» А он и отвечает им : «Та смотрю, станет ли в мори воды пожар залить, хоть бы стало у мори воды пожар залить».

Слова его были пророческими. Через несколько дней начал дуть такой сильный верховой ветер, что воду от берега выгнало верст за 7-8. Тогда же случился пожар, загорелись лавки на Старом базаре. Из-за ветра в городе выгорело 2 квартала, а из-за угона воды от берега на большое расстояние нечем было тушить его»[11].

Как-то подзывает старец послушницу Пелагею и говорит ей, как бы за кого другого: «А, Палажка буде связана, ну не вбьют, не вбьют, ты чуешь, Палага?»

Вскоре Пелагея отправилась с ночевкой к своей подруге, хозяева которой уехали. Узнав об отъезде, злые люди захотели поживиться чужим добром и связали Пелагею и кухарку. Кухарка проснулась, стала вырываться и кричать, за что злоумышленники стали избивать и душить ее, а Пелагее, которая лежала спокойно, не причинили никакого вреда.

Он не раз говорил своим послушникам: «Я к умру, а до вас люды будуть ходыть, то вы их водыть до моей могилы и воны будут говорить: «Здравствуйте, батюшка», а я им буду говорить: «Здравствуйте, мои добрые люды!». Когда он говорил эти слова, то послушница Мария засмеялась и заметила: «Да, батюшка, как закидают вас землей, то вы не отзоветесь». А он отвечает: «Ой, дурна дивчина, а ще у меня живешь». И сбылось слово его. Старец умер, но могила его осталась незабвенной его послушниками и добрыми людьми»[12].

Приведенные примеры – только небольшая часть того, довольно большого списка, в котором так или иначе исполнилось сказанное Блаженным старцем. Этим, конечно, не исчерпывается все, касающееся прозорливости старца. Несравненно больше было случаев, в которых он проявил предвидение будущего, но случаи эти остались неоткрытыми. Но и тех приведенных случаев вполне достаточно, чтобы понять, как помогал блаженный старец Павел людям и какую жизненную память он оставил о себе в сердцах всех верующих и многих неверующих людей.

После смерти старца, последовавшей 9 марта 1879 года, что зарегистрировано метрической записью в Никольской церкви, жители объявили его святым, а землю с его могилы посчитали чудотворной и исцеляющей от всех болезней. Исповедовал и причащал Павла Павловича иеромонах греческого Иерусалимского монастыря отец Дамиан.

Когда гроб вынесли во двор, коленкор, которым были накрыты столы, мгновенно был разорван на куски. Одни брали его с собой для памяти о старце, другие для исцеления от недугов. Крыши домов и заборы на Екатерининской улице, по которой на руках несли гроб с телом старца, был усеян народом. Павла Павловича похоронили на участке земли, огороженном палисадником, который заранее приобрел поклонник старца Никанор Иванович. В 1905 году на одной из панихид присутствовал почитатель старца Павла, некто Иван Никитич Ионкин. Стоя под проливным дождем, ему пришла мысль сделать доброе дело и построить небольшую деревянную часовню, чтобы как-то защитить народ в ненастное время года. На следующий год деревянная часовня размером 7 на 10 метров, вмещающая 15 человек, была готова. В ней имелось 7 окон и 2 двери. Овальную крышу венчал крест. Посреди часовни, в виде деревянной гробницы с насыпанной в нее землей, находится могила старца. У изголовья – большой восьмиконечный крест с прибитым к нему распятьем и неугасимо горящей лампадой. Тут же имеется установленная вертикально металлическая плита с жизнеописанием старца. Оканчивается она словами: «…предстоящая сия могила, сокрыв старца и отца, который был приятель странных, милостив для нищих и убогих и изувеченных калек. Таким он был в строгих подвигах самоотвержения весь свой временный век, смолоду и до старости лет был образ кротости и добродетелей предмет. Христе! Прости нас грешных Искупитель, прими раба Твоего в обители».

Старец умер… Но могила его осталась незабвенной его послушницами и добрыми людьми. Многие люди ежедневно посещают её и в этом посещении находят себе благодатное утешение, как бы от самого старца. Да и слова его остались: он отзывается в людях верующих нетленным голосом и своею благодатною помощью и молитвою за людей перед престолом Божиим.

Кроме дара предвидения старец Павел мог помогать своей молитвой людям. В книге «Краткое житие и наставление святого Блаженного Павла Таганрогского» это определено следующими словами: «Своею высокою жизнью подвижническою старец Павел стяжал себе у Бога дар молитвенной помощи, проявленной им в отношении людей несчастных и бедствующих». В книге «Между небом и землей» мы находим примеры этих деяний Блаженного старца Павла. Так, одна благодетельница старца, некая Матрена, таганрогская мещанка, свидетельствовала: пришла она к старцу со своим мужем за советом, чем и как излечиться ей от своей долговременной и мучительной болезни ног (ревматизма). Из-за сильной боли она почти не могла ходить без посторонней помощи, так что сама едва могла перейти улицу. Старец и говорит ей: «Матрена, собирайся-ка ты в Киев и в Почаев». Она подумала про себя: смеется батюшка, и сказала ему: «Батюшка, я не могу через дорогу перейти, как же я в Киев пойду?» Но старец твердо и настойчиво ей ответил: «Пидышь!» и велел ей собираться в дорогу. «Когда мы уже собрались в путь, - рассказывала она,- то старец сам надел на меня сумку, подвязал поясом, дал мне в руки палку, перекрестил, и я, к своему удивлению, пошла из его келии бодро, почувствовала себя здоровою и, несмотря на далекий путь в Киев, шла всю дорогу пешком, и благополучно воротилась обратно. Я верю, что Господь послал мне исцеление чрез молитву за меня старца Павла»[13].

И еще один пример, услышанный нами при посещении кельи блаженного старца в мае 2009 года. «Из села Ряженого одна крестьянка, по имени Елена, ходила к старцу Павлу и очень часто бывала в воскресные дни в городе Таганроге, посещала службы в храме и каждый раз заходила обедать к старцу Павлу по его повелению. В том же селе Ряженом жила её родственница, некая Ксения, которая много лет страдала припадками, и от этих припадков очень болела голова, так что в последнее время потеряла даже зрение и временами не могла сама ходить, и её водили за руку. Елена, веря в праведного старца Павла и зная, что он многим помогал в нуждах своими молитвами, неоднократно и настоятельно советовала Ксении обратиться в своей болезни к старцу, но та все не хотела, отговаривалась тем, что болезнь не пускает её пойти в Таганрог. Наконец, видя, что болезнь её не проходит и даже усиливается, Ксения решилась по совету Елены пойти к старцу Павлу. Приехав в Таганрог, она пошла в собор, чтобы увидеть там старца. Только что она вошла в ограду и стала всходить на ступени паперти, вдруг, где ни взялся старец Павел, подошел к ней сзади и с такой силой ударил её в затылок кулаком, что по её словам, у ней как будто фонари в глазах засветились, и с головы её как бы что-то слезло. Эта больная была уже пожилой женщиной, лет пятидесяти, имела веру в Бога и проводила хорошую жизнь.»[14]

Подобных примеров сохранилось достаточно много, особенно среди верующих пожилых жителей Таганрога, о них рассказывают служительницы и хранительницы кельи Блаженного Старца Павла, сохранившейся нетронутой до наших дней благодаря последователям старца, его ученикам, простым таганрожцам, которые чтут и берегут память о Павле Таганрогском.

Помогал старец Павел и нашему городу, который стал для него поистине родным. Городские летописи сохранили до наших дней упоминание о чудесном избавлении Таганрога от моровой язвы.

В сентябре 1902 года В.Я. Светлов в своем очерке писал: « В самом отдаленном углу кладбища находится известная всем таганрожцам могила «старца Павла», скончавшегося в конце восьмидесятых годов. Многие верят тому, что если прийти помолиться на его могилу, то все то, о чем будешь просить, непременно сбудется, если, впрочем, просьба будет благочестивого свойства. Старец Павел был человек праведной жизни, много делавший добра окружающим и производивший на всех неотразимое впечатление нравственной чистотой своей жизни. Рассказывают много чудесных случаев о могиле старца. Например, когда в 1892 году к городу приближалась холера, успевшая в короткое время похитить 819 человек, преимущественно из предместий в особенности из босяцкого населения «крепости», горожане отслужили на могиле Павла панихиду, и на другой же день эпидемия разом сократилась, а вскоре как бы обошла город стороною, и совершенно исчезла»[15].

А вот слова историка П.П.Филевского: «Он был великий сердцевидец. Он проникал в душу человека, понимал её и потому мог влиять на неё. Он не говорил с толпой, не влиял на неё, но говорил с каждым человеком отдельно по душе, близко принимал к сердцу то, чем болел его собеседник и старался облегчить ему душу, потому к нему и шли больные душой из Таганрога, Синявки, Голодаевки, Ростова, Черкаска»[16]. Эти слова как нельзя лучше характеризуют обратную связь, то, как относились жители города к своему почитаемому старцу Павлу, добавив к его имени «Таганрогский».

О деяниях Блаженного Павла Таганрогского знали не только в Таганроге и округе, но и за пределами нашего края. В 1911 году в Москве в книге Ефимова И.С. находим такие строки:

Трепещет сердце мое грешное,

Душа моя полна грехов.

Влечет мечта меня нездешняя

В древний город Таганрог.

Там старец Павел подвизался,

Дела спасения творил,

Гоненьям сильных подвергался,

Обиды разные сносил.

За то Господь его десницею

Своей великой осенил,

И за смирение сторицею

Великим даром наделил.

Как в книгах, душах прибегающих

Он мысли разные читал.

В недугах тяжких изнывающих

Святой молитвой исцелял.

Он наделял нагих одеждою,

Во бога алчущих кормил.

Он окрылял святой надеждою

Упавших, жаждущих поил.[17]

Эти строки лучше всего, на мой взгляд, говорят о жизни, деяниях Павла Таганрогского и в этих строках лучше всего чувствуется отношение к Блаженному Старцу.

Именно почитатель старца, некто Иван Никитич Ионкин воздвиг на свои деньги небольшую деревянную часовню, чтобы как-то защитить народ, приходящий к праху старца Павла, его могилу в ненастное время года. Внутри пятиугольной часовни под крестом, перевитым терновым венцом, находилась могила, на могиле надпись: «Здесь покоится прах Павла Павловича, целью жизни которого было облегчение страданий ближнего. Возлюбил он сирых, убогих, калек, недужных, нищих, слабых и несчастных и жизнь свою положил за них. Христос Спаситель Искупитель, возьми его в свою обитель»[18].

В годы советской власти старец Павел был предан забвению. Часовню на его могиле закрыли как очаг «мракобесия» и разрушили. Даже все элементы благоустройства могильного участка были стерты с лица земли. Тем не менее на могилу старца в любую погоду, круглый год не иссякал поток паломников. Не иссякает он и сейчас.

За великую любовь старца Павла к людям Господь воздал ему тем же. Памятник-часовня, где почивает его прах, сделалась дорогим и как бы священным местом для народа, и место это он, по своему усердию, украсил св. иконами и приносит туда свои жертвы Богу за упокой праведной души. Приношения эти (деревянное масло, свечи и ладан, а так же и милостыня)никогда не прекращаются, и над старцем Павлом воистину исполнились слова Господа нашего Иисуса Христа, какие он сказал в Святом Евангелии: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам» (Матв.6.33), и ещё : « Аще хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Матв.7.12). Благочестивый старец Павел при жизни своей искал главного, именно Царствия Божия: все родительское имени свое, которого было больше 60000 рублей, он раздал бедным и в жизни своей не старался приобретать себе ничего, раздавая другим все, что приносили ему благодетели, однако никогда в своей жизни он не терпел нужды; так, по неложному слову Божию, все земное приложилось ему в награду за его усердие и любовь к Богу и ближним. Как он в своей жизни старался делать всем и каждому добро, а наипаче заботился о спасении своих ближних, так после своей смерти он получил сторицею от тех, которых любил и которые воздают ему той же любовью, тем усердием, какие старец проявлял в своей жизни. Любил старец при жизни своей жертвовать в храмы Божии, а также раздавать людям св. иконы, деревянное масло, свечи и ладан; так теперь и ему вместо его успокоения приносит народ масло, ладан, свечи. Любил так же старец возжигать пред Ликом Божиим и Матери Божией и Святых светильники, да не только сам любил это делать, но и людей учил тому же. Так теперь возжигаются народом светильники и в том месте, которое сделалось местом его вечного упокоения.

Подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что жизнь Старца Павла Таганрогского поистине была замечательна. Замечательна тем, что жизнь свою старец вел не в пустыне или монастыре, а в большом и шумном городе, среди тысяч людей всякого звания и всех положений. Удивительно поэтому, что старец, живя среди них, умел сохранить в своем сердце негасимую веру в Бога и воплотить в своей жизни те великие заветы Христа, которые начертаны в Божественном Его слове, воплотить среди того круговорота жизни, который, по словам песнописца, называется житейским морем, воздвигаемым постоянно напастей бурею.

Всю свою жизнь Святой Блаженный Павел Таганрогский служил людям беззаветно и со всей христианской любовью. Именно за это беззаветное, поистине христианское служение людям, за его духовный подвиг, который был и остается для нас примером, люди помнили, помнят и будут помнить Святого Блаженного Старца Павла.

Список литературы и источников

Литература

1. «Краткое житие и наставление Святого Блаженного Павла Таганрогского». Таганрог, пресс-центр Свято-Никольского Храма. 2008.

2. «Между небом и землей». Таганрог, пресс-центр Свято-Никольского Храма. 1999.

3. «Святой Блаженный Павел Таганрогский», Таганрог, пресс-центр Свято-Никольского Храма. 1999.

4. Ефремов И.С. «Старец Павел Таганрогский». М., 1911.

5. Филевский П. П. «История города Таганрога». М., 1898.

6. Гаврюшкин О. П. «Отблески золотых куполов». Таганрог, 1999.

7. Гаврюшкин О. П. «Из прошлого старого Таганрога». Таганрог, 2003.

8. Светлов В. Я. «Город Таганрог». Ежемесячное приложение к журналу «Нива» № 9. С-П., 1902.

9. Киричек М.С. «Святые купола Таганрога». Таганрог, 2008.

10. Купушин В. С. «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья». Ростов-на-Дону, 1996.

11. Статья настоятеля Свято-Никольского храма прот. Александра Клюнкова. // «Юг Православный». Июнь, 2009.

12. Сайт www.taganrog.orthodoxy.ru

Источники

1. ГАРО ф. 803 опись 1 дело 758.

2. ТГЛИАЗМ ФПИ копии 9863/59;9863/66;9863/69;9867/42;9163/68 (Дело старца Павла Таганрогского).

Рецензия

Представленная на конкурс работа "Не полагает светильник под спудом, но на свешнице да светит всем" Анастасии Валерьевны Поляковой, посвященная жизни старца Павла Павловича Стожкова, соответствует требованиям Конкурса. Автором сделана удачная попытка осмыслить значение святого для современного православного человека, понять причины "притягательной силы влияния этого простого скромного поистине божьего человека".

Рецензируемая работа содержит следующие разделы: "План", Введение", "Основная часть", состоящая из 6 пунктов, и "Заключение". Методы исследования автор не выделила отдельным разделом, но они обозначены во введении. В работе приведены ссылки на литературные источники.

Автором проведена серьезная работа по выявлению источников и литературы, связанной с жизнью П. П. Стожкова. Анастасия Валерьевна продемонстрировала умение работать с литературой, анализировать, систематизировать материал и делать выводы. Приведены и результаты ее поисковой работы в архиве. Работа написана хорошим литературным языком.

В качестве пожеланий предлагаю подумать об иллюстративном материале к работе и исправить некоторые опечатки и синтаксические ошибки.

Желаю Анастасии Валерьевне обязательно продолжить начатую работу по сбору материалов о судьбе П. П. Стожкова, что позволит расширить круг источников и литературы. Выбранную тему можно развивать, изучая судьбы духовенства и верующих, окружавших старца.

Работа Поляковой А.В. носит исследовательский характер и заслуживает внимания.

С уважением

Волобуева Татьяна Ивановна, к.б.н.



[1] П.П.Филевский.История города Таганрога. ­М. 1898.

[2] Краткое житие и наставления Святого Блаженного Павла Таганрогского, Таганрог стр.1

[3] Краткое житие и наставления святого блаженного Павла Таганрогского, Таганрог стр.2

[4] ТГА и АМЗ ФПИ кот 9863 (59 «Дело Старца Павла»)

[5] «Святой Блаженный Павел Таганрогский»Таганрог 1999 год,стр.7

[6] «Святой Блаженный Павел Таганрогский»Таганрог 1999 год,стр.8

[7] Святой Блаженный Павел Таганрогский. Таганрог, 1999. С.11-12

[8] О.П.Гаврюшкин «Отблески золотых куполов». Таганрог, 1999. С.122

[9] ТГЛИАМЗ ФПИ код 9863/64 «Дело старца».

[10] ТГЛИАМЗ ФПИ код 9863/69 «Дело старца»

[11] О.П.Гаврюшкин «Из прошлого старого Таганрога». Таганрог, 2003. С. 347

[12] О.П.Гаврюшкин «Отблески золотых куполов». Таганрог, 1999. С.121

[13] « Между небом и землей» Таганрог, 1999. С.27

[14] Записано со слов хранительниц кельи Старца Павла в мае 2009 года.

[15] Записано со слов хранительниц кельи Старца Павла в мае 2009 года

[16] П.П.Филевский «История города Таганрога» М.1898 год, стр.266

[17] П. П. Филевский «История г.Таганрога». М., 1898. С. 266

[18] Надпись на гробнице старца Павла


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру