Исследования в местах жизни и служения Воронежского архипастыря Петра (Зверева)

III Всероссийский конкурс юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению

Введение

На месте этой часовни раньше была могила (см. Приложения, рис.1). Верующие люди сохранили стоявший на ней крест. Теперь, когда никто не препятствует свободно говорить о Боге, исповедовать свою веру, здесь совершаются божественные службы, крестные ходы. Это место свято, оно обагрено кровью мучеников, жертв политических репрессий 1920–1930-х годов. Это остров Анзер Соловецкого архипелага. Каждая пядь его земли пропитана кровью, каждый камушек напоминает нам о покаянии. Здесь, на этом острове, был похоронен и Воронежский архипастырь Петр (Зверев).

Есть много святых мест, но каждому православному христианину, по нашему мнению, нужно обязательно посетить два из них – Святую Землю и Соловецкие острова. В августе этого года группа учащихся и педагогов нашей гимназии совершила паломническую поездку на Соловки. Это не первая наша дальняя поездка – мы ежегодно выезжаем на Валаам, путешествуем по Золотому кольцу России, посещаем Москву, Санкт-Петербург и другие города страны. 2009-й год стал для нас годом памяти священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

Составляя планы на лето, наши педагоги направили письмо митрополиту Воронежскому и Борисоглебскому Сергию с прошением благословить поездку на Соловецкие острова. Была определена дата – 3 августа. Наша поездка совпала с важным событием всей Воронежской епархии – перенесением честных мощей священномученика Петра из Соловецкого монастыря в Воронеж.

Дорога до Соловков была трудной: сначала мы ехали на поезде, потом на автобусе, затем плыли на корабле. В пути пришлось ночевать на подворье монастыря и даже на вокзале, но, молитвами священномученика Петра, мы благополучно добрались до цели нашей поездки – на остров Анзер. Соловки встретили нас по-летнему ясной солнечной погодой. Мы общались с добрыми приветливыми людьми, много ходили пешком, и нам совсем не хотелось уезжать. Все дни нашего пребывания на островах богослужения в главном храме совершали наши воронежские священники, а воскресную литургию служил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

Цель работы: уточнить и расширить жизнеописание священномученика Петра (Зверева) по материалам исследований, проведенных в местах его жизни и служения.

Задачи работы:

• Изучить житие священномученика Петра (Зверева);

• Составить карту-схему жизни и служения святого, начиная с его рождения до конца дней;

• Посетить места жизни и служения святого, собрать информацию, которая может расширить или уточнить уже известные факты биографии священномученика;

• Встретиться с людьми, которые почитают архиепископа Петра, взять у них интервью;

• Составить презентацию и видеофильм о наших поездках, подготовить рассказ для старшеклассников и младших школьников о священномученике Петре (Звереве) и историческом периоде, в который ему пришлось жить;

• Способствовать сохранению памяти о священномученике Петре среди жителей нашего города.

Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника, который служил в храме села Вешняки под Москвой. У отца Константина Зверева и его жены Анны было четверо детей: три сына – Арсений, Кассиан и Василий, и дочь – Варвара. Характеры братьев определились с детства, они были очень разные. Арсений, который любил писать разные бумаги, стал чиновником. Кассиан, часто игравший в войну, стал офицером. В 1914 году он погиб на фронте. Самый младший из братьев, Василий, любил играть в церковную службу, он стал священнослужителем [2].

Этапы жизненного пути священномученика Петра (Зверева)

1878 г. – родился в семье священника.

1895 г. – окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

1899 г. – принят в число студентов Казанской Духовной академии.

1900 г. – пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха.

1902 г. – закончил Казанскую Духовную академию.

1902 г. – назначен преподавателем в Орловскую Духовную семинарию.

1903 г. – переведен в Князь-Владимирскую церковь при Московском епархиальном доме с определением на должность епархиального миссионера.

1907 г. – назначен инспектором Новгородской Духовной семинарии.

1909 г. – возведен в сан игумена и назначен настоятелем Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии.

1910 г. – возведен в сан архимандрита.

1916 г. – направлен на фронт в качестве военного священника.

1917 г. – настоятель Успенского Желтикового монастыря в Твери.

1919 г. – хиротонисан святым Патриархом Тихоном во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, поселился в Печерском монастыре.

1921 г. – арестован и отправлен в Москву. После допросов в ЧК переведен с Лубянки в Бутырскую тюрьму, затем в Таганскую.

1921 г. - переправлен в Петроградскую тюрьму.

1922 г. - назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии, поселился в Успенском Желтиковом монастыре.

1922 г. - арестован.

1923 г. – отправлен в Ташкент.

1924 г. – освобожден, прибыл в Москву.

1925 г. – послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу).

1926 г. – возведен в сан архиепископа Воронежского.

1927 г. – арестован, заключен в тюрьму ОГПУ на Лубянке, коллегия ОГПУ приговорила архиепископа Петра к десяти годам заключения в концлагере.

1927 г. – прибыл в Соловецкий концлагерь, определен в 6-ю роту 4-го отделения, располагавшуюся в стенах Соловецкого Кремля, затем переведен в 4-ю роту 1-го отделения.

1928 г. – отправлен в «Троицкую штрафную командировку» 6-го отделения на остров Анзер.

1928 г. – заболел тифом.

1929 г. – 25 января (7 февраля) скончался в заключении.

9 июня 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил провести работы по определению места захоронения и обретению мощей священномученика Петра. 17 июня 1999 года мощи священномученика Петра были обретены и находились в Спасо-Преображенском Соловецком Ставропигиальном мужском монастыре.

Освященный Архиерейский Собор 13–20 августа 2000 года канонизировал священномученика Петра (Зверева) в лике святых Русской Православной Церкви.

9 августа 2009 года мощи священномученика Петра (Зверева) были перенесены из Соловецкого монастыря в Воронеж в Алексиево-Акатов монастырь.

Память священномученика Петра (Зверева) совершается в день его кончины – 25 января (7 февраля), в день обретения мощей – 4 (17) июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Поисково-исследовательская работа в местах жизни и служения священномученика Петра (Зверева).

1. Поездка на Соловки

Наше исследование о жизни и служении священномученика Петра (Зверева) началось с места его последнего пребывания – Соловецких островов. Во время поездки мы посетили остров Анзер, собрали информацию о пребывании там архиепископа Петра, отсняли фото и видеоматериал для презентации и видеофильма.

Жизнь священномученика Петра в Соловецком заключении

Архиепископ Петр был осуждён 26 марта 1927 года на десять лет лагерей «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Поздней весной священномученик оказался на Соловках, где находилось в заключении много архиереев, духовенства и монашествующих. Это была 6-я рота IV отделения Соловецкого лагеря, её называли «сторожевая». Она состояла в основном из священников, монахов, епископов. Им поручалась работа, на которой нужна была честность: сторожить склады, каптёрки, выдавать посылки заключённым и др. Из всех рот самой большой и страшной была 13-я.

Из воспоминаний Д. С. Лихачёва: «…Были там многоэтажные нары. Туда принимали прибывшие этапы. Там их муштровали, чтобы сломить всякое желание сопротивляться или протестовать. Оттуда направляли на тяжёлые физические работы. Все прибывшие на Соловки обязаны были пробыть в 13-й роте не менее трёх месяцев. Называлась рота «карантинной». Лагерное кладбище называли 16-й ротой. Безбожники всячески пытались унизить и ущемить верующих людей, православных и католиков, склоняли их признать главой Церкви митрополита, сотрудничавшего с властью [3].

Летом 1928 года владыка Петр был избран главой Соловецкого православного духовенства. Из Соловков владыка часто писал письма, почти в каждом поминая Воронежскую блаженную Феоктисту Михайловну, которую он очень почитал, прося ее святых молитв.

Вскоре в лагере сменилось начальство, порядки стали более суровыми. В октябре 1928 года владыка был отправлен в «Троицкую штрафную командировку» 6-го отделения на остров Анзер Соловецкого архипелага за то, что крестил в Святом озере заключённую – эстонку. В Анзерской «командировке» святитель работал счетоводом. Он писал, что в этом уединённом месте, где почти нет людей, чувствует себя пустынником. Здесь владыка составил акафист преподобному Герману Соловецкому.

Из последнего письма архиепископа Петра: «…У нас начались порядочные морозы, и зима вступила в свои права. Как-то вас Господь милует? Всем без исключения верным Господу прошу передать мир, благословение и поклон. Всех да хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских» [2].

В конце 1928 года священномученик заболел тифом и в январскую стужу 1929 года был доставлен под конвоем в Голгофо-Распятский скит. Голгофа на Анзере предназначалась для размещения безнадёжно больных и глубоко старых людей (главным образом священнослужителей и нищих, собранных с папертей московских церквей). Здесь не лечили, а оставляли умирать. Владыку Петра положили в палату, которая размещалась у алтаря церкви в честь Распятия Господня. Он проболел две недели, был очень слаб и совсем не принимал пищи. Новомученик скончался 25 января (7 февраля) 1929 года, в день празднования иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Интересный факт сообщил нам иерей Алексий Иванников: после смерти архиепископа Петра на Соловках прекратилась эпидемия тифа [10].

Владыку приказали похоронить в общей могиле, которая была уже переполнена телами. Засыпать могилу землей было невозможно, поэтому ее заваливали еловыми ветками. На пятый день заключённые перезахоронили святителя отдельно. Монахиня Арсения, присутствовавшая при этом, рассказывала: «Открыли общую могилу. Все умершие лежали чёрные, а владыка лежит… в рубашечке, со сложенными на груди руками, белый, кипельный» [6]. Присутствовавшие при погребении понимали, кого они хоронят. Сейчас на месте могилы святителя стоит часовня, в которой находятся иконы священномученика и крест с его захоронения.

В историческом очерке «Храм села Вешнякова: события и судьбы» [8] о смерти священномученика Петра (Зверева) сказано: «Погиб в заключении на Соловках, на нашей северной Голгофе – Секирной горе острова Анзер, где и был похоронен». Но, побывав на Соловецких островах и на острове Анзер, мы узнали, что Секирная гора находится на главном Соловецком острове, а гора на острове Анзер называется Голгофа, здесь расположен Голгофо-Распятский скит. В XVIII веке на Анзере иеросхимонах Иисус услышал голос Царицы Небесной: «Эта гора отныне назовётся второй Голгофой… Я Сама буду посещать эту гору и пребуду с вами во веки» [4]. А на Секирной горе находится Свято-Вознесенский скит. Гора получила свое название в память об ангелах, высекших жену рыбака [1]. По преданию, это чудо случилось во время жизни преподобного Савватия. Два светлых мужа явились жене рыболова и били ее прутьями со словами: «Уходите отсюда, это место Бог предназначил для жительства иноков, а не вам». После чего жена с мужем покинули остров, и с тех пор никто, кроме монахов, не осмеливался приходить жить на острове.

9 августа 2009 года состоялось перенесение мощей священномученика Петра (Зверева) с Соловецких островов в Воронеж. Мы стали участниками этого незабываемого события. Прошли крестным ходом вместе с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием, духовенством нашей епархии и паломниками от храма в Соловецком кремле до аэродрома, где святые мощи ждал самолёт.

2. Поездка в Москву

На осенних каникулах группа учащихся нашей гимназии, занимающихся исследовательской работой, отправилась на родину архиепископа Петра (Зверева) – в Москву. Мы посетили район столицы, который называется Вешняки (ранее это была Московская область).

Первоначально наши поиски родины священномученика Петра были неверными. У игумена Дамаскина (Орловского) в книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия» написано: «Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника, который служил сначала в храме села Вишняки под Москвой». Другая цитата о детских годах будущего архиерея: «В раннем детстве он торопился попасть к началу богослужения в приходской храм в Вишняках и на службу ходил всегда вместе с отцом». Следует отметить, что ни в одном найденном нами источнике название приходской церкви в селе Вишняки не указано. Зато в современных справочниках и путеводителях по московским храмам значится храм Живоначальной Троицы в Вишняках, который находится в районе метро «Третьяковская». Однако в конце XIX века это место не было окраиной Москвы, и здесь не могло располагаться село.

Продолжив поиски, мы нашли храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (метро «Рязанский проспект). В списках населённых пунктов Московской губернии за 1862 год это место значится как «Вишняково, село 1-го стана», в котором действует 1 церковь. В списках за 1911 год появляется новое название села – Вешняки.

Мы посетили церковь в Вешняках (построена в 1644 году) и убедились, что именно в нёй служил священник Константин Зверев, отец священномученика Петра. Историю этого храма нам рассказал иерей Димитрий [11]. Мы также смогли сфотографировать храм и дом священника, в котором жил с родителями Василий Зверев, будущий архиепископ Петр. Игумен Дамаскин пишет, что когда Василий вместе с отцом спешил в церковь, звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол, и мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему [2]. В этой же книге мы прочитали о том, что впоследствии, общаясь с детьми, владыка Петр иногда рассказывал им о себе в назидание: «Вам, мальчишкам, всегда хочется попробовать курить. А у нас отец строгий был, он нам однажды сказал: "Если кто будет курить, губы оторву!" Но попробовать все-таки хотелось. Выкурил я папиросу и пошел в церковь. Было Прощеное воскресенье. Запели: "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя...". Это было самое мое любимое песнопение. Но тут у меня нестерпимо закружилась голова, и пришлось мне выйти из храма. С тех пор я уже не пробовал курить» [2].

В Успенском храме находится икона святых новомучеников Российских, на которой изображён архиепископ Петр (Зверев). Эта икона была написана и подарена храму в 2008 году [11].

3. Поездка в Нижний Новгород

Из Москвы мы отправились в Нижний Новгород. В Вознесенском Печерском монастыре нас гостеприимно встретил архимандрит Тихон (Затёкин), которому мы преподнесли в дар икону священномученика Петра (Зверева), фотографию раки с его мощами и другие фотоматериалы, собранные на Соловках. Мы жили в гостинице монастыря, участвовали в богослужениях, побывали в музее Нижегородской епархии, где есть экспозиция, посвящённая священномученику Петру, архиепископу Воронежскому.

Братия монастыря помнит своего святого, хорошо знает его житие, всегда обращается к нему в своих молитвах. В обители мы беседовали с иеромонахом Евфимием, который рассказал нам о жизни владыки Петра в монастыре [9].

В Печерском монастыре, расположенном в живописном месте на берегу Волги, в то время епископ Балахнинский Петр, викарий Нижегородской епархии, жил с 1919 по 1921 годы. Здесь его все любили. Владыка всегда привлекал к участию в службах народ. Службы были долгими. Епископ служил неспешно, громко и раздельно произносил каждое слово. Во время каждения на полиелее, когда поется «Хвалите имя Господне», шел медленно, так что успевали пропеть полностью оба полиелейных псалма. Пел весь народ на два хора афонским распевом. Общенародному пению во время богослужения епископ Петр придавал большое значение и, с благословения архиепископа Нижегородского Евдокима, даже обратился с особым посланием к благочинным, в котором разъяснил пользу такого пения и призвал завести его в других храмах епархии [2]. Во время первого часа и после литургии епископ всегда благословлял народ.

Стараниями владыки Петра в монастыре началось преподавание детям закона Божия, причем епископ преподавал сам. Дети так привязались к нему, что зачастую собирались толпой у его крыльца в ожидании – не пойдет ли владыка куда-нибудь. Если он шел, то они его сопровождали. По дороге архиерей что-нибудь им рассказывал, часто из своей жизни.

Нередко он служил в Сормове, и рабочие, узнав епископа поближе, также полюбили его. Когда в мае 1921 года владыку арестовали, рабочие объявили забастовку и бастовали три дня. Тогда власти пообещали, что отпустят архиерея, но вместо этого отправили его в Москву в ЧК на Лубянку. Епископ Петр был обвинен в «разжигании религиозного фанатизма в политических целях» [2].

4. Посещение мест, связанных с жизнью священномученика Петра (Зверева)

В Воронеже

В конце 1924 года владыка прибыл в Москву. 16 июля 1925 года, уже после смерти Патриарха Тихона, когда Русскую Церковь возглавил Местоблюститель Патриаршего Престола священномученик митрополит Петр (Полянский), владыка был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было восемьдесят четыре года.

Епископ Петр служил в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне и в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, при котором и жил. Во время совершаемых им богослужений храмы всегда были переполнены молящимися, от тесноты не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре тоже полюбил его.

После избрания на Воронежскую кафедру владыка Петр уехал в Москву, чтобы получить подтверждение народного выбора от священноначалия. Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) признал это избрание и назначил епископа Петра на Воронежскую кафедру с возведением его в сан архиепископа, сказав при этом, что посылает в Воронеж лучшего проповедника Московской Патриархии.

Служил архиепископ по афонскому чину: каноны, кафизмы, стихиры – все читалось и пелось неспешно, без пропусков, поэтому службы длились по несколько часов, но народ не уходил из храма до окончания богослужения. Так же как и в Нижнем Новгороде, архиепископ Петр и здесь наладил народное пение. Нередко, стоя на кафедре, он сам запевал «Хвалите имя Господне».

Пребывание архиепископа на Воронежской кафедре вызывало недовольство обновленцев. Истовое служение владыки, его авторитет среди народа – все это действовало на них уничтожающе. При высокопреосвященном Петре началось возвращение захваченных обновленцами храмов Воронежа в «тихоновскую» Церковь, в их подчинении оставалось все меньше приходов. На своем епархиальном съезде деятельность архиепископа Петра в Воронеже озлобленные обновленцы назвали «петрозвериадой». Они предпринимали немало усилий, чтобы удалить архиепископа из Воронежа, действуя через светские власти [5].

В то время обстановка в городе была такова, что архиепископ счел необходимым обратиться к пастве с посланием. Одновременно он отослал текст послания в газету «Воронежская коммуна» с просьбой его опубликовать. Таким образом, владыка предполагал смягчить напряженность отношений между Церковью и властями в Воронеже. Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Держался он при этих визитах спокойно. Входя в кабинет следователя, оглядывался, как бы ища икону, но поскольку ее, естественно, не было, он крестился на правый угол, кланялся в пояс и только после этого начинал разговор со следователем. Рассказывали, что при его появлении служащие ОГПУ невольно обнажали головы [5].

На улице Сакко и Ванцетти в современном Воронеже находится Покровский женский монастырь. Раньше эта улица называлась Большая Девическая, потому что вела к Девичьему монастырю. Он возник в 1623 году, и был полностью разрушен через 13 лет после революции 1917 года. Священномученик Петр (Зверев) служил в Покровско-Преображенском храме этого монастыря. К сожалению, в настоящее время все строения на монастырской территории заняты частными домами.

Недалеко от Алексиева-Акатова женского монастыря располагается место, где находился дом священника, в котором жил владыка Петр. Из беседы с иереем Алексием Иванниковым, мы узнали, что на недавно состоявшемся Епархиальном собрании митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий предложил выкупить этот дом, чтобы организовать в нем музей священномученика Петра (Зверева) [10].

По перенесении из Соловков святых мощей архиепископа Петра в Воронеж, рака с его мощами некоторое время находилась в Алексиево-Акатовом монастыре. А после открытия нового Благовещенского кафедрального собора мощи священномученика, вместе с мощами святителей Митрофана и Тихона Воронежских, были перенесены крестным ходом на новое место своего пребывания.

Обобщение результатов поисково-исследовательской работы

· Изучено жизнеописание священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского.

· Составлена карта-схема мест, где жил и служил архиепископ Петр (Зверев).

· Состоялось посещение этих мест, в них была собрана информация, которая дополняет биографию священномученика или уточняет уже известные факты из его жизни.

Мы посетили:

· Соловецкие острова – место, где отбывал заключение и скончался священномученик Петр (Зверев);

· Москву (Вешняки) – родину архиепископа Петра;

· города Нижний Новгород и Воронеж – места служения священномученика.

Собрали информацию, которая:

· дополняет сведения о жизни святого на Соловецких островах;

· помогла уточнить правильное написание названия места рождения архиепископа Петра (Зверева), а также название храма, который он посещал в детстве.

· позволила исправить сведения, приведенные в книге «Храм села Вешнякова: события и судьбы» [8]; исправления отправлены по электронной почте настоятелю храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках епископу Никону.

Мы встретились с людьми, которые почитают священномученика Петра, архиепископа Воронежского, и которые обращаются к его святым молитвам:

· иереем Дмитрием, священником храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках (Москва);

· архимандритом Тихоном (Затёкиным), Печерский монастырь (Нижний Новгород);

· иеромонахом Евфимием, Печерский монастырь (Нижний Новгород);

· иереем Алексием Иванниковым, священником Троицкого храма (Воронеж).

Нами составлена презентация и видеофильм о наших поездках по местам жизни и служения священномученика Петра (Зверева);

Подготовлены мероприятия для старшеклассников и младших школьников о священномученике Петре (Звереве) и историческом периоде, в котором он жил:

· презентация в День памяти жертв политических репрессий в Традиционной гимназии во имя свт. Митрофана Воронежского (для старшеклассников);

· рассказ о нашей поисково-исследовательской работе в рамках работы дискуссионного клуба гимназии;

· итоги исследовательской работы представлены на встрече научного общества учащихся «Эврика» с учащимися Воронежской духовной семинарии (в рамках проекта «Подвижники благочестия земли Воронежской»).

Список литературы и источников

1. Во отоце океана моря…: Книга паломника Соловецкой обители // Авт.-сост. М.В. Осипенко. – М., 2008.

2. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. – Тверь, 2000. – Т. 4.

3. Лихачёв Д.С. Книга беспокойств: Статьи, беседы, воспоминания. – М., 1991.

4. Соловецкий монастырь. Анзер и его святыни // Сост. В.П. Столяров. – Спасо-Преображенский монастырь, 2008.

5. Сайт Воронежской епархии.

6. Сайт www.kabias.narod.ru

7. Cайт www.kotlovka.ru

8. Храм села Вешнякова: события и судьбы: Краткий исторический очерк // Сост. С.В. Астахов. – М., 2007.

Устные источники

1. Интервью с иеромонахом Печерского монастыря Евфимием, (Нижний Новгород).

2. Интервью с иереем Алексием Иванниковым, храм Пресвятой Троицы (Воронеж).

3. Интервью с иереем Дмитрием, храм Успения Пресвятой Богородицы (Москва).

Рецензия

Юные авторы Иванникова Анастасия и Федоров Александр посвятили свою работу изучению жития священномученика Петра (Зверева), посетив места его жизни и служения. Разрешая поставленные задачи, авторы составили картосхему мест жизненного пути святого, начиная от его рождения до конца дней, что само по себе исключительно важно для организации поисковой работы. Проведены интервьюирования, создан видеофильм, составлена беседа для использования в информационно-просветительской работе в школе. Авторы представляли итоги своей работы на встрече с учащимися Воронежской духовной семинарии в рамках проекта «Подвижники благочестия земли Воронежской» научного общества учащихся «Эврика».

Работа отлично оформлена, сопровождается многочисленными информативными и красочными фотоприложениями. Текст работы структурирован, имеет подзаголовки.

Можно поздравить авторов работы: они соприкоснулись с житием видного иерарха Русской Православной Церкви, священномученика митрополита Петра, истинного героя духа, который, не полагаясь на себя, идет за Иисусом Христом в самых тяжких обстоятельствах до конца дней своей земной жизни, тем сохраняя традиционные основы православной народной жизни.

Мои замечания и предложения авторам следующие. В работе не показаны методы исследования, сайты указаны без авторов и названий статей. Главное: в списке использованной литературы отсутствует житие архиепископа Петра (Зверева), составленное по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Это недостаток. Житие владыки опубликовано в издаваемом 12-томном месяцеслове «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским)» (Тверь.2005. Книга «Январь», С.272-317.) В житие включены письма владыки своей воронежской пастве, которые будут авторам небезынтересны. Кроме того, опубликованы некоторые сведения об обретении мощей архиепископа Петра в трудах А.В. Буренкова о деятельности Общественного регионального Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ столетия» (см. сайт: www.fond.ru). Авторам, предпринявшим агиографическое исследование, нужно хорошо разобраться в содержательной сущности понятий: биография, жизнеописание и житие.

Иноземцева З. П.,

кандидат исторических наук,

заслуженный работник культуры РФ.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру