Храм «в бору» как образ Святой Руси

Из лучших работ II Конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению

ВВЕДЕНИЕ

В 10 км от Углича, в сосновом лесу среди болот находится древний храм, который так и называется – храм Архангела Михаила «что в бору». Первая встреча и знакомство с этим незабываемым уголком Святой Руси произошла в 2002 г. в летнем лагере. Летом 2008 года мы приехали сюда в краеведческую экспедицию.

Архангельское произвело на нас неизгладимое впечатление, не поразило, а глубоко вошло в душу. Храм неожиданно возникает в просвете деревьев, как в воротах мощных стен. Мир, оставшийся за лесом, не в силах изменить его. Здесь время как будто остановилось. В этом месте чувствуешь спокойствие, гармонию, дыхание вечности – рай на земле. Но место это отгорожено от внешнего мира не только лесом, но и как будто невидимым Благодатным покровом. Об этом говорят все, кто побывал здесь хоть однажды: «Здесь благодать – это не просто какое-то отвлеченное философское понятие, а реально ощутимая человеком физическая».

Своей сокровенностью, уединенностью, таинственностью Архангельский храм невольно напоминает нам Легенду о невидимом граде Китеже. Большая часть того, что содержит в себе это место, как будто ушло под воды истории, стало невидимым, но остается ощутимым для тех, кто «никакова помысла» не имеет «лукава и развращенна, и мятущего ум и отводящаго в места оного мысли человека того хотящаго итти», увидеть его могут лишь чистые душой люди. По легенде невидимый Китеж – это место, которое Господь «сокрыл» от «гибели» во время Батыева нашествия в водах озера Светлояр. «И сей град Больший Китежь невидим бысть и покровен рукою Божиею» – говорится в легенде.

В исследовании нам очень помогла книга С.В. Перевезенцева  «Святорусское царство». Он пишет о том, что «именно в Китеже покоренная татарами и «погибшая» Русь сохранила свою святость и свою красоту» . Но «святость должна была быть укрыта» не только от захватчиков, но и от самих себя, от своей греховности. В легенде говорится, что людям развратным и лживым град Китеж никогда не будет доступен. Автор показывает нам, что образ града Китежа для русских людей превратился в символ русской святости, которая с одной стороны не отделима от Руси, а с другой прикровенна. Это очень хорошо выразил Федор Иванович Тютчев:

Не поймет и не заметит
Гордый взгляд иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Та Святая Русь, о которой мы говорим, недоступна для чужого гордого, нехристианского взгляда .

Все эти размышления и привели нас к постановке цели нашего исследования – найти исторические подтверждения тому, что Архангельское, как град Китеж, является образом Святой Руси.

Что же это за понятия – образ, святость, Святая Русь?

Слово образ, по Библейской энциклопедии выражает совершенно полное и точное сходство . В Толковом словаре Владимира Даля читаем: «Образ и образец – вещь подлинная или снимок с нея, точное подражание ей, вещь примерная, служащая мерилом, для оценки ей подобных».

В докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия говорится, что понятие «святость» в Новом Завете или относится непосредственно к Богу и к Духу Божию, или относится к христианам, и тогда оно означает «новое качество жизни, дарованное Богом через искупление во Христе», человек «выделенный на служение и славословие Богу» . С.В. Перевезенцев тоже дает определение святости: «Святость – это христианское религиозно-философское понятие, обозначающее явление в людях и предметах земной жизни Святого Духа. В идее святости выражен христианский идеал человеческого существования на земле».

Интересно, что название «Святая Русь» появилось во второй половине ХVI в. Тогда были прославлены как общецерковные многие местночтимые святые и святыни, а царь и великий князь впервые был назван «броздодержателем Святой Руси».

«Что же означает образ Святой Руси в отечественной истории?» – задается С.В. Перевезенцев вопросом, который стал так важен и для нас.

«Святая Русь – это собор русских святых, чудотворные иконы и иные русские святыни, просиявшие в российских пределах.

Святая Русь – это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры.

Святая Русь – это жертвенное служение православным идеалам, сердечное следование Христовым заповедям и стяжание Духа Святого.

Святая Русь – это идеал, но это и земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых». Эти понятия стали основой нашего исследования.

Если найти литературу по общей теме нашего исследования не представляло большого труда, то о Михайло-Архангельском храме, как выяснилось, практически ничего не написано. Никто серьезно не занимался изучением его истории. Удалось найти лишь несколько газетных статей в местной печати, а остальное добывать самим. Сейчас вблизи храма не осталось ни одного постоянного жителя, здесь нет старожилов, потому что Архангельское никогда не было обычным поселением. Несколько человек из когда-то процветавшего прихода теперь живут в Угличе. Их нам удалось найти. Эти бабушки стали нашими друзьями: Булдакова Агриппина Петровна (1928 г.р.), Ромашова Софья Михайловна (1923 г.р.) и Головкина Нина Павловна (1925 г.р.)

Таким образом, определились задачи нашего исследования:

•    найти все возможные источники, собрать и систематизировать материал по истории села Архангельское;
•    проследить историю храма Михаила Архангела со времени основания до наших дней;
•    попытаться выявить народные предания, свидетельствующие о святости места;
•    проанализировать информацию о местных святых, праведниках и подвижниках благочестия;
•    проанализировать роль прихожан в советское время;
•    описать современное состояние храма в контексте выбранной темы.

О том, что вопрос, который мы перед собой поставили, актуален сегодня, лучше всего говорят слова С.В. Перевезенцева: «Идея Святой Руси выражает смысл и цели земной жизни русского народа. Чтобы понять до конца его историю, нужно попытаться понять внутреннюю суть, тот скрытый смысл, который скрывается за внешней стороной исторической реальности». А если мы не поймем своей истории, мы не поймем самих себя.

В качестве методов исследования применялись: беседа с прихожанами храма – жителями Углича и соседних деревень; анализ литературы; анализ неопубликованных источников; метод сравнительного анализа; метод включенного наблюдения.

История

Первым и самым очевидным свидетельством уединенности и прикровенности этого святого места является уже сам топоним «Архангельское “что в бору”». Такое название храм получил не случайно. Подтверждение этому находим в Угличском летописце: «…А навозили дрова и лес строевой на ту площадь из бору Архангельского: там были великие леса и рощи непроходимые в тогдашнее время» .

Первоначально на месте села Архангельского находился Архангельский мужской монастырь. Когда и кем он основан неизвестно. Впервые он упоминается в житии прп. Паисия Угличского: игумен Михаило-Архангельского монастыря Георгий в 1482 г. был приглашен в Угличский Покровский монастырь на освящение первого каменного храма.

В 1610 году Михаило-Архангельский монастырь был разорен во время польско-литовского нашествия. «В сем монастыре Игумен Михаил, 40 иноков и 300 человек частных людей укрывались от звероподобных ляхов; так как монастырь был деревянный, то полякам нетрудно было завладеть оным; они ограбили монастырь, изрубили всех, кто только защищался, а здание монастырское было предано истребительному пламени» . Эта братская могила до сих пор сохранилась на территории Архангельского кладбища.

По приправочным книгам до разорения в монастыре было две церкви – Архангела Михаила и теплая церковь Зачатия Иокима и Анны, деревянные клети, и колокольня . Через некоторое время монастырь был восстановлен, но развитие хозяйства монастыря прервалось, монастырь «…по литовском разорении долгое время в ветхости стоял» . В 1654 г. царь Алексей Михайлович по просьбе ростовского владыки Ионы (Сысоевича) повелел приписать оскудевший Михайло-Архангельский монастырь к Воскресенскому «что на луже». В Ярославских епархиальных ведомостях за 1895 год говорится, что до приписки состояние монастыря было таково, «что крестьяне свои мельницы по деревням “строили собою”» , а к концу XVII века «на монастыре была только келья, в которой жил нищий Юфим Марков, да две кельи было пустых» , то есть до приписки монастырь хоть и не процветал, но, по крайней мере, был жизнеспособен.

Сохранилась опись 1702 года, в которой можно найти следующие сведения: в монастыре, кроме «погорелой церкви Михаила архангела», деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с «крестом железным», трапезная, 1 жилая келья, деревянная ограда с двумя воротами .

В 1764 г., во время секуляризации церковных земель, монастырь переводится в разряд сельских церквей. Дошедший до наших дней каменный двухэтажный храм «построен в 1787 г. тщанием прихожан»  на месте обветшавших деревянных построек (см. Приложение 1). В 1880-х годах около храма была построена высокая кирпичная колокольня и ограда вокруг храма, с двумя большими воротами.

Можно заметить что, на протяжении веков это место никогда не заселялось простыми жителями. Даже, когда храм стал приходским, это всегда было лишь «сельцо» Архангельское. Например, в середине ХIХ века, в момент появления здесь Блаженного старца Василиска (о нем речь пойдет ниже) «местность эта была прекрасна и пустынна. Двупрестольный храм красовался среди рощи, окруженный тремя только домами; более не было никаких строений вблизи и среди бора» . В начале ХХ века, по воспоминаниям местных жителей, здесь стояло 9 келий на два окошка. В кельях жили «монашины», по две старушки в доме. Хоть монастыря уже не было, но люди здесь спасались. В 20-е – 30-е годы на территории храма было три жилых дома и церковно-приходская школа, в 60-е – только школа.

Мы заметили, что даже «причтовые дома и надворные строения расположенные на церковной земле» находились не рядом с храмом, а в отдалении в лесу в деревне Пардусово, которую в народе называли Поповкой. Здесь было все необходимое для хозяйственных нужд храма – швейная мастерская, медпункт, здесь же отливали колокола. Теперь деревня осталась только в памяти старожилов, мы не нашли на этом месте даже «печины», просто поляна в лесу.


Предания

Нам удалось услышать местные предания. Пожилые прихожане о возникновении монастыря рассказывают: «Как в Фёдотове мостик перейдёшь и направо по реке тропинка, где-то здесь на берегу хотели построить храм. Вот начнут днем строить, уходят вечером домой, приходят – у них всё развалилось. И вот так несколько раз пытались построить тут храм, ничего не получилось. И вдруг сниться одному старцу сон, что тут не надо строить, тут не место храму, а надо вот здесь строить, на болоте. И пошли это место смотреть и построили храм» . Место, где сначала хотели построить храм, находится недалеко от Ярославской дороги. Значит, Богом было предназначено быть ему сокрытым в глухом лесу, в труднодоступном месте, удаленном от мира.

В 100 метрах от храма находится Святое озеро. Самое первое услышанное предание очень нас обрадовало. «Когда нянчила девочку, никого в лесу не было, я брала её и шла к старому дьякону, садилась на лавочку, а дьякон выходил к нам и рассказывал. Например, про святой пруд. Как на месте его стояла часовня, а потом она ушла под воду, и образовался пруд» . О святости озера встречаются и другие истории: «С колокольни упал колокол – озеро и образовалось» . «Святое озеро говорят потому, что туда при польском нашествии побросали церковные книги и утварь» . Предание о часовне, ушедшей под воду, нам кажется самым достоверным, так как его рассказывал старый дьякон Алексей Соколов в конце 30-х годов, которому было тогда около 90 лет и он «был уже не при службе».

Среди наших собеседников была научный сотрудник Угличского краеведческого музея Колганова Валентина Александровна, уроженка деревни Федотово. Она же – потомственный член в церковного совета Архангельского храма. Нас поразило, что, выслушав рассказ о часовне, она нисколько не удивилась: «У нас на самом деле уходили храмы под воду в окрестностях города. Это достоверные факты. Наверно, это связано с болотистой местностью. Ну, и не просто так, Господь так решает» .

Так или иначе, все местные предания о Святом озере говорят, что на дне находится какая-либо святыня. Таким образом, мы нашли подтверждение аналогии Архангельского с градом Китежем.

Легенды и предания живут веками. Возможно, в них не всегда отражены реальные события, но в них содержится глубокий духовный смысл. Раз они до сих пор живы в душе народа, значит, в них «правда Божия», которую надо хранить, «сокрывать» от всего нечистого подальше от большой дороги, в непроходимом лесу, на дне озера. Наверно, таких легенд немало на Руси, и все они, как и эти, рожденные в Архангельском бору, подобны Святой Руси, то есть являются ее образом, «снимком с нее», «мерилом для оценки ей подобных».

Святые, праведники и подвижники благочестия

«Стояние и славу всякой Церкви представляют ее святые» , – сказано в книге известного историка Русской церкви. Чем же силен этот затерявшийся в бору небольшой храм? Чьими молитвами он стоит до сих пор, забытый многими людьми?

На кладбище при храме Михаила Архангела есть несколько особо почитаемых могил. Одна из них, возможно древнейшая из сохранившихся, – Братская могила жертв польско-литовской интервенции. Здесь в 1610 году были похоронены настоятель монастыря Игумен Михаил, 40 монахов и 300 мирян, укрывавшиеся за стенами монастыря во время нападения поляков. Это разорение Михаило-Архангельского монастыря, по преданию, происходило в страстную среду, 4 апреля по старому стилю. Как говорится в небольшой исторической справке, составленной Владыкой Кассианом (Ярославским), «в дни пасхальные с большим страхом дерзнули собраться из окружающих лесов на монастырское пепелище скрывавшиеся жители, со слезами собрали кости и остатки тел пострадавших патриотов в одну общую братскую могилу и благословенно погребли».  Историческим источником для нас может служить сохранившийся текст таблички на Братской могиле:

«Под сим крестом погребены тела избиенных и сожженных подвижников, иноков святой обители Архистратига Божия Михаила, Блаженного игумена Михаила и 40 братий с ними 300 человек мирян принявших таковую мученическую кончину при разорении сей обители поляками в 1610 году. Всещедре Господи, сопричти их к лику славных страстотерпцев и мучеников Твоих и нам грешным по молитвам их подай здравие и спасение. Аминь».

При церкви Михаила Архангела никогда не прекращалось почитание этих мучеников, никогда не прекращалось бережное обихаживание их могилы, на ней всегда служились панихиды, местные жители до сих пор берут с нее землю. Осенью 1986 года местные крестьяне М. Бурдаев и А.Кашин установили большой деревянный крест на могиле, а следующей весной могильный холм весь покрылся ландышами .

На территории Архангельского храма есть еще одна почитаемая могила, к которой не зарастает народная тропа. Здесь похоронен живший в ХIХ веке Блаженный старец, инок Василиск. «Вследствие общего глубокого уважения к подвижнику Божию, могила для него была приготовлена против алтаря церкви, где и опущен был гроб с остатками незабвеннаго богомудраго старца Василиска», – говорится в жизнеописании подвижника составленным Влад. Никоном (Рождественским) . В детстве Василиск впал в расслабление и 12 лет был прикован к постели. Очень скоро он ушел из родного дома, став юродивым, долго скитался в поисках уединения, пока ему не было видения о том, что ему нужно переселиться в Углич. Здесь он узнал о прекрасном и пустынном месте около храма Архангела Михаила, где вскоре поселился в отдельной келье. Старец успешно обучал грамоте детей, исцелял больных и бесноватых, обладал даром прозорливости. Ко всем многочисленным богомольцам, стекавшимся к нему, он обращался не иначе как «ангел мой» или «друг ты мой». В 1991 г. местный крестьянин М. Бурдаев поставил большой деревянный крест на могиле инока Василиска. Не успела на нем тогда просохнуть краска, как в мусоре церковной кладовой обнаружилась железная дощечка с надписью, которую теперь можно прочитать над могилой святого старца:

«Блаженный старец инок Василиск, подвизавшийся при храме св. Архистратига Михаила 22г. скончался 8 марта 1863г. на 73 году жизни. Упокой, Господи, душу раба Твоего – великого труженика, молитвенника, утешителя страждущих, понесшего подвиги странничества, юродства, молчания, пустынножительства, постника, прозорливца и чудотворца. И всех, молитвенно чтущих память его, Всеблагий Господи, помилуй и спаси! Родился старец 2 мая 1790 г. День его ангела 3 марта. Имена родителей его: Макарий и Евфимия».

Сейчас на могиле старца Василиска растет огромная береза. Это еще одно свидетельство святости старца, потому что она представляет собой три дерева, стволы которых переплелись и срослись в одно. Прихожане храма берут земельку из-под корней этой березы: «У Василиска березка большая растет и у нее между корней землю берут, если заболит где-то, приложим или потрем», – рассказывает Агриппина Петровна. «И у Василиска берут, и там, где Братская могила на холме тоже берут, и сейчас берут, и водичку берут со святого пруда. Не от особенных болезней, а вера много значит».

Мы слышали рассказ одного из прихожан Архангельского храма о чуде, происшедшем с ним на могилке Василиска: «Однажды со мной был случай такой. Зимой во время крестного хода я очень замерз. Был мороз, шел дождь со снегом, варежки были мокрые. Я подошел к могиле старца, стал молиться. И вдруг оказалось, что береза-то теплая. Я приложился к ней, а она как печка дома».

История святости продолжалась и в XX в. В начале 1920-х годов учительницей Архангельской школы была Святая исповедница Ираида Осиповна Тихова. Она была глубоко верующим человеком и учила детей не только грамоте, но и молитве, читала им Евангелие и Псалтырь, да и вообще она не только учила, но и заботилась о детях – вязала рукавички, катала на санках. Валентина Александровна Колганова рассказывала со слов своей бабушки: «Думая, что церковь закроют, она решила спасти книги церковные. Спрятала в школе в двух больших шкафах. Кто-то донес, после чего ее арестовали. Это было в 1933 году. Забирали ее из школы. У бабушки остались яркие впечатления, потому что она бежала за этой подводой» . После четырех лет ареста Ираиде Осиповне уже не разрешили работать в школе, поэтому она уехала в своё родное село Котово, где стала регентом церковного хора и несла свой крест до конца. В 2000 году Ираида Тихова была причислена к лику святых. Имя Исповедницы Ираиды мы встретили в житии Святителя Василия, епископа Кинешемского в книге игумена Дамаскина (Орловского) , где говорится о том, что епископ Василий одно время жил в Котово и вместе с Ираидой Тиховой и местным священником служил у неё в баньке.

Большую часть своей жизни посвятил Архангельскому храму его настоятель с 1943 по 1961 год Архиепископ Костромской и Галичский Кассиан. Он начал служить здесь еще до пострижения в монахи, уже пережив годы ссылок и заключений. «18 лет, которые он служил здесь, считал лучшими годами» , – рассказывают местные жители. Здесь 3 июня 1948 года он принял монашеский постриг. Служил он 4-5 раз в неделю, службы были долгими, по монастырскому уставу. Жил батюшка в самом храме, в небольшой келье под колокольней; половину кельи занимала его библиотека. Он жил очень бедно, но ему помогали, как могли, все прихожане храма. По воспоминаниям Нины Павловны Головкиной, «так, как Владыка жил, никто бы не стал» . В скором времени на приходе образовалась крепкая община, духовным центром которой был игумен Кассиан. Его духовные чада до сих пор с благоговением вспоминают о нем: «Когда даже советская власть была, все равно отпевал в храме владыка Кассиан. И крестили по-тихому, чтоб никто не знал» . За годы службы в Архангельском Владыке не раз предлагали сменить приход, но он всегда находил предлог, чтобы остаться здесь. Только в 1961 он не сумел отказаться от настоятельства в храме царевича Димитрия «на поле», после чего был возведен в сан епископа . Но и после этого он не оставлял приход своими заботами. «Владыка хоть и не служил, но приезжал каждый год и жил в Федотове». Колганова В.А., сотрудник Угличского краеведческого музея, собирала материалы о своем земляке Владыке Кассиане. От нее мы знаем, что есть намерение  его канонизировать.

Это место славно еще и своими благодетелями и благоустроителями. Перед входом в храм похоронен петербургский купец Алексей Васильевич Мокроусов. Он глубоко чтил старца Василиска и часто бывал у него. А в 1871 году он построил в Архангельском церковно-приходскую школу. Через два года после открытия школы он умер, и его дело продолжила его жена – Анастасия Михайловна. Она следила за состоянием школы, выделяла средства на учебные пособия и для содержания учителей. Она устраивала бесплатные обеды для детей, наиболее бедным покупала одежду и обувь.

В нижнем храме сохранилась надпись, которая свидетельствует о том, что в 1912 году при о. Павле Успенском был заново вызолочен иконостас и расписан храм на средства Тихоновых, Ивановских и Феофанова.

Архангельское – святое, благодатное место. Здесь «страшно ходить, потому что ходишь по костям людей, которые жизнь свою положили за православие, за истинное исповедание Бога» . Из всех почитаемых подвижников Архангельского только Ираида Осиповна Тихова причислена к лику святых, но настоятель храма и его прихожане почитают их как святых, «они святы перед Богом». Батюшка готовит материалы для их канонизации. «Бережное сохранение столь многими поколениями памяти об их подвиге, наконец, сама сохранившаяся могила – не является ли все это явным свидетельством святости?» , – говорит он о мучениках 1610 года. Аналогично настоятель отзывается о старце Василиске: «Я его как умершего поминать не могу, он для меня святой, я к нему, как к святому отношусь» . Имена Архангельских мучников и Блаженного старца Василиска попали в Ярославский православный календарь за 2006 год.

Святая Русь – это собор русских святых. «Уединенному месту на бору близ Углича» тоже покровительствует некий «Собор архангельских святых». Среди них мы видим разные виды святых и подвижников: мученики, которые претерпели за веру мучения и даже смерть; удивительный старец, прозорливец и чудотворец, «понесший подвиги странничества, юродства, молчания, пустынножительства»; Святитель, пастырь-подвижник, пострадавший за веру в ссылках; святая исповедница, претерпевшая за Христа ссылку и огромные испытания.


Роль прихожан в советское время



В ХХ веке на нашу Родину обрушились небывалые потрясения. Православная вера подверглась гонениям, повсеместно разорялись храмы, арестовывались священники. Но от местных жителей мы узнали, что почти повсеместно «мужики достаточно сильные просто уходили в леса, чтобы не участвовать в разорении храма» , а когда образовывались колхозы, люди начали уезжать, чтобы в них не вступать. Отношение к советской власти простых верующих людей ярко отразилось в таком рассказе: «Бабушкина приятельница пошла вступать в партию. Бабушка по ней как по покойнику плакала. Говорила, что мы не басурманы, а православные, и не положено нам в партиях быть» .

Большинство старожилов считают, что при советской власти храм не разрушили и не закрыли только потому, что туда было трудно пройти, «никак не пролезть ни зимой, ни летом, везде кругом болото было». Но для тех, кто не мог жить без храма, не могло быть никаких препятствий, и не только ходили, но и отдавали последнее. И хотя было очень трудно: в храм ходили тайком, за это ругали, – но для верующих людей «было позором не прийти на службу»; что бы там ни было, все равно шли пешком «к Архангелу». Ходили не только молиться, но и поддерживали храм. Картошку по людям собирали, на санках привозили дрова, убирались в храме.

У нынешнего настоятеля храма есть еще одно свидетельство жертвенного служения жителей православию в те годы. При храме постоянно была община. Существует «Список прихожан – членов религиозной общины Михаило-Архангельской церкви села Архангельского Угличского района». На нем дата – 26.12.1945 г. В списке перечислены 37 деревень и их 515 жителей, пожелавшие обозначить себя всенародно православными. Записывались семьями, со стариками и малолетними детьми. И не боялись, несмотря на репрессии. И сами живя в нищете, не пожалели денег: ведь, если взялись, надо было содержать и храм, и священника.

Некоторые прихожане особо заботились о сохранении родного храма. Александра Михайловна Андреева посвятила ему 61 год своей многотрудной жизни. После того как она отказалась вступить в колхоз, землю у нее отобрали, остался только дом, «даже стул негде было поставить». Отец Рафаил так объясняет суть её подвига: «Когда закрыли храм и всех повально в колхоз стали загонять, она не пошла в колхоз. Это значило остаться без земли, а налог платить надо было, то есть практически <она была обречена> на вымирание» . Когда в храме не было батюшки, ключи были у нее, «она придет, все проверит – помолится и уйдет». Александра Михайловна всегда всех встречала с необыкновенной теплотой: «Ягодка ты моя!». Она «была тут глава, она всё и сохранила», была «корнем храма», так считают все, кто был с ней знаком.

Но разве могла одна женщина уберечь храм? «Все были молитвенники большие» . Ираида Николаевна Разумовская была и староста, и певчая, и всегда помогала в храме. «Очень была измучена, мало спала. Была здесь, пока не умерла» . Егорова Клавдия Михайловна тоже всё время была в церкви. «По деревне собирала картошку, лук и на саночках привозила, все давали». И таких было немало, все они теперь похоронены на Архангельском кладбище.

Несмотря на страшные гонения, люди не скрывали своей веры. Всегда находились такие, которые всю свою жизнь посвящали сохранению святыни. В этом проявилось жертвенное служение, которое и сохранило православную веру в столь страшные годы. Наверное, это и есть то особое благодатное свойство русского народа, за которое Русь названа Святой. «По промыслу Божию, сквозь все исторические потрясения, обрушившиеся на нашу Родину, православными молитвенниками сохранена была горящая пред Господом свеча на этом святом месте» .

Современное состояние храма

И в настоящее время на этой святой земле не прекращаются труды во славу Божию. Сейчас здесь подвизается иеромонах Рафаил. Господь привел его с женой в эти места, когда он не был еще ни монахом, ни священником. Это необыкновенное место очень сильно повлияло на них. В 1991 году коренной москвич, известный московский художник Сергий Симаков резко изменил свою жизнь. Он стал священником и настоятелем храма Архангела Михаила под Угличем, неся вместе с матушкой Еленой нелегкую ношу богослужений, обустройства храма и сельского крестьянского труда. Батюшка шел к этому всю жизнь. Его искания Бога, постоянное к Нему стремление отразилось в его картинах. Сам он говорит, что «через живопись и пришел к Богу». В 1991 году он написал последнюю картину, а потом писал только иконы. «Господь не зря называется изрядным Художником, то есть художником всех художников. Главное художество начинается там, где мы ему служим. Все, что в храме находится православном – это и есть художество. А что вне – только попытки приблизиться к нему» . За 18 лет служения здесь он расписал нижний храм, написал для храма много икон, восстановил отдельно стоящую кирпичную колокольню. В 2001 году «к Архангелу» проложили дорогу там, где раньше была лишь тропинка. Теперь сюда по праздникам ходит автобус. Матушка Елена помогала батюшке до самой своей смерти. Многие из тех, кто приезжал к батюшке, потом шли за советом к матушке, она всегда находила хорошие слова, которые помогали людям. Мы ее еще застали живой в 2002 году. Перед смертью она приняла постриг с именем Анна. А через год принял монашество и отец Рафаил. Батюшка считает, что в этом месте всегда был монастырь, только теперь здесь подвизается один монах, так же было и при Владыке Кассиане. «У нас в России все держится на личности. Человек сам себя отдает на место и сгорает на нем» , – так говорят о батюшке его духовные чада. И сам он подтверждает это: «Все мои желания и стремления направлены только на то, чтобы это место продолжало существовать. Сколько сил у меня хватит…».

Стараниями иеромонаха Рафаила (тогда еще о. Сергия) в 1996 году у этого места появился еще один небесный покровитель: в храм была перенесена частица вновь обретенных мощей младенца-мученика Иоанна Угличского. 8 июля, в день его убиения, в церкви Михаила Архангела совершается торжественная служба. Праведный Иоанн родился в семье состоятельного человека Никифора Чеполосова в г. Угличе. Однажды его завлек в свой дом доверенный слуга отца, имевший на него “злобственное, в сердце скрытое ухищрение”. Шестнадцать дней томился мальчик, запрятанный в ларе; мучитель истязал его, вырывая каждую ночь по зубку, принуждал Иоанна отречься от родителей. Наконец, измученный сам, слуга убил отрока. Тело его было найдено нетленным. Чудесным образом убийца был показан, а младенец Иоанн, явившись во сне родителям, ходатайствовал за него . Младенец Иоанн очень близок этому месту. Складывается впечатление, что все святые покровители Архангельского невидимо присутствуют здесь.

Несмотря на все изменения здесь по-прежнему как будто нет никакой связи с миром. «Все, кто приходит на это место впервые, поражаются незыблемостью и вневременной устойчивостью открывающегося внутри густого леса зрелища неразрывной связи храма с природой Божьей».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задавшись целью, найти исторические подтверждения тому, что Архангельское является образом Святой Руси, мы сначала нашли ответ на вопрос, что означает образ Святой Руси в отечественной истории? В своем исследовании мы показали, что Архангельский храм в бору является маленьким местным повторением, образом и подобием Святой Руси. «Святая Русь – это идеал, но это и земная реальность», здесь в Архангельском мы можем ее видеть, потому что здесь не все сокрыто, что-то еще осталось на поверхности.

Выводы:

•    История показывает, что это место никогда не было простым поселением. Даже когда монастырь был упразднен, какие-то люди здесь спасались.

•    Местные предания подтверждают аналогию с Легендой о граде Китеже, содержат тот же глубокий духовный смысл.

•    Мы обнаружили разные виды святых и подвижников – небесных покровителей Михаило - Архангельского храма.

•    Несмотря на страшные гонения на веру в советское время, люди проявили «жертвенное служение православным идеалам» и сохранили храм.

•    И в настоящее время на этой святой земле не прекращаются труды во славу Божию. Господь опять поставил сюда человека, который свою жизнь посвящает тому, чтобы это место продолжало существовать.


Настоятель храма Архистратига Михаила «что в бору» уверен, что «Господь бережет это место до Страшного Суда, когда сюда будут, как в пустыню стекаться люди».
 
Список литературы

1.    Библейская энциклопедия. Электронная версия. Труд Архимандрита Никифора.
2.    Блаженный мученик младенец Иоанн Угличский. Угличский патерик. – Углич, 2004.
3.    Голубинский Е.Е. История канонизации святых. – М., 1903.
4.    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. –  М., 1956.
5.    Игумен Домаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви  XX столетия. Кн.2. – Тверь, 1996.
6.    Казин А.Л. Последнее царство. – СПб., 1998.
7.    Киссель Ф. История города Углича. – Угличский историко-художественный музей, 1994.
8.    Куликова Е. Архангельское, что «в Бору» // Ярославские епархиальные ведомости. Ноябрь, 2005.
9.    Легенда о граде Китеже. Интернет-публикация. – http://www.staropomor.ru/Ist(6)/legenda.html

10.    Митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий. О канонизации святых в Русской Православной Церкви. // В кн. Канонизация святых в ХХ веке. –  М., 1999 ревезенцев С.В. Святорусское царство. –  Арзамас, 2005.
12.    Перевезенцев С.В. Тайны русской веры. – М., 2001.
13.    Русская православная церковь: история и культура. – Углич, 2001.
14.    Сергий Симаков / Иеромонах Рафаил /. Альбом. – М., 2007.
15.    Ярославский православный календарь. – 2006.

Опубликованные источники

1.    Угличский летописец. Под ред. А. А. Севастьянова. – Ярославль, 1996.
2.    Ярославские Епархиальные Ведомости. – 1895. № 9, 10.
3.    Писцовые материалы Ярославского уезда ХVI века. Вотчинные земли. – Копия предоставлена Иером. Рафаилом.
4.    Углич. Материалы для истории города ХVII и ХVIII столетий. –  М., 1887.
5.    Архиепископ Никон (Рождественский). Подвижник старец Василиск. – Углич, 1994.
6.    Видеофильм. Портрет художника. – Университет Натальи Нестеровой.


Неопубликованные источники

1.    Справка нач. ХХ века. Архангельское в бору.
2.    О святости мучеников и подвижников церкви Михаила Архангела. Материалы для канонизации. – Сост. Иером. Рафаил.
3.    Синодик церкви села Архангельского что в бору. – После 1894 года.
4.    Воспоминание преславного чудесе святаго Архистратига божия Михаила еже бысть в Хонех. – Рукописная книга.
5.    Журнал, учиненный для записывания отправляемых каждодневных Богослужений. – 1855-1858 гг.
6.    Опись имущества церкви Михаила Архангела что в «бору» села Архангельского Угличского р-на Ярославской обл. составленная и принятая приходским церковным советом. Председатель приходского совета о. Сергий Симаков.
7.    Михайло-Архангельский монастырь «что в бору». /Краткая историческая справка/.
8.    О земельных владениях Архангельской церкви. Справка из Угличского архива. – Копия предоставлена Иером. Рафаилом.
9.    Прошение о. Сергия Симакова губернатору Ярославской области о проведении работ по устройству подъезда к церкви в селе Архангельском. – 1999.

Полевые материалы авторов

1.    Булдакова Агриппина Петровна (1928 г.р.)
2.    Ромашова Софья Михайловна (1923 г.р.)
3.    Головкина Нина Павловна (1925 г.р.)
4.    Колганова В.А. (1958 г.р.)
5.    Иером. Рафаил (1949 г.р.)

Составители: Гришина Анастасия и Харитонова Мария
  • <!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; mso-font-charset:1; mso-generic-font-family:roman; mso-font-format:other; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:0 0 0 0 0 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-unhide:no; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} .MsoChpDefault {mso-style-type:export-only; mso-default-props:yes; font-size:10.0pt; mso-ansi-font-size:10.0pt; mso-bidi-font-size:10.0pt;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} -->





  • © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

     
     
     
    Rambler's Top100

    Веб-студия Православные.Ру