К вопросу о преподавании естественнонаучных дисциплин в православной школе

В настоящее время назрела проблема создания комплекта православных учебников для средней школы. Такой комплект, кроме всех стандартных задач школьного образования, должен раскрывать компоненты православного мировоззрения через материал различных школьных предметов. И особое внимание в этом процессе следует уделить предметам естественнонаучного характера, которые являются основополагающими в формировании мировоззрения учащегося. Ведь когда о какой-либо составляющей православного мировоззрения свидетельствует конкретный научный факт, который, как говорится, «можно пощупать руками», то это придает особую убедительность излагаемому материалу. При этом одни и те же мировоззренческие блоки могут раскрываться на материале разных предметов, проходимых в разные годы обучения. Такая ситуация требует согласования программы обучения по всем классам учебного курса. Рассмотрим эту проблему на примере двух тем: «аномальные свойства воды» и «простота принципов мироустроения».

Проблема согласования учебного материала различных предметов на примере темы «аномальные свойства воды»

Как известно, вода имеет ряд аномальных физико-химических свойств, удивительным образом сочетающихся с потребностями животных и растений. Как свидетельствуют ученые «нет в природе вещества более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Но объяснить до конца причины этого пока не удается» (Алексеев и др., 2001, с. 99). При этом непредвзятый научный анализ свидетельствует, что все эти аномальные свойства оптимальным образом «настроены» на обеспечение существования биосферы во всем ее многообразии. Все они свидетельствуют о Премудром Творце мира. Проблема аномальных свойств воды встает в самых различных предметах учебного курса. К примеру, в учебном разделе «Ботаника» (6 класс), существуют темы «Поглощение воды корнем», «Испарение воды растениями» и «Передвижение по стеблю воды и минеральных веществ». Все эти темы связаны с проблемой аномальных свойств воды, например, с сочетанием в ней высокого значения поверхностного натяжения и смачивания, без которых вода не смогла бы эффективно поглощаться растениями и передвигаться внутри них. Как известно, «поверхностное натяжение воды при 18° С составляет 75,8 дин/см – это очень высокое значение (сравните: для спирта оно составляет 22, а для ацетона 24, для бензина 29 дин/см). Только ртуть имеет еще более высокое поверхностное натяжение – 500 дин/см» (Алексеев и др., 2001, с. 103). Однако у ртути отсутствуют другие свойства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности растений. Дело в том, что «у воды есть еще одно удивительное свойство – “прилипание” (адгезия), которое можно наблюдать в узких стеклянных трубках (капиллярах), где вода поднимается вверх вопреки силам притяжения (гравитации). (...) У ртути ...адгезия отсутствует, поэтому ртуть в капиллярной трубке имеет не вогнутую, а выпуклую поверхность» (Алексеев и др., 2001, с. 103). Таким образом «смачивание и поверхностное натяжение позволяет воде передвигаться по тонким порам и трещинам вопреки силе тяжести, так как на границе со смоченной породой край водной поверхности за счет смачивания и прилипания ползет вверх, образуя в малой поре, канале или трещине вогнутую поверхность. А вогнутая поверхность натяжение стремится выровнять, за счет этого и происходит движение воды. Эта способность создает в почве и верхних слоях подпочвенного грунта так называемую подвешенную воду, которая, удерживаясь поверхностным натяжением, не стекает в более глубокие горизонты, обеспечивая растения влагой» (Алексеев и др., 2001, с. 104). Такое свойство воды называется высотой капиллярного подъема. У разных природных материалов имеется разная высота капиллярного подъема. У крупного песка эта величина составляет около 2 метров, а у глины – около 12 метров (Алексеев и др., 2001, с. 103). Благодаря сочетанию всех этих свойств, вода внутри деревьев поднимается с уровня почвы на высоту их кроны. Но растению нужна не просто вода, но вода с растворенными в ней веществами. И эта потребность растений опять-таки удовлетворяется аномальными свойствами воды – ее высокой диэлектрической постоянной, которая «обеспечивает необычную способность воды к растворению ионных веществ» (Алексеев и др., 2001, с. 93). Еще одно аномальное свойство воды, способствующее жизнедеятельности живых организмов вообще и растений в частности – это ее необычайно высокая скрытая теплота испарения. Способность отдавать тепло в окружающую среду при испарении присуще любой жидкости. Однако когда ученые сравнили эти способности у разных жидкостей, то оказалось, что вода является здесь своего рода чемпионкой. По сравнению с любой другой жидкостью она отдает при своем испарении в окружающую среду самое большое количество тепла. «Чтобы перевести воду из жидкого состояния в парообразное или из твердого в жидкое, надо затратить большое количество энергии, которое требуется, как это следует из гипотез, для разрушения ее межмолекулярной структуры. Обычно такие затраты энергии называют скрытой теплотой испарения. Чтобы превратить лед в воду, надо затратить 332,43 Дж на 1 г, а для превращения такого же количества воды в пар требуется 2258,5 Дж» (Алексеев и др., 2001, с. 100). Как видим, затрагивая вопросы, казалось бы, чисто ботанические, мы не можем обойти стороной проблему целесообразности мироустроения, связанную в данном случае с аномальными свойствами воды. Характерно, что еще в первой половине XIX века ученые пришли к выводу, что некоторые из характеристик воды «нарушают общепринятые законы природы» и что «в этих несоответствиях присутствует Божественный замысел, и они являются доказательством того, что вода была сотворена для жизни» (Яхья, 2002, с. 129). Развитие науки лишь подтвердило это предположение. В частности оказалось, что вода не признает никаких закономерностей периодической системы Менделеева. Согласно логике этой системы, вода «должна была бы замерзать при –90° С, а она замерзает при О° С, кипеть при –70° С, а она кипит при 100° С» (Алексеев и др., 2001, с. 101). И это далеко не все, что делает воду уникальным веществом. Академик И.В. Петрянов по поводу загадочных свойств воды утверждает следующее: «Почти все физико-химические свойства воды – исключение в природе. Она, действительно, самое удивительное вещество на свете. Ученые уже немало узнали о воде, разгадали многие ее тайны. Но чем больше они изучают воду, тем больше убеждаются в неисчерпаемости ее свойств, некоторые из которых настолько любопытны, что порой все еще не поддаются объяснению» (цит. по: Меркулов, 1978, с. 4). Конечно, рассматривать всю совокупность аномальных свойств воды на уроках ботаники вряд ли целесообразно, тем более что потребность затронуть эти свойства с неизбежностью встанет и на других предметах. Например, на уроках географии, рассматривая различия в климате стран, расположенных на океаническом побережье и в глубине континентов, невозможно обойти проблему аномально высокой теплоемкости воды. Ведь известно, что вода при нагревании на один градус поглощает в 5-30 раз больше тепла, чем какое-либо другое вещество (Алексеев и др., 2001, с. 138), благодаря чему длительная жара не способна вывести большие объемы воды за пределы оптимальных для жизни температур, равно как и длительный холод. Это же удивительное свойство воды можно рассматривать и на уроках анатомии и физиологии человека и животных. Ведь если бы его не было, живые существа перегревались бы и погибали во время интенсивной физической нагрузки. Другое аномальное свойство воды, свидетельствующее о Премудром Творце, напрашивается на рассмотрение во время уроков зоологии. Речь идет об удивительных свойствах воды расширяться при замерзании. Дело в том, что все вещества при замерзании, то есть при переходе из жидкого состояния в твердое, сжимаются, а вода наоборот – расширяется. Ее объем при этом увеличивается на 9 % (Физическая энциклопедия. Т. 1. М.: Советская энциклопедия. 1988, с. 294). Очевидно, что если бы вода при замерзании сжималась, то лед бы тогда был тяжелее воды и тонул бы в ней. Все реки и даже моря при слишком сильных морозах промерзли бы до самого дна, и все живые организмы, обитающие в них, погибли бы. В то же время, когда на поверхности речки образуется лед, то он находится между холодным воздухом и водой, препятствуя дальнейшему охлаждению и замерзанию воды. Итак, перед нами стоит проблема согласования материала различных предметов, связанных с проблемой аномальных свойств воды. Начальные сведения по этой теме следует, вероятно, дать еще на уроках природоведения, а в дальнейшем развивать на уроках физики, химии, ботаники, зоологии, географии и других предметах школьного курса. При этом педагог на каждой ступеньке учебного процесса должен представлять, что уже знают учащиеся по этой теме, а чего еще не знают. При всем этом следует подчеркнуть еще один важнейший аспект поднятой проблемы. Тему «Аномальные свойства воды» можно рассматривать как составную часть более широкой темы: «Целесообразность принципов мироустроения, обеспечивающих жизнь». Внутри этой более общей темы можно поместить такие разделы, как «Уникальные свойства планеты Земля» и «Точная калибровка физических констант» (антропный принцип). Поднимая проблему об уникальности условий на нашей планете, и насколько эта уникальность необходима для существования жизни, ученые открывают все больше и больше независимых друг от друга параметров нашей планеты, без совокупности которых жизнь на Земле была бы невозможной. Так, если в середине шестидесятых годов ученые говорили о двух параметрах, необходимых для существования жизни (типе звезды и расстоянии от нее до планеты), то уже к концу шестидесятых количество этих параметров выросло до восьми, к концу семидесятых – до двадцати трех, к концу восьмидесятых – до тридцати, к середине девяностых – до сорока. Среди этих параметров начали фигурировать такие как тип галактики, расположение звезды в галактике и ее цвет, масса планеты, наклон оси планеты, наличие других планет и спутников, сила магнитного поля и многие, многие другие. И все эти параметры на Земле находятся в оптимальном диапазоне значений (Росс, 1997, с. 169-183). Что же касается антропного принципа, то здесь мы также можем увидеть свидетельство о Премудром Творце мира. «По мере проникновения в тайны строения все большего числа физических систем, от атомных ядер, до галактик, ученые все яснее осознают, что многие свойства этих систем удивительно чувствительны к точным значениям фундаментальных постоянных (заряд электрона, масса протона, ньютоновская постоянная тяготения и т. д.» (Девис, 1985, с. 133). Некоторые ученые к фундаментальным постоянным относят всего три константы – постоянную Планка, скорость света и постоянную универсального гравитационного взаимодействия, остальные же константы выводят из них (Окунь, 1991, с. 180). Но, независимо от решения этого вопроса, изумляет то, что согласование фундаментальных постоянных уникально для жизни. Профессор Объединенного института ядерных исследований В. А. Никитин свидетельствует, что «эти данные физики элементарных частиц и астрофизики можно рассматривать как красноречивое свидетельство Творца Мира, который тщательно подобрал параметры фундаментальных частиц материи» (Никитин, 1997, с. 26). Однако Бог – Творец и Промыслитель мира – может раскрываться не только через целесообразность принципов мироустроения. Существует такое фундаментальное свойство мироздания, как простота. Хотя это свойство нашего мира не связано с промыслом Творца над живыми существами, через эту, на первый взгляд второстепенную тему, православное мировоззрение может раскрыться во всей своей полноте. Проблема согласования учебного материала различных предметов на примере темы «простота принципов мироустроения» Еще Жорж-Луи де Бюффон – французский ученый XVIII века – писал, что «Высшее Существо, создавая животных, пожелало употребить лишь одну идею, варьируя ее в то же время самым различным образом, дабы человек мог равным образом восхищаться великолепием исполнения и простотой замысла» (Канаев, 1963, с. 35). Эту мысль можно считать выражением так называемого типологического подхода, разрабатываемого рядом ученых додарвиновского периода развития биологии. В рамках типологического подхода каждый «тип» живых существ содержит вариации одной конструктивной идеи Творца, реализуемой в близких по своему строению и жизненной стратегии формах, принадлежащих к этому же «типу». «Типом» же в разных случаях можно считать разные систематические группы живых существ – царства, типы, классы, отряды. Применительно к проблемам учебника по ботанике такой подход может быть раскрыт в теме «Отделы растений». Каждую крупную систематическую единицу растительного мира можно считать реализацией конструктивной идеи Творца, вариации которой создают многообразие форм внутри этой единицы. Другими словами, сложное – в данном случае многообразие растительного царства – является реализацией нескольких простых конструктивных идей, охватывающих все многообразие растительного царства и раскрывающихся в этом многообразии в виде типологического порядка. Другим примером построения сложного на основании простых конструктивных закономерностей является принцип эстетической организации органического мира. У растений это хорошо видно на примере симметрии. Красота формы цветков есть реализация сложного через правильное, простое расположение простых составных частей цветка – лепестков. Аналогичным образом дело обстоит в соцветиях. Но красота цветов и соцветий – это не только проявление простоты в геометрической плоскости, но и в оптической. Яркие краски цветущих растений – это определенный шаг в сторону простоты в спектральных характеристиках отраженного ими цвета. Этот отраженный цвет гораздо ближе к простым спектральным характеристикам монохроматического света, чем «скучные» серые тона. Аналогичным образом дело обстоит и с другими эстетическими закономерностями растительного царства, в частности – со знаменитой пропорцией золотое сечение. Эстетическому чувству человека импонирует именно эта идеально простая пропорция, в которой меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Из всех возможных пропорций человек отдает предпочтение именно идеально правильной, простой пропорции золотое сечение. Скрупулезные научные эксперименты показали, что человек тяготеет к золотой пропорции, предпочитает ее среди всех других геометрических форм. Основоположник психофизики Г. Фехнер еще в XIX столетии провел эксперимент по выяснению эстетического предпочтения золотого сечения по сравнению с другими геометрическими пропорциями. Он предлагал испытуемым 10 прямоугольников, среди которых один был построен в соответствии с золотой пропорцией, и предлагал указать, какой из этих прямоугольников является более привлекательным для испытуемого. Этот опыт был впоследствии неоднократно повторен другими исследователями приблизительно с теми же результатами (Петухов 1981, с. 200-201). Но математическая простота в живых формах не исчерпывается перечисленным выше. В биологических объектах широко распространено явление филлотаксиса – явления, основанного на числах Фибоначчи, и связанного внутренней связью с пропорцией золотое сечение. Известный немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер установил, что в ряду чисел Фибоначчи отношение рядом стоящих чисел в пределе стремится к золотой пропорции – чем большие числа мы возьмем, тем точнее выполнится это правило. Еще сто лет спустя английский ученый Р. Симпсон математически строго доказал этот факт (Васютинский, 1990, с. 40-41).. Проявлением филлотаксиса в живой природе является характер положения листьев на стебле у растений, чешуй на теле рыб и пресмыкающихся, расположение камер у раковин фораминифер (одноклеточных морских организмов), почек на теле гидр и т.д. (Петухов, 1981, с. 14, Васютинский, 1990, с. 93). Все эти разрозненные биологические явления объединены одной общей идеей математической простоты, лежащей в основе чисел Фибоначчи и золотой пропорции. Этому же принципу математической простоты и симметрии подчинена и структура физических законов. Известный ученый Герман Вейль писал по этому поводу следующее: «Насколько я могу судить, все априорные утверждения физики имеют своим источником симметрию» (цит. по: Петухов, 1981, с. 28). Российский физик А.Б. Мигдал писал по этому же поводу, что «поиски красоты, т.е. единства и симметрии законов природы» стали характерной чертой физики ХХ века «и особенно последних десятилетий» (Мигдал, 1990, с. 9). По словам Альберта Эйнштейна, «при каждом значительном достижении физик обнаруживает, что по мере развития экспериментальных исследований фундаментальные законы все более упрощаются. Он с удивлением видит, какой возвышенный порядок выявляется в кажущемся хаосе. Этого не припишешь воображению нашего ума, это качество, присущее самому воспринимаемому миру» (цит. по: Вильвовская, 1994, с. 187). И с этим, судя по всему, связана удивительная эффективность математического метода при познании физических законов. При этом исследователи не устают повторять о связи познавательного процесса физических закономерностей с работой их эстетического чувства. По словам выдающегося физика и философа ХХ столетия Вернера Гейзенберга, «хотя рациональное мышление и тщательное измерение входят в работу естествоиспытателя с той же неотъемлемостью, как молоток и зубило – в работу скульптора, но и там, и здесь это только орудия, а не содержание работы. (...) В точном естествознании, как и в искусстве, главный источник распространяемого света и ясности заключается в красоте» (Гейзенберг, 1987, с. 282). Здесь, видимо, работают те врожденные свойства человеческой души, которые позволяют ей безошибочно отреагировать на объективно присущую нашему миру простоту, будь то простота золотой пропорции, симметричного объекта природы, адекватного физической реальности математического соотношения, правильного музыкального звука или же яркой краски цветка. Бог сотворил мир по простым правилам, человек, как образ Божий, способен воспроизводить эту простоту в искусстве. В частности, пропорция золотое сечение обнаруживается в пространственной структуре музыкальных и поэтических произведений, в том числе в народной музыке. При всем этом отмечено, что «закон золотого сечения проявляется в наиболее точных и логических формах у наиболее гениальных авторов, а у последних – преимущественно в эпоху их полной зрелости и главным образом в лучших, наиболее одухотворенных творениях их» (Розенов, 1982, с. 156). Один исследователь писал по поводу подобных закономерностей музыкального (а вместе с ним и поэтического) творчества следующее: «Чрезвычайно странным кажется на первый взгляд, когда мы наталкиваемся на какие-то сухие формальные схемы, основанные как будто на чисто математических соображениях, не только в произведениях гениальных авторов, как, например, Шиллер, Лермонтов, И.С. Бах, Бетховен, Шопен и др., которых мы не имеем права подозревать в сухом и кропотливом высчитывании числовых схем для формообразования, но даже и в народном творчестве, где подобные подозрения вовсе не имеют места» (Розенов, 1982, с. 120). Но нечто подобное мы можем обнаружить и в математическом творчестве. Человек, опираясь на свое эстетическое чувство, способен создавать математические модели мира, совпадающие с реальностью и служащие, таким образом, инструментом миропостижения. Английский математик Кокстер утверждал, что «процесс музыкального творчества сродни открытию математических истин». По его словам, оба процесса «абсолютно точны» (цит. по: Математика в афоризмах..., 1983, с. 143). При этом надо помнить, что, согласно традиционным христианским представлениям, образ Божий в человеке «предполагает живую связь человека с Богом» (Флоровский, 1992, с. 158) и что вследствие этой связи в человеке как в образе Божием «таинственно сосредоточены все Божественные силы и энергии, открывающиеся в мире» (Флоровский, 1992, с. 208). Здесь тема простоты принципов мироустроения и образа Божия в человеке переплетается с еще одним фундаментальным положением православного мировоззрения – представлениями о Божественном Вседержительстве: «Сущий является сверхсущественной субстанциональной Причиной всякого возможного бытия» (Дионисий Ареопагит, 1994, с. 195). Вследствие этого «Бог как Причина имеет в Себе знание всего, не из опыта его приобретя» (Максим Исповедник, 1994, с. 241), поэтому, «кто любит Бога, тому дано знание от него» (1Кор. 8, 3). В этом истоки Откровения в духовной сфере, слабым отголоском которого можно считать интуицию научных прозрений. Но даже в этой сфере соприкосновение с Истоками этой интуиции потрясает исследователей. По словам Вернера Гейзенберга, знакомого с этим явлением не понаслышке, в момент, когда открываются верные научные идеи, «в душе того, кто их видит, разыгрывается совершенно неописуемый процесс высочайшей интенсивности. Испытывая испуг и удивление, о котором Платон говорит в “Федре”, душа как бы припоминает нечто, чем она всегда уже бессознательно обладала» (Гейзенберг, 1987, с. 281). Материал, размещенный в этом разделе, может пройти красной нитью через целый ряд школьных предметов. Простота принципов организации биологической материи, кроме ее проявления в темах, связанных с систематикой животных и растений, позволяет свести к единой схеме целый ряд, казалось бы, разрозненных биологических явлений, традиционно используемых в качестве «доказательств» эволюции. К ним можно отнести такие темы, как «параллелизм» и «конвергенция», проблема мозаичных форм, явление гомологии и закон гомологичных рядов Вавилова, общие закономерности течения эмбрионального процесса, набор эмбриологических фактов, привлекаемых для обоснования так называемого «биогенетического закона» и ряд других биологических закономерностей, традиционно используемых для обоснования эволюционной гипотезы (Хоменков, 2004; Хоменков, 2005). Рассмотрение на уроках биологии и природоведения эстетических закономерностей организации живой материи может служить прямой иллюстрацией традиционных христианских представлений о Боге – Творце и Вседержителе мира. Ключ к пониманию связи между проблемой Божественного Вседержительства и представлении о простоте принципов мироустроения можно найти в трудах преподобного Максиама Исповедника. «Тесные отношения Логоса к миру, – писал исследователь его творчества С. А. Епифанович, – выражаются при посредстве и в форме энергии Его, или маленьких логосов, идей, на которые творчески как бы расчленяется Единый Божественный Логос» (Епифанович, 1915, с. 45). Эти идеи и составляют ту трансцендентно-идеальную сторону бытия, вокруг которой как бы кристаллизуется материя нашего мира, образуя пестрое многообразие явлений. Мир в таком понимании можно в каком то смысле считать как бы «облачениями» Логоса, Его «одеждой» (Максим Исповедник, 1993, с. 206, комментарии). Ну а сквозь «одежду» всегда проступают и очертания «тела», в данном случае – Ипостасного Логоса или Слова. Слово всегда несет в себе какой-либо смысл. Смысл, Ипостасного Слова и «проступает» сквозь материю нашего мира, проявляясь в структуре золотой пропорции и других правильных математических закономерностей живой материи. Здесь уместно сказать, что сравнение особенностей симметрии объектов живой и неживой природы свидетельствует в пользу именно традиционных христианских представлений о трансцендентном миру его Творце, а не о пантеистических представлениях о «боге-природе» (Хоменков, 2005). Но эти математически правильные закономерности живой природы требуют своего рассмотрения не только в разных подразделах биологии, но и на математике. Перед нами в очередной раз встает проблема согласования учебного материала разных, казалось бы, далеких друг от друга дисциплин. Но аналогичная простота присуща и физическим законам, что позволяет описывать их простыми математическими закономерностями. Значит, к блоку биология-математика присоединяется и физика, требующая аналогичного согласования мировоззренческой составляющей своего материала. Далее сюда же напрашиваются предметы гуманитарного профиля, связанные с музыкой и литературой. Ведь ту же пропорцию золотое сечение исследователи находили в структуре самых разных произведений музыкального и поэтического жанра, к примеру, – в поэме Лермонтова «Бородино» (Розенов, 1982, с. 124-125), которая, кстати, входит в школьную программу. Музыка же дает нам кроме золотой пропорции еще целый ряд других возможностей раскрыть сущность человека как образа Божьего. Ведь «в основу музыки положена строгая математическая организация звуков. Только организовав звуки в октавы, только упорядочив их внутри каждой октавы, человек смог навести в мире звуков порядок, который стал “радовать глаз и разум”» (Волошинов, 2000, с. 255). Но, только будучи образом Божиим, человек может проделать эту работу. Ведь он, опираясь в своем музыкальном творчестве не на свою рассудочную деятельность, а на более глубокие сферы своего духа, безошибочно чувствует, где правильная музыкальная (да и не только музыкальная) гармония, а где фальшь. Однако образ Божий в человеке затемнен вследствие грехопадения. По словам св. Игнатия Брянчанинова, свет падшего человеческого естества, подобно демоническому свету, «обращается впоследствии во тьму» (Игнатий Брянчанинов, 1905, с. 46). Но именно таким светом и является искусство в целом и музыка в частности. И объективный научный анализ показывает, что в историческом плане музыке свойственно постепенно утрачивать свою «логосную» ориентацию, что можно, в частности, проследить по исчезновению из ее структуры пропорции золотое сечение (подробнее: Хоменков, 1997; Хоменков, 1999). Вместо этих «логосно-ориентированных» форм появляются «антилогосные» формы современного рока, которые весьма пагубно действуют на все живое. Дело в том, что, следуя законам этого падшего добра, человек, по словам св. Игнатия, развивает свое падшее состояние и достигает «ближайшего сходства с демонами» (Игнатий Брянчанинов, 1905, с. 45). Здесь уже в сферу литературы и музыки органически просятся элементы православной аскетики. Целостность православного мировоззрения Рассмотренными выше темами возможности раскрытия православного мировоззрения в школьных предметах, конечно же, не исчерпываются. Они относятся лишь к одному мировоззренческому блоку «Сотворение». Но другие мировоззренческие блоки христианства не менее важны. Например, блок «Вседержительство». Содержание этого блока может быть с успехом раскрыто на таких явлениях живой материи, как «парадоксы целостности и развития живых существ», – темы, поднятые в научно-философской литературе еще несколько десятилетий назад. (Подробнее: Хоменков, Савельева, 1998 (№ 16); Хоменков А. Творец мира в зеркале природы. Изд. Троице-Сергиевой Лавры. 2006). В целом же, данное в Божественном Откровении христианское мировоззрение можно разделить на пять мировоззренческих блоков, взаимно связанных между собой внутренней логической связью (Подробнее: Хоменков, 1997; Хоменков, Савельева, 1998; Хоменков А. Творец мира в зеркале природы. Изд. Троице-Сергиевой Лавры. 2006.): 1) представления о Сотворении мира (Бог сотворил мир «из ничего» Своим особым действием); 2) представления о Божественном Вседержительстве (Бог «держит» мир Своими энергиями, являясь Источником в нем всякого порядка и жизни); 3) представления о нахождении мира в состоянии грехопадения (Бог изменил бытийный статус мира после непослушания Его воли первых людей. Его произволением характер «законов природы» изменился и в мир вошли смерть и тление); 4) представления об Искуплении мира (после Искупительной Голгофской Жертвы воплощенного Бога-Слова в мире появилась новая сущность – Церковь. Ее назначение – приобщение человека к нетварному Началу с целью его подготовки для жизни в «постапокалиптическом» мире); 5) представления о будущем «апокалиптическом» Преобразовании мира (ожидаемое изменение под действием Божественного произволения бытийного статуса мира, при котором смерть из него упразднится и наступит новый, нескончаемый период существования тварного бытия). Только в таком полном виде христианское мировоззрение обладает внутренней завершенностью и непротиворечивостью. Именно этого и следует ожидать от Божественного Откровения. Изъятие любой из составных частей этого Откровения нарушает внутреннюю гармонию и целостность всей мировоззренческой картины. Так, например, отказ от представлений о Боге-Творце сразу же делает бессмысленным содержание всех остальных пунктов и в первую очередь – представления о Божественном Вседержительстве. В самом деле – как может Бог управлять жизнью мира, если этот мир не является Его творением? Изъятие второго пункта (Вседержительство) делает невозможным принятие представлений об изменении бытийного статуса мира, происшедшего после грехопадения и ожидаемого в его «апокалиптическом» Преобразовании. Эволюционные представления о медленном усложнении организации на основании теперешних законов существования нашего мира, кстати, органически связаны с утерей представлений о Вседержительстве, с утерей представлений о возможности быстрого Сотворения мира по иным «законам» в течение библейского Шестоднева. Сама Искупительная благодать при этом также теряет свой онтологический статус, свою бытийную определенность. Отказавшись от представлений об особом, падшем состоянии мира, мы лишаем соответствующего смысла и содержание всех остальных пунктов. В частности, сразу же напрашивается вопрос – зачем Бог сотворил мир, в котором царствует смерть и страдание? И как может существовать Божественный промысел над таким миром? При этом также отпадает и нужда в Искупителе мира. То же самое можно сказать и о содержании двух остальных пунктов – Искуплении и «апокалиптическом» Преобразовании мира. В частности, признав невозможность глобального изменения законов мироздания, ожидаемое при наступлении «Апокалиптических» событий, мы тем самым фактически отказываемся признавать всемогущество Бога – что Он является Творцом и Вседержителем мира. Каждый из составных блоков мировоззренческой схемы может найти определенное раскрытие в различных предметах школьной программы от первого класса, по одиннадцатый. И главной трудностью в этом процессе является не сложность этого материала, а его непривычность и несовпадение со сложившимися в последние столетия ложным мировоззренческим стереотипам, связанными с материализмом и эволюционизмом. Решить эту проблему не так-то просто. Слишком глубоко въелись во все поры общественного сознания ложное мировоззрение предыдущих столетий. Запутавшееся человечество – и, прежде всего, его интеллектуальная элита – очень часто просто не в состоянии понять, где кончается строгое научное знание и начинается околонаучный миф. (подробнее: Хоменков 1999; Хоменков, 1999; Хоменков, 2000). Поэтому главной трудностью на пути создания комплекта православных учебников и внедрения их в образовательный процесс следует считать сопротивление со стороны различных инстанций, призванных следить за формальным состоянием сферы образования. Сидящие здесь чиновники воспитаны на околонаучных мифах и принимают эти мифы за научную реальность, которую им следует вводить в образовательный процесс. Можно предположить, что эти чиновники будут требовать выполнения своих вариантов образовательных схем, связанных с согласованием православного мировоззрения с околонаучными мифами. Квинтэссенцией такого подхода может стать мировоззренческий тезис – «Бог сотворил человека из обезьяны». Что же касается вопроса об усвоении предложенного материала самими учащимися, то после основательной его проработки и апробации на уроках, можно надеяться найти такую его форму, которая будет ими легко усваиваться. Библиография Алексеев А.И., Середа М.В., Юзвяк С. Химия воды. Учебное пособие. – СПт.-Щецин. 2001. Васютинский Н. Золотая пропорция. – М. Молодая гвардия. 1990 Вильвовская А.В. Человек и космос. – М.: Наука. 1994 Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение. 2000. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М.: Прогресс. 1987. Девис П. Случайная Вселенная. – М.: Мир. 1985. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. – СПб.: Глагол. 1994. Епифанович С.А. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – Киев. 1915. Игнатий Брянчанинов, епископ. Сочинения. – СПб.: 1905. Т. 5. Канаев И.И. Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина. – М. - Л.: Изд. АН СССР. 1963. Максим Исповедник. Творения. – М.: Мартис. 1993. Книга 2. Максим Исповедник. Комментарии // В книге: Дионисий Ареопагит. О Божественных именах. О мистическом богословии. – СПб.: Глагол. 1994. Математика в афоризмах, цитатах, высказываниях. – Киев. 1983. Меркулов А. Самая удивительная на свете жидкость. – М. 1978. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990. №1. Никитин В.А. Физика и мировоззрение: антропный принцип Вселенной // Наука, философия, религия. Восьмая международная конференция. – Дубна. 1997. Окунь Л.Б. Фундаментальные константы физики // Успехи физических наук. 1991. Т. 161. № 9. Петухов С.В. Биомеханика, бионика и симметрия. М. Наука. 1981. Розенов Э.К. Статьи о музыке. Избранное. М. Музыка. 1982. Росс Х. Творец и космос. – СПб. 1997. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. - М., 1992а. Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. - М., 1992б. Хоменков А.С. О возможности гармонизации светской и духовной сторон в православно–ориентированном естественно–научном образовании // Сборник докладов V Международных Рождественских образовательных чтений. – М.: Изд. Московского Патриархата. 1997а. Хоменков А. Красота в природе и искусстве // Православная беседа. № 2. 1997б. Хоменков А. Истоки гармонии // Православная беседа. № 4. 1999а. Хоменков А.С. Возможность одномерной оценки музыкального творчества // Воспитание музыкального слуха. Вып. 4. Научные труды Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. – Сборник 26. М. 1999б. Хоменков А. Феномен околонаучного мифотворчества // Православная беседа. № 2. 1999в. Хоменков А.С. Околонаучные мифы и их влияние на жизнь общества// Человек и христианское мировоззрение. Материалы международного симпозиума. Альманах. Вып. 4. Симферополь. 1999г. Хоменков А.С. Эволюционный миф и современная наука” // Шестоднев против эволюции. М.: Паломник. 2000. Хоменков А., Савельева Ф. Уроки естествознания для начальной школы // Воскресная школа. 1998. №№ 10, 16, 18, 33, 34, 35; 41. Хоменков А.С. Птицы, динозавры и философские проблемы естествознания. Послесловие к статье Х. Яхья «Миф об эволюции птиц» // М.: Сотворение. Вып. 2. CD-диск. М. 2004. Хоменков А.С. Возможна ли теоретическая биология? // Православное осмысление творения мира. Сборник докладов конференции XIII Международные Рождественские Образовательные чтения. М.: 2005а. Хоменков А. Гармония живой природы и проблема происхождения мира // Божественное Откровение и современная наука. Вып. 2. М.: Изд. Храма пророка Даниила на Кантемировской. 2005б. Яхья Х. Сотворение Вселенной. – М.: Ансар. 2002.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру