Путеводитель по Камчатке

Работа лауреатов I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению

Камчатка – один из самых необычных регионов нашей страны, край могучих вулканов, гейзеров и сильных духом людей. Это одно из немногих мест, где сохранилась первозданная природа.

С одной стороны, это следствие удаленности и неосвоенности края, с другой стороны, именно это привлекает  сюда все большее количество туристов. В Москве, познакомившись с доступной нам  информацией о Камчатке, мы, тем не менее, не могли представить, что нас там ждет. Либо это были уникальная научная монография ХVIII века Степана Петровича Крашенинникова и удивительные записки православного миссионера митрополита Нестора, либо многообещающие рекламные проспекты современных турфирм. Встречались также специальные исследования геологов и вулканологов. Проблема, с которой мы столкнулись еще, не начав путешествия, натолкнула нас на мысль о создании Путеводителя по Камчатке, которого нам так не хватало.

В последнее время такие уникальные места на планете как Камчатский полуостров, вызывают все больший интерес. Камчатку стоит посетить, чтобы осознать масштабы и красоту своей страны, которую нам предстоит сохранить. В связи с этим нам кажется актуальным создание Путеводителя по Камчатке для детских туристических групп и их руководителей. Нас интересовали не только сами природные объекты и историко-культурные памятники, но и отношение к ним местных жителей, их образ жизни.  Это стало особенностью нашего путеводителя. Ответы на вопросы: «Каких людей мы там встретим, и как они встретят нас?» - стали  темой одного из разделов путеводителя.

Так мы подошли к постановке цели нашей работы: составление нескольких разделов Путеводителя по Камчатке, на основе рассказов местных жителей и собственных наблюдений. Для достижения поставленной цели необходимо было решить конкретные задачи:

- Искать информацию, вести наблюдения и записывать впечатления о природных и историко-культурных объектах маршрута.
- Произвести сбор полевого материала в условиях туристического походароанализировать полученные материалы и разбить их на статьи Путеводителя.
- Создать настольную игру «Моя Камчатка» в качестве приложения к Путеводителю.

Таким образом, объектом исследования  является Камчатский полуостров. Предмет исследования – природные и историко-культурные объекты южно- камчатского природного парка и центральной части полуострова, а также  взгляды  местных жителей.

В качестве методов исследования применялись:

- сбор материалов от информантов неформальным  методом беседы, со стремлением проникнуть в образ жизни и образ мысли собеседника.
- метод наблюдения, в том числе включенного.
- аналитический метод.

На подготовительном этапе участники похода-экспедиции:

•    познакомились с географическим положением и климатическими особенностями Камчатского полуострова,  историей освоения Камчатки русскими мореплавателями, учеными и миссионерами
•    изучили карты района похода, составили нитку маршрута, позволяющую посетить интересующие нас места
•    познакомились с приемами ведения беседы, составили рабочий вопросник
•    подготовили техническое оснащение экспедиции (диктофоны, фотоаппараты)

Для успешного проведения работ в нашей группе были распределены обязанности по «специальностям»: интервьюеры, дешифровщики, фотографы. Все вместе мы вели наблюдения по ходу маршрута. Большинство участников имели по две «специальности», а некоторые увлеченно исследовали животный мир и даже украшали добычей стол. Часть объектов посещали всей группой, а на некоторые выходили и брали интервью рабочими группами. Каждый день кто-то по очереди выполнял обязанности ведущего техническое описание, штурмана, летописца.

Петропавловск-Камчатский – столица края, научный и культурный центр Камчатского полуострова.  Музеи и исторические памятники города стали одним из основных источников информации. Сюда мы возвращались неоднократно после каждой законченной части маршрута. Нам удалось посетить: Камчатский объединенный  музей (историко-краеведческий), музей института вулканологии и сейсмологии, морской музей при КамчатНИРО, Музей боевой славы, Музей истории православия на Камчатке, Быстринский этнографический музей, Музей медведя в с. Эссо.






Люди на Камчатке очень отзывчивы, мы обращались ко всем, кого встречали на маршруте, а некоторых разыскивали специально.  Нашими информантами стали: ели Петропавловска, музейные работники, прихожане храмов, наблюдатель-гидролог в  природном парке  «Голубые озера», проводник группы туристов на вулкане «Горелый», хозяин турбазы «Родниковая», ведущий инженер Мутновской геотермальной электростанции, священник и руководитель детского военно-патриотического лагеря «Пересвет», местный краевед и основатель музея медведя  в с. Эссо, глава семейно-родовой общины   эвенов в с. Эссо, корякский  художник-косторез, местные рыбаки. В беседах с людьми основные вопросы дублировались, а часть, конечно, зависела от собеседника. Многие вопросы возникали по мере знакомства с человеком.



Перед фотографами стояла задача снимать все  природные объекты, животный мир, исторические и культурные памятники, памятные кресты, интересные бытовые моменты, наших собеседников. По необходимости проводился поэтапный совместный анализ действий и проблем. Постепенно складывалась примерная картина будущего путеводителя, стали вырисовываться основные статьи.

Затем последовало распределение тем между участниками экспедиционного исследования, по которым они должны были собирать материал из разных источников. Окончательную доработку статей, подбор фотографий и оформление путеводителя  планировалось завершить в Москве.

Для того чтобы статья путеводителя включала в себя самые интересные и яркие впечатления участников, мы использовали следующий прием-игру: в течение пяти минут каждый участник пишет словосочетания на тему статьи. Затем все по очереди читают то, что у них получилось, и вычеркивают повторяющиеся слова. «Выигрывает» тот, у кого осталось больше ярких и точных эпитетов или слов. Также во время обсуждения вспоминаются интересные подробности, о которых тоже стоит упомянуть. Тот, кто пишет статью по данной теме, начинает не с чистого листа, а опирается на впечатления всей группы.

Краткий обзор статей путеводителя


Первое впечатление и одна из самых обширных тем – это Петропавловск-Камчатский, город, покрытый туманом. Сюда впервые в  1740  году прибыл Витус Беринг  со своей экспедицией на двух пакетботах Петр и Павел, которые и дали название городу. Но современный Петропавловск – это город, состоящий из одинаковых хрущевских пятиэтажек, построенный для вахтовых рабочих. Окружающие город вулканы видны очень редко. У местных жителей появление вулканов на горизонте – это признак хорошей погоды. Зимой сильные метели, пурга. Снега наметает до второго этажа, приходится прорывать туннель сверху в подъезд. Несмотря ни на что над городом возвышается огромный Свято-Троицкий собор с пятью золотыми куполами.

За время, проведенное в походе, мы получили некоторые практические навыки и наблюдения, которыми с удовольствием делимся с читателями путеводителя.

Ближайший к Городу природный парк – «Голубые озера». От горнолыжной базы «Морозная» по несложной тропе можно добраться до туристической стоянки. Много лет недалеко от стоянки живет ветеран этих мест – наблюдатель-гидролог, камчадал, общительный и приятный собеседник.



От него мы узнали, что здесь очень много медведей. Несколько лет подряд на стоянке располагался детский православный лагерь, обходили вокруг крестным ходом – ни один медведь не подошел пока дети жили. Места очень живописные – трава по пояс, причудливые камчатские березы, множество быстрых каменистых ручьев. Легко можно встретить больших медведей и маленького камчатского суслика евражку.

Камчатка – страна вулканов.  На территории Южно-Камчатского природного парка располагается семь вулканов, нам посчастливилось совершить подъем на те три из них, которые мы и планировали посетить. Описания правильного конуса Авачинского, кипящих серных котлов Мутновского и черных нагромождений Горелого стали частью Путеводителя.






Природа благосклонно одарила Камчатский полуостров уникальным явлением – горячими термальными источниками. Можно наслаждаться купаньем под открытым небом круглый год. Горячие источники разбросаны по всему полуострову, кажется, что почти за каждой сопкой спрятан кипящий чайник.

Тропа к кратеру Мутновский проходит мимо Мутновской геотермальной станции мощностью 50 Мвт. Богатства полуострова распространяются и на энергетическую ситуацию края. Несколько десятков скважин подают перегретый пар прямо на лопатки турбины. Станция оборудована по последнему слову техники, а обслуживающий персонал называет ее не иначе как «любимая игрушка Чубайса».

Единственная дорога, которая идет на север Камчатки, приводит в с. Эссо. Эссо называют Камчатской Швейцарией – «мы приезжаем сюда как в Сочи, отдохнуть, снимаем частный сектор». Здесь летом жарко, а зимой холодно. Это живописная долина, окруженная лесистыми сопками. В Эссо есть огромный горячий бассейн – любимое место и туристов, и местных жителей в любое время года. В селе Эссо имеется лучший этнографический музей Камчатки, экскурсовод Ульяна, корячка, со знанием дела не только по книгам, но и по рассказам бабушки, описывает обычаи коренных народов. На этом месте село появилось только в 1932 г. Советская власть, чрезмерно заботясь о северных народах, свозила сюда эвенов из соседних стойбищ. Воспоминания местного краеведа Натальи Петровны Сычевой помогли нам представить яркую картину жизни села до того,  как сюда пустили первый автобус (1989 г.). Рассказы из жизни эвенов  30-х годов,  найденные ею в библиотеке Института народов севера в Санкт-Петербурге, стали достоянием ее краеведческого музея и пополнили материалы нашей экспедиции. (Антропов, 1931).



На Камчатке можно ловить рыбу даже без снастей. Если ты настоящий рыбак, то можно обойтись просто подручными средствами. В августе по камчатским рекам тихоокеанский лосось поднимается на нерест, для того чтобы отложить икру и умереть. Это еще одна уникальная загадка природы и видеть это можно именно здесь. Местные рыбаки говорят, что еще лет 10 назад  рыба стояла в реках сплошной стеной, теперь ее значительно меньше. Во время нереста за рыбой охотятся не только люди, нельзя рыбачить поблизости от медведей.



Камчатские медведи  достойны отдельного упоминания. В первый же день по прибытии  на Камчатку мы услышали  фразу, леденящую кровь: «Медведь пошел на город!» Речь шла о старой медвежьей тропе, о которой вспомнили ее прежние хозяева. На окраине города жители утром не могли выйти из дома, потому что во дворе гулял мишка. Медведей на Камчатке около 10 000. Местные инструкции для туристов, представляют собой весьма занимательное чтиво. Главное при встрече с медведем действовать четко по правилам, не дожидаясь того момента, когда нужно  сообразить, «просто так тебя грызут», или «тобой уже закусывают». На Камчатке также огромное количество маленьких сусликов. Узнать их не сложно, если в детстве читал сказки народов Севера про камчатского евражку, а также про медвежонка, который все время ныл: «Не хочу кочевать!»

Камчатка – суровый край. Здесь живут удивительные люди. Выжить можно только вместе, «у нас все друг другу помогают, потому что трудно». Одна женщина, камчадалка, рассказывала: «Первый, кто пошел зимой на работу  протоптал дорожку, все идут след в след, чтобы вечером всем удобно было возвращаться». Если белье на улице упало, обязательно кто-нибудь поднимет, принесет. Слова одного из информантов можно считать принципом жизни на полуострове: «Чтобы не отстать от центра, мы все хотим вперед знать, любую информацию. Мы все здесь пытаемся жить  немножко вперед». Всем с кем приходилось говорить задавали вопрос – что вас держит на Камчатке? «Если бы пришлось уезжать, я бы наверно умер бы от горя». «На материке трудно ужиться с соседями, мы привыкли друг другу помогать». Даже те, кто пытался уехать, все равно возвращаются: «Нет пути на Запад!»



Коренные народы Камчатки – это ительмены, коряки и эвены. Сейчас их осталось очень мало, многие традиции забыты вместе с родным языком, их дети учились в русских школах. Недавно появилась Ассоциация местных жителей Камчатки, цель которой – взаимопомощь. Сейчас местных жителей Камчатки, пустивших здесь корни, называют камчадалами, хотя изначально это потомки русских казаков и камчатских  ительменов.



Нас интересовали люди,  их мировоззрение, а значит и их духовная жизнь. Огромный след в жизни полуострова оставили православные священники- миссионеры. Последним был митрополит Нестор (Анисимов), автор книги «Моя Камчатка». Нам посчастливилось встретить человека, который помнит его по рассказам деда. Ценнейшим результатом наших поисков стала книга о 300-летней истории православия на Камчатке, подарок епископа Петропавловского и Камчатского Игнатия. На самой восточной окраине России  мы видимо наблюдали плоды тех семян, которые были  посеяны когда-то православными миссионерами. К нашему удивлению православная жизнь здесь бьет ключом. Есть два монастыря мужской в честь Великомученика и целителя Пантелеимона и женский Казанской иконы Божьей Матери. Эта часть нашей работы отражена в статье «Православие на Камчатке».

В результате анализа собранных из разных источников материалов мы сделали следующие выводы:

•    На Камчатке нет равнодушных людей, трудности помогают людям оставаться людьми.
•    Жители Камчатки – большие патриоты.
•    Местным народам взялись помогать, чтобы  не уничтожить совсем.
•    На самой восточной окраине России православная жизнь бьет ключом.
•    Природные богатства иссякают. Природа камчатки нуждается в охране.
•    На Камчатке возможно создание целой индустрии лечения и отдыха, это чрезвычайно перспективное направление социально-экономического развития полуострова.

Возможности нашей небольшой группы весьма ограничены, но наше исследование может положить начало для дальнейшего освоения Камчатки юными туристами, которые могут составлять новые разделы Путеводителя и дополнять уже существующие. Мы также отдавали себе отчет в ограниченности применяемой методики в условиях туристского похода, т.к. не имели возможности опросить достаточное  количество жителей, придерживаясь намеченного маршрута.



После знакомства с жизнью полуострова, мы можем предложить возможные варианты тем будущих проектов и исследований. Очень актуальным в наше время может стать помощь в сборе материалов к составлению жития митрополита Нестора Камчатского, апостола Камчатки. Петропавловская и Камчатская епархия ходатайствует о его канонизации. Например, мы встретили человека, дед которого стал первым учителем в школе, открытой в Петропавловске митрополитом Нестором. Опираясь на недавно опубликованные воспоминания, можно составить маршрут по местам,  где он оставил о себе добрую память. Первым шагом на этом пути должна стать встреча с директором Музея истории Православия на Камчатке Артуром Белашовым. Но возможно более ценным вкладом (для местных жителей) может стать материал, собранный как раз за пределами Камчатского полуострова. Другой темой могли бы стать социологические исследования. Мировоззрение современных камчадалов, их жизненная позиция достойны пристального внимания.

Важной частью нашей работы стала игра-приложение к Путеводителю, в которой  можно применить и закрепить свои знания. В то же время  наши последователи получат знания о Камчатке в доступной игровой форме. Игра имеет четыре уровня разной степени сложности (См. Приложение 1).


Список литературы

1.    Громов П.В.   «Историко-статистическое описание камчатских церквей». – П.-К., 2000.
2.    Сергеев В.Д.  «Страницы истории Камчатки». –  П.-К., 1992.
3.    Митрополит Нестор (Анисимов). «Моя Камчатка». Записки православного миссионера. – П.-К., 2003.
4.    «Куда плывет Камчатка». Сборник статей. – П.-К., 1993.
5.    Гуревич И.С.  Этнографические исследования на Камчатке // В кн.  Новое в этнографии. Вып. 1. – М., 1989.
6.    Крашенинников С.П.  «Описание земли Камчатки». Том 1,2. – СПб., 1994.
7.    Гиппенрейтор В.Е.  «К вулканам Камчатки». – М., 1970.
8.    Пасецкий В.М. «Витус Беринг». – М., 1982.
9.    Путеводители Вокруг света. Дальний Восток. – М., 2006.
10.    Белашов А.   «Очерк истории Петоропавловской и Камчатской епархии». Кн.1,2. – П.-К., 2003.
11.    Белашов А. «Настоятель». Жизнь и духовный подвиг прот. Ярослава (Левко). – П.-К., 2000.
12.    Пирагис А.  Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают. – П.-К.,  2000.
13.    Антропов М.  «Среди ламутов». Очерки. Результат практ. работы учителя в Быстринском р-не: 1928–1930 гг. — М.- Л.   Учпедгиз, 1931.
14.    Петрова Е.   «Все тайны мира или путешествие во времени вокруг географической карты» // Мир музея. 1998, №1.
15.     «Сказки народов севера. Ворон Кутха». – М., 1974.
16.    Рождественская С.Б. «Этнографическое изучение культуры российского города». – М., 1996.

Рецензия

Когда группа московских школьников под руководством опытных педагогов-туристов принимает решение провести спортивное путешествие по Камчатке (!), становится ясно, что перед командой встает великое множество организационных, финансовых и технических проблем. Разрешение указанных проблем, с учетом неразвитости туристской инфраструктуры, должно, казалось бы, полностью занять путешественников, но группа ставит себе не только спортивные, рекреационные и познавательные задачи. Юные путешественники и их руководители ставят перед собой гуманитарную задачу: создание Путеводителя по Камчатке.

Необходимость такого путеводителя для спортивных групп школьников очевидна, прежде всего, в связи с экзотичностью природы Камчатки, и, с другой стороны, не вполне ясной социальной и экономической обстановкой в регионе с позиции организации детских турпоходов. Удаленность и, до недавнего времени, закрытость этого региона, сравнительно небольшое количество достоверных источников информации превращает попутную краеведческую работу в актуальнейшее экономико-географическое и социальное исследование, требующее от команды значительных интеллектуальных усилий и, я бы добавил, серьезной духовной наполненности. Последнее замечание основано на той части исследования, которая посвящена 300-летней истории православия на Камчатке, особенно рассказ о миссионерской деятельности митрополита Нестора Камчатского (Анисимова), автора книги «Моя Камчатка».

Встречи юных исследователей с жителями полуострова, музеи, которые удалось посетить, в т.ч. историко-краеведческой, историко-православной, этнографической, военно-морской, а также естественнонаучной направленности, а также общий контекст изложения материала - все указывает на серьезность и глубину исследования. Каждая страница, каждое наблюдение и фотография в работе свидетельствуют об основательности и, не будет преувеличением, научности подходов, об огромной полевой и камеральной работе группы.

Важно отметить, в контексте педагогических задач, успешно разрешенных средствами учебно- и научно-исследовательской деятельности, что проект «Путеводитель по Камчатке» в некотором смысле представляет из себя прекрасный образец педагогической методологии в дополнительном образовании, реализованной в практике детско-юношеского туризма. Другими словами, проект интересен не только как справочник и свидетельство о пережитом в туристском освоении замечательного уголка нашей Родины, но также как пример образовательных возможностей туристско-краеведческой деятельности, сочетающей действительно углубленное обучение, сущностное воспитание и всестороннее развитие.

Проект заслуживает самой высокой оценки, было бы замечательно опубликовать его полностью.

Самохин Ю.С
., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной и экономической географии МГГУ им. Шолохова М.А.






© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру