Судьба церковной традиции с. Нежитино

По материалам экспедиции

Харитонова Ю. А., Харитонова Мария, Мещерякова Дарья

В 2003 г. мы вместе с другими московскими школьниками побывали в трудовом лагере в с. Нежитино Костромской области. Ехали отдохнуть и немного поработать на восстановлении местного храма. Общаясь  с жителями, мы невольно углублялись в  историю села, а проходя по кладбищу около храма встречали имена людей, о которых с уважением рассказывали многие. Неожиданно для себя мы, городские жители,  стали свидетелями совершенно неизвестной нам стороны жизни русской деревни. Еще больше это впечатлило наших руководителей, понадобилось три года, чтобы внешние обстоятельства и наши возможности позволили нам  вновь оказаться здесь.  Мы  хотели  понять,  как удалось сохранить то, что так планомерно уничтожалось в советское время, проследить судьбу религиозной традиции села.

Мы укрепились в своем желании и после того, как обратились к литературе. Наиболее известным автором, ставившим подобные вопросы, является д. ист. наук Громыко М.М. Традиционная культура основана на      обычаях и традициях церковных, пронизана религиозным  сознанием,  в  этом мы убедились на собственном опыте. Изучение этих вопросов имеет огромное научное значение, т. к.  содействуют восполнению  большого пробела в этнографическом изучении жизни народа. Образовался этот пробел за годы  советской власти в результате запрета на все, что связано с Православием. Опираясь на мнение авторитетного автора, мы сделали вывод о своевременности и актуальности нашей темы. Лишь в последние годы, когда сняты запреты атеистической идеологии,  исследователи-этнографы делают определенные шаги в этом направлении. Мы обращались и к местным журналам «Костромская старина» и «Губернский дом», в которых часто встречаются статьи об обрядах Костромской губернии, но подобного исследования мы не обнаружили.  Большим подспорьем в подготовке экспедиции стала встреча с ученым-этнографом, сотрудником Института этнографии РАН С.А. Иниковой, ее опыт в изучении традиционной народной культуры Рязанской области очень пригодился в нашей дальнейшей работе.  К литературным источникам можно отнести также несколько статей из районной газеты  о старожилах села и местных святынях. Их бережно хранят жители. В процессе полевых работ  мы активно пользовались литературой, в которой описаны методики исследовательской работы по программам «Комплексное исследование истории и культуры российских деревень» (автор Свешникова Н.В.) и «Православие и народная культура» (автор Громыко М. М.).

Таким образом, мы пришли к постановке цели нашего исследования – проанализировать, почему и как сохранились религиозные традиции села Нежитино  с 20-х годов ХХ века.

Для достижения  цели  нами  были  определены  следующие  задачи:

1). Анализ проявлений активной позиции  исповедания веры. 

2). Анализ роли мощных духовных лидеров.

3). Анализ роли активной позиции личности в борьбе за  сохранение церковных святынь. В качестве методов исследования применялись: сбор материалов от информантов неформальным  методом беседы, со стремлением проникнуть в образ жизни и образ мысли собеседника; метод включенного наблюдения; аналитический метод.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.   Нежитинский край расположен в междуречье рек Унжи  и Немды, впадающих в Волгу напротив древнего города Юрьевец. Еще в начале ХХ века здесь проходил знаменитый торговый Макарьево-Юрьевецкий тракт, и село процветало. Но после строительства  Горьковского водохранилища Нежитино оказалось практически отрезанным от внешнего мира. Образовался полуостров около 5  км в поперечнике, а  оживленный некогда тракт стал тупиковой дорогой. В 60-е годы на территории, именуемой Нежитинский край, насчитывалось 26 деревень. Деревни, расположенные по берегу Унжи, называют береговые. А в глубине полуострова в лесу вся местность называется  угол.  Нами составлена подробная карта села Нежитино, включающего в себя 7 самостоятельных деревень:  Михайлово, Шелыгино, Савино-Завражье, Большие Новоселки, Малые Новоселки, пос. Марьино и собственно село Нежитино. Это объединение одним названием произошло совсем недавно, в 80-е годы прошлого века, а местные жители  по-прежнему пользуются старыми названиями. Село Нежитино по названию храма называлось еще Воскресенское. Местная легенда  утверждает, что Нежитино означает – нежитое место, неудобное для жительства.

«Воскресенская церковь с. Нежитино  зданием каменна, построена в 1803 г. на средства прихожан. Ограда каменная с железною решеткою, кладбище в церковной ограде. Престолов три. Прихожан 1744 мужского пола и 1846 женского. Приходских селений 30, раскольников нет» . Предание говорит, что строили церковь 18 лет.  Очень богатым был иконостас летнего храма с чудесными дорогими иконами, одетыми в позолоченные ризы. Разрушение Нежитинского храма в годы гонений началось с  уничтожения колоколов.  Большой  450-ти  пудовый  колокол  сбросили   с   колокольни  в 1928 г. Клавдия Андреевна Крусина из д. Шелыгино вспоминает со слезами на глазах, что она в этот день, чтобы ничего не видеть и не слышать, ушла на весь день в лес.  И так поступили многие.   В 1930 г. начались аресты священников. Скворцов Николай  Порфирьевич  и Одолевский Александр Николаевич погибли в лагерях. У о. Николая Скворцова осталось трое детей и престарелый отец. Он то, о. Порфирий (Скворцов), и продолжал служить в Нежитинской церкви.  Последним священником стал о. Александр Лебедев, у него было четверо детей, а жить негде. И вот  всей церковью решили строить церковную сторожку, однако земли сельсовет не дал, и решили строить у самой церкви. О. Александра местная власть довела до смерти, оформив устрашающие фальшивые документы на огромный налог.

В 1941 г. местные власти, напоив молодых мужчин, подговорили их вынести из храма все металлические вещи, а для этого было разрешено разрушить  в храме все, что там есть.  И эти люди под влиянием хмеля все, что требовало начальство, сделали.  Женщины вбегали в церковь и пытались вытащить своих мужей из храма, но безуспешно .  Летний  придел на 5 или 6 лет был превращен в зерносклад. К этому зерну стали  прилетать птицы. Они  выбивали стекла вверху, набивалось их в помещение огромное количество. Так птицы и крысы отбили хозяев от склада в храме, после чего храм бросили на произвол судьбы .

Окончательное закрытие храма стало поводом для проявления активной жизненной позиции жителей села. Никакие запреты властей не заставили их отказаться от своих убеждений, от исповедания православной веры. Даже те люди, которые стояли у власти в глубине души, тайно оставались верующими. Об этом свидетельствует такой эпизод. В начале 60-х годов сельсовет пытается в храм сыпать зерно.  Накануне прихода машин  председатель  сельсовета Шарова Т.А. сказала тайно одной из женщин: «Чтобы я вам не говорила завтра, машины к церкви не пускайте». Утром подогнали к храму машины, а у дверей уже собралась толпа людей. Встали женщины стеной и не пускают в храм, с которого уже спилили замки.  Три дня и три ночи, сменяя друг друга  по очереди,  сторожили женщины у дверей храма, не допуская засыпать туда зерно. В этот раз машины с зерном ушли.

Антонова А.Г. в рассказе о самых активных старожилах села назвала их хранителями веры: «Когда храмы закрыли это поколение 1900-1920-х годов, они оказались хранителями веры» .  В основном это были женщины. Оставшись без священника, они  «служили сами каждый праздник, каждое воскресение» . Зимой молились по домам, а летом в Михайловской часовне.

«На Троицу весь мир собирался у Михайловской часовни», несколько женщин встают и ведут всю службу, а остальные вокруг них. Собиралось по 200-300 человек. Потом шли к церкви, к своим могилкам, несмотря на то, что к церкви даже подходить запрещалось. «На Пасху дружинников поставят  с повязками красными, чтобы не пришли, не пускали.  Но все равно женщины верующие ходили, или под горой вот тут, или когда уже уйдут, или до них сходят. Или днем сходят. Все равно с Пасхой обойдут храм». В личном архиве Антоновой А.Г. хранятся  подлинные документы о наложении штрафа «за нарушение законодательства о религиозных культах» (см. Приложение 1). Штрафовали  после проведения служб в часовне, как правило, «тех, кто впереди около книги».

В Нежитино вплоть до 60-х годов прошлого века была жива традиция праздничных гуляний приуроченных к  определенной дате церковного календаря. В каждой деревне отмечался  свой  праздник. «Весь мир» собирался в ту деревню, в которой вечером будет гулянье.  В Козлово отмечали – Вознесение, в Ефимово  гуляли на Троицу, в Журавлеве – Заговенье на Петровский пост, Казанскую гуляли за Немдой  и т. д.               «Утром-то ходили молиться, а после обеда гоститься», - вспоминают старожилы. Традиция стала уходить лишь с уходом  народа из сельской местности.

Поколение, на долю которого выпали самые тяжелые испытания, ушло. Вопреки всем запретам им удалось сохранить в своей повседневной жизни  религиозную традицию и передать ее детям. Характерно, что нынешнее поколение, осознает себя преемниками этой традиционной культуры, насквозь пронизанной религиозным сознанием. Об этом свидетельствуют несколько показательных фраз, записанных нами во время беседы – «наша  местность - хранительница православной веры» , «веру православную унять, уничтожить нельзя», «они так хранили православную веру, Боже упаси».

Ярким свидетельством  преемственности роли «хранителей» является  сон  одной женщины (1991 г.), пересказанный нам односельчанами. Это сон о местной святыне – Михайловском кресте (о нем речь пойдет ниже).  Крест двигался с противоположного берега реки в сопровождении народа. «Они его хранили, и нам надо его хранить», - такой вывод сделали люди . За этими  событиями духовной жизни последовали события  реальные. Укрепленные «видением» жители не дали увезти Крест в Кострому на реставрацию, несмотря на уговоры священника.

Еще одним примером активного исповедания веры, как в прошлые годы, так и в наши дни является традиция крестных ходов. В д. Михайлово на  Петровки  с иконами обходили деревню и кропили святой водой.  Теперь поколение 40-х – 50-х годов продолжает эту традицию. В июле 2006 г. мы тоже стали свидетелями и участниками этого события.   «Традиция никогда не прерывалась», - не без гордости сообщила нам Анна Георгиевна Антонова. Выдался такой год, когда некому было поддержать традицию. Кто-то болел, кто-то уехал в город. Она осталась одна, и в час ночи  встала, взяла икону и пошла с молитвой вокруг деревни.

2.  Религиозная традиция продолжала существовать стараниями многих, но в отсутствии церкви  нашлись люди, заслуга которых неоспорима. Подробнее стоит остановиться на двух самых ярких духовных лидерах.

Весной сорокового года Анна Андреевна Старова стала добровольным сторожем. В течение 50 лет она охраняла Нежитинский храм и Воскресенское кладбище от разграбления и поругания. Старову  знают все и, прежде всего, говорят о ее строгости.  Даже статья в районной газете называется «Грозная Анна» .  «Стойкая была женщина, сильная духом,  благодаря ей и церковь сохранилась» , - с благодарностью вспоминают наши собеседники. Она поддерживала кладбище, показывала место тем, кто не знал, где их семейные захоронения, вместо разрушенной каменной ограды, она вместе с другими женщинами ставит новую.  К ней обращались, а «если самовольно управляли, могла отчитать хорошенько» . Практически она возглавила борьбу за храм: они с группой женщин  организовали ремонт углов храма, собирали подписи в архитектурный отдел, писали ходатайство об открытии  Воскресенского храма. Анна Андреевна принимала чиновников из Общества охраны памятников, пока на храм не повесили табличку – «Памятник  архитектуры. Охраняется государством». Старова  собственным примером показывала, что можно жить, не меняя своих убеждений при любой власти. Характерно, что об Анне Андреевне с одинаковым уважением рассказывают разные люди и сохранившие веру, и  на деле позабывшие ее. Для всех она была  напоминанием о заповеданном свыше.

Во многих областях России известно о существовании сельских старцев-праведников.  В окрестностях Нежитино, д. Волошново, жил старец Панфилов Осип Васильевич.  Он принадлежит к числу широко известных в православии старцев-праведников в миру . По свидетельству очевидцев ходили к нему все, и даже из городов ездили.  Он предсказывал, исцелял многие болезни, изгонял бесов, давал наставления, благословлял.  По-разному называют его люди – «у нас был старичок один святой», «пророк он был»  и т. д.   Неиссякаемый поток посетителей из разных мест говорит о народном почитании, а значит и о потребности в духовном руководстве, которая не уменьшилась в советское время. И сейчас продолжается почитание старца – «землю с могилки всю поистаскали». Старчество – широко распространенное  явление православной жизни, глубочайшая  народная традиция.  В нашем селе она сохранилась, а в отсутствии священника  укрепилась еще больше, т.к. паломничество к праведнику носило массовый характер.

3.  «Пока все было закрыто, была борьба», – так начинает свой рассказ Антонова А.Г. Некоторые эпизоды этой борьбы уже были упомянуты выше, в связи с именем Старовой А.А  Благодаря усилиям  жителей села в храм не пустили трактора, это спасло его от полного разрушения. Сохранившаяся ведомость учета работ и вкладов, говорит об участии большинства прихода в борьбе за сохранение святыни. Ходатайство об открытии  Воскресенского храма, написано все с той же целью – люди понесут пожертвования и его можно будет покрыть как памятник архитектуры.   Сохранившееся белоснежное  здание на высоком берегу  р. Унжи, признание его памятником архитектуры и, наконец, открытие в 1988 г. Воскресенской церкви – это все результаты совместной борьбы прихожан.

Прочно вошло в народную традицию почитание местной церковной святыни – Михайловского креста. В селе существует народное предание о событиях трехсот- или четырехсотлетней давности, связанное с приобретением народной святыни – двустороннего распятья в натуральную величину, для которого жителями деревень Михайлово и Шелыгино была построена часовня. «Свирепствовала болезнь (холера),  умирали люди и скот. Люди собрались на деревенский сход, обсудили все вместе, заказали в церкви молебен Богу и собрали денежные средства на покупку креста. Подговорили двух мужичков, верующих в силу Божью…Фамилия этим крестьянам было Каршунские. Ходили они пешком в Почаевский монастырь. Шли они проселочными и трактовыми дорогами, в старину путь был только конный и пеший. В предании не известно, сколько они ходили времени. Когда они принесли крест в деревню, то селянами для него уже была приготовлена часовенка на овраге между двух деревень – Михайловом и Шелыгином. Но не угодно было то место Кресту-Христову. Он сам выбрал себе место». В одну из ночей пришли зажигать лампады перед Крестом и не нашли его на месте. После долгих поисков Крест был найден в Михайловском овраге, на дне «бочага», вырытого вешними водами. Три раза уносили его назад. И сельчане решили перенести часовню на то место, которое выбрал Крест.

С тех пор в июле, в первое воскресение после Петрова дня  празднуется местный церковный праздник – Мольба.  В 1990 г. предание было записано старожилом села Антоновой Анной Александровной 1915 г.р. Записи Анны Александровны (См. приложение 5) многое говорят об ее отношении и, в ее лице, об отношении жителей к гонителям веры и церкви в советское время. Начинаются они словами: «Чего уничтожаете? – Народную историю, которую охраняла эта маленькая деревня Михайлово, может 200 или 300 лет. …Учти    нарушитель народной истории, что тебя на это дело толкнула  чья-то несправедливость и чья-то неумелая рука и близорукость, у которой весь кругозор только вокруг да около». Слова эти сказаны  в связи с разорением Михайловской часовни в 1972 г.  О том, чем являлась часовня для народа, говорят следующие слова:  «И так стояла часовня годы и столетия, ее перестраивали и тут же ставили снова, и чтили это святое место и Крест-Христов. …Каждый мимо проходящий  снимал с головы своей шапку, крестился и кланялся перед часовней, отдавая должное деревенской святыне. И считался в народе Крест этот чудодейственный, к нему припадали в горести  с  молитвой и отходили с утешением в душе…   Крест стоял   посреди часовни, ход был вокруг него. Перед ним висели с обеих сторон лампады. Их  каждый день засвечали и гасили на ночь.  Люди за ним ухаживали только Михайловские, если один умирает, то другой берет на себя эту заботу – уход за часовней и за святыней её».

В советское время Михайловская часовня и «Крест Христов» были единственным местом, где   люди могли получить утешение и укрепление. Для каждого человека она была нужнее всего в горе. Есть немало свидетельств тому, как  шли сюда женщины, получив похоронку с фронта.

Конечно, в условиях господствующей атеистической идеологии церковной святыне постоянно угрожала опасность. В 60-е годы как пройдет слух, что придут часовню «зорить», женщины все иконы уносили по домам, и крест месяцами мог храниться в чьем-то доме. Около года он находился у Александры Ивановны Каршунской, чтобы уместить крест пришлось пропилить квадрат в полу,  нижняя часть в результате отгнила. Все это время к ней и ходили молиться, туда, где Крест. Когда все затихнет, опять приносят. Так, благодаря  бдительности и самоотверженности жителей, народная святыня  простояла в Михайлово до 1972 г.

Антонова Анна Георгиевна, дочь Анны Александровны вспоминает день разорения часовни: «День моего отсутствия был выбран днем разорения часовни. Возвращаюсь, мама сидит на крылечке и плачет.
- Аня, нас обокрали.
- Что? Да, что украли мы наживем опять!
- Нет, никогда мы не наживем то, что у нас украли.
- Что такое? Что случилось?
- У нас разорили часовню, у нас увезли Крест!

Не столь жаль было часовню, сколь  жаль было людей. Действительно у них увезли то, что уже никогда не вернется.  Как они будут доживать без этого! Их предки жили с этим».
 
Но судьба Михайловского креста на этом не заканчивается.  У тех, кто многие годы хранил церковную святыню, появились преемники. Как только появилась возможность, началась новая борьба, новые поиски, и Крест был вновь обретен в 1992 г. на Михайлов день.

Народная память сохранила и рассказы о судьбах «зорителей», т. е. тех людей, которые не сохраняли, а  разоряли церковные святыни.  Участники разорения, каждый получил своё. «Директор совхоза Белов Тимофей Георгиевич, жена у него верующая. Заболел у него зуб, флюс начался. Зуб удалили. Началось осложнение, воспаление троичного нерва, разнесло все лицо. Ухо нарывать начало. Домой приехал, а жена ему говорит: «Ну что, родной мой, иди нет ли еще где такой часовни разорить. Что ты сделал?» И так  у него не прошло ничего, ему пришлось уйти с работы. Никитин Саша, шофер, крест вез в Макарьев на машине. Они с женой построили новый дом здесь в Михайлове, случился пожар, жара была страшная, сено, корова, сарай все вспыхнуло. Они выскочили босые, в чем были. Тракторист Филатов Николай, лучший механизатор хозяйства. Его заставили везти часовню в Починки. У него вдруг начала сохнуть рука, сразу после этого. Одна рука приходит в полную негодность. Так вот все и пошло как по нотам, драматически».

Истории эти на удивление схожи. «Крест, он с одной стороны, помогает, а с другой стороны наказывает. Наказывает тех, кто покушается на него», -  так считают в народе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Задавшись вопросом, каким образом в годы гонений  сохранялась вера в костромском селе, и что способствовало ее сохранению, мы пришли к выводу, что жизненность религиозных традиций зависит только от самих верующих. Все, что, так или иначе, способствовало сохранению церковных традиций,    исходило от людей. Если бы им не дали молиться в часовне, отмечать церковные праздники, посещать любимого старца, ремонтировать своими силами храм,  они  все равно остались бы верующими, потому что и сейчас убеждены – «веру православную унять, уничтожить нельзя». Видимо, истребить православие в России невозможно, потому что оно вошло в плоть и кровь русского человека, переплелось с историей и культурой страны.

Выводы:

1. Религиозные традиции, глубоко укоренившиеся в народе, живут независимо от государственной власти, а зависят от позиции самих верующих.
2. Сильные духом люди оказывают огромное влияние на село, возжигают веру и уважительное отношение к церкви.
3. Восстановление церковной жизни и второе обретение местной народной  святыни – плоды самоотверженной борьбы за свои святыни.

К сожалению, в наше время люди покидают села. В окрестностях Нежитино мы встречали много заброшенных деревень, которые раньше относились к приходу Воскресенской церкви.  Слышали мы и сказанные с горечью, слова: «Деревня сопротивляется смерти». Но в то же время все верят, что «Крест нашу местность хранит,  и  мы должны его хранить».

 

Рецензия на работу № 071141
Судьба церковной традиции с. Нежитино по материалам экспедиции

Авторы работы: Мещерякова Дарья Андреевна, Харитонова Мария вадимовна
Руководитель: Харитонова Юлия Анатольевна
Организация: Туристско-краеведческий клуб "Преображение"
Город: МОСКВА

СУДЬБА ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ С. НЕЖИТИНО по материалам экспедиции
Очень серьёзная, грамотная, логично изложенная, интересная этнографическая работа, свидетельствующая об осознании авторами специфики исследовательской деятельности этнографа и освоении ими приемов исследования. Ясно поставлена цель, при этом приведен, так сказать, генезис ее формирования у авторов, четко определены задачи, обозначены методы исследования. Задавшись вопросом, как сохранялась вера в годы гонений в далеком костромском селе, и что способствовало ее сохранению, авторы приходят к выводу, что жизненность религиозных традиций зависит не от политики властей, а от самих верующих и, особенно, сильных духом людей, духовных лидеров. Ими зачастую выступали те, кто в советские годы стоял на низших ступенях социальной лестницы: сторож, няня, техничка. Но они пользовались огромным авторитетом у сельчан, и теперь с ними связана благодарная память потомков. Совершенно особую роль играли местные старцы-праведники, которые взяли на себя часть священнических функций по духовному руководству.
В работе отражены многие яркие эпизоды сохранения веры в советское время: попытки сопротивления снятию колоколов, разграблению храма, мирские часовенные службы и крестные ходы, деревенские праздники, сбережение местной святыни — Михайловского креста и другие. В селе, о котором рассказывают авторы, явственно осознана идея: восстановление храмов в наше время происходит не само собой, а в результате деятельности тех, кто на молебнах «стоял впереди, около книги» (т.е. Евангелия или молитвослова), подвижников, хранителей веры. В то же время авторам удается сохранить научный стиль изложения (может быть, немножко слишком сухой), преодолевают они и искушение передать множество рассказов о разорителях церквей. Авторы, видимо, намеренно избегают перессказа известий информаторов — на наш взгляд, чересчур. Некоторые яркие сюжеты могли бы быть изложены языком самих жителей, это обогатило бы и расцветило работу.
Очень оптимистичны выводы авторов: истребить православие в России невозможно, ибо оно вошло в плоть и кровь русского человека, переплелось с историей и культурой страны.
О недостатках. Авторы проследили судьбу последних священников села, но сам храм и часовни, на наш взгляд, можно было бы описать подробней: мы не узнаем даже о посвящении местной церкви. Интересно название села — Нежитино, наверное, оно как-то осмысляется жителями? Нуждаются в отдельном указании источники — полевые материалы авторов. Ссылки на полевые материалы должны даваться по полевым тетрадям (где велись записи бесед) или расшифровкам (если использовался магнитофон); все они должны быть разобраны, оформлены в отдельных тетрадях с пронумерованными страницами и, в принципе, доступны другим исследователям. Ссылки на полевые материалы: ПМА (полевые материалы автора). Тетради 1–5. Г. Валушки. Лето 2005 г. (т.е. место и время проведения беседы). Все аббревиатуры (сокращения) расшифровываются при 1-м употреблении. Или хотя бы надо указать фамилии, имена, отчества информаторов, их годы рождения, время и место бесед с ними. Среди источников особую ценность имеет дневник А.А.Антоновой. Ошибочно указаны инициалы сотрудника ИЭиА РАН С.А. Иниковой.
Указаны интересные приложения, но в комплекте документов работы они не представлены, поэтому трудно сказать, как авторы работают с текстами информаторов.
Хорошая, серьёзная работа.

С уважением, рецензент Мелехова Галина Николаевна
Учёная степень: к.и.н., доцент
Дата написания рецензии: 13.04.2007


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру