Техносфера: взгляд извне

Термин "техносфера", с одной стороны, восходит к учению В.И.Вернадского об оболочках Земли и исследованиям в области геохимии, географии, а с другой - свидетельствует о том, что совокупность материальных средств практически-преобразовательной деятельности человечества - техника -  приобрела системные характеристики и образовала среду, выходящую из-под контроля и за рамки управления создавшего ее человечества.

Все элементы техники в техносфере соединены связями того или иного происхождения и назначения. Образование этих связей происходит в ходе смены поколений техники и умножения технологий в историческом процессе коэволюции человека  и  природы.

Техносфера - синтез естественного и искусственного, созданный человеческой деятельностью и поддерживаемый ею для  удовлетворения потребностей общества.

Осмысление взаимозависимости человечества, техники и природы как вместилища того и другого в концепции техносферы насущно необходимо для формирования новой идеологии  научно-технического прогресса и мироощущения, в котором был бы преодолен утилитарно-потребительский подход как к природе, так и к человеку.

Человечество реализует технологический способ существования в природе путем использования ее потенций для целенаправленных преобразований, изменений в ней же. Его  практически преобразовательная деятельность изменяет, структурирует природное вещество, по-особому организует,  переиначивает течение природных процессов за счет создания специальных предметных форм, образований, составляющий вещественную сферу техники.

Создается новая среда, в которой так или иначе в необходимой для человека мере должна присутствовать "естественная среда", уже зависимая и относительная, в другом статусе. Техническая деятельность порождает "вторую природу", квазиприроду, как  бы  природу, устойчивую лишь в рамках общественной практики, под надзором и при участии в ее процессах человека.

Вольно и невольно, самопроизвольно формируется симбиоз техники и человечества в природе как объективная реальность.

Человечество не порывает с природой,не вырывается из нее, но ее реорганизует, испытывая пластичность естественных природных систем и своей собственной биологической основы. Вот как описываетэту ситуацию французский социолог Ж. Эллюль (1975): "Техника  сама становится средой в самом полном смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающих природу (по нашей первой непосредственной оценке) совершенно бесполезной,  покорной, вторичной, малозначительной. Природа оказалась демонтирована, дезинтегрирована науками и техникой: техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, полученные им, приходят от техники. Решающим фактором является заполнение нашей мысли как и нашей чувственности, механическими процессами".

Человек технически создает "вторую  природу" в качестве своей непосредственной среды обитания. Что же меняется в природе? Что же привносит в природу человеческая предметно-практическая деятельность? Как изменяются природные процессы?

Распашка миллиардов гектаров земли, преобразование видового состава растений и животных, изменение водного режима планеты, развитие горнорудной  и химической  промышленности.

Энергетики разнообразных отраслей производства проявились в ХХ веке как планетарная сила,  порождающая целый ряд эффектов, неблагоприятно сказывающихся на природных процессах и на человеке, как биологическом существе. Масштабы промышленного производства и его инфраструктуры привели к проблемам рационального природопользования и  пределов роста технологической цивилизации.

Сложившаяся ситуация нашла отражение в обращении к исследованию феномена техники,  в том числе и в  историческом  контексте, на новых основаниях, с чем связано, в частности, появление термина "техносфера" и попытки  создать  концепцию  техносферы.

В науках о Земле - географии, геологии, геохимии - видоизмененные фрагменты земной коры, географической среды принято относить к сфере взаимодействия природы и общества,  а своеобразная "земная  оболочка", несущая на себе следы человеческой деятельности, у некоторых исследователей  получила  название техносферы - преобразованной  биосферы.  Имеется точка зрения, что с материальной системой - природой, географической средой, может взаимодействовать лишь материальная компонента социосферы - "техносфера". Таким образом, объект исследования географии нельзя целиком отнести к естествознанию.

Согласно учению Вернадского, хотя он и не вводил термина "техносфера", ограничиваясь понятием ноосферы,  геохимическая и биогенохимическая функции человечества связаны с  его разумной предметно-практической  деятельностью в качестве Homo sapiens faber.

Эта линия развита в работах Р.К.  Баландина (1982), который так формулирует понятие техносферы: "Техносфера – область технической деятельности  человечества.  Ее создание связано с эволюцией биосферы и живых существ,  с появлением  человека  и орудий труда, с социальным прогрессом общества. Человечество в этой сфере становится мощной геологической силой".

Т.е. техносфера - это особая оболочка Земли, в которой  осуществляется предметно-практическая деятельность человечества. По ее "вине" происходит техногенез - процесс изменения природных комплексов под воздействием  производственной деятельности общества. В частности,   возникают техногенные экосистемы - экосистемы, возникшие или значительно измененные под влиянием техногенных факторов - вырубки лесные, подтопленные земли, осушенные болота. В геологи техногенез (термин введен А.Е. Ферсманом  в  1935 г.) есть геохимическая деятельность промышленности человека, приводящая к концентрации и перегруппировке химических элементов и их соединений в земной коре.

Таким образом, с точки зрения естественных наук, техносфера в основном представляет интерес как источник, причина техногенеза в природе и видоизмененная, искусственно естественная планетная оболочка. Как отмечает Л.Н.Гумилев, эта оболочка, будучи искусственной, вырванной из естественного хода природных процессов  и поддерживаемая человеческой предметно-практической деятельностью,  "мертва" без последней.  В этом  смысле "от палеолита остались...  кремневые отщепы,...скребки и рубила; от неолита - мусорные кучи на местах поселений. Античность представлена развалинами  городов, а Средневековье - замков".

Наиболее адекватной картиной,  поясняющей механизмы взаимодействия природы и общества, на наш взгляд, является  предложенная Ф.И. Гиренком (1987), а именно: в связке "человек - техносфера" техносфера представляет и замещает природу, тогда как в связке "техносфера-биосфера" она представляет и замещает социум. В первом случае техносфера выступает как естественный элемент, во  втором  - в качестве искусственного. При этом в системе "человек - техносфера" существенны социальные связи, что выражается в взаимообусловленности производительных сил и производственных отношений, в то время как система "техносфера - биосфера" является естественно-искусственной,  определяется потенциями природы и степенью их  освоения  в  технологии.

Историки техники, в отличие от представителей естественных наук, учитывают связку "техносфера - биосфера" не как данность наподобие  естественной,  но исследуют развивающийся мир техники  в системе "человек (общество) - техносфера". Под этим углом зрения техносфера как искусственная материальная организованность  встраивается в природные процессы. Процессом, предваряющим сознательное внесение изменений в окружающую человека искусственную среду,  является  проектирование. Такой подход развит Н.Г.Неуйминым  в  работе "Ноосфера:  миф и действительность" (1988).

Один класс антропогенных объектов, собственно технических, он отождествляет с проектируемыми, рассматривает  три их общих свойства: одинаковые алгоритмы их создания, "появления", "генезиса" - от замысла через проектирование к  реализации; ограниченные пространственно-временные размерения, структурная и функциональная сложность; управляемость  и  подконтрольность этого класса антропогенных объектов.

Другой класс антропогенных объектов - это не проектируемые антропогенные объекты (НАО). Я.Г. Неуймин выделяет три основных подкласса таких объектов, из которых непосредственно влияют на биосферные процессы НАО - природно-технические комплексы. К техносфере, по этой картине, относятся проектируемые антропогенные объекты, а современная  биосфера планеты является по-существу непроектируемым   природно-техническим объектом высшего уровня -антропосферой: "в природно-технических антропогенных системах  объединены  естественные и искусственные, техногенные компоненты, причем последние изменяют свое состояние в качественном и количественном отношениях,  возрастают  в масштабах со скоростью, совершенно  несоизмеримой с биологическими эволюционными процессами".Именно в этом кроются причины экологического кризиса.

Техника и технология, техносфера в целом предстают как джин, выпущенный из бутылки, как вышедшая из-под контроля, переставшая быть "проектируемой" материальная реальность организованность, с независящими от воли человека каналами  воздействия на природу.

Два примера. Несовместимые с жизнью разрушения озонового слоя  - это действие загрязнений (особенно фторхлоруглеродов), выброшенных десятилетия тому назад и сосредоточившихся над Антарктидой (эффект криоскопической ловушки, миграции атмосферных загрязнений в наиболее холодные части атмосферы). В период проведения  атомных  взрывов в атмосфере (1950-е гг.) радиоактивные осадки разносились по всему  миру, выпадали  в разных частях света и накапливались (по естественным причинам – в соответствии с характером воздушных потоков в атмосфере) в определенных регионах. Есть гипотеза, что появление чумы ХХ века - СПИДа - связано с замещением некоторых элементов в организме человека  радиоактивными изотопами и нарушением метаболизма на уровне РНК и ДНК вследствие этого загрязнения.

Мировоззрение, согласно которому окружающий мир предстает как мир  обратимых процессов, процессов, не нарушающих некое равновесие, и вера в то, что у человека есть возможности для установления жесткого контроля над всеми аномалиями,  могущими привести к необратимым нежелательным последствиям, развеяны в настоящее время.

Процессы в техносфере носят автокаталитический характер: совершая небольшое воздействие на систему, мы можем породить цепную реакцию следствий, эффект которых будет совершенно несоизмерим с первоначальным воздействием. Кроме того,  общий результат в техносфере не сводится к сумме отдельных  эффектов (явление синэргизма).

Другими словами, мир техники, встраиваемый в биосферу, целенаправленно создававшийся человечеством в непосредственной практически - преобразовательной деятельности,  стал  проявлять себя как  феномен,  подчиняющийся объективным,  т.е. не зависящим от воли людей  законам. Люди, ставящие определенные практические цели и   достигающие их за счет создания искусственного мира техники, не могут предвидеть всех последствий: деятельность шире знания, а жизнь (природа) - деятельности.

Что есть что


Слово "техника" восходит к греческому латинскому ars),которое  переводится как искусство, мастерство, сноровка и восходит к индоевропейскому корню "tekhn", означающему "плотницкое искусство" или "строительство".

В русском языке термины "техника" и "технология" не являются синонимами. Употребляя первый, имеют прежде всего в виду предметные, вещественные устройства, совокупность предметных, вещественных средств, создаваемых для осуществления производственных потребностей общества. Т.е. это инструменты, машины, приборы и т.п.

Термин "технология" обозначает процессуальную сторону производства, т.е. последовательность операций осуществляемых в процессе производства продукции,  указывает на вид  процессов - механическая,  химическая, лазерная технология и т.д.

Он используется для обозначения совокупности методов обработки, изготовления,  используемых  в производстве продукции. Кроме того, под технологией понимают науку о производстве того или иного вида изделий.

Такая двойственность в понимании термина "технология" проистекает из глубинных проблем взаимосвязи познавательной и практической деятельности, соотношения "мира идей" и "мира вещей".

Когда под технологией понимается совокупность знаний  о методах, способах и средствах проведения производственных процессов - это план знания, прикладной науки, "мир идей". Когда под технологией  подразумеваются сами конкретные реальные процессы, в ходе которых происходит качественное изменение состояния предмета производства  (труда) - это план материального, "мир вещей".  В этом последнем смысле технология предстает как накопленный в ходе истории арсенал (набор) способов преобразования предметов труда,   материализованных в определенной оснастке (инструменты, оборудование, аппараты, машины и т.п.), а также в квалификации работников.

Важно отметить, что осуществление той или иной технологии в производственном процессе предполагает  наличие  ресурсов  в виде энергии, света, тепла, сырья и условий в виде сооружений, зданий, связи. В индустриальном обществе их наличие обеспечивается отраслями инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, строительство и др.)

Выделенные два плана понятия "технология" актуализируются в практически-преобразовательной деятельности общества,  образуя при этом реальную целостность. И реальная целостность, и "двусмысленность" в толковании понятия "технология" кроются,  в конечном счете, в природе человека:  в сознательном характере его целенаправленного труда,  в наличии языка и социальной памяти. В этой связи уместно привести глубокий афоризм,  принадлежащий одному из основателей идеологии экспериментальной науки Ф.Бэкону: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может".

В английском языке есть термины techology, technique и techniks. Они могут употребляться как синонимы, но два последних используются сравнительно редко. Слово technology фигурирует чаще, в том числе и когда речь идет об общих категориях и на русский язык переводится оно либо  словом "техника", либо словом "технология" в зависимости от смысла, вытекающего из контекста его употребления.

Слово "технология" в  северо-американской традиции употребляется для обозначения реально существующих   средств, обеспечивающих определенный ход событий, а не систематического изучения этих средств, что соответствовало бы буквальному значению слова  "технология",  которое в своих исходных греческих корнях означает "систематическое изучение искусства" или  "ремесла". Такое словоупотребление, по мнению Дж.П. Гранта, более адекватно современной технической  реальности: "Современная технология не  просто расширение возможностей человека за счет могущества развитой науки, но совершенно новое представление о том, что  такое  "познавать"  и что такое "делать" в условиях, когда и то и другое изменились в ходе взаимопроникновения". И далее "наша  деятельность познания и наша деятельность созидания достигли  единения,  делающего  невозможным  разграничение между ними, некогда такое ясное".

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру