Развитие техники как эволюция техносферы

В августе 1881 г.,  в Париже, на Международной электротехнической  выставке, у павильона американского изобретателя Томаса Альвы Эдисона (1847-1931) в длинной очереди часами стояли люди, чтобы собственноручно повернуть выключатель и зажечь электрическую лампочку  накаливания. Счастливцам  позволялось всего  три  раза  воспользоваться  заветной "кнопкой от светоносной бутылки". А соседний павильон приборов связи осаждали желающие приобщиться к еще одному чуду: сотни посетителей, поочередно прикладывали к уху  трубку  телефона Грэхема Бела (1847-1922), слушали арии певцов, выступающих в оперном театре. Сегодняшними поколениями электрическое освещение, телефонная связь и многие другие достижения науки и техники воспринимаются как само собой разумеющиеся жизненные  блага, даже не блага, а условия нормального существования. Современный человек с рождения попадает в мир техники, пользуется ее услугами в быту,  работает с ней на производстве, на его глазах все новые и новые технические устройства, технологии, услуги, материалы появляются во всех сферах общественной практики.

В ХХ веке произошел резкий скачок в количестве технических  нововведений и в скорости их освоения, что приводит к изменениям в экономической и социальной сферах буквально  "на глазах". Особенно стремительно технология, ее научные основы, ее возможности и сложность стали расти после второй  мировой войны. В отечественной  истории техники это явление получило название "научно-технической революции", а на Западе - переходом к "пост-индустриальному обществу".  В распоряжении человечества появился целый ряд новых технологий, связанных с микроэлектроникой и информатикой (робототехника, автоматизированное производство и проектирование); появились многочисленные новые материалы,  не имеющие природных аналогов (керамика,  высокопрочные пластмассы и волокна и др.); развиваются новые биотехнологии;  расширяется  применение  лазеров в различных устройствах и технологических процессах.

Как эмоционально отмечается, "самопроизвольно распространяясь и обогащая друг друга,  возникшие в  1980-х годах  технологии  способны  проникать во все сферы экономики.

Они порождают невероятное число нововведений в области  производства, услуг, организации сбыта". В широком общественном сознании постепенно вызревает понимание того, что технология и общество это не две разные сущности, что "мы живем в технологическом обществе, а не в обществе с технологией".

Развивающаяся технология приводит к фундаментальным трансформациям способа производства и социальной организации: технологические изменения определяют экономические, а эти последние - социальные. Сдвиг в  социально-экономической  сфере создает условия для дальнейшего развития технологии. Такое взаимосвязанное движение порождает в обществе постоянные флуктуации, системные изменения, затрагивающие производство, социальную и индивидуальную жизнь, политику и культуру. Интенсивность  и масштабность подобных трансформаций в определенные  периоды истории человечества может быть различной, проявляться  неравномерно и по-разному в зависимости от конкретных исторических обстоятельств, состояния производительных сил,  региональных особенностей, культурной самобытности общества.

В настоящее время развитие компьютеризации и связанные  с ней  глубокие изменения многих сторон как производства, так и общественной жизни, являются отправной точкой для  выдвижения тезиса о переходе к качественно новому типу общества - "информационному обществу" (Д.Белл, Е.Масуда, О.Тоффлер и др.), в котором знания и информация становятся экономической категорией, основным товаром. Концепция  информационного общества опирается на вызванные комплексной автоматизацией и компьютеризацией крупномасштабные сдвиги в структуре производительных сил, создание индустрии информации, коммуникационно - вычислительных сетей, систем баз данных.

Появление вычислительной техники является закономерным этапом эволюционного развития производительных  сил  общества: нелишне вспомнить, что само понятие "информация" и принципы ее обработки и первые электронно-вычислительные машины  развивались и апробировались в радиосвязи и радиолокации в 1940-х годах. Исторически информационная техника  возникла из трех ветвей: техники связи, контрольно-управляющей и вычислительной техники, развивавшихся первоначально независимо друг от друга.

В  1980-х  гг., главным  образом благодаря быстрому прогрессу микроэлектроники, эти виды техники начали сливаться в единое целое и проникать во все области человеческой деятельности.  В этом смысле можно сказать, что развитые страны мира вступают в эпоху "информационного  общества", в котором информационная техника обретает всеобъемлющий характер,  занимает все возможные ниши ее применения. Т. е. информационное общество – это то, в котором осуществлена глобальная, "всеобщая компьютеризация". Как отразится это на механизмах общественного развития? На социально-политическом устройстве общества, на  демократическом способе управления, на  жизни  отдельного человека?

Рассматривать ли развитие информационной технологии как  качественно новый, важный этап в истории технологического общества, или же общество ближайшего будущего будет  не  просто технологическим, а именно информационным, с новой социальной реальностью, в которой информация и знания станут общедоступными, и это обстоятельство начнет оказывать определяющее влияние на изменение не только динамики, но и  самих механизмов развития материального и духовного производства?

Очевидно, однако, что общество не перестает быть индустриальным, так как потребление информации не может заменить потребление энергии и продуктов  производства,  потребности в которых растут как в количественном,  так и в качественном отношении. Индустриальная сфера, сфера производства под влиянием компьютеризации кардинально  совершенствуется и совершенствуется ее продукция, конкурентоспособность производства ставится в  прямую  зависимость от степени его компьютеризации. Однако широкий спектр функций промышленной  продукции останется  тем же, существенно меняется диапазон автоматического функционирования технических систем и устройств.

Несмотря на впечатляющие достижения, к настоящему времени наука и техника потеряли статус "ключа к утопии", которым наделил  их в общественном сознании Х1Х век.  Не только экологический кризис, Чернобыльская катастрофа, но и специальные исследования  вызывают настороженность по отношению к ходу научно-технического прогресса.

Доступ к огромным массивам данных, специализированной информации,  к первоисточникам, возможность участвовать в обмене информацией, который обеспечивает информационная техника, будет иметь смысл в той степени, в которой человек сможет воспользоваться  ими  в силу своих объективных психо-физических особенностей,  обучения и образования.  Какова будет цена  за  новые способы овладения знаниями,  новый стиль мышления, его модальность?  Например, известно, что сверхскоростные авиаперевозки, связанные  с  пересечением часовых поясов,  резко отрицательно сказываются на здоровье и продолжительности  жизни  профессиональных пилотов.  А какова пластичность сферы психики и сознания, эмоциональной и мыслительной сфер?

Компьютеры позволили смоделировать возможные сценарии дальнейшего развития технологического общества в мировом масштабе. В 1972 г. были обнародованы результаты динамического моделирования пяти основных глобальных процессов: быстрая индустриализация, рост численности населения, увеличивающаяся нехватка продуктов питания,  истощение невозобновляемых природных ресурсов и деградация природной среды, т.е. динамики изменения "физических", параметров цивилизации . Интерпретация результатов показывает, что имеются естественные пределы роста реализующегося типа технологического  развития  при  сохраняющихся потребительских ценностях, сложившихся в оптимистической фазе роста техногенной цивилизации.  Технологическое преодоление  природных условий и механизмов, противостоящих процессам освоения и потребления природы, было настолько успешным, что "вся  человеческая культура основывалась на преодолении пределов,  вместо того,  чтобы учить человека жить в их рамках".

Речь идет не об отрицании технологии,  ее сворачивании, но о  критике  неразумных  упований на нее как на панацею от всех бед,  об отрешении от веры в то, что технология в конце концов решит все по сути человеческие проблемы.  Необходимо "не слепое противодействие прогрессу,  но противодействие слепому прогрессу".

В этой ситуации возрастает роль весьма традиционной  отрасли знаний, фиксирующей и изучающей историю техники и технологии в ее конкретности как неотъемлемую составляющую  общественно-исторического  цивилизационного процесса.  Система понятий,  сложившихся в своеобразной научной  дисциплине,  которой является история техники, установленные в ней закономерности и тенденции развития производительных сил,  технологии, технологических  комплексов  и  систем,  а  также воссозданные в трудах историков техники картины развития техники в целом или отдельных видов технических средств, конкретный фактический материал являются необходимой понятийной и фактографической  базой  для понимания сути и перспектив развития техногенной цивилизации.

Внедрение современной техники во все  жизненные  сферы  и последствия  этого для всех сторон человеческого существования очевидны и не могут быть переоценены. Скорее,  наоборот. Вопросы в том, в какой степени и через какие опосредования техника является фактором исторического развития, и как писать  ее "собственную" историю, чтобы  выявить глубину ее влияния на основополагающие ценности человеческой жизни, на формы социальной жизни и геополитику.

Историк Марк Блок  (1886-1944),  автор  известного труда "Апология истории или ремесло историка", считал, что "история техники,  равно как история  хозяйства должна быть объединена с социальной историей, от которой она обычно была оторвана в прежней историографии ". В частности, он приводил в качестве достойного внимания историков объекта исследования пример "завоевания земного шара электричеством".  Блок писал об этом в 1941 г. В настоящее время существует множество историко-технических работ на эту тему.

История техники к настоящему моменту накопила значительный фактический материал, опыт постановки и исследования проблем, сложились определенная методология, методика подбора и анализа источников. Возникло множество жанров, разновидностей историко-технических исследований. Отметим одно важное обстоятельство.Говорить об истории развития как техники в  целом, так и об истории такого, например, конкретного, частного технического устройства как якорь (см. прекрасную книгу Л. Скрягина "Якоря", 1979 г.) можно только в широком контексте – имея в виду развитие человеческой практики. Технические объекты меняются не сами по себе,  а в развивающейся человеческой деятельности. Исследование феномена техники, изучение истории техники, анализ ее  взаимосвязей с социальными и природными процессами,  обсуждение ее перспектив на современном  уровне развития  техногенной цивилизации касаются не только и не столько самой техники, но будущего человечества.

Природа, человек, практически-преобразовательная деятельность


Понятие "природа" в широком смысле стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной - т.е. все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений. В повседневной жизни, говоря о природе, имеют ввиду совокупность  естественных, существующих вне  зависимости от человеческой воли и желаний, условиях существования человеческого  общества. Наконец, как нечто познаваемое, умопостигаемое природа является совокупным объектом естествознания, наук о природе.

Человечество неразрывно связано с Природой, живет в Природе и принадлежит ей.  Как природное существо с точки зрения биологии человек связан по происхождению с другими формами жизни и является одним из видов животного царства  Природы,  а именно, Homo sapiens. Как составная часть живого человек не может существовать вне биосферы.

Однако основания для выделения человека в отдельный вид лежат в особой плоскости и несводимы к чисто биологическому уровню объяснения. Человек выделяется из животного мира тем, что обладает членораздельной речью, творческой активностью.

Человечество не просто приспосабливается к условиям своего существования, но обустраивается в окружающей его среде за  счет трудовой деятельности, в которой целенаправленно используются орудия труда.

Человек является субъектом развития на Земле  материальной и духовной культуры, субъектом общественно-исторического процесса. В феномене культуры сосредоточено общее  отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни.

Человек и сам культивируется, образуется в чувственно-предметной деятельности, в которой развивается его способность сознания. Зачатки интеллекта появляются на высоком уровне организации живой материи, связаны с развитием нервной системы. Психическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятором их  адаптивного проведения, тогда как сознание человека направлено на преобразование мира.

Логика  чувственно-предметной деятельности, воспроизводимая в содержании актов коммуникации, диктуемых ситуацией совместного труда, превращалась во внутренний план мыслительной деятельности, формировалась социально-детерминированная система знаков - язык. Сам термин "со-знание" указывает на социальный характер  сознания, на нечто, что является совместным, общим, принадлежит всем.

Концепция человека  как главным образом Homo faber, производящего орудия, а не как Homo sapiens, производителя ума, была чрезвычайно прочна в Х1Х веке. Продвижение в понимании феномена техники возможно на предложенном известным американским историком техники Л. Мэмфордом пути признания в исходном пункте исследования, что "техника ведет свое происхождение от цельного человека в его взаимодействии с каждой частью среды, использующего каждую свою способность, чтобы максимально реализовать собственные биологические, экологические и психологические потенции".  Техника  связана по происхождению с игрой, с мифом и фантазией, с магическими обрядами и религиозным механическим запоминанием.

Орудия важны, но они составляют лишь малую часть биотехнической композиции, в которую входят язык, ритуал, включающий танцы, песни,  рисунки, сакральные предметы. При таком подходе подчеркивается тот  важный момент,  что техника при своем возникновении была связана со всей природой человека. Примитивная техника была жизнеориентирована, а не узко трудоориентирована.

Мэмфорд придерживается точки зрения, что умственная энергия, гиперактивная нервная организация, психофизические свойства проточеловека находили выход в способах жизнедеятельности, превращающих эту энергию в символические культурные формы. Производство символов на определенной стадии эволюции приматов обогнало производство  орудий  труда. Возникновение языка, это поразительное достижение  биотехники человеческих форм выражения и передачи значения, имеет ключевую роль в генезисе человечества: знания и практика получили  возможность фиксироваться и накапливаться в символических формах и передаваться от поколения к поколению. Тем самым каждое  культурное приобретение сохранялось от исчезновения.  Возникла надгенетическая форма памяти - социальная память.

История техники изучает становление и развитие материальной,  вещественной компоненты производительных сил общества, создаваемой на протяжении веков трудом многих поколений. Так что же какое труд? Краткий традиционный ответ на этот вопрос таков:  труд - целесообразная деятельность, направленная на создание потребительных ценностей, удовлетворяющих исторически развивающиеся потребности человека, общества, в которой, в общем случае, применяются средства труда. В  трудовом процессе осуществляются затраты умственной и физической энергии человека, сознательно используются объекты и явления природы и объекты, полученные в результате прошлого труда. Труд является специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру и необходимой, неотъемлемой характеристикой которой является осознанность действий. Мы опять вернулись к проблеме сознания, но теперь ради детального рассмотрения акта трудовой деятельности.

Наличие у человека сознания, мышления, воли позволяет ему предвосхищать в  форме чувственных и мысленных образов ход и результат практических действий. Творчество, практическое преобразование действительности  в материальном плане сопровождается движением во внутреннем плане в виде представлений, образов, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания.

Мысленное выстраивание действий, "проигрывание в уме" вариантов их чувственно-предметного наполнения и  ожидаемых  результатов придает избирательность и целенаправленность реальным актам деятельности, последовательности действий. Деятельность инициируется осознанной целью, она целенаправленна, но при этом сами цели порождаются всем  контекстом человеческого существования, сферой человеческих потребностей, мотивов, идеалов и ценностей, т.е. сферой существенно шире деятельностного плана.

Другими словами, если осознанность есть непременная  характеристика деятельности, то деятельностный план не исчерпывает направленности сознания. Сознание включает также аксиологический, ценностный аспект, в котором отражены ориентация на сложившиеся в обществе ценности, понимание смысла человеческого существования, мировоззрение, в том  числе и отношение к природе. В различных типах культуры деятельность как ценность занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не главного его компонента.

Деятельность выступает как сложный процесс осуществления цели, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив   и планирования действий. Цель можно рассматривать как идеальное предвосхищение результатов деятельности на основе способности сознания, интуиции, аккумулировавших опыт предыдущей всеобщей деятельности.

В классической истории техники исходной моделью для  введения понятия "техника" является  представление об акте труда, о процессе трудовой деятельности. Трудовой  процесс  содержит, включает следующие   моменты: человека, выполняющего  непосредственные производственные функции (энергетическую,  технологическую, транспортную, контрольно-измерительную), предмет труда и средства труда, служащие проводником воздействия человека на предмет труда. В марксистской традиции содержание техники определяют именно средства труда: т.е. ключ к пониманию феномена техники - в историческом развитии средств труда.

Особое мнение по этому вопросу у известного историка техники Мэмфорда. Он считает, что интерпретация раннего человеческого развития, в которой главная роль отводится орудийной деятельности, является односторонней. Антропология, рассматривая изготовление орудий как центральный момент в палеолитической экономике, пренебрегла массой менее динамичных, но не менее значимых устройств - различных приспособлений, статических компонент процесса труда.  Имеются в виду различные контейнеры - горны, ямы для хранения, хижины, горшки, ловушки, корзины. В настоящее время это высоковольтные трансформаторы, доменные печи, ректификационные колонны, атомные реакторы и т.д.

Труд - это процесс,  в котором человек участвует своими действиями, своей "собственной персоной", актуально, "здесь и сейчас". Он постоянно осуществляется во все  эпохи, во всех цивилизациях, при различной технической его оснащенности.

Действительно, человек непосредственно вторгается в  процессы природы  своей практически-преобразовательной деятельностью в материальной сфере. Трудовая  деятельность человека (субъекта) является предметной в виду того, что результаты деятельности достигаются за счет взаимодействия предметов, вовлекаемых в действия субъектом. Человек в процессе труда воздействует предметом на предмет. Предметная практика складывается на основе вовлекаемых во взаимодействие человеческой деятельностью объектов природы, преобразуемых в ней и приобретающих искусственные предметные формы и состояния.

Искусственное не может игнорировать или нарушать законы природы. Но искусственное - артефакты - имеют тот или иной вид именно потому, что  они приспособлены к целям человека и приспособлены самим человеком в меру его умений, знаний, возможностей, предоставляемых природой.


Искусственное, естественное, сверхъестественное


Человеческое общество существует в пограничном пространстве между естественным и искусственным. Подобно тому, как от прикосновения легендарного фригийского царя Мидаса все обращалось в золото, так практическая, рукотворная деятельность человека превращает естественное в искусственное.

Однако сущее не зависит от воли, желания людей, существует вне и безотносительно к тому, мыслят ли о нем или нет. Это мир, в котором человек помещен, который предстоит ему, но живет своей жизнью, жизнью Природы. Если происхождение искусственного - изготовление,  создание,  реализация  замысла человека, то причины естественного, его происхождение либо в нем самом, либо в сверхъестественном - в высшем, в Боге. И поэтому законы природы, когда речь идет о наличии таковых, есть описание того, как нечто устроено не нами.

Осмысление соотношения  сверхъестественного, естественного  и искусственного происходило и происходит в глубине культуры по мере того, как в жизнедеятельности общества исторически возникают новые реалии, формируются и утверждаются  творческие и познавательные способности человека.

В мировоззрении Нового времени познание тайн природы  означает раскрытие мастерства, "искусства" природы,  постижение ее производящей сути. Скрытое мастерство природы обнаруживает свои приемы, становится  наблюдаемым в условиях эксперимента, т.е. инструментально-технологического исследования. Как показал А.В.Ахутин  (1988),  во  множестве трактатов приверженцев экспериментального подхода Лондонского Королевского общества в тех или иных вариациях повторялось рассуждение, принадлежащее Генри Пауэру: "... думаю, не будет слишком риторичным сказать, что все вещи искусственны,  ибо сама природа есть не что иное, как искусство Бога. А потому несомненно, что отыскание различных приемов  и  превращений и таинственных процессов этого божественного Искусства по управлению великой Машиной мира должно быть специальностью только экспериментальных и механических философов".

Лабораторные инструменты  направлены на природу как на предмет познания, экспериментальная наука полагает  естественное познаваемым, ставит между ними знак равенства.

Раскрывая в экспериментальном познании производящие механизмы естественного мира, человек получает доступ к  Природе, которая по мысли Ф.Бэкона, есть богатое хранилище и сокровищница, созданные во славу Творца всего сущего и в помощь человеку. Поле деятельность человеческого рода - овладение этой сокровищницей, выявление и  использование в искусственном скрытых сил и возможностей природы и обеспечение тем самым роста человеческого могущества. В этом подходе кроется одна из главных идей новоевропейской культуры - идея прогресса.


 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру