Император Николай I. Новые задачи России

И новый царь, суровый и могучий,

на рубеже Европы бодро стал…

А. С. Пушкин

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

познакомить учащихся с личностью императора Николая I, его политическими взглядами и его видением исторической роли России в современном мире;

определить смысл политики императора, которую А. С. Пушкин охарактеризовал как «контрреволюция революции Петра»;

охарактеризовать основные положения «охранительных начал» Российской империи времен Николая I: православие, самодержавие, народность;

выяснить, почему борьба с революцией и ее идеями станет приоритетным направлением во внутренней и внешней политике императора Николая I;

продолжить формирование основных умений у учащихся: работать с текстом исторического источника и текстом учебника, сопоставлять исторические факты, анализировать и обобщать полученную информацию, формулировать собственную точку зрения.

ПЛАН УРОКА:

1. Император Николай I.

2. «Контрреволюция революции Петра».

3. «Православие. Самодержавие. Народность».

4. Духовные и политические задачи России.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

контрреволюция, «теория официальной народности» (православие—самодержавие—народность)

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖКУРСОВЫЕ СВЯЗИ:

История России — «Царь Алексей Михайлович. Православное царство», «Реформы Петра I», «Внутренняя политика Александра I».

Новая история — «Революционные движения в Европе в 1820-х — 1830-х годах».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА (ХОД УРОКА):

I. Организация класса

II. Активизация познавательного интереса

Беседа с классом. (Установление несоответствия между имеющимися у учащихся первичными знаниями и новыми задачами).

Вопросы для беседы: 1) Почему третий сын императора Павла I оказался на российском престоле? 2) С какими историческими событиями связано начало царствования Николая Павловича? Что вам известно об императоре Николае I?

Постановка проблемного вопроса.

Современники и потомки по-разному оценивали личность и время правление императора Николая I:

а) историк С. М. Соловьев утверждал, что в нем, «была воплощена реакция всему…», а сам Николай I — «деспот по природе»;

б) историк В. О. Ключевский отмечал его «консервативный и бюрократический образ действия»;

в) философ К. Н. Леонтьев называл Николая I «Наш великий охранитель Николай Павлович», который «был призван задержать на время… всеобщее разложение»;

г) поэт А. С. Пушкин позже признался:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил…

Подумайте, почему так разнятся оценки Николая I и его деятельности? Какая из оценок вам кажется наиболее верной?

III. Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками

Источник — «Из речей, личных дневников и писем императора Николая I».

(Текст источника и задание к нему раздаются учащимся перед началом самостоятельной работы).

Задание:

1. Ознакомьтесь с политическими взглядами императора Николая I.

2. Определите:

А) Какие слова наиболее часто встречаются в высказываниях императора?

Б) В чем Николай I видел задачи своего царствования?

В) Каким вам представляется Николай Павлович?

3. Составьте тезисы, в которых изложите свои предположения о том,

А) Какие задачи ставил перед собой новый император?

Б) Какие шаги будут предприниматься властью во внутренней и внешней политике?

Беседа с классом по итогам самостоятельной работы.

IV. Сообщение учащегося

Тема: «Молодые годы Николая Павловича». Рассказ о детстве, образовании великого князя, его увлечениях.

Организация активного восприятия ученического сообщения. Задание классу: Сравните политические взгляды двух братьев: Александра Павловича и Николая Павловича. Чем бы вы объяснили существенные различия во взглядах?

V. Рассказ учителя

Тема: политика Николая I, названная А. С. Пушкиным «контрреволюцией революции Петра».

Работа над понятием: «контрреволюция революции».

Обмен мнениями: 1. В чем заключалась революционность преобразований Петра I? 2. Как вы понимаете выражение «контрреволюция революции»?

В рассказе важно обратить внимание учащихся на глубинный смысл преобразований, которые явились воплощением идей Николая Павловича об укреплении национальных, православных начал в государстве.

VI. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

(§ 11, «Православие. Самодержавие. Народность»).

Задание: 1. Прочитайте текст параграфа. Подготовьте ответы на вопросы: а) Случайным ли, на ваш взгляд, является тот факт, что автором формулы идеального устройства России был министр народного просвещения? б) Как вы поняли основные элементы формулы С. С. Уварова: «Православие. Самодержавие. Народность»? в) Почему эти элементы называют «охранительными началами» Российской империи? г) предположите, почему именно в 30-е — 40-е годы XIX века возникла необходимость «охранительных начал» Российской империи?

Беседа с классом по итогам самостоятельной работы. Обмен мнениями.

Подводя итог самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, учитель формулирует основную задачу политики императора Николая I — «Революция на пороге России, но клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока, Божией милостью, я буду императором!».

VII. Подведение итогов:

Обобщение изученного материала, обсуждение проблемных вопросов, поставленных в начале урока.

VIII. Домашнее задание

§ 11, вопросы после параграфа.

ИСТОЧНИКИ:

Из речей, личных дневников и писем императора Николая I

1. «Я желаю положить в основу государственного строя и управления всю силу и строгость законов».

2. «…Российский народ, всегда верный своему государю и законам, в коренном его составе так же неприступен тайному злу безначалия, как недосягаем усилиям врагов явных…»

3. «Революция на пороге России, но клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни, пока, Божией милостью, я буду императором!»

4. «Мятеж, подавленный в зародыше, будет иметь для нас некоторые из тех злополучных последствий, которые влечет за собой мятеж совершившийся. Он внесет смуту и разлад в великое число семей, умы еще долго останутся в состоянии беспокойства и недоверия. Со временем терпением и мудрыми мерами мне, надеюсь, удастся окончательно рассеять это тягостное впечатление, но потребуются годы, чтобы исправить зло, причиненное нам в несколько часов горстью злодеев…»

5. «Венчаясь на царство, я поклялся поддерживать порядок и закон. Я исполнил свою присягу. Я добр для добрых: они всегда найдут во мне друга и отца!.. Но горе злонамеренным: у меня есть против их оружие!»

6. «…Верь мне, я также люблю Россию, я не враг русскому народу, я ему желаю свободы, но ему нужно сперва укрепиться».

7. «Мы существуем для упорядочения общественной свободы и для подавления злоупотреблений».

8. «Сначала я не никак не мог вразумить себя, чтобы можно было хвалить кого-нибудь за честность, и меня всегда взрывало, когда ставили это кому в заслугу…»

9. «…Никто не может быть душою более русским, чем я… Я понимаю республику — это прямое и честное правление, или, по крайней мере, оно может быть таковым. Я понимаю абсолютную монархию, потому что сам ее возглавляю. Но представительного образа правления я постигнуть не могу… Покупать голоса, покупать совесть, завлекать одних, чтобы обманывать других, — я с презрением отверг все эти средства, столь же позорящие тех, кто подчиняется, сколь и того, кто повелевает… Я никогда не соглашусь управлять каким-либо народом при помощи хитрости и интриг».

10. «Никогда, никогда не уклонюсь я от моих принципов: с принципами нельзя вступать в сделку, я же не вступлю в сделку с моей честью».

11. «…Я покину жизнь с сознанием, что исполнил свой долг, как честный человек, и с сожалением, что не мог быть более полезным моему дорогому Отечеству».

(Император Николай Первый. Николаевская эпоха)

Современники об императоре Николае I

Из бесед Преподобного Серафима Саровского

«…его Господь сохранит: он велик перед Богом — он в душе христианин. …Царя богоизбранного даровал Господь земле Русской. Сам Господь избрал и помазал его на царство!»

(Мотовилов Н. А. Записки Николая Александровича Мотовилова)

А. С. Пушкин «Друзьям»

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит…

(Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 3)

Из письма А. С. Грибоедова

«Император Николай обладает энергией, какой не имели его предшественники, и приятно быть министром государя, который умеет заставить уважать достоинство своих посланников…»

(Грибоедов А. С. Сочинения)

Из мемуаров графини А. Д. Блудовой

«Николай Павлович — самый православный государь из царствующих над нами со времен Федора Алексеевича. Он, может быть, и самый Русский…

Слишком большая поспешность, не всегда разумное удальство, вспыльчивость, часто доходящая до крутости, забвение или пренебрежение легального порядка, чрезмерное отвращение от всего походит на театральный эффект, отвращение, которое иногда придает вид холодности или гордости — недостатки, в которых почти каждый Русский человек может узнать свои собственные недостатки…

Как всякий человек, Государь не безгрешен и ошибается; но в нем еще одна прекрасная черта истинно-возвышенного ума и чистой души: он охотно, благородно, без малодушного самолюбия умеет признаваться в ошибке…

Другая прекрасная черта его характера и вместе характера Русского: он не злопамятен и умеет прощать обиды и забывать о них».

(Блудова А. Д. Император Николай Павлович. 1850)

Из мемуаров маркиза Астольфа де Кюстина

«…При первом взгляде на государя невольно бросается в глаза характерная особенность его лица — какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица. У императора Николая это малоблагожелательное выражение лица является скорее результатом тяжелого опыта, чем его человеческой природы. Какие долгие, жестокие страдания должен был испытывать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которые обыкновенно вызывают благородные черты лица».

(Кюстин Астольф, де. Николаевская Россия)

Из воспоминаний А. И. Герцена

«Народ русский отвык от смертных казней… Николай ввел смертную казнь в наше уголовное законодательство сначала беззаконно, а потом привенчал ее к своему своду…

Я видел его в первый раз… Он был красив, но красота его обдавала холодом, нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное — глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза».

(Герцен А. И. Былое и думы)

Из семейного предания графини С. Д. Толь

«Справедливость редко живет в душах человеческих, и этому мы видим разительный пример в лице Императора Николая I. Наша так называемая интеллигенция, даже наши историки прошедших и в особенности настоящих времен (начиная с 1905 года) с легким сердцем решили, что Николай Павлович был тиран, злобный и мстительный…

Все хорошее утаивается, все дурное выставляется в возможно более преувеличенном виде… Многим точно для чего-то нужно выставить Николая I злобным душегубом, сильно напоминающим самого Грозного Царя…

Царь подневольный, никогда раньше не мечтавший о престоле, он только свято исполнял свой долг и был строг, когда это необходимо. Вся громадная Россия не девичий институт, где, пожалуй, можно обойтись без наказаний… Но, как добрый и светлой души человек, он страдал, страдал до слез, до рыданий, когда ему приходилось быть только Царем и карать тех, кто приготовлял гибель России…»

(Толь С. Д. Ночные братья)

«Самодержавие. Православие. Народность»

Из «делового кредо» министра народного просвещения С. С. Уварова

«Мы, то есть люди XIX века, в затруднительном положении: мы живем среди бурь и волнений политических. Народы изменяют свой быт, обновляются, идут вперед. Никто здесь не может предписывать своих законов. Но Россия еще юна, девственна и не должна вкусить, по крайней мере теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем временем воспитать ее. Вот моя политическая система… Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно».

(Цит. по: Боханов А. Н. Николай I)

С. С. Уваров. Из «Доклада Николаю I об основах деятельности министерства»

«Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях… найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащия; собрать в одно целое священные останки ея народности и на них укрепить якорь нашего спасения. К счастию, Россия сохранила теплую веру в спасительныя начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить…

Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия… Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье не менее важное, не менее сильное: народность… Относительно народности всё затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий; но народность не заставляет идти назад или останавливаться; она не требует неподвижности в идеях».

(Хрестоматия по истории СССР / Сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Т. II)

Из статьи С. П. Шевырёва «Взгляд русского на современное образование Европы» (1841)

«Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом… Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ нашей народности».

(Хрестоматия по истории России / Сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина)

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:

«Николай поставил себе задачей ничего не переменять, не вводить ничего нового в основаниях, а только поддерживать существующий порядок, восполнять пробелы, чинить обнаружившиеся ветхости с помощью практического законодательства и все это делать без всякого участия общества, даже с подавлением общественной самостоятельности, одними правительственными средствами; но он не снял с очереди тех жгучих вопросов, которые были поставлены в прежнее царствование, и, кажется, понимал их жгучесть еще сильнее, чем его предшественник. Итак, консервативный и бюрократический образ действия — вот характеристика нового царствования; поддержать существующее с помощью чиновников — еще так можно обозначить этот характер».

(Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. V)

«Но кто же был этот Цезарь? Это была воплощена реакция всему, что шевелилось в Европе с конца прошлого века… Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности… Он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня по милости Божией, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями… Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретенным, как у Николая…»

(Соловьев С. М. Избранные труды. Записки)

«В истории именно те эпохи отличались наибольшей государственностью, силой и наилучшей социальной статикой, в которой и общественный строй отмечался наибольшим разнообразием в наисильнейшем единстве… Таковы эпохи Людовика XIV, Карла V, Елизаветы и Георга III в Англии, Екатерины II и Николая I у нас.

…Наш великий охранитель Николай Павлович… Император Николай, по смотрению свыше, был призван задержать на время то всеобщее разложение, которое до сих пор никто не знает, чем и как надолго остановить.

И он, с истинным величием гения-охранителя, исполнил свое суровое и высокое назначение!»

(Леонтьев К. Н. Избранное)

«…За суровыми чертами грозного властителя, резко выступавшими по требованию государственной необходимости, в императоре Николае Павловиче таилось ясное понимание высшей правды и христианского идеала, поднимавшего его над уровнем не только тогдашнего, но и теперешнего общественного сознания…

Кроме великодушного характера и человеческого сердца в этом “железном великане”, — какое ясное и твердое понимание принципов христианской политики! “Мы этого не должны, именно потому, что мы — христиане”, — вот простые слова, которыми император Николай I “опередил” и свою, и нашу эпоху, вот начальная истина, которую приходится напоминать нашему обществу!»

(Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. Т. 2)

«Много клевет и лживых россказней было распущено об Императоре Николае I с легкой руки Герцена… Современники называли его Наполеоном мира и были правы, ибо в течение многих лет мир Европы покоился на его политической твердости и несокрушимой честности. И как Государь, и как человек Император Николай I был рыцарем без страха и упрека».

(Черняев Н. И. Мистика, идеалы и поэзия русского самодержавия)

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Биографическая справка о начальном периоде жизни императора Николая I

1796, 25 июня — рождение великого князя Николая Павловича. Его старшему брату, Александру Павловичу, в это время было 19 с половиной лет.

6 ноября — кончина императрицы Екатерины II.

7 ноября — назначение великого князя Николая Павловича шефом лейб-гвардии Конного полка.

1797, 5 апреля — коронация императора Павла I.

1801, 11 марта — убийство заговорщиками императора Павла I.

1814—1815 — путешествие великого князя по Европе.

1816 — путешествие Николая Павловича по России.

1817, 20 июня — венчание великого князя Николая Павловича с немецкой принцессой Шарлоттой-Фридерикой-Луизой-Вильгельминой (Александрой Федоровной).

3 июля — назначение Николая Павловича генерал-инспектором по инженерной части и шефом лейб-гвардии Саперного батальона.

1818, 17 апреля — рождение сына, великого князя Александра Николаевича.

Несколько слов об обучении великого князя Николая Павловича

(по материалам барона М. А. Корфа)

С 1802 года — «начинают мало-помалу заниматься ученьем в. князя». Главный надзор за воспитанием поручен генералу Ламсдорфу. «В задаче воспитания побуждала Ламсдорфа действовать по той несчастной системе, которую он одну и разумел: системе холодных приказаний, выговоров и наказаний, доходивших до жестокости… Не раз случалось, что, в ярости своей, он хватал мальчика за грудь или воротник и ударял его об стену так, что тот почти лишался чувств».

В 1802 году начались первые настоящие уроки в русском языке, к началу обучения великий князь знал 13 русских букв.

Не раньше января 1804 года начались уроки немецкого языка. Преподавал немецкий язык Аделунг, преподававший в последствии великому князю языки латинский и греческий.

Русской истории и русской географии учил Ахвердов; всеобщей истории и всеобщей географии Дю-Пюже на французском языке.

Со второй половины 1804 года начались уроки арифметики, с 1806 года — геометрии, с 1808 года — алгебры и начал инженерного искусства у Крафта. Уроки физики давали с 1807 года, эта наука очень заинтересовала великого князя.

С наступлением 1809 года «начинают сильно помышлять о том, чтобы прежний гимназический курс заменить чем-то вроде университетского».

Учителя Балугьянский и Кукольник преподавали историю права и естественное право, Шторх — политическую экономию. «На уроках этих господ мы или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор, иногда собственные их карикатурные портреты, а потом к экзаменам выучивали кое-что в долбяшку, без плода и пользы для будущего», — вспоминал позднее Николай Павлович.

В 1813 году начались уроки английского языка. «Он изъяснялся на английском языке с большим затруднением, хотя выговор у него был отличный» — вспоминал Александр II.

контрреволюцияпротиводействие революции и революционному движению.

Уваров Сергей Семенович (1786—1855) — государственный деятель, ученый-филолог, президент Санкт-Петербургской Академии наук (1818—1855), министр народного просвещения (1833—1849), граф (1846).Родился в Москве, в семье вице-полковника Гренадерского полка. Его крестной матерью была Екатерина II. В 1801 году его определили в Коллегию иностранных дел, и до 1811 года С. С. Уваров находился на дипломатической службе сначала в Вене, затем в Париже. Вернувшись в Россию, Уваров стал попечителем С. -Петербургского учебного округа. Был членом литературного кружка «Арзамас», где познакомился с Н. М. Карамзиным, А. С. Пушкиным, Н. И. Гнедичем. С 1811 года Сергей Семенович состоял почетным членом, а с 1818 года и до конца жизни — президентом Академии наук. В 1833 году С. С. Уваров был назначен министром народного просвещения. Этот период специалисты признают благодатным временем в развитии образования в России: была восстановлена практика посылки молодых ученых в командировки за границу, было положено начало реальному образованию в России, был основан «Журнал Министерства народного просвещения», в котором публиковались ежегодные отчеты по управлению министерством. С. С. Уваров в своей деятельности на посту министра просвещения придерживался принципа сословного образования и усиления контроля государства в сфере образования. В 1849 году по болезни Сергей Семенович уходит в отставку, но продолжает заниматься классической филологией и археологией.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру