07.07.2014

Методика учебного проектирования по истории и литературе для старшеклассников в музейной и школьной практике

В последние годы в практике образовательной деятельности широко распространился метод учебных проектов. Однако по сей день отсутствует его теоретическое осмысление в методике преподавания истории. Термин «проект» переводится с латинского как «выступающий вперед» и подразумевает определенный интеллектуальный скачок участников такого рода деятельности. Одни исследователи относят метод проектов к педагогической технологии [1]. Другие считают проектную деятельность интерактивным методом обучения, а под интеракцией понимается «процесс обогащения идеями, развития друг друга в результате взаимодействия» [2]. По нашему мнению, метод проектов предполагает реализацию совокупности исследовательских, поисковых, проблемных способов изучения нового материала на основе создания нового творческого продукта.

В основе любого проекта лежит деятельностный подход и формирование мыслительных способностей, необходимых для исследовательской работы. Проект позволяет выстраивать собственную образовательную траекторию при решении различных вопросов. К.Н. Поливанова подчеркивает: «Осуществление проектной деятельности в образовании является условием развития способности к моделированию (в разных формах) исследуемых ситуаций. Это одна из способностей, необходимых для развития умения самостоятельно решать нестандартные задачи» [3].

Деятельностная основа проекта предполагает развитие целого комплекса важнейших умений школьников, которые им необходимы для дальнейшей жизни. Они учатся выявлять проблемы, ставить задачи и планировать свою работу. Участники проекта овладевают коммуникативными умениями, управляют своими эмоциями, волей, способностями и рефлексией. В проекте они получают навык презентации результатов своего труда [4]. Немаловажным вопросом является конечный продукт проекта. В.В. Пикан пишет: «Основными результатами проектной деятельности кроме информационно-культурного обогащения его участников являются различные материальные и материализованные продукты творчества, которые могут быть полезны другим людям. Перечислим основные виды образовательных продуктов, получаемых в результате применения проектного метода: детский журнал, альманах, гербарий, набор дидактических материалов, коллаж, сказка, сценарий, спектакль, учебная игра, мониторинг ученических ошибок, афиша, панорама, модель, видеоролик, музыкально- литературная композиция [5]. Под конечным продуктом проекта, по нашему мнению, следует понимать доклады, альбомы, сборники, фильмы, презентации.

Наиболее общепринятыми требованиями к методу проектов считаются следующие: наличие существенной проблемы, значимость предполагаемых результатов, самостоятельная творческая деятельность участников, структурирование содержательной части проекта и использование исследовательских методов для его реализации [6]. В дидактике достаточно разработаны этапы учебного проекта, которые применимы с определенной корректировкой на уроке истории. Первым является подготовительный, когда осуществляется выбор проблемы, определяются цели и задачи участников проекта и планирование методов их деятельности. Второй этап — поисковый, задачами которого являются «погружение в проблему», изучение литературы, поиск материалов и их обсуждение. На третьем аналитическом этапе обычно происходит анализ информации, отбор данных и выстраивание общей логической схемы для создания продукта проекта. Оформление материалов проекта и их защита с подведением окончательных итогов проекта осуществляется на заключительном его этапе.

Параметрами оценки качества проекта являются значимость выдвинутой проблемы, адекватность методов обработки результатов, вклад участников в соответствии с индивидуальными возможностями, характер общения и взаимодействия участников проекта, глубина и самостоятельность решения проблемы, новизна преподнесения темы, доказательность источниковой базы, качество аргументации полученных выводов, эстетика оформления результатов выполненного проекта, форма и квалифицированность защиты.

Особенностью сегодняшней практики проектной деятельности является расширение проектного поля, которое включает кроме школьного класса музеи, библиотеки, архивы и другие учреждения. К.Н. Поливанова подчеркивает: «Расширяются требования к организации работы с информационными источниками — необходимы места для индивидуальной работы в библиотеках, медиатеках, места свободного доступа в интернет. Работа проектных групп почти обязательно потребует свободного доступа в лаборатории и мастерские» [7]. Особую роль для предмета «история» приобретают интегрированные музейные проекты. Занятия в музее позволяют приобрести опыт освоения музейных коллекций. Л.М. Ванюшкина указывает: «Ценность «выездных» уроков заключается в том, что они позволяют в полной мере использовать богатейший педагогический потенциал, которым обладают подлинные памятники (тексты) культуры: письменные источники, театральные постановки, музыкальные объекты, городские памятники архитектуры и скульптуры» [8].

Основой реализации проектной деятельности со старшеклассниками являются их психологические особенности. Возраст 15–17 лет считается ранней юностью и периодом завершения физического развития человека и формирования личности. Это время формирования самосознания, формирования целостного представления о самом себе, самооценки своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознания своих достоинств и недостатков, развития юношеской рефлексии, самоуверенности, критицизма, эгоцентризма. Для старшеклассников типично пренебрежительное отношение к советам старших и повышенная подверженность влиянию ровесников. Они отстаивают право самостоятельно решать проблемы, считаться с своими интересами и взглядами. Этот возраст характеризуется расширением диапазона общения со сверстниками и превращением дружбы в важнейшую ценность. Значительные изменения происходят в мышлении старшеклассников, которое отличается практицизмом и максимализмом с завышенными притязаниями. Они берутся за большие дела, проекты, но при этом им важно ощутить значимые результаты своей активности. Преобладание социальных и узколичных мотивов достижения у современных старшеклассников выражается в ориентации на поступление в ВУЗ и на приносящую доход деятельность. Мотивы определяют смысл учения и избирательное отношение к учебным предметам.

Проектная деятельность наиболее адекватна для умственного развития старшеклассников. Они имеют собственное мнение по разным вопросам, независимы в суждениях, проявляют самостоятельность, критичность, оригинальность и активность в постановке и поиске решения сложных проблем. В юношеском возрасте ученики овладевают сложными интеллектуальными операциями, теоретическим абстрактно-логическим мышлением, регулируют собственные познавательные процессы и проектируют свою деятельность. Содержание учебной деятельности старшеклассников составляет развитие творческого подхода к проблемам, умений принимать решения, анализировать существующие варианты и критически их осмысливать, систематизировать индивидуальный и коллективный опыт и искать средства для реализации идей и достижения желаемого результата.

Рассмотрим основные направления проектной деятельности старших школьников, которые могут быть организованы в музее и школе. Одним из таких направлений являются занятия, организованные по принципу «мозгового штурма». Появление такой формы проекта связано с экстремальными обстоятельствами. Во время Второй мировой войны в Японском море на одном из американских кораблей, на котором служил специалист из США А. Осборн, был проведен корабельный Совет по проблеме: «Как защитить боевые корабли от торпед с сидящими в них смертниками»? По правилам Совета должны были высказаться все члены экипажа от юнги до капитана, даже если предлагались немыслимые и фантастические идеи. Все предложения записывались и затем подробно обсуждались на Совете. Один из матросов выступил со следующим предложением: «Заметив торпеду, надо выстроить всю команду вдоль борта корабля и заставить всех дуть на торпеду». Идея вызвала смех, но была записана. При дальнейшем обсуждении идею доработали и решили использовать сильную струю воды из брандспойта: она била в торпеду и тормозила ее движение. Нелепая, на первый взгляд, идея впоследствии дала мощный эффект. Американский психолог А. Осборн с того корабля после войны работал в университете и стал пропагандистом метода «мозговой атаки» как наиболее перспективного для сбора неординарных идей и предложений для решения задачи различной сложности.

Занятие по принципу мозгового штурма для старшеклассников проводилось в музее «Старый английский двор» в Москве. Сначала школьникам кратко рассказывают о старом английском дворе и его структуре, назначении основного и верхнего этажей, затем группа спускается в подклет. Железная дверь запирается, и ребята оказываются в полной темноте. Экскурсовод зажигает свечу в слюдяном фонаре и предлагает ученикам решить следующую проблему: Кто и при каких обстоятельствах в Москве ХVI века мог быть запертым в подклете? Сколько времени могли там просидеть? Каким образом можно было выбраться отсюда? Мозговой штурм длится 15 минут. Главная задача — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Необычная обстановка темного подвала (в ХVI веке он был еще и холодным) заставляет быстро отказаться от привычного мышления. Ребятам помогают юмор и раскованность, поощряются реплики и шутки. В данной ситуации никто не критиковал выдвинутые идеи. В результате мозгового штурма были выдвинуты следующие идеи. В каменный подклет спускались жители города, спасаясь от пожаров, ибо деревянная часть жилья полностью выгорала, и можно было погибнуть от огня. Обсудили версию угрозы набегов внешних врагов для ХVI века, когда укрывали свои жизни в подклетах. Вспомнили войны, которые тогда вела Россия. Одним учеником была предложена следующая идея: сами враги во время набега запирали с внешней стороны двери в подклет, и люди оставались похороненными в нем заживо. Третья продуктивная идея мозгового штурма — в подклетах спасались от эпидемий чумы и холеры. В ХVI веке эти болезни были реальны, причем трупы умерших людей не вывозили, так как боялись распространения болезни. Ворота усадеб, где были больные и умершие, заколачивали. Больниц в ХVI веке в Москве не было, поэтому подклет окуривали богородской травой и можжевельником и там прятались здоровые люди. Еще одна версия — в подклете могли укрывать талантливых беглых крепостных, которых потом использовали для своих целей. При обсуждении проблемы о том, как выбраться из подклета, было отмечено, что маленькие окна расположены высоко, лестницы нет, есть домкрат для разгрузки товаров, возможен тайный ход. В конце мозгового штурма выбирали наиболее приемлемые версии и предлагали лучшие идеи превратить в защиту реферата. Таким образом, на занятии по типу мозгового штурма старшеклассники были включены в новую непривычную для них педагогическую технологию, которая имела высокую степень мотивации, интеллектуальное напряжение, восприятие подлинных музейных экспонатов эпохи и быстрое решение исследовательской задачи в совместной деятельности.

Другой педагогической проектной технологией, практикующейся в деятельности старшеклассников, является защита музейного экспоната. Каждый ученик выбирает себе объект из государственного или школьного музея для сбора информации и дальнейшего его исследования. Объектами исследования могут быть семейные реликвии — вещи разных десятилетий ХХ века — игрушки, открытки, фотографии и даже мебель. По мере накопления материала готовится проект об этом предмете, в итоге проводится его защита. На уроке по истории культуры ХIХ века объектами, которые защищали старшеклассники, стали столы русских писателей. Урок так и назвали «Его величество… стол!», а эпиграфом к уроку стали слова А.С. Пушкина: «Где важно, словно барин, надменно стол стоит. Как много знал он тайн, но все в себе хранит». Одна из защит была посвящена столу А.С. Пушкина, который хранится в музее А.С. Пушкина на Пречистенке в Москве. Во время защиты было отмечено, что великий поэт был частым гостем этого великолепного дома. Хозяин этого дома Александр Петрович Хрущев, в недавнем прошлом гвардии прапорщик Преображенского полка и герой Отечественной войны 1812 года, слыл на Москве богачом, жил «на широкую ногу», держал «открытый стол» на 260 человек. Неудивительно, что А.С. Пушкин останавливался в этом доме. На защите демонстрируется изображение стола. Его письменный стол украшает чернильный прибор. В данном случае — это чернильный прибор Екатерины Павловны Бакуниной — сестры лицейского товарища А.С. Пушкина Александра Бакунина. Устройство этого прибора было типично для того времени: флаконы для чернил и песка с маленькими отверстиями на крышке. Измельченным речным песком посыпали только что написанный текст. На задней стенке — место для перьев, а посередине — колокольчик для прислуги. Чернила, которыми пользовались во времена Пушкина, назывались орешковыми, так как орешки — небольшие наросты на листьях, стволах или коре дуба в виде бугорков. Внутри орешков содержалось красящее вещество, из которого делали чернила. Важным атрибутом стола является перо. В Лицее во время учебы Пушкина профессор словесности говорил: «Теперь, господа, будем пробовать перья» и имел в виду сочинительство. Лицейский журнал так и называли «Неопытное перо». Перья (лебединые, павлиньи, гусиные) предварительно обезжиривали, несколько раз погрузив в раскаленный песок, затем очень острым специальным ножом кончик аккуратно обрезали наискось и немного подрезали вдоль, чтобы перо набирало и удерживало чернила. Ножик впоследствии назвали перочинным. Служили перья недолго, быстро стачивались и приходили в негодность. Поскольку А.С. Пушкин имел привычку грызть перья, то Гете ему прислал в подарок золотое перо. Далее обсуждается, какие предметы еще могли находиться на столе А.С. Пушкина. Конечно, лампа. Во времена Пушкина часто использовали лампы на одну или две свечи с металлическими крашеными абажурами, так называемые бульотки. Также использовали лампы с экранами, защищающими глаза от света свечи, — миракли. Экраны делали из ткани или бисквита — специальной фарфоровой белой или голубой массы. Обсуждается, почему лампы-бульотки окрашивали в зеленый цвет, и письменный стол обтягивали зеленым сукном. В заключении защиты обсуждаются произведения А.С. Пушкина. Аналогичным образом были построены защиты других столов известных деятелей культуры. Ребята отмечали их особенности. Так, стол Л.Н. Толстого, который находится в Доме-музее Л.Н. Толстого в Хамовниках, имел бордюр, чтобы не падали бумаги. Стол И.Е. Репина в Пенатах украшал кусок зеленого стекла — пресс для бумаг, увеличительное стекло и резной ларец с письмами сочувствия после трагедии с картиной «Иван Грозный убивает сына». На столе А.П. Чехова в Мелихово — счеты, рулетка, медицинские инструменты и семена растений. Таким образом, в процессе подготовки мини — проектов старшеклассники приобщились к подлинным произведениям искусства, стали исследователями русской культуры и быта, знакомились со старинными материалами и технологиями, познали сложность труда деятелей литературы и искусства. Новая форма музейно-педагогической технологии позволила нестандартно в отличие от традиционного перечислительного подхода подойти к изучению произведений и деятелей культуры ХIХ века.

Третьей педагогической проектной технологией является программа «Ярмарка знаний» или «Аукцион вещей», которая предполагает глубокое изучение серии музейных предметов. На торги выставляются произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, книги, фотографии, вещи известных людей. Обычно они группируются в рамках определенной тематики или в рамках отдельной экспозиции музея. Особое значение при подготовке данного занятия придается отбору предметов для аукциона, их рекламе, созданию каталога — альбома с фотографиями предметов аукциона и назначение ведущего торгов. Он должен вызвать интерес старшеклассников к продаваемым предметам. Ведущий аукциона назначает стартовую цену и оперативно реагирует на новые идеи (знания) по поводу каждого экспоната с тем, чтобы повышать цену. Прибавление в цене должно быть адекватно приращенным знаниям. Вещь покупает тот, кто дал больше знаний и идей о ней. Занятие на тему «Культура и быт петровского времени» проводилось в Меньшиковском дворце в Санкт- Петербурге. На аукцион были выставлены характерные предметы эпохи, которые свидетельствовали об изменениях в быту высшего сословия России. Старшеклассники должны были угадать предмет, описать его назначение, историю появления и бытования в России. В Поварне им показали огромный скобкарь — сосуд из цельного куска липы для пива, кваса и других напитков, а также плиту — символ новшеств в питании россиян. Подвох заключается в том, что скобкарь — это традиционный тип древнерусской посуды, а ребята ищут новшества. В центре Большой палаты под голландским паникадилом на столе, покрытом персидской ковровой скатертью, установлена большая серебряная лохань, заполнявшаяся колотым льдом для охлаждения вин. Название сосуда традиционное, но лохань выполнена амстердамским мастером. Ребята должны определить ее европейское назначение: сохранять во льду бутылки с вином. Это был новый для России обычай. В помещении для почетного караула первого губернатора Санкт-Петербурга — кордегардии на стенах размещено ротное знамя драгунского полка из светло- голубой камки с изображением двуглавого орла со скипетром в одной лапе и державой в другой. В центре — изображение святого Андрея Первозванного, орденом которого были награждены сам Петр Великий и А. Меньшиков. Наибольшее число баллов получают те ученики, которые приведут больше сведений про орден Андрея Первозванного и знамена времен Петра I. Передняя для секретарей губернатора располагает загадочным предметом — армиллярной сферой — астрономическим прибором, представляющим строение Солнечной системы в соответствии с гелиоцентрической теорией Н. Коперника, разработанной в его труде «Об обращении небесных светил». Обсуждается, почему такой прибор мог появиться только в петровскую эпоху. Тему продолжают предметы на столе в Кабинете — четырехмачтовый кубок — корабль западноевропейской работы, двойной глобус с земной и небесными сферами на скульптурной группе и астролябия — угломерный прибор для определения положения небесных светил и при геодезических измерениях. Все эти предметы школьники должны назвать и описать их предназначение. В Спальне — три предмета для аукциона — медная голландская грелка, с длинной ручкой, состоящая из двух сложенных сковородок, похожий на большую вазу напольный бочонок для вина и мехи для раздувания огня в печи. Ребятам предстоит отгадать, почему все три предмета находятся возле печи. В Белом зале очень трудно распознать в обычном шкафу того времени орган начала ХVIII века. В Ореховом кабинете на аукцион выставлены солнечные корабельные часы и фортунный столик с шахматами. Ребятам предстоит в одном случае объяснить устройство прибора, в другом — название стола. По окончании урока ребята выбирали себе предмет для дальнейшего изучения и создания проектной работы. Таким образом, включение школьников соревновательную практику мотивировало их к более глубокому изучению материала по истории культуры и быта петровской эпохи, способствовало визуальному усвоению темы, развитию умений анализировать музейный предмет и исторический материал, приобретению навыков общения в процессе учебной исследовательской деятельности.

Четвертой педагогической проектной технологией, основанной на музейных материалах, является деловая музейная игра для старшеклассников. Она основана на имитационном моделировании профессиональной деятельности и ролевом взаимодействии по игровым правилам участников в определенном времени и пространстве с последующей оценкой созданной ситуации. В деловой игре разыгрываются роли современников или потомков, провоцируются определенные ситуации, а участники должны показать умения по решению данных ситуаций. Деловая игра «Институт благородных девиц» была реализована в Культурном Центре Вооруженных сил РФ в Москве. Это здание, где находился Екатерининский институт благородных девиц — бывшая усадьба Владимира Семеновича Салтыкова. В 1777 году Екатерина II приобрела усадьбу для создания в ней Инвалидного дома для неимущих офицеров. В 1802 году здание приобретает Мария Федоровна для устройства в нем Института благородных девиц — Московского училища ордена св. Екатерины, куда принимались девочки из бедных дворянских семей военных. Здание перестроили И.Д. Жилярди и А.Г. Григорьев. В музее Культурного Центра ВС РФ старшеклассникам объясняют правила деловой игры. Мальчики в игре выступают экспертами. Девочкам предстоит распределить правильно роли. Начальницей-maman — должна быть толковая ученица, которая пользуется в классе авторитетом. Другие девочки распределяют роли правительницы (бухгалтера), четырех надзирательниц (то есть классных руководительниц) по возрастам воспитанниц, учителей по предметам. На роли некоторых учителей могут быть приглашены мальчики. Остальные девочки становятся классными дамами, то есть гувернантками.

Задачей участниц должна быть подготовка всего здания института к началу учебного года. Надзирательницы и учителя составляют расписание по возрастам девочек. Для кофейниц 6–9 лет определяются следующие предметы: Закон Божий, Катехизис, русский язык, иностранный язык, арифметика, танцы, музыка, шитье. Для голубых 9–12 лет (по цвету голубых платьев) добавляют географию, историю, экономию и домостроительство. Для серых 12–15 лет добавляется архитектура, геральдика и основы домашнего хозяйства. Расписание для старшеклассниц 15–18 лет составляется с учетом повторения всех предметов. В процессе подготовки к игре старшеклассницы и эксперты изучают требования к составлению расписания. Основные уроки ставили в первой половине дня, более легкие во второй половине, каждый час меняли урок и учителя, уменьшали количество уроков к концу недели, увеличивали количество уроков от младшего возраста к старшему. Участники игры невольно сравнивали расписание в своей школе с тем, что составляли в институте. При изучении системы проведения уроков они узнавали о том, что урок длился 1,5 часа, за это время учитель успевал провести опрос, объяснение и практическую работу. Осуществлялся индивидуальный подход к девочкам: слабоуспевающим давали особые задания и определяли малый круг чтения, а хорошо успевающим ученицам задавали много читать и давали более сложные задания.

Следующим этапом деловой игры была подготовка кабинетов для занятий. Ребята выбирали подходящие помещения для разных уроков. Для танцев предназначен Бальный зал, для рукоделия — Малахитовая гостиная со столиками и укромными уголками, Закон Божий изучали в представительном Желтом зале, геральдику — в Малом зале истории Екатерининского института, Катехизис — в Синем зале с иконами, рисованием занимались в Розовом картинном зале, историей — в Зале эклектики с китайским уголком. Для Физического кабинета необходимы были приборы, для Натурального кабинета — минералы, гербарии и чучела. Кабинет начальницы был определен в конце коридора. Гимнастикой занимались между музеем и бальным залом. На 3 этаже проверяли спальни девочек — дортуары, в которых должны быть твердые постели, холодная вода для умывания и температура воздуха не более 14 градусов. Классные дамы составляют режим дня для воспитанниц, а правительница вместе с начальницей идет проверять кухню. Они должны составить меню на день. Составленное меню выглядит так: завтрак — молочная каша, черный хлеб с маслом и сыром, чай; обед — суп, мясо с овощами, драчена; полдник — чай и пирожок с ягодами; ужин — рыба, чай с булочкой. Режим дня был таким: 7 часов утра — подъем, туалет, гимнастика, завтрак; 9–12 — уроки, 12–14 — прогулка и обед, 14–17 уроки, 17 — полдник, 17–19 — чтение, рукоделие, музыка, игры; 19–20 — ужин, 21–22 — молитва и сон.

Последней частью игры было приготовление к экзамену и подготовка необходимых средств для поощрения и наказания учениц. Для наказаний были заготовлены красные языки и наклейки на фартук. Они навешивались на тех учениц, которые не говорили на иностранном языке в немецкие или французские дни и страдали непослушанием. Для поощрения готовили шифры, медали, ленты отличия и шнуры с голубыми и красными кистями. Ленты отличия для воспитанниц 12–15 лет были серые с серебром, для старших — белые с золотом. В заключение деловой игры мальчики — эксперты оценивают работу своих одноклассниц. В качестве итоговой работы старшеклассники писали эссе: «Один день в институте благородных девиц». Таким образом, включение старшеклассников в деловую игру позволило более глубоко изучить тему русской культуры и образования второй половины ХVIII века, прочувствовать подлинную атмосферу закрытых учебных заведений того времени благодаря историческому зданию, изучить и проанализировать дополнительную литературу об учебе и жизни учениц в этих учреждениях, проявить знания и эмпатические способности в своих ролях и получить массу позитивных эмоций от такого нестандартного занятия.

Пятым направлением в реализации новых педагогических технологий в деятельности старшеклассников является занятие по принципу «Создай экспозицию». Это мини- проект, которым занимаются старшеклассники во время проведения занятия в музейных стенах. Для примера возьмем занятие во дворце «Монплезир» в Петергофе. На занятии старшеклассникам рассказывают о том, что Моплезир (с фр. мое удовольствие) — это голландский домик Петра I, построенный в 1714–1723 гг архитектором И. Браунштейном. Одним фасадом он выходит к морю, а другим — к уютному садику с цветниками и фонтанами. Дворец состоит из галерей и люстгаузов — небольших павильонов для отдыха и увеселений. Люстгаузы наполняет свет, льющийся из куполов. Окна от пола до потолка наполняют светом и воздухом Восточную галерею, которая практически выходит в сад. Потолок этой галереи украшен живописью Ф. Пильмана с аллегорией фигуры Лета в центре плафона. 21 картина галереи фламандской, голландской и итальянской живописи напоминает сюжеты лета. С плафона Западной галереи в центре на посетителя смотрит фигура богини Весны. Общая тема плафонов Монплезира — времена года. В Лаковом кабинете Ф. Пильман поместил вакханку с гроздью винограда и чашей вина, символизирующую Осень. Старшеклассникам задается вопрос: Почему Китай связывали с осенью? По черному фону стен представлены лаковые панно с ярко-красным обрамлением, которые навеяны осенними сюжетами. Кухня и буфетная от пола до потолка покрыты синим кафелем — символом чистоты и опрятности. Ему вторят дельфтские фаянсовые блюда с кобальтовым рисунком. Потолок украшен фигурой Зимы и пылающей жаровней. Ребятам предлагается объяснить символику плафона. В западной части дворца расположены жилые покои — кабинет и спальня, которые выходят окнами на море. Дубовые панели украшены кафелем с изображением 13 типов кораблей петровского времени. На овальном плафоне потолка Ф. Пильман изобразил обезьян в окружении гирлянд и цветов. Именно моряки привозили эту экзотику. Спальня обита флахтухом — шерстяной тканью оливкового цвета, а с потолка на посетителя смотрят богиня Ночи Никс и бог сна Гипнос. Центральное помещение Монплезира — Большой зал, прорезающий весь объем дворца и выходящий окнами на море и в садик. Парадный характер залу придают дубовые стены с вмонтированными в них картинами в черных рамах. Ф. Пильманом было расписано куполообразное перекрытие. Здесь ребятам раздаются рабочие листы с контурным изображением росписей потолка. Им предлагается его оформить, учитывая стороны света, расположение зала и мифологическую символику. На четырех гранях потолка надо изобразить образы четырех стихий — Вода, Воздух, Огонь и Земля. Образ Воды изображают на плафоне со стоны моря, Огня — с противоположной южной стороны. С западной стороны помещают богиню Воздуха (символ всего нового свежего), а с восточной (плодородной) — богиню Земли. Еще выше на плафоне изображаются аллегории ветров и темпераментов. Борей — бог северного ветра, Нот — сильный южный ветер, Зефир — теплый западный ветер, благоприятный для растений, а Эвр — восточный ветер. Далее педагог напоминает, что уже в петровские времена были известны 4 темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Ученики определяют, что зима связывалась с меланхолией, энергия холерика и сангвиника — с весной и летом, а флегматичность — с осенью. В центре царит бог солнца Гелиос, искусства и поэзии — Апполон. В углах на стыках граней располагают скульптурные группы полуфигур, олицетворяющие 4 времени года. Запад всегда олицетворяли с Зимой, Восток — с Весной, Летом, плодородием и урожаями, так как на Востоке восходит солнце. В конце занятия эксперты проверяют рабочие листы с проектами росписи потолка Большого зала Монплезира. По итогам занятия ребятам было предложено сделать реферат на тему: «Аллегории в культуре и быту петровского времени». Таким образом, для выполнения данного проекта необходимо заранее прочитать литературу по мифологии, ибо культура петровского времени была во многом построена на античных аллегориях. Проектная деятельность активизировала мышление учащихся, помогала поднять их знания на более высокий уровень осмысления, заставляла музейные экспонаты ставить в центр познания исторического материала и развивала различные компетенции школьников.

Последнее направление новых педагогических технологий для организации деятельности старшеклассников — проект «Создаем свой музей». Это самый сложный проект, в котором ученики должны создать концепцию музея и определить его профиль и проблематику, дать информацию в газету с рекламой музея, завести инвентарную книгу с описями трех видов предметов — вещевых, изобразительных и письменных, придумать план экспозиции, отобрать музейные предметы, создать этикетаж, разработать тематику экскурсий. Данная технология была реализована в музее А.С. Пушкина на Пречистенке. Музейное здание представляет собой усадьбу Хрущевых-Селезневых, построенную в 1814–1817 гг. архитектором А.Г. Григорьевым при участии Д. Жилярди. Деревянный, оштукатуренный, на белокаменном цоколе дом является одним из лучших образцом московского ампира с сочетанием двух фасадов — одного — торжественного, строгого по красной линии Пречистенки, другого — живописного, со сдвоенными колоннами, лепным многофигурным фризом — со стороны хрущевского переулка. Планировка устроена по принципу кольцевой анфилады. Музей был открыт в 1961 году. После краткой справки ребятам объясняют суть данного проекта. На базе музея им предстоит создать собственный воображаемый музей, как это происходило сначала в конце 1950-х годов, а затем — в 1990-е годы в этом здании. Они должны распределить роли директора, главного хранителя, экспозиционера музея, экскурсоводов, трех заместителей — по научной, фондовой и выставочной работе. Далее им подробно показывают экспозиции, открытые хранения и запасные фонды. Коллекцию музейных предметов часто сравнивают с айсбергом, большая часть которого скрыта в глубине, а на поверхности видна лишь верхушка. То же самое можно сказать и про музей: только часть экспонатов мы видим в залах, остальные хранятся в специальных помещениях, куда посетителям вход закрыт — фондах (от фр. — запас). Туда входят только хранители и реставраторы. Детям показывают открытые хранения «Живописный, графический и миниатюрный портрет», «Художественная мебель», «Художественное стекло и керамика», «Художественный металл», «Кабинет рукописей». «Новые сотрудники» музея должны отобрать музейные предметы — картины, книги, предметы быта, которые они предполагают выставить в экспозиции «своего» музея. Музей состоит из цокольного, первого и второго этажей, мезонина. На цокольном этаже находятся конференц-зал, гардероб, экспозиция «История усадьбы Хрущевых-Селезневых» и Выставочные залы «под сводами». Когда-то в этой части дворянского дома были кухни, под сводами висели туши, вялилась ветчина, хранились продукты, и всегда было прохладно. Сегодня здесь в зале глубокие ниши, в которых удобно устраивать выставки. Здесь старшеклассники проектируют свою выставку. На первом этаже усадьбы находится усадебный двор, концертный зал, библиотека, а также исторический вход со стороны хрущевского переулка и парадная лестница. На первом этаже представлены экспозиции «Сказки Пушкина», «Пушкин и его эпоха». Во времена Хрущевых-Селезневых эти залы носили парадный характер, в них проходили приемы, балы, обеды. Сегодня здесь представлены зал «Пролог», Аванзал, Бальный зал, Большая гостиная, Угловая гостиная, Боскетная, Парадный кабинет. На втором этаже, куда ведет лестница, жили хозяева. Здесь находится часть экспозиции «Пушкин и его эпоха». Здесь же находится кабинет первого директора А.З. Клейна и кабинет теперешнего директора Е.А. Богатырева. Мезонин — место, где жили дети, состоит из 4 комнат. В этих комнатах сегодня представлены выставки. Там старшеклассникам предстоит придумать свою выставку.

В процессе выполнения данного проекта класс разделился на 4 группы по 6–8 человек. Каждая группа создавала свой собственный музей — Литературный, Исторический музей-усадьба, Музей прикладного искусства и быта, Художественный музей. Представители первой группы создали в цоколе выставку «Москва в жизни Пушкина», на первом этаже экспозицию «Литературная гостиная в дворянской усадьбе», в мезонине выставку «Пушкин в искусстве». Создатели исторического музея в цоколе сделали выставку «Дворянская усадьба ХIХ века глазами современников», на первом этаже «Жизнь дворянской семьи в усадьбе ХIХ века», в мезонине «Традиции домашнего воспитания в России Х1Х века». Участники проектирования музея прикладного искусства и быта в цоколе создали выставку «Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе…», на первом этаже «Русский интерьер: тончайшие мелочи быта», в мезонине «Мир старинного альбома». Проектировщики художественного музея использовали коллекцию художников пушкинистов Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина. В цоколе они предложили создать выставку «Женские образы в изобразительном искусстве ХVIII–ХIХ вв», на первом этаже «Национальную портретную галерею», в мезонине — «Русский миниатюрный портрет в повседневной жизни ХIХ века». Старшеклассниками были придуманы интересные варианты экскурсий для своих музеев. По итогам проведения данного занятия учащиеся выполняли эссе «Если бы я был директором музея…»

Таким образом, в условиях провозглашения новыми стандартами развития метапредметных умений школьников проектная деятельность старшеклассников способствовала интеграции предметного содержания, развитию способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, решать творческие нестандартные задачи, использовать дополнительную информацию для реализации своих целей, освоить основы межкультурного взаимодействия в процессе коллективной деятельности. Реализация проектов в музее и школе способствует усвоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, осознанию своей идентичности как гражданина страны, осмыслению социально — культурного опыта предшествующих поколений и выявлению своей позиции в современном обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995. С. 5; Пикан В.В. Технология вариативного обучения. М., 2008. С. 67;

2. Андриади И.П., Ромашова С.Н., Темина С.Ю., Куракина Е.Б. Теория обучения. М., 2010. С. 123;

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М., 2008. С. 118;

4. Щербакова С.Г. Формирование проектных умений школьников. Волгоград, 2009. С. 76–77;

5. Пикан В.В. Указ соч. С. 63;

6. Полат Е.С. Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2010. С. 219;

7. Поливанова К.Н. Указ. соч. С. 138;

8. Ванюшкина Л.М. Современный урок. СПб., 2009. С. 34–35.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру