25.03.2014

Усобицы в Орде по Никоновской летописи

Паразитарный характер Золотой Орды неизбежно должен был привести к кровавой борьбе за раздел награбленного. Такая борьба сопутствовала военным успехам татаро-монголов изначально, а после смерти Узбека усобицы становятся постоянными, приводя к распаду Орде на ряд фактически самостоятельных улусов. Никоновская летопись, созданная в XVI веке, несмотря на ее позднее происхождение, использует более ранние редакции летописей, нежели дошедшие в сводах XV в. В Рогожском летописце, в частности, в этой связи соединяются разные источники, не всегда согласующиеся друг с другом. Текст печатается по изд.: ПСРЛ. Т. Х, М., 1962.

…В лето 6849 (1341–1342)… Тое же осени умре царь Азбяк Ординский (1), и седе по нем в Орде на царстве сын его старейший Тинбек, и другой бысть сын его Чанибек, и уби брата своего меншего Хидырбека, и про то гневашеся на него старейший брат его Тинбек царь, Аззбяков сын болший, и бысть вражда между их…

В лето 6850 (1342). Царь Ординский Чанибек, сын Азбяков, уби брата своего болшего Тинибека царя, а сам сяде на царствии, а преже убил меншаго своего брата; и тако всею Ордою, всеми улусы и всеми землями властвоваше… Того же лета князь великий Семен Иванович, внук Данилов, поиде во Орду к новому царю Чанибеку, Азбякову сыну. А князь Костянтин Суздалский, и князь Костянтин Тверский и князь Костянтин Ростовский, те все вкупе преже того поидоша ко царю во Орду. Того же лета и Феогнаст, митрополит Киевский и всея Руси поиде во Орду за причет церковный к новому царю Чанибеку, Азбякову сыну… Того же лета выиде изо Орды князь великий Семен Иванович, внук Данилов. Того же лета прииде изо Орды от царя Чанибека Феогнаст, митрополит Киевский и всея Русии, ходил о причте церковнем, имаше бо и митрополит и епископы ерлыки на своя причты церковныа от царей Ординских. Неции же Русстии человеци оклеветаша Феогнаста митрополита ко царю Чанибеку, яко «много безчислено имать дохода, и злата, и серебра, и всякого богатства (2), и достоит ему тебе давати во Орду на всяк год полетные дани». Царь же проси, держа его в тесноте, митрополит же царю, и царице, и князем роздаде 600 рублев; и тако отпусти его царь со всеми его сущими не Русь, и прииде здрав со всеми своими.

В лето 6865 (1357). Царь Ардиньский Чянибек, Азбяков сын, взя Теврижьское царство… А по блаженного Алексея, митрополита Киевского и всея Русии, прииде посол изо Орды от Чанибековой царици Таидалы, зовя его к ней во Орду, яко да шед посетит ея, бе бо немошн (3). Он же уготова потребное к путному шествию, и се о себе загореся свечя в соборней церкви митрополской пречитыа Богородици у горба святаго чюдотворца Петра. Он же пев молебен со священным собором, и свещу ту раздробив и раздаде народу на благословение, а сам поиде того дни во Орду. И Божиею милостию, и Пречистыа Богородици и великого чюдотворца Петра царицу Таидалу исцели, и тако вборзе изо Орды отпущен бысть, понеже в то время возставше вражда и замятня во Орде. Отпущен же бысть тогда изо Орды и посол именем Иткара на Москву по запрос ко всем князем Русским. Того же лета прииде от царя на Русь посол именем Кошак. Того же лета замятня во Орде не престааше, но паче воздвижашеся; бысть бо тогда князь темник во Орде у царя Чянибека, Азбякова сына, мудр и силен зело окаянный Товлубий, соединился с сатаною, и восхоте всею Ордою владети и всеми землями. И нача во ухо шептати цареву сыну Чянибекову Бердибеку, хваля его и вознося, глаголя: «яко время ти есть седети на царстве, а отцу твоему уже время снити с царства» и тако начя помалу советовати ему убити отца его Чанибека, Азбякова сына; и тако многих князей Ординьских привлекоша к себе в совет, обещевающи комуждо что дати. И тако царевичь Бедибек окаанный с лестию прииде ко отцу своему з думци своими, со князи Ординьскими, и удави отца своего Чанибека, Азбякова сына. Бе же сей царь Чанибек Азбяковичь добр зело к християньству, и многу лготу сотвори земле Русстей; но суд ему сотворися, якоже он изби братью свою, тако же и сам тую же чашу испи. Сын же его Бердибек по нем сяде на царстве, и уби братов своих 12; окаанным князем, и учителем своим и доброхотом Товлубием неаставляем отца своего уби и братью свою поби, и помале паки и сам погибе и з думци своими…

В лето 6867 (1359)… Во Орде убиен бысть царь Бердибек, сын Чанибеков, внук Азбяков, и с доброхотом своим окаанным Товлубием, князем темным и силным, и со иными советники его; и испи тую же чашу, еюже напоил отца своего и братью свою. И по нем сяде во Орде на царстве Кулпа, и царствова месяць 6 и дней 3, и много зла сотвори. И тако и сему не стерпе суд Божий, и убиен бысть от Науруса з двема сыны своими, с Михаилом и Иваном (4). И тако по Кулпе сяде во Орде на царство Наурус. В те же в бранные времена бысть во Орде князь Андрей Костянтинович, внук Васильев, и едва упасе его Бог от горкиа смерти от рук поганых. Того же лета поидоша во Орду к новому царю Наурусу вси князи Русстии, и биша челом царю о разделении княжений их; и тако смири их, и раздел положи княжениам их, и знати им комуждо свое княжение, и не преступати…

В лето 6868 (1360)… Князи Суздальстии приидоша во Орду к царю Наурусу: князь Андрей Констянтиновичь Суздальский, внук Васильев, и брат его Дмитрей Констянтиновичь, и приат их царь с честию, и даде великое княжение Володимерьское князю Дмитрею Констянтиновичю Суздальскому не по отчине, ни по дедине. А преже царь давал великое княжение Володимерьское старейшему его брату князю Андрею Констянтиновичю Суздальскому, и он по то не ялся (5) и тако князь Дмитрей Константинович Суздалский взя великое княжение Володимерское, и отпущен бысть из Орды от царя с пожалованием и с честию на Русь с послом царевым. И въеха во Володимерь на великое княжение за неделю до Петрова дня, месяца июня в 22 день, не по отчине, ни по дедине…

Того же лета прииде с востока некий Заяицкий (6) царь Хидырь на царство Волжское ратью, и бысть лесть во князех Ординьских Воложьскаго царства, и начаша тайно ссылатися с Хидырем, царем Заяитцким, лукавьствующе на Воложскаго своего царя Науруса. И составися тайная лесть их в дело, и соступишася на бой, и выдан бысть от своих князей Воложский царь Наурус Заяицкому царю Хидырю. И тако убиен бысть и с сыном своим Тимирем; такоже и царрица Таидала убиена бысть, и князи Ординстии, иже в любви и в свете быша Наурусу, царю Воложскому, Муалбузина чядь со множеством Татар их избиени быша. И тако по смерти Науруса, царя Воложского, сяде на Воложьском царствии Хидырь, царь Заяицкий, еже со востока прииде, и бысть тогда во Орде замятня велия…

В лето 6869 (1361)… Поиде во Орду ко царю Хидырю князь великий Дмитрий Ивановичь Московский, внук Иванов, правнук Данилов, праправнук Александров, и Божиею милостию соблюдаем до замятни выиде изо Орды, понеже по отшествии его изо Орды возста замятня велиа во Орде. Того же лета поидоша во Орду ко царю Хидырю князи Русстии: князь великий Дмитрей Констянтиновичь Суздальский из Володимеря, и брат его старейший князь Андрей Констянтиновичь из Нивжнего Новгорода, и князь Констянтин Ростовский и князь Михайло Ярославьский; и бысть при них замятнявелиа во Орде, и убиен бысть царь Хидырь, тихий и кроткий и смиренный (7), и с меншим сыном своим Кутлуем, от болшева сына своего Темирь Хози. И сяде на царстве Воложском Темирь Хозя, Хидырев сын старейший… Того же лета князь Ординский темник Мамай воздвиже ненависть на царя своего, и бысть силен зело, и возста на царя своего на Темирь Хозю Хидырева сына, и замяте всем царством его Воложским, и приат себе царя именем Авдула, и бысть брань и замятня велиа во Орде. И в то время князь великий Андрей Констянтиновичь Нижнего Новгорода поиде изо Орды в Русь, и на пути дари на него князь Ретякоз, и поможе Бог князю Андрею Констянтиновичю Нижнего Новагорода, и приде здрав на Русь. И мнози князи Русстии в то время изо Орды избежаша, а Ростовстии князи граблени избежаша. А царь Заволожьский Темирь Хозя, Хидырев сын, убежа за реку за Волгу и там убиен бысть, седев на царствии точию месяць один и седмь дний, и тую же чашу импи, ею же напоил отца своего Хидыря и брата своего меншаго Кутлуя. И тогда князь Мамай во мнозе силе преиде за реку за Волгу на горнюю страну, и Орда вся с ним, и царь бе с ним именем Авдула. И тогда третий царь возста именем Килдибек, творяшеся сыном Чанибека царя (8), внука Азбяка царя, и той добиваася царства Воложьскаго, и многих поби, последи же сам убиен бысть. И тогда мнози князи Сарайстии затворишася в Сараи, царя у себе именующе Амурата, Хидырева брата царева; а Булат Темирь, князь Ординьский, Болгары взял, и все грады по Волзе и улусы поимал, и отня весь Воложьский путь. А иный князь Ординьский именем Тогай, иже от Бездежа, той убо Наручад (9) и всю ту страну взял, и тамо о себе пребываше; а инии князи Ординстии о себе пребываху. И бысть в них глад велий, и замятня многа, и нестроение всегдашнее, и не престаяху межи собою ратующеся, и биющеся и кровь проливающе. Тако убо Бог попусти на них гнев свой, милуя раб своих, смиренных православных христиан… Того же лета князь Мамай брань сотвори с Омуртом царем и со всеми князи Сарайскыми, и многих князей Ординских старых изби.

В лето 6870 (1362). Мамаю князю бысть бой велий со Амуратом царем о Волзе. Того же лета Амурат царь изгоном прииде на Мамаа князя, и многих у него Татар побил. Бысть в та времена на Воложском царствии два царя: Авдула царь Мамаевы Орды, его же князь Мамай темник устроил в своей Орде царя, а другий царь Амурат с Сарайскими князи. И тако те два царя и те две Орды, мал мир имеющи, межи собою всегда во враждах и в бранех.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Азбяк Ординский — Узбек (ок.. 1283 — 1341) — монгольский хан Улуса Джучи (Золотой Орды) в 1313—1341 гг. Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды, а ислам стал официальной религией. После смерти Узбека в власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку, после правления которого в Орде начались междоусобицы, называемые в русских летописях «замятней».

2. О «тяготах» духовенству во время посещения Феогностом Новгорода говорит и новгородский летописец.

3. Слава преемника Феогноста на митрополичьем столе Алексия как исцелителя способствовала и возвышению Москвы, и облегчению гнета со стороны Орды, где у митрополита были высокопоставленные «пациенты».

4. Имена говорят о том, что они приняли христианство, возможно под влиянием митрополита Алексия.

5. Согласно Рогожскому летописцу, Наврус, видя «князя Дмитрея Ивановича уна суща и млада возрастом» передал великое княжение Андрею Константиновичу в составе 15 тем (видимо, 150 тысяч облагаемых данью единиц), но тот отказался в пользу младшего брата.

6. То есть из-за Яика (Урала).

7. Характеристика на фоне выше изложенного неожиданная. Видимо, в ней проявилась заинтересованность суздальских князей.

8. Очевидно, самозванца. Великим ханом мог быть провозглашен только чингизид, а в усобицах таковых практически не осталось.

9. Наровчат в Мордовии. В 1365 г. Тогай взял Переяславль-Рязанский, но его, возвращавшегося с добычей, нагнал Олег Рязанский и разгромил, возвратив награбленное.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру