23.02.2014

Рождение Древнерусского государства

Методическая разработка урока «Декабрьское восстание 1825 года» к учебнику С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений». (М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013).

«Откуда пошла русская земля,

кто в Киеве первым начал княжить…

(«Повесть временных лет»)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

активизировать ранее полученные знания учащихся по проблемам древней истории славян и образования Древнерусского государства;

сформировать у учащихся представление о языковых семьях и языковых группах;

расширить знания учащихся о восточных славянах, местах их расселения; раскрыть особенности организации славянских поселений и славянской общины;

определить место и роль племени русов в процессе политогенеза;

раскрыть основные черты норманнской теории, ее критики;

проследить, как изменялись географические рамки понятия «Русь»;

продолжить формирование умений: работы с исторической картой, работы с историческими источниками и учебным текстом (умение находить информацию и анализировать ее, установление причинно-следственных связей между событиями).

ПЛАН УРОКА:

1. Кто такие славяне?

2. Как жили славяне.

3. Образование Древнерусского государства.

4. Загадка древних русов.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

языковая семья, ветви славянских народов, соседская (территориальная) община, пашенное земледелие, союзы племен, земская власть, варяги-русь, Киевская Русь, норманизм.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ:

I тыс. до н.э. — выделение славян из индоевропейской язвковой семьи;

V–VI вв. — «великое переселение народов»;

VII–VIII вв. — расселение славян на обширной территории от Дуная до Днепра, от о. Ильмень до Балканского полуострова;

IX-X вв. — обславянски образование восточнославянских союзов племен;

862 г. — «призвание варягов»;

879 г. — смерть князя Рюрика;

882 г. — образование Древнерусского государства «Киевская Русь».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА (ХОД УРОКА):

I. Активизация познавательного интереса. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя.

«Сия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками. Только в повестях греков и римлян сохранились известия о нашем древнем отечестве», — писал историк Н.М.Карамзин о начальном периоде русской истории.

Дискуссионными и по сей день остаются проблемы о прародине славян и образовании Древнерусского государства, т.е. вопосы, поставленные еще в начале XII в. автором первой русской летописи «Повести временных лет» —

1) «Откуда пошла русская земля,

2) кто в Киеве первым начал княжить…»

II. «Мозговой штурм». Обмен информацией и ранее полученными знаниями по теме урока.

Вопросы:

Что вам известно о древних славянах?

Где находилась прародина славян? «Откуда пошла русская земля»?

С какими событиями русской истории связаны даты: 862 г., 882 г.?

Почему возникшее в IX в. восточнославянское государство получило название «Русь»?

Кто в Киеве первым начал княжить?

Обобщение ранее полученных знаний учащихся по теме урока.

III. Комментарий учителя о славянской языковой группе и прародине славян.

Языковые группы (фрагментарно)

Язык

группа

Живые языки (выборочно)

Индоевропейский

Албанская

албанский

Индийская

хинди, бенгали, кашмири, цыганский

Славянская

восточные: русский, украинский, белорусский, болгарский, словенский

западные: чешский, польский, словацкий

Балтийская

литовский, латышский, латгальский

Германская

северо: датский, шведский

западно: английский, нидерландский

Романская

французский, итальянский, испанский, португальский, румынский

Кельтская

ирландский, шотландский, бретонский

Греческая

новогреческий

Армянская

армянский

Кавказский

Западная группа: абхазско–адыгская

абхазский, адыгейский,кабардинский

Восточная группа: нахско–дагестанская

чеченский, ингушский, аварский, лакский,

лезгинский

Южная группа: картвельская (иберийская)

мегрельский, лазский, грузинский, сванский

Уральский

Финно-угорская

венгерский, мансийский, финский, эстонский, карельский, удмуртский, марийский, мордовские

Самодийская

ненецкий, нганасанский

Алтайские

Тюркские языки

турецкий, азербайджанский,туркменский,

крымско-татарский, татарский,

башкирский, якутский, казахский,

киргизский, узбекский,чувашский

Монгольские языки

монгольский, бурятский, калмыцкий

Тунгусо-маньчжурские языки

эвенкийский (тунгусский), эвенский,

нанайский

Краткая справка учителя о коонцепциях прародины славян сопровождается работой учащихся с атласом, по которому определяется территория расселения славян в VII- VIII вв.

IV. Лабораторная работа учащихся с историческими источниками (Прокопий Кесарийский «История войн», Маврикий «Стратегикон»,арабские источники о славянах) и тестом учебника (§1, с. 12-14).

Задания:

1. Проанализируйте тексты исторических источников и текст учебника.

2. Найдите данные о: а) нравах и образе жизни славян; б) общественном строе славян.

3. Заполните левую сторону таблицы «Племена: славяне и русь»


славянские племена

племена русов

Основные занятия

и условия жизни



Общественный строй



Нравы и обычаи



Подведение итогов самостоятельной работы.

V. Практическая работа с картой атласа «Древнерусское государство в IX — начале XI века».

Задания:

1. Перечислите союзы племен восточных славян и города-центры племенных союзов.

2. Найдите торговые пути: а) «из варяг в греки»; б) Волго-Балтийский.

3. Определите, через территорию каких славянских племен проходили основные торговые пути, соединяющими Европу и Азию?

4. Предположите, что означал контроль одного племени над основными торговыми путями?

Проверка выполнения практической работы. Беседа с классом.

VI. Работа над текстами летописи «Повесть временных лет» («Призвание варягов», «Образование Древнерусского государства») и текстом учебника (§1, с. 14–17).

Задание:

1. Проанализируйте фрагмент летописи: Какие племена и с какой целью обратились к руси?

2. Пользуясь текстом учебника: а) обобщите данные о племени руси.

3. Закончите работу над таблицей «Племена: славяне и русь».

4. Подумайте, а) почему 882 г. считается временем основания Древнерусского государства? б) почему государство восточных славян прозывалось Русской землёю?

При подведении итогов работы учитель дополняет сведения о племени русь рассказом о незавершенной научной дискуссии по проблеме этнической природы племени «русь» (в т.ч. суть спора «норманистов» и «антинорманистов»).

VII. Подведение итогов урока.

Обсуждение вопросов, поставленных автором «Повести временных лет».

1) Откуда пошла русская земля?

2) Кто в Киеве первым начал княжить?

VII. Домашнее задание: §1, вопросы после §.

ИСТОЧНИКИ:

Прокопий Кесарийский «История войн» (VI век)

«…Племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, а оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща… Они считают, что один из богов — создатель молнии — именно он есть единый владыко всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных… Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания…

А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга… Вступая же в битву, большинство идет на врага пешими, имея небольшие щиты и копье в руках, панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща… так и вступают в схватку с врагами… Все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые… Образ жизни (их) грубый и неприхотливый… Они менее всего коварны и злокозненны… Они занимают неимоверно обширную землю…»

Арабские источники о славянах

«…И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути… Путь в эту страну идет по степям и через ручьи и дремучие леса. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. Называется это у них улишдж (улей), и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают… На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это произошло, собирают пепел с того места и кладут его на холм… И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса… Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели… Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью… Рабочего скота у них немного…»

(Арабский географ Ибн Русте. Дорогие ценности)

«Когда я прибыл в их (славян) страну, то увидел, что эта страна обширна, обильна медом и пшеницей и ячменем и большими яблоками, лучше которых ничего нет…»

(Испано-арабский путешественник Абу Хамид ал Гарнати. Подарок ума и выборка из чудес)

«Если говорить о купцах ар-Рус, то это одна из разновидностей славян. Они доставляют заячьи шкурки, шкурки черных лисиц и мечи из самых отдаленных окраин страны славян к Румийскому (Черному) морю… Если они отправляются по Танаису (Дону) — реке славян, то проезжают мимо Хамлиджа (Итиля), города хазар… Иногда они везут свои товары от Джурджана до Багдада на верблюдах».

(Арабский географ Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. IX век)

Призвание варягов

«В лето 6370 (862)… И пошли за море, к варягам, к руси, ибо так звались те варяги — русь… Сказали руси чудь, словене, кривичи все: “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и управлять нами”».

(Повесть временных лет)

Образование Древнерусского государства

«В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег, набрав с собой много воинов… И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся малолетнего Игоря…

Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира…

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие — прозвавшиеся Русью…»

(Повесть временных лет)

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ:

О славянской прародине

Становление славянистики приходится на конец XVIII — первую половину XIX столетия, однако споры о месте и времени формирования славянского этноса не утихают в науке до их пор. Историки, этнографы, лингвисты, археологи предлагают разные концепции и гипотезы.

Время зарождения славянства обычно датируется от XIII века до н. э. до VI века н. э. Более глубокое датирование предлагают лингвисты, менее глубокое — археологи.

Автор концепции

Концепции о прародине славян

«Повесть временных лет»

Карамзин Н.М.

Соловьев С.М.

Ключевский В.О.

Трубачев О.Н.

Дунайская концепция

«…Расселились славяне по Дунаю, где ныне земля Венгерская и Болгарская...» («Повесть временных лет»)

«Славянское племя… сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная» (Соловьев С.М.)

«…Прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на Карпатских склонах… Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны» (Ключевский В.О.)

О.Н. Трубачев близок к дунайской концепции, помещая прародину славян в Центральную Европу («Севернее Альп»).

Забелин И.Е.

Иловайский Д.И.

Скифская концепция

«Предполагаем, что эта земледельческая Скифия (составлявшей ровно половину всего пространства Скифской державы от устьев Дуная до устья Днепра) была населена… славянскими племенами…» (Забелин И.Е.)

«Пересмотр вопроса о происхождении русской национальности… привел в скифские и сарматские дебри… Степи Азовско-Черноморские в древности составляли собственную или Европейскую Скифию. Здесь начинается наша история» (Иловайский Д.И.)

Нидерле Л.

Рыбаков Б.А.

Филин Ф.П.

Погодин А.Л.

Висло-днепровская концепция и ее висло-одерский вариант

«Среднеднепровская гипотеза… представляется наиболее вероятной. Древнеславянские племена… занимали территорию приблизительно между Западным Бугом и средним течением Днепра» (Филин Ф.П.)

Погодин А.Л. размещал древних славян на территориях от низовий Одера до правобережья Днепра, куда они простираются узкой лентой, зажатые между балтами с северо-востока, германцами и кельтами с юго-запада.

Нидерле Л. настаивал на более северной прародине славян, размещая ее севернее Карпат и далее на восток до притоков левобережной части Поднепровья.

Рыбаков Б.А. помещал праславян на территории от Среднего Приднепровья на востоке до Одера на западе, от северных склонов Карпат на юге до широты Припяти на севере.

Седов В.В.

Шахматов А.А.

Балтийская концепция

«…Славянский регион древнейшей поры находился… в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море» (Седов В.В.)

Шахматов А.А. поместил славян на побережье Балтийского моря между Неманом и Вислой.

Покровский М.Н.

Автохтонная концепция

«На восточноевропейской равнине, в нынешней Московской или Владимирской губерниях… славяне были в этой равнине автохтонами» (Покровский М.Н.)

Кузьмин А.Г.

Восточноевропейская концепция

Автор предпринял попытку создать концепцию происхождения славян с учетом всех имеющихся данных.

Он искал прародину славян на территории от южного побережья Балтики до лесостепи Приднепровья.

Происхождение Древнерусского государства (Спор «норманистов» и «антинорманистов»)

Почти три столетия ведутся споры о начале Руси — образовании Древнерусского государства и своеобразии русской цивилизации. В теме образования государства выделяют три главных аспекта: славянский, варяжский, русский.

Проблема этнической природы племени «русь» — наиболее сложная во всей европейской истории.

Нужно иметь в виду, что ни одну из концепций этнического происхождения русов нельзя считать окончательно доказанной.

Авторы и сторонники концепции

Концепции об этнической природе племени «русь»

Гедеонов С.А.

Забелин И.Е.

Ломоносов М.В.

Рыбаков Б.А.

Русы — это славяне

Внутри этой точки зрения тоже есть два разных мнения.

1) Русы — балтийские славяне, слово «русь» близко названиям «Рюген», «руяне», «руги» (княгиню Ольгу западноевропейские источники называют «королевой ругов»). Арабские географы описывают некий «остров русов» в три дня пути длиной, что совпадает с размерами о. Рюген. (Гедеонов С.А., Забелин И.Е)

2) Русы — жители Среднего Поднепровья. В Приднепровье встречается слово «рось» (река Рось), большинство арабских источников помещают русов на юге Восточной Европы. А название «Русская земля» в летописи первоначально обозначало территорию полян и северян. (Ломоносов М.В., Рыбаков Б.А.)

Байер Г.З.

Миллер Г.

Шлецер А.Л.

Карамзин Н.М.

Соловьев С.М.

Скрынников Р.Г.

Русы — это норманны-скандинавы.

В доказательство приводиться несколько доводов:

— император Византии Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» дал названия порогов на Днепре по-славянски и по-русски, то есть скандинавские названия;

— в договорах с Византией упоминаются имена русов, имеющие германское происхождение (Олег — «Хельгу», Игорь — «Ингвар»);

— финны и эстонцы издревле называют Швецию «Руотси», а в Швеции находится провинция Рослаген.

Татищев В.Н.

Березовец Д.Т.

Брайчевский М.Ю.

Галкина Е.С.

Русы — это сармато-аланский народ, потомки роксолан

Слово «рус» («рухс») в иранских языках обозначает «светлый», «белый», «царственный». В VIII — начале IX веков в Среднем Поднепровье и Подонье существовало сильное государство русов-алан Русский каганат, в который входили славянские племена полян, северян, радимичей.

Русский каганат упоминается в западных и восточных письменных источниках IX века. В IX веке Русский каганат был разгромлен венграми-кочевниками, а многие русы-аланы оказались одними из инициаторов создания Древнерусского государства. Недаром в Киевской Руси сохранилось много следов аланской культуры.

Морошкин Ф.Л.

Веселовский А.Н.

Кузьмин А.Г.

Русы — это руги, жившие в Европе в I—V веках

Откуда появились руги неизвестно. Известно, что руги близки с кельтами или северными иллирийцами, проживали в I веке по южному побережью Балтийского моря на территории нынешней Северной Германии и на острове Рюген. Руги упоминаются у римского историка Тацита. Натиск готов разметал ругов по всей Европе. Часть из них осталась на острове Рюген, часть — ушла на восток, в Прибалтику, позднее, смешавшись со славянами и варягами, получили название русов, руянов, рутен

Еще одна часть ругов оказалась в римской провинции Норик (на территории нынешней Австрии) и основала свое государство — Ругиланд. (В письменных источниках называется «Руссией», «Ройсланд».) В VI веке государство было разгромлено завоевателями, а руги двинулись на восток, к Дунаю, где встретились со славянами, постепенно ославянились и стали зваться руссами.

Кузьмин А.Г.

Фомин В.В.

Перевезенцев С.В.

Русы — господствующее племя, род у разных индоевропейских народов

В раннем средневековье существовало три несвязанных между собой народа, носивших имя «рус», в арабских источниках — «три вида русов».

Первые — это руги, происходившие от северных иллирийцев, вторые — рутены, возможно, кельтское племя, третьи — это «русы-тюрки», сармато-аланы Русского каганата в степях Подонья.

В земли восточных славян русы пришли разными путями из разных мест — из Прибалтики, из Подунавья, берегов Дона и Днепра. На восточнославянской территории разные русы объединились в «род русский», который и стал правящим родом в созданном ими Русском государстве.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Археологические данные

Тушемлинская культура (V—VIII века) в Смоленском Поднепровье, Полоцко-Витебском Подвинье и смежных землях верхних течений Немана, Березины Днепровской.

О характере жилых строений славян наибольшее представление дают раскопки селища Дедиловичи. Оно находилось на относительно крутом склоне холма, и его обитатели, чтобы получить горизонтальную площадь для домостроения, вынуждены были врезать свои жилища в грунт. Дома становились рядами на небольшом расстоянии друг от друга. Все они были срубными, размеры их 3х2,7 до 3,5х3 метра. В тридцати пяти, из сорока семи раскопанных жилищ, открыты печи-каменки, в четырех — очаги.

Материалы раскопок свидетельствуют о развитии на поселениях железообрабатывающего ремесла. Ассортимент изделий довольно разнообразен — топоры, серпы, косы, рыболовные крючки, ножи, шилья и др. Находят на поселениях зерновой материал (ячмень, мягкая пшеница, рожь, просо, овес, горох, бобы) и орудия его обработки (зернотерки, жернова).

При раскопках городища Тушемля, в его мысовой части, найдено языческое святилище в виде круглой утрамбованной площадки диаметром 6 метров, по краю которой с интервалами стояли столбы, возможно изображавшие языческих богов. В центре возвышался более массивный столб — по всей вероятности, изображение главного божества.

Погребальными памятниками тушемлинской культуры являются грунтовые могильники. Безраздельно господствовал обряд трупосожжения. Кремация умерших совершалась на стороне. Остатки ее, собранные с погребального костра, помещались в неглубокие округлые ямки в могильниках, располагавшихся обычно на естественных возвышениях поблизости от поселений. Наиболее изученными являются могильники — Акатово на Смоленщине, Узмень на юге Псковской области. В немногих захоронениях встречены вещевые находки — бронзовые колечки, спиральки, фрагменты браслетов, синяя бусинка, железная булавка и глиняное пряслице.

(По кн.: Седов В. В. Славянские культурно-племенные образования)

О происхождении названия «Русь»

В научной литературе более 200 лет идут споры о происхождении названия «Русь», «Русская земля».

Ряд исследователей выступают за скандинавское происхождение этого термина, рассматриваемого как производное от древнескандинавского rops — гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское routsi — швед (хотя этимология такого перехода не доказана).

Другие исследователи, основываясь на том, что уже в византийских источниках IX века присутствует форма «Рос», «Росиа», связывают ее происхождение с широко засвидетельствованными в топонимике причерноморского ареала иранским корнем «рос» — «светлый».

В третьем случае, имя «русь» производят от кельтских языков как «красный», «рыжий».

(По кн.: История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред Л. В. Милова)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру