"Мы должны воспитывать детей, любящих свою страну"

В январе 2014 г. вышел в свет первый номер нового научного журнала «Историческое образование», который готовится и выпускается силами историко-филологического факультета Российского православного университета (Православного института Святого Иоанна Богослова). Главный редактор журнала – доктор исторических наук, профессор С.В. Перевезенцев. Предлагаем вниманию читателей портала «Слово» один из материалов, опубликованных в этом номере. С полным содержанием журнала в электронном виде можно познакомиться на портале «Тезис.ru: Гуманитарные дискуссии»: http://thezis.ru/zhurnal-1-opisanie.html.

Беседа с Заместителем генерального директора издательства «Русское слово» Мариной Ивановной Лобзиной

Что представляет собой издательство «Русское слово» на сегодняшний день?

— Издательство сегодня — это большая и сложная система, в которой создаются книги. В издательстве существует много редакций: это и редакция исторической литературы, и редакция филологии, и редакция естественнонаучных дисциплин, и редакция начальной школы, художественные редакторы, отдел предпечатной подготовки. Во главе каждой редакции — заведующий редакцией, над ними — главный редактор. Все они взаимодействуют с заместителем генерального директора. В издательстве есть методический центр, где работают профессиональные методисты, также мультимедийный центр, как видите, структура издательства довольно большая, но, как нам кажется, очень логичная. Мы создаем книгу, иногда ее придумываем, затем мы же ее и продвигаем, продаем.

То есть вы предлагаете некую идею авторам, они ее реализуют, а вы уже продвигаете данную идею, оформленную в виде книги?

— В данном случае есть два пути. Один путь, когда автор приносит рукопись и просит ее опубликовать. Если есть какие-то серьезные вопросы к авторам, то решение об опубликовании принимается на редакционном совете издательства. Если их нет, то решение принимает либо заместитель генерального директора, либо заведующий редакцией. После этого идет классическая работа над книгой: ее доработка, в том числе стилистическая, художественная редактура, верстка. Этот путь наиболее простой и классически правильный.

Другой путь, по которому очень часто идет наше издательство, заключается в формулировании идей книг. Такие идеи приходят по разным причинам. Иногда есть потребность в какой-то книге или каком-то пособии, и мы придумываем это, а уже потом ищем авторов и с ними начинаем отрабатывать эту идею, если они ее принимают. Иногда при совместных разговорах с авторами, которые работают с издательством (а авторский коллектив у нас достаточно большой — около 300 человек), мы приходим к выводу, что неплохо было бы создать некую книгу. И дальше вместе дорабатываем эту совместную идею, придумываем, во что она может вылиться.

Получается, что ваше издательство издает не только учебную литературу? Ведь формулировка некой идеи — это творческий процесс, который может оформиться в виде и научно-популярной, и какой-либо иной литературы.

— Да, вот сейчас обсуждается идея создания информационно-образовательной среды. И даже если мы издаем не учебную литературу, то это литература, которая может войти в эту образовательную среду: помочь педагогам повысить свою квалификацию, помочь учащимся старших классов сделать выбор в пользу более глубокого изучения того или иного предмета. К примеру, мы создали серию «Школьная историческая библиотека». В нее входит та литература, которая, возможно, поможет школьнику в дальнейшем сделать свой профессиональный выбор. В любом случае, все книги, которые выпускает наше издательство, находятся «около» образования. Но помимо собственно учебной литературы у нас есть и такая, которая, по нашему мнению, должна находиться в поле зрения, формировать кругозор современной молодежи.

Создание информационно-образовательной среды — это определенная «фишка» издательства?

— Я думаю, что да. Потому что идея была высказана давно, но никто ее так глубоко не воплотил, как мы. И мы продолжаем над этим работать.

А каково место в концепции информационно-образовательной среды исторической литературы, которую выпускает издательство?

— Дело в том, что наш генеральный директор Владимир Анатольевич Вахромеев — историк. Поэтому историческая литература — основа, с которой начиналась деятельность издательства «Русское слово» 20 лет назад. Сейчас мы уже издаем литературу по физике, химии, математике и другим дисциплинам, но все же история остается основной идеей, вокруг которой мы работаем. В рамках этого направления мы издаем серию книг «Школьная историческая библиотека», за которую мы получили премию Государственной национальной библиотеки. Кроме того, издательство выпускает серию книг «Работаем с документами», которая является нашим ноу-хау. Книги представляют собой папки с документами, где с одной стороны документ, с другой — различные методические материалы. Мы берем определенную тему, например, «лидеры России», «человек советский», «история парламентаризма», и по этой теме публикуем книги указанной серии. Это также одна из возможностей развить индивидуальную траекторию школьника или учителя.

Мы продолжаем выпускать книги серии «Подвижники России». Это книги для старших школьников и вообще людей, интересующихся историей. Одними из первых мы начали издавать мультимедийный диск «Великой Победе посвящается» - это диск о Великой Отечественной войне, куда входят и фрагменты фильмов, и песни военных лет, интерактивные карты, документы эпохи. В настоящее время мы готовим диск по Отечественной войне 1812 г. Выпуск таких тематических дисков широкого спектра использования — это также одно из направлений работы издательства.

Кроме того, мы сделали серию подарочных книг «Путешествие в историю…». В настоящее время изданы книги «Путешествие в историю русских монастырей», «Путешествие в историю старой русской жизни», «Путешествие в историю русских усадеб». Книги этой серии объединены определенной идеей: это не просто, к примеру, список монастырей и история этих монастырей, это, в первую очередь, история монастырской жизни, ее особенности, уклад, а уже потом представлены какие-то ведущие монастыри.

То есть вы делаете все, для того, чтобы у читателя сложилась объемная, цельная картина, было получено максимальное понимание той или иной исторической проблемы, исторического периода?

— Абсолютно верно. Также сделана книга и про усадьбы, и про православную Москву. Стоит отметить, что выпуск подобной серии книг — это тоже оригинальная идея, разработанная в рамках издательства.

Марина Ивановна, с учетом того, что издательство выпускает большое количество исторической литературы самых разнообразных направлений, возникает вопрос: придерживаетесь ли вы какой-то единой концепции при ее издании? И если да, то в чем эта концепция заключается?

— Да, конечно, общая концепция есть. Мы публикуем книги тех людей, которые любят Россию, живут в нашей стране, не в «этой» стране, а именно в «нашей». С этой же позиции написаны все учебники истории: не об «этой» стране, а о «нашей» стране. Это примерно так же, как мы говорим о матери: она может быть какой угодно, с каким угодно характером, но это моя мать, со всеми ее плюсами и минусами. Также и про страну: у нас долгая, красивая, разнообразная история, и это чувство мы стараемся привить в учебниках. Более того, с такой позиции написаны и учебники по всеобщей истории.

Получается, что один из столпов концепции издания исторической литературы для издательства — патриотизм, другой — бережное отношение к истории, к государственности в целом, к стране.

— К государственности, здесь Вы совершенно правильно заметили. Мы не ура-патриоты, мы адекватно ко всему относимся, видим плюсы и минусы, но хотим сделать так, чтобы нам и нашим детям здесь было жить комфортно, перспективно и благополучно со всех позиций — и материальных, и духовных.

Авторы сами приходят в издательство с такими взглядами или вы их как-то целенаправленно подбираете под указанные критерии?

— Вы знаете, это кажется, что круг авторов очень большой. На самом деле, он достаточно компактен, авторы все известны. Конечно, часть авторов приходят сами, но сейчас таких уже очень мало. Поэтому на сегодняшний день я плохо себе представляю, чтобы мы не знали кого-то из современных пишущих историков, филологов и т.д.

Кроме того, представители нашего издательства очень много ездят по стране. Я уже говорила, что при издательстве есть методический отдел, который проводит большое количество семинаров в различных регионах России, поэтому мы знаем хорошо и региональных историков, сотрудничаем со специалистами и Татарстана, и Сибири и многих других регионов.

К примеру, мы сотрудничаем с Институтом истории Академии наук Татарстана. Если у нас возникаем вопрос, скажем, по исламу, мы обращаемся туда. Если у нас возникает вопрос по буддизму, то мы обращаемся в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. То есть мы тесно сотрудничаем с научными школами страны.

Марина Ивановна, но ведь каждый региональный научный институт, пусть даже с серьезной научной школой, имеет свою специфику и, так или иначе, испытывает не вполне научное влияние, например, со стороны текущей политической конъюнктуры в регионе. Удается ли нивелировать это влияние издательству в процессе совместной работы с регионами?

— Отвечу на Ваш вопрос следующим примером. Когда в научной литературе стали подниматься вопросы татаро-монгольского ига, взаимоотношений Руси и Золотой Орды, нам нужно было со всем этим разобраться, но не просто с точки зрения историков, живущих в столице, но и с привлечением местных, региональных специалистов, в частности, из Татарстана. Поэтому в процессе обсуждения указанных проблем высказывались самые разные суждения. Но, несмотря на то, что мы работаем с серьезными учеными и придерживаемся официальной точки зрения, мы все равно старались учитывать мнения татарских ученых, пытались согласовать их с мнениями исследователей из Москвы. Как мне кажется, мы решили проблему взаимодействия, и в наших учебниках на сегодняшний день представлена некая компромиссная точка зрения.

Вообще перед нами стоит задача сделать федеральные учебники истории такими, чтобы регионам было максимально удобно по ним учиться, не возникало желания переходить на региональные учебные пособия. Но при этом в наших учебниках сохраняются позиции государственности и научной школы.

Марина Ивановна, сейчас широко обсуждается концепция единого учебника по истории России. Насколько это необходимо и реально, по Вашему мнению?

— Я абсолютно уверена, что нужна единая концепция преподавания истории, нужно расставить какие-то реперные точки, ученые должны прописать, как это должно быть и как это нужно освещать, но единого учебника быть не должно. В итоге, его и не будет. Но единая концепция просто должна быть, как должна быть единая концепция по литературе, по русскому языку, по математике и т.д.

В свое время был обязательный исторический минимум, он был безликий, но, тем не менее, там были важные для определенной эпохи события, которые надо освещать в учебнике. Но согласитесь, сейчас мы живем в другой стране, нежели 25 лет назад, изменения неизбежны. Однако должны оставаться какие-то глобальные вещи, которые необходимо четко определять. Мы не можем сказать «учитесь, как хотите». Если мы хотим жить в спокойном, безопасном, благополучном, развивающемся обществе, мы должны придерживаться государственной политики; должны воспитывать государственников, любящих нашу страну.

Я так понимаю, ваше издательство в своей деятельности придерживается консервативных идеалов?

— Безусловно. В условиях глобализации это служит залогом поддержания своей национальной идентичности, сохранения многонациональности в стране, надо понимать, что этим мы и богаты.

Марина Ивановна, большое спасибо за интервью! Мы желаем вашему издательству плодотворной деятельности и дальнейших творческих успехов!

— Спасибо Вам, надеемся на дальнейшее сотрудничество с вашим журналом!

Беседовал И.Р. Шарапов,

заместитель главного редактора журнала «Историческое образование»


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру