28.01.2014

О серии "ЖЗЛ", разнообразии жанров и молодогвардейской исторической школе

В январе 2014 г. вышел в свет первый номер нового научного журнала «Историческое образование», который готовится и выпускается силами историко-филологического факультета Российского православного университета (Православного института Святого Иоанна Богослова). Главный редактор журнала – доктор исторических наук, профессор С.В. Перевезенцев. Предлагаем вниманию читателей портала «Слово» один из материалов, опубликованных в этом номере. С полным содержанием журнала в электронном виде можно познакомиться на портале «Тезис.ru: Гуманитарные дискуссии»: http://thezis.ru/zhurnal-1-opisanie.html.

Беседа с директором — главным редактором издательства «Молодая гвардия» Андреем Витальевичем Петровым

— Первый вопрос, который мне хотелось бы задать, будет непосредственно о деятельности издательства. Чем сейчас живет «Молодая гвардия», какие серии исторической и гуманитарной литературы выпускает, какова динамика этого выпуска, каково взаимодействие с авторами?

— В настоящее время издательство «Молодая гвардия» является, в первую очередь, издательством исторической литературы. Не так давно нам исполнилось 90 лет, и мы движемся вперед, к столетию. В советский период «Молодая гвардия» воспринималась в силу своего названия как издательство в основном молодежной литературы, здесь выходили книги по гуманитарным дисциплинам самого широкого спектра: философии, социологии, истории, искусству, много издавалось политической литературы, ну и конечно — художественной. Молодогвардейская проза и поэзия — это целое явление в советской литературе. В последние же десятилетия приоритет исторической литературы в тематическом портфеле нашего издательства стал ещё более заметен. На недавних выставках и презентациях мне, не скрою, очень приятно было несколько раз подряд из разных уст слышать словосочетание «молодогвардейская историческая школа». И это вряд ли преувеличение, скорее — реальность. Аполлон Кузьмин, Вадим Кожинов, Юрий Селезнёв, Борис Тарасов, Юрий Лощиц и целый ряд других замечательных историков и писателей были связаны (а здравствующие из них — по счастью, связаны и ныне) теснейшими узами с «Молодой гвардией».. Некоторые работали не только как авторы и составители, но и одновременно как издательские редактора, определяющие творческую линию издательства. Следует вспомнить также и патриарха биографического жанра Николая Павленко с жизнеописаниями деятелей Петровской эпохи, Николая Борисова — автора замечательного цикла биографий Ивана Калиты, Сергея Радонежского, Ивана III, а кроме того прекрасных книг, посвященных истории российской повседневности (в настоящий момент готовится к печати его новая биографическая книга о Дмитрии Донском). Сергей Елисеев и Игорь Андреев, необыкновенно много сделали в своё время для претворения в жизнь популярнейшего и уникального для своего времени 36-томного проекта «История Отечества в романах, повестях, документах». Не прощу себе, если не упомяну про Алексея Карпова, автора блестящих биографических исследований «Владимир Святой», «Юрий Долгорукий», «Ярослав Мудрый», «Княгиня Ольга» «Александр Невский» (его «Андрей Боголюбский» в серии «ЖЗЛ» готовится сейчас к сдаче в типографию). В «Молодой гвардии» искренне гордятся, что он не только замечательный писатель и историк, но ещё и наш постоянный сотрудник, редактор исторической литературы, если не лучший, то, безусловно, один из лучших во всей издательской отрасли.

— Андрей Витальевич, Вы упомянули, что издательство недавно отметило свой 90-летний юбилей. А почему 90 лет? Ведь Павленков начал издавать серию ЖЗЛ в 1890 г.

— Всё очень просто… Помните знаменитую советскую кинореплику про то, что во времена Шекспира не было сигарет «Друг». Так вот, увы: при Флорентии Фёдоровиче Павленкове не было издательства «Молодая гвардия». Оно появилось на несколько десятилетий позже. Хотя я согласен с Вами: 75-летняя молодогвардейская прописка серии «ЖЗЛ» даёт себя знать. Это же — «целая вечность», поэтому-то в сознании большинства они (знаменитое издательство и великая серия) были вместе изначально. Да и вообще популярность серии «Жизнь замечательных людей» такая, что в «Молодую гвардию» по сей день раздаются телефонные звонки с вопросом: «Это издательство «ЖЗЛ»?

— Получается, что издательство фактически началось с Максима Горького?

— Нет, не совсем так. Советское возрождение серии «ЖЗЛ» началось с Максима Горького — это точно! В 1933 году в так называемом Жургазе (Журнально-газетном объединении) вышли в свет первые горьковские выпуски биографической библиотеки. Что по-настоящему радует в устремлениях Горького, так это то, что он не создавал свою серию как некий антипод павленковской, а напротив выступал своеобразным возрожденцем, продолжателем лучших просветительских, историко-литературных традиций. С 1938 года серия «ЖЗЛ» постоянно выходит у нас. На распашном титульном листе каждой книги серии мы по сей день указываем, когда и кем биографическая библиотека «ЖЗЛ» была открыта, кем и когда продолжена. А у издательства «Молодая гвардия» есть вполне конкретная дата рождения. Газетная заметка «Правды» сообщает: «10 октября 1922 года кооперативное издательство «Молодая гвардия» ЦК РКСМ приступило к своим действиям». С той поры было выпущено колоссальное количество книг, серийных и несерийных, больших и малых, на конъюнктурные и вечные темы. Многие из них входят в золотой фонд отечественного книгоиздания и не устареют никогда. Не случайно и серии «ЖЗЛ», и издательству «Молодая гвардия» посвящены специальные исследования, многочисленные каталоги и даже энциклопедические издания.

— А как давно издательство «Молодая гвардия» начало ассоциироваться с серией ЖЗЛ?

— Мне кажется, это произошло в течение последних десяти-двадцати лет, когда суммарные тиражи биографических (и не только биографических) книг стали снижаться, зато количество наименований «ЖЗЛ» в ежегодных тематических планах резко выросло. Так что ничего удивительного здесь нет. Никакая другая издательская серия (включая любимую многими читателями «Живую историю: Повседневную жизнь человечества») даже отдаленно не может соперничать с «Жизнью замечательных людей» ни по количеству новых выпусков, ни по числу востребованных переизданий, ни по общей популярности. К тому же диапазон её всё время расширяется.

— ЖЗЛ называют иногда бестселлером трех веков. А сколько книг этой серии уже увидели свет?

— Как мы с Вами уже отметили, серия родилась в 1890 году. Отсюда и три века — ХIХ, ХХ и ХХI-й. Сейчас число её выпусков превышает полторы тысячи. Несколько лет назад стала регулярно выходить ещё и малая серия «ЖЗЛ» (сейчас в производстве находится уже 60-я её книга).

— А как возникла серия «ЖЗЛ: Биография продолжается»?

— Согласно традиционным канонам, биография, претендующая на полноту и объективность, должна, помимо всего прочего, включать в себя и рассказ об уходе героя повествования из жизни. Не случайно, один из самых знаменитых древнегреческих афоризмов гласит: «Жизни конец наблюдай…», ибо последнее событие жизни, каковым является уход из неё, способно как многое перечеркнуть, так и наоборот — осветить. Впрочем, исключения, конечно же, были: в павленковской «ЖЗЛ» вышел прижизненный «Лев Толстой», в советской «ЖЗЛ» увидели свет прижизненные «спортсмены-олимпийцы». На каком-то этапе стало понятно, что биографии наших известных современников вызывают колоссальный интерес. Стоило ли мириться с тем, что другие издательства могут себе позволить их публиковать, а мы, издающие всемирно известную биографическую серию, нет? Эту несправедливость и призвана была устранить серия «ЖЗЛ: Биография продолжается…». И, хотя, ещё раз подчеркну, классикой жанра её считать нельзя, но от этого она не становится менее интересной.

— И кто-то уже стал героями этой серии?

— Их уже достаточно много. Здесь и академик Примаков, и хоккеист Мальцев, железная леди Маргарет Тэтчер и актёр Жерар Депардье, глава российского государства Путин и великий писатель Маркес. Совсем недавно мы издали книгу о замечательном кардиологе Лео Бокериа. Это, конечно, далеко не весь список.

— Но вернёмся к классической серии «ЖЗЛ». Её героями могут быть исключительно замечательные люди?

— Тут следует определиться с дефинициями. Слово «замечательный» не подразумевает (во всяком случае, во времена первооснователя серии «ЖЗЛ» Флорентия Павленкова точно не подразумевало) однозначно позитивной оценки. Замечательные люди — это те, кто вызывает постоянный неподдельный интерес, не оставляет равнодушными как своих современников, так и потомков. Так что превосходная степень «хорошего» здесь не причём. Именно поэтому павленковская серия включала в себя жизнеописания Торквемады и Ротшильдов, одним из первых выпусков горьковской серии стал «Тайлеран» Евгения Тарле, а среди современных книг читатель без труда может отыскать биографии самозванца Лжедмитрия, прообраза «бесов» Нечаева, предателя Мазепы и многих других весьма спорных в смысле «превосходной степени хорошести» персонажей.

— «ЖЗЛ» —известнейший бренд, отличительным же знаком серии является белый факел на серых корешках. Как вышло, что десятилетиями оформление «ЖЗЛ» остается одним и тем же?

— Вы хотите спросить, не пора ли его поменять? Провести (модное ныне слово и действо) ребрендинг? Не думаю… Серия несколько раз меняла свой облик. И корешки были не серые, а всевозможных цветов, и факел не белел на них, а долгое время золотился… И много чего другого было… Нынешнее оформление и в самом деле существует достаточно долго — с начала 60-х годов. Это вероятно свидетельствует о том, что его автор, художник Арндт был весьма талантливым, как сейчас бы сказали, дизайнером. Прежде, чем решиться на кардинальную смену оформления, нужно, по-моему, очень серьёзно подумать. Другое дело — попытаться как-то обновить и улучшить в рамках существующего… Смена имиджа — как дополнительная реклама? Но нам и без того грех жаловаться на отсутствие внимания к жезээловским книгам. Главное — ещё раз повторюсь — наши авторы! У нас с Вами уже шла речь о некоторых представителях славной молодогвардейской «исторической школы». В ничуть не менее славную писательскую обойму «ЖЗЛ» входят: Александр Архангельский и Людмила Сараскина, Алексей Варламов и Дмитрий Быков, Валентин Курбатов и Захар Прилепин, Владимир Новиков и Майя Кучерская, Юрий Поляков и Лев Данилкин, Павел Басинский и Владислав Отрошенко и ещё многие-многие другие. Здесь западники и славянофилы, убеждённые консерваторы и либералы. Но, самое главное, здесь, как мне кажется, — лучшие из лучших! А это вернейший залог и читательской любви, и постоянного внимания к нашим книгам со стороны центральных газет и журналов, телеканалов и радиостанций.

- Андрей Витальевич, Вы говорили о «молодогвардейской исторической школе» как о серьёзном феномене в отечественном книгоиздании. А каковы основные черты данной школы? Позволю себе заметить, что, если говорить о моем личном восприятии, то, как мне кажется, серия достигла такого уровня исторической достоверности — биографической достоверности, точности исторических фактов, — что по ней сейчас можно учить историю.

— Если Вы думаете, что я начну возражать, то ошибаетесь, мне наоборот данная характеристика очень даже приятна (смеется). Но, возвращаясь к теме «молодогвардейской исторической школы», должен заметить, что, конечно же, её черты на протяжении десятилетий менялись. В 60-е годы необычайной популярностью пользовались книги Анатолия Левандовского, Натана Эйдельмана, Александра Лебедева. Мне неоднократно приходилось встречать их книги (особенно — двух последних авторов) в зачитанных до дыр ксерокопиях. Они казались в 60-е — 70-е необычайно актуальными. Это был, если можно так выразиться, своеобразный «западнический вектор» в молодогвардейской историографии. На эйдельмановскую биографию Лунина и на лебедевское жизнеописание Чаадаева можно было тогда выменять любой самый редкий детектив и самый дорогостоящий альбом по искусству. При этом тиражи этих двух упомянутых книг казались страшно маленькими: всего (!) по 65 тысяч экземпляров. Обычные тиражи «ЖЗЛ» были тогда по 100-150 тысяч экземпляров. Но время шло, и очень многое менялось — и «на дворе», и в умах. Сейчас, когда говорят о «молодогвардейской исторической школе», имеют в виду скорее противоположный — славянофильский (или, может быть, лучше сказать — евразийский) вектор. Определения носят здесь, конечно же, весьма условный характер. И всё же, если говорить о книгах Бориса Тарасова, Юрия Лощица, Аполлона Кузьмина, Юрия Селезнева, Вадима Кожинова, Михаила Лобанова и других представителях «исторического почвенничества», то ценили их, в первую очередь, за отстаивание отеческой самобытности. «Молодую гвардию» какое-то время клеймили «славянофильским гнездом». Интересно, что труды представителей «Русской идеи» тогда ещё не были переизданы массовыми тиражами и о Николае Бердяеве, Сергее Булгакове, Георгии Федотове мало кто слышал. В этом понимании «молодогвардейская историческая школа» — это союз историков и исследователей культуры, которые объединились вокруг издательства «Молодая гвардия» и проповедовали особый исторический путь России, самобытную русскую историософию. Мне же, наверное, ближе всего Ваше определение «молодогвардейской исторической школы», которое Вы невольно дали, формулируя свой вопрос. Основа основ — высочайший профессионализм, плюс (в идеале!) занимательное изложение.

— Это осознанная издательская политика? Издательство и дальше будет развиваться в этом же ключе?

— Безусловно! Со всей ответственностью заявляю, что и серия «Жизнь замечательных людей» и издательство «Молодая гвардия» в целом абсолютно открыты: у нас публикуются очень разные авторы, придерживающиеся подчас самых различных концепций и направлений в политической историографии и истории культуры. Я уверен, что выбор между Грановским и Аксаковыми, между Толстым и Достоевским, Маяковским и Есениным — ложные дилеммы!

А лично Вам кто ближе, Грановский или Аксаковы, Маяковский или Есенин?

— Лично мне ближе всего уже давно и, думаю, навсегда — Пушкин…

— Насколько я Вас понимаю, принципиальная позиция издательства заключается в том, чтобы не было какой-то одной идеологии, особенно при издании книг серии ЖЗЛ?

— Мы в «Молодой гвардии» являемся приверженцами только одной «идеологии» — профессионализма. Скажем, если один автор считает, что Петр I велик тем, что «прорубил окно в Европу» и «поднял Россию на дыбы», а другой полагает, что «вздыбленная Петром Россия надорвалась» и «рубить окна надо было более осмотрительно», то оба они успешно могут сотрудничать с нашим издательством. Думаю, что книги, написанные с разных позиций, только приближают читателя к пониманию сложной исторической диалектики. История — одна, а ракурсов может быть сколь угодно много. Впрочем, это не означает, что перевелись любители намеренного искажения отечественной и всемирной истории. Тем более что опыт Фоменко и Носовского, показывает — это весьма прибыльное мероприятие. История «вверх тормашками» пользовалась и пользуется поныне весьма устойчивым спросом, наряду с поп-корном и пепси-колой.

Главная же «революция», которая (слава Богу!) мирно осуществилась в последние десятилетия в «Молодой гвардии» (особенно в «ЖЗЛ»), пожалуй, заключается в окончательном выборе между двумя вариантами развития: идти в сторону «фикшн» (большей популяризации и развлекательности), или по пути «нон фикшн» (профессионального историзма, строгой научности), который, собственно говоря, и возобладал в издательстве. Это не означает, что в наших тематических планах совсем нет места творческим экспериментам. «ЖЗЛ» и раньше, и сейчас остаётся своеобразной «лабораторией биографического жанра». Речь идёт, таким образом, лишь о выборе приоритетов. Диапазон же остаётся прежним — от художественных произведений до сугубо научных исследований.

— Андрей Витальевич, не могли бы Вы прояснить для наших читателей, в чём состоит различие «малой» и «большой» серий «ЖЗЛ»?

— Малая серия — это ни в коем случае не детская, не упрощенная версия «ЖЗЛ». Разница между «малой» и «большой» сериями заключена исключительно в объеме материала, количестве информации. Возможно, в ближайшее время мы откроем несколько новых дочерних жезээловских серий: во-первых, это «ЖЗЛ: Классика», позволяющая собрать в единой библиотеке всю классику биографического жанра, начиная с Плутарха и Светония и заканчивая Борисом Зайцевым и Андре Моруа; во-вторых, не исключён вариант «ЖЗЛ: Ретро» — серии, которая объединит в себе произведения не столь интересные сами по себе, сколь любопытные в плане именно конъюнктуры, аромата эпохи, в которую они создавались.

— Андрей Витальевич, а что нового вышло в серии ЖЗЛ в 2013 году?

— Отмечу книгу «Герои Первой мировой» Вячеслава Бондаренко, в которой речь идёт не только об известнейших военачальниках, но и о совсем малоизвестных персонажах, судьбы которых во истину поразительны. Особого внимания бесспорно заслуживает блестящее исследование Оксаны Киянской и Анастасии Готовцевой о судьбе Рылеева — личности очень сложной и неоднозначной. Большой издательской удачей считаю книгу Виктора Губарева «Френсис Дрейк». Кстати, мы уже договорились с автором о продолжении «пиратской» серии. Как главный редактор и (смеётся) как Андрей, не могу не порекомендовать книгу об Андрее Первозванном (авторы: Андрей Виноградов и Александр Грищенко), интереснейшую и увлекательную по сути и абсолютно неожиданную по форме. Чего стоит уже один её подзаголовок — «опыт небиографического жизнеописания». Конечно, это далеко не полный перечень интересных новинок.

Вообще, замечательные книги у нас, надеюсь, не иссякнут, поскольку не иссякнут никогда замечательные люди. Недаром девизом-эпиграфом газеты «Вселенная ЖЗЛ», которую мы уже несколько лет выпускаем, являются бессмертные строки Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

Полагаю, что людей, замечательных своими замыслами и достижениями, а иногда своими заблуждениями и ошибками, на наш издательский век хватит. Главное — сохранить высокую планку авторского и издательского содружества…

— И оставаться в рамках исторической школы…

— Конечно!

— Андрей Витальевич, большое Вам спасибо за беседу! Надеюсь, что данное интервью не последнее, и мы еще не раз увидим Вас на страницах нашего журнала.

— Всего доброго, удачи и творческих успехов вашему изданию!

Беседовал И.Р. Шарапов,

заместитель главного редактора журнала «Историческое образование»


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру