Псковская судная грамота 1397 г.

Псковская судная грамота является уникальным юридическим памятником русского средневековья, отражающим устройство местного самоуправления не только во Пскове, но и в других землях Северо-Восточной Руси (см. об этом: Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и ее время. М., 1980. С. 228-234). Для городской и, возможно, сельской общины содержание Псковской судной грамоты было тем же, что Русская Правда для феодальной вотчины.

Текст Грамоты разделяется на три части; основной текст был создан в кон. XIV в. или ранее, все статьи здесь систематизированы в разделы (ст. 1-50). Последующие статьи добавлялись псковитянами на вече по мере необходимости. Дошедший до нас памятник - уже третья редакция Псковской судной грамоты, возникшая после 1462 г.

Текст печатается в пер. М.Н. Тихомирова по изд.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV века / Под ред. М.Н. Тихомирова. М., 1953. С. 568-586. Разделение на статьи в тексте дано по этому изданию.

Эта грамота выписана из грамоты великого князя Александра (1) и из грамоты великого князя Константина (2) и изо всех приписок о псковских законах, по благословению отцов наших, попов всех пяти соборов (3) и священноиноков и дьяконов и священников, и всего Божьего духовенства, всем Псковом на вече в 1397-м году.

1. Вот княжеский суд. Если обкрадут клеть под замком, или сани под полостью, или воз под ремнями, или лодку, крытую полубою (4), или из ямы, или украдут скот или возьмут сено со стога, то это все - суд княжеский, а продажи (5) князю 9 денег. А за разбой, за нападение (6) и за грабеж 70 гривен, а княжья продажа 19 денег, да 4 деньги князю и посаднику.

2. И наместнику владыки (7) свой суд, и его судебные дела не судить судьям, как и наместнику княжьего суда не судить (8).

3. А какому посаднику (9) сесть на посадничество, так тому посаднику поцеловать крест в том, что он будет судить правдиво по крестному целованию, и не будет злоупотреблять общественными деньгами, не будет пользоваться судом для мести или потакать на суде по родству, а невиновного не осуждать, а виноватого не оправдывать, и без расследования не погубить на суде или на вече.

4. А князь и посадник на вече не судят, судить им у князя на сенях по правде, по крестному целованию. А не будут судить правдиво, то да будет им Бог судьей на втором пришествии Христовом. А тайных взяток не брать ни князю, ни посаднику.

5. А какой-либо княжеский человек поедет наместником в пригород (10), то ему целовать крест на том, что он будет желать Пскову добра и судить справедливо по крестному целованию <...>

9. А будет у кого-либо суд о пахотной земле или о воде, а на той земле окажется двор или распаханные поля, а человек пашет и владеет той землею или водою года 4 или 5, так тому человеку следует сослаться на соседей, человек на четырех или на пять. А соседи, на которых ссылаются, став на суде, скажут правдиво, как бы перед Богом, что тот человек, который ссылался на них, от обвинения чист, обрабатывает и владеет тою землею или водою года 4 или 5, а противник его в те годы не судился с ним и не предъявил своих прав на землю или на воду, в таком случае земля или вода того человека чисты от обвинения, и целования креста для такого человека не нужно. А тот, кто не судился и не предъявил своих прав в те годы, своего не доискался. <...>

16. О хранении. Кому кто ... отдаст на сохранение имущество во время пожара или когда на него народ поднимется (11), и в то время кто кому-либо даст на хранение, а после начнет свое спрашивать, и человек, взявший вещи на хранение, откажется, что он у него брал, тогда тому, кто будет искать вещи, объявить ему. (12) <...>

20. А кто начнет взыскивать за избиение или грабеж по позовнице (13), то князю, посадникам и сотским (14) расследовать, где потерпевший обедал и где ночевал, и если свидетель (15) покажет себя соночлежником потерпевшего или, что он обедал вместе с ним, так опросить и битого, где его били и грабили, заявляли ли они кому, и на тех ему ссылаться; а тот на кого сошлются, став на суде, скажет правдиво, как перед Богом, что битый заявил об избиении о ограблении; а свидетель, став на суде, свидетельствует теми же словами, так тот суд судить на усмотрение того, к кому предъявлен иск: хочет он, пойдет на поле (16) или свидетелю положит у креста то, свидетелем что взыскивают (17).

21. А против свидетеля истец окажется старым или малым, или калекой, или попом, или монахом, так против свидетеля можно нанять наймита, а у свидетеля наймита нет (18).

22. А если послух, на которого сошлется истец, не явится, или, став на суде, расскажет меньше или больше, чем истец, так тот свидетель не свидетель, а потерпевший не доискался. <...>

27. А где случится драка на торгу или на улице, во Пскове или в пригороде, или в волостях, в селе на пиру, а ограбления не было, а ту драку многие люди видели на торгу, или на улице или на пиру, а перед нами (судьями) станут человека 4 или 5, говоря: этого я бил; то того человека, кто бил, выдать битому человеку, а (брать) княжую продажу. А если избитый станет обвинять в ограблении, то он приходит на суд с одним свидетелем, потому что за это дело можно присуждать и поле. <...>

34. А у какого-либо псковитянина случится кража во Пскове, или в пригороде, или в волости в селе, то (надо) заявить старостам, или соседям в местности (19), или иным сторонним лицам (20); а если (случится) во время пира, то заявить старосте пиршества или пировавшим, а хозяину пиршества не отвечать. <...>

40. А какой-либо мастер, плотник или наймит... сделает свое дело, то он взыскивает с хозяина оплату за работу взакличь (21).

41. А какой дворовый наймит уйдет от государя (22), не доработав своего срока, то ему взять за работу по расчету, а искать ему свой заработок в течение года, хотя бы он работал пять или десять лет, и за все те годы искать плату в течение года, а если он не брал за работу у государя, а пройдет больше года, то ему не искать на своих государях (23).

42. А какой наймит, плотник, станет взыскивать наемную плату с государя, а дела своего не закончит, а пойдет прочь, говоря государю: “я у тебя всю работу свою сделал”, а государь скажет: “ты не закончил всей своей работы”, а записи у них не было, то государь положит у креста то, что (наймит) взыскивает, или сам крест поцелует. <...>

49. А когда княжеские люди или подвойские (24) ездят для дела, то им брать по одной деньге за 10 верст. А не поедет княжеский человек или подвойский за те деньги, то псковитину можно послать за те же деньги. <...>

57. А кто возьмет пристава у князя или у посадника для обыска по делу о краже, так князю и посаднику в приставах послать людей достойных доверия, а тем приставам обыскивать, где была татьба. А если те пристава скажут такие слова: когда мы приехали на двор обыскивать по делу о краже и тот человек не дал нам обыскивать и в хоромы не пустил нас и выгнал со двора, а тот человек, у кого надо было обыскивать, скажет такие слова: у меня, господа, те пристава не бывали, или тот же человек скажет такое слово: были у меня те пристава и я им хоромы отворял, и они не обыскав у меня, сами съехали со двора, а меня тем прогнанием со двора ложно обвиняют, то князю и посаднику опросить приставов: есть ли у вас какое доказательство, что этот человек вас согнал со двора; и приставам для этого надо поставить людей, человека 2 или 3, а те люди, став на суде, скажут правдиво, как перед Богом: этот человек перед нами тех приставов выгнал со двора, а обыскивать им не дал, то приставов оправдать, а тот человек виновен в воровстве. А если виноваты пристава, так те пристава не пристава, а тот украденного не доискался, чьи такие пристава. <...>

61. А князю и посаднику правильных грамот не осуждать, а лживые грамоты и доски осуждать, выяснив правду на суде. <...>

63. А какой изорник (25) откажется от земли у своего государя, или государь ему откажет, то государю взять у него половину (урожая), а изорнику половина. <...>

68. А никакому посаднику за другого не судиться, кроме своих дел; а там, где он церковное старощенье (26) держит, можно судиться.

69. И каждому волостелю (27) за другого не судиться, кроме своих дел.

70. А за церковную землю и на суд помощью соседи (28) не ходят, идти на суд о церковной земле старостам.

71. А одному пособнику в один и тот же день из-за двух дел не судиться. <...>

76. А какой изорник убежит из села за рубеж или куда-либо еще, а имущество изорника останется на селе, а государю брать покруту (29) на изорнике, то государю взять у князя и у посадника приставов и губских старост и перед приставами и сторонними людьми распродать (имущество изорника) и взять за свою покруту. Если же (денег от проданного) не хватит, а изорник после явится. то государю можно взыскивать недополученные деньги за свою покруту, а пени ему нет. А изорнику на государе не взыскивать имущества, а взыскивать псковским (судьям). <...>

80. А кто с кем подерется во Пскове или в пригороде или в волости на пиру или где-либо еще, а приставов не позовут и помирятся сами, то князю продажи нет.

81. А на приставное и на ссылку княжим людям ездить вместе с псковскими подвойскими, по половине. <...>

86. А если у изорника (30) был брат или другие родственники, и начнут взыскивать его имущество, то государю взять с них за покруту, а брату изорника или его родственнику не обвинять государя в краже кадки или лукошка, а если дело идет о коне или корове, то о них можно судиться с государем.

87. А если изорник станет взыскивать свое имущество с государя, а государь сошлется на других в том, что взыскивает изорник, а сторонним людям и соседям известно, что это имущество государя, то изорник не доискался, а государь прав. <...>

92. А если кто на ком станет взыскивать общинные деньги, кроме купеческих или гостебных дел (31), да и доску (32) положит на эти деньги, то судить по воле того, на ком взыскивают: хочет он сам крест поцелует, или положит деньги для своего истца у креста или пойдет с ним на поле. <...>

96. А если где-либо случится убийство и уличат убийцу, то князю на убийцах брать рубль продажи.

97. А даже если бы и сын убил отца или брат брата, то князю продажа. <...>

109. А какой статьи в грамоте о законах нет, то посадникам доложить об этом господину Пскову на вече, да ту статью написать. А будет какая-либо статья в этой грамоте не подходяща господину Пскову, эту статью вольно исключить из грамоты. <...>

114. А братчина (33) судит как судьи. <...>

118. А кто у кого вырвет бороду, а свидетель подтвердит, то свидетелю крест целовать и биться на поле, и если свидетель победит, то за бороду и за побои присудить два рубля, а свидетелю быть одному (34). <...>

120. А женщине с женщиной присуждать поле, а наймиту от женщин не быть, ни с какой стороны.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Князем Александром считали либо Александра Ярославича Невского (ум. 1263), ЛИБО Александра Ярославича Тверского (княжил во Пскове в 1328-1330 и 1332-1337 гг.). Однако из всех князей по имени Александр, связанных со Псковом, только Александр Невский был великим князем. Александр Тверской ко времени прибытия во Псков уже потерял этот титул, а остальные князья его вообще не имели. Грамота Александра Невского упоминается не только в этом памятнике, но и в послании во Псков митрополита Киприана в 1395 г.

2. Князь Константин - Константин Дмитриевич, брат Василия I, княжил во Пскове в 1407-1414 гг.

3. М.Н. Тихомиров указывает, что пятый собор псковского духовенства был организован в 1462 г., из чего следует, что данный список грамоты не мог возникнуть ранее.

4. Полубина - кора старой липы, годная только на крышу.

5. Штраф (пошлина) в пользу властей.

6. В рукописи слово “наход”, обозначающее вооруженное нападение на чужую землю с целью ее захвата.

7. Владыка - новгородский архиепископ, которому подчинялся Псков в церковной юрисдикции.

8. В рукописи текст первой и второй статьи представляет собой единое целое. Ю.Г. Алексеев читает его так: “Се суд княжеи. Оже клеть покрадут за зомком или сани под полстью или воз под титягою или лодью под полубы, или вь яме или скота украдают или сено сверху стога имать, то все суд княжои, а продажи 9 денег. А разбои, наход, грабеж 70 гривен, а княжья продажа 19 денег, да 4 денги; князю, и посаднику и владычню наместнику судьи суд на суд не судит, ни судиям ни наместнику княжа суда не судите”. Таким образом, смысл второй части 1-й ст. (“князю и посаднику...”) разграничение судебных полномочий князя, посадника и наместника архиепископа. Очевидно, первоначально князь судил только по особо тяжким уголовным преступлениям.

9. Посадник - выборная должность в Новгороде и Пскове, начиная, по крайней мере, с XII в. (см.: Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962).

10. В Псковской земле пригородами назывались другие города, земли, кроме Пскова.

11. Перевод М.Н. Тихомирова спорен. В тексте: “или по грехом на кого род ополчится...”.

12. В рукописи здесь пропуск примерно в пять букв. Последние слова - “явити ему”, т.е. возможно, либо “перечислить”, либо “отдать”.

13. По вызову суда.

14. В псковских документах не упоминается должность тысяцкого.

15. В тексте “послух”, т.е. фактически поручитель истца.

16. Поединок.

17. В тексте: “ино тот суд судит на того волю, на ком сочат, хочет с послухом на поле лезет, или послуху у креста положит чего искал”, т.е. обвиняемый признает себя виновным и возвращает награбленное.

18. Речь идет о найме борца для битвы со свидетелем на “поле”.

19. В тексте: “околным суседом”.

20. В тексте: “или иным сторонным людем”. Возможно, имеются в виду люди, проживающие недалеко от места, где случилась кража (но не ближайшие соседи). И “околные суседи” и “сторонние люди”, очевидно, принадлежат к одной общине.

21. Огласив на торгу для свидетелей. Взакличь - особая форма иска, при котором не нужно предъявлять письменных документов (“доску” и т.п.).

22. Хозяина.

23. В тексте: “А которой наймит дворной пойдет прочь от государя, не достояв своего урока, ино ему найму взяти по счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов или 10 год стоявши, и всех тых ему год стоявши найма сочить как отиде за год сочить, толко будет найма неймал у государя, а толко придет болши года, ино им не сочити на государех”.

24. Подвойские - судебные чиновники со стороны веча, земского самоуправления.

25. Изорники - категория феодально-зависимого населения Пскова. По мнению большинства ученых, слово “изорник” этимологически связано с глаголом “орать”. Термин “изора” был известен в Средней России еще в XVII в. и обозначал “полевые участки в монастырском хозяйстве, отдававшиеся для обработки крестьянам на определенных условиях” (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 198).

26. В случае, когда посадник выступает в качестве церковного старосты.

27. Очевидно, представитель князя.

28. Рядовые представители общины.

29. Оборудование для ведения хозяйства, данное государем изорнику (по М.Н. Тихомирову), и иная материальная помощь (взыскивает государь явно либо деньги, либо семена). Покрута являлась беспроцентной ссудой. Изорник мог и не брать покруту.

30. В случае смерти изорника. Купеческие дела - торговля внутренняя.

31. Гостьба - внешняя торговля.

32. Запись.

33. Братчина - община.

34. Наказание за оскорбление не различается в зависимости от социального статуса оскорбленного.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру