20.10.2013

Застойная гимнастика

Знакомство с любым историческим периодом, как правило, начинается с изучения знаковых событий эпохи, характерных тенденций социально-политического и экономического развития, определивших лицо, внешний облик человечества на определенном историческом этапе, и заканчивается погружением в духовный мир, культуру, созданные произведения искусства данного промежутка времени, которые отражают самосознание и самоощущение личности. И это не случайно. Люди искусства всегда отличались самобытным видением мира, им удавалось наиболее глубоко вникнуть в суть окружающей их действительности, отметить черты, скрытые от глаза и политика, и экономиста, и социолога.

Поэты, художники и музыканты не только тонко чувствовали свою эпоху, но и отражали ее в своих творениях, критиковали и восхищались, требовали перемен и боролись за сохранение порядков. Так было во все времена, но все-таки можно выделить отдельные периоды, когда социально-политический подтекст искусства приобретал особенную значимость, становясь единственным рупором в руках общества для выражения своих оценок деятельности государства. Обусловлено это было, прежде всего, невозможностью прямо и в открытой форме заявлять о своих взглядах.

Яркий пример подобного положения дел — советский период истории нашего государства: господство единой идеологии, жесткая цензура, активная пропаганда, непререкаемый авторитет партии и страх перед руководством страны, — все эти хорошо известные черты советской действительности вынуждали творческих людей, не безразличных к происходящему в их стране, выражать свое несогласие завуалировано. Так, политическое можно найти в самых отдаленных по тематике произведениях.

Обратимся к «Утренней зарядке» В.С. Высоцкого и попробуем взглянуть на нее глазами человека, который привык искать скрытые смыслы в очевидных вещах.

Эту известную песенку, посвященную вполне безобидной, корректной, с точки зрения цензуры, процедуре утренней зарядки, можно было услышать из любого радиоприемника огромной страны. Автор в шутливой форме предлагает комплекс упражнений для оздоровления, пробуждения и укрепления организма.

Но если предпринять попытку прочитать между строк, расшифровать образы, то можно рассмотреть упоминание характерных для советского режима особенностей.

Написанная в 1968 году, песня могла стать откликом на политические тенденции, связанные со сменой руководства страны (в 1964 году к власти приходит Л.И. Брежнев), а также проиллюстрировать картины социально-политической реальности страны на протяжении всего периода ее существования.

Так, уже первый куплет встречает нас двусмысленными фразами:

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще —

Гимнастика!

Борьба с недовольными и несогласными, «врагами народа», коммунизма и светлого будущего была настолько массова и жестока, что иногда (в особенности, во времена сталинских репрессий), подвергались наказанию, вплоть до лишения жизни, абсолютно невиновные или не заслужившие столь серьезных мер люди. Для начальных этапов брежневского правления характерна попытка «ресталинизации», восстановления авторитета вождя после развернувшейся критики в период оттепели. Возможно, Высоцкий, как и большая часть интеллигенции, не одобрял кампании по реабилитации Сталина.

Затем мы слышим:

Прочь влияния извне —

Привыкайте к новизне.

Традиционно в России большой интерес вызывала культура западного мира. Большой процент высших слоев владел европейскими языками, заимствовали моду, имитировали образцы поведения, манеры. Значимое влияние на умы имела зарубежная литература: от бульварных романов до философских и научных трудов. После установления новой идеологии капиталистические страны Старого Света были провозглашены враждебными, а их культура вредоносной и разлагающей сознание коммуниста-строителя светлого будущего. Советское государство всячески старалось огородить свой народ от пагубного влияния: от сокращения до минимума культурного влияния до запрета на посещение идеологически враждебных стран, — что являлось для него совершенно непривычным, новым способом взаимодействия с Западом.

Начальные строки двух последующих куплетов, в нашей интерпретации, обличат одно и то же явление:

1. Если вы уже устали —

Сели-встали, сели-встали.

2. Разговаривать не надо —

Приседайте до упада

Да не будьте мрачными и хмурыми!

Явление это заключается в том, что зачастую наказанию подвергались за неосторожно употребленное слово, анекдот, двусмысленное высказывание. Существовал целый блок «антисоветских» статей, по которым приговаривали к тюремному заключению, исправительным работам и иным наказаниям. Автор строк, вероятно, намекает на то, что разумнее было изображать полную удовлетворенность происходящим, восхищаться властью, быть верным идеологии. Для недовольных и «уставших» государство могло предложить бесконечный цикл «сели-встали». До тех пор, пока дух противоречия не будет искоренен.

Все выше описанные мероприятия власти направлены на единственную цель — уничтожение всех различий между людьми: имущественные, классовые, идейные. Об этом, как нам кажется, поэт пишет следующим образом:

Красота — среди бегущих

Первых нет и отстающих!

Бег на месте обще-

Укрепляющий!

«Эпоха застоя», породившая «Утреннюю гимнастику» была так же противоречива, как и советский период в целом. Наряду с улучшением благосостояния граждан наблюдалась стагнация экономики, усилилась борьба с инакомыслием в сравнении с предшествующей оттепелью.

Очевидно, столь неоднозначная действительность порождала множество мнений и оценок. Мы никогда не узнаем, действительно ли Высоцкий вкладывал антиправительственные смыслы в свою песенку, но факт возможности подобной интерпретации современниками и людьми, которые уже не застали этой эпохи, показателен в контексте изучения образа эпохи и ее восприятия.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру