09.10.2013

История духа

Радостная встреча. Повесть // Всерусский собор. СПб, 2007. № 2-3.

Нерадиво и бестрепетно относимся мы к своей истории, мало уважаем и знаем своих предков. А ведь в этом сила и нации, и отдельного человека. В наш век, когда каждый норовит выделиться, запомниться, обрасти связями, мы совсем забыли о том, что без прошлого настоящего быть не может, о том, что нельзя и даже невозможно стать кем-то, не имея за спиной ничего. И вовсе не материальные блага я имею в виду. Я говорю о традиции, о роде, о памяти крови. И вот, когда в этой сумасшедшей гонке за эфемерным благом личностного самовыражения, встречаешь людей с иными ценностями, вздыхаешь с облегчением: пока, вроде, живы.

Передо мной книга Александра Малиновского под названием «Радостная встреча». О ней и хотелось бы рассказать. Книга не простая по своей структуре и неоднозначная по содержанию. Включает она в себя две основные линии: о том, как собственно она была написана, и о жизни безвестного до поры иконописца Григория Журавлёва.

С истории иконописца книга эта и началась. Это неудивительно. Григорий Журавлёв, как следует из книги, человек удивительной и сложной судьбы. Он родился в селе Утёвка в Самарской области. Родился обрубком: без рук и ног. Казалось бы, жизнь, не начавшись, должна кончиться. А случилось совсем наоборот. Григорий прожил пятьдесят восемь лет, да не просто прожил, а с пользой: он стал писать иконы. Зубами. Это же только представить: писать зубами! В книге можно увидеть фотографии этих икон. Глядя на них, невозможно ни догадаться, ни предположить, как они были созданы.

Безусловно, Григорий Журавлёв обладал талантом, и, видимо, благословением небесным, иначе неоткуда взяться такой силе воли, такому стремлению, упорству в борьбе с неодолимым недугом.

Героем этой необычной книги он оказался не случайно. Григорий Журавлёв – земляк автора. Об авторе необходимо сказать несколько слов, потому как повесть его неразрывно связана с его личностью. Александр Малиновский дебютировал как поэт в 1970 году, но очень скоро он занялся прозой, прекрасный пример которой книга «Радостная встреча». Сегодня Александр Малиновский живёт в Самаре и помимо литературы возглавляет компанию. Но, не смотря на те высоты, которых он достиг в повседневной своей работе, он не забыл о своей истории и остался чутким, остро чувствующим человек. В своей книге он пишет: « Признаюсь, когда в начале 60-х годов я впервые узнал об этом (о судьбе Григория Журавлёва. – прим. авт.), то пришёл в сильное волнение. Мне захотелось собрать материал о художнике».

Повесть, которая представлена нам, рассказывает не только о необычном иконописце Журавлёве, но и том, какой путь проделал сам автор, собирая этот самый материал. Воистину по крупицам собрана книга. Множество архивов и музеев пришлось посетить А. Малиновскому, встретиться с огромным количеством людей, вести переписку в самых дальних уголках нашей родины. Всё это было сделано единственно для того, чтобы воссоздать жизнь Григория Журавлёва, а главное найти, и, хотя бы увидеть, его выдающиеся иконы.

Искренность повести поражает. Автор сам становится героем своего повествования. Мы видим его в минуты отчаяния и разочарований, как, например, в момент посещения краеведческого музей, откуда бесследно пропали иконы Журавлёва. Вместе с автором-героем радуемся мы, обнаружив строчку в дневниках губернатора Свербеева о Журавлёве. Губернатор Свербеев был человеком образованным и набожным, он покровительствовал Григорию. Вот и ещё одна особенность повести: о каждом, с кем встречался и говорил, или кто как-либо по-иному помог в поисках, А. Малиновский рассказывает читателю. Ни о ком не забывает он упомянуть на страницах своей книги, так благодаря всех, кто был отзывчив, кто не отмахнулся от сложного дела восстановления, воскрешения из пепла личности прекрасного иконописца Григория Журавлёва. Узнаём мы о судьбах отца Анатолия, краеведа Анатолия Плаксина, исследователя К.Е. Данилова и о многих, многих других.

Книга А. Малиновского примечательна также тем, что помимо пользы для души, отдыха для сердца, она нашла своё практическое применение. В родном селе автора и его героя Утёвке теперь отмечается день памяти художника Журавлёва. Это ли не чудо? А ведь и автор признаётся, что даже представить себе такого не мог. К выходу первой редакции повести, неудачи были настолько многочисленны, что, теряя надежду, А. Малиновский назвал повесть «На пепелище». Но шло время…

Повесть «Радостная встреча» будто пропитана светом, радостью обретения. Читая строки этой книги, начинаешь верить, что можно добиться всего, можно найти утерянное так давно и так безвозвратно, что сначала приходится искать следы следов того, что было некогда жизнью.

Книга А. Малиновского написана удивительно простым языком, будто нарочно автор избегает художественных излишеств, приукрашиваний – так проста и понятна жизнь истинно праведного человека.

Единственное, о чём хотелось бы поспорить с автором, так это о том, что история жизни Григория Журавлёва не требует художественного, может даже, романизированного описания. Нельзя не согласиться с тем доводом, что по незнанию те, кто брался за такое жизнеописание, допускали искажения, выдумку, что умаляет достоинство личности художника. Но найдись человек, проникнутый таким же духовным поиском и верой, как А. Малиновский, человек, способный на честность с людьми, собой и своими героями, может, он бы смог?

Впрочем, на сегодняшний день не вызывает сомнений, что лучшей книгой о Григории Журавлёве, о его поразительном таланте, даре, о его сложной и светлой жизни, является повесть А. Малиновского «Радостная встреча».

Повесть эту нельзя рассматривать исключительно как рассказ о судьбе иконописца Журавлёва, она гораздо шире этого понятия. Это рассказ об истории духа человеческого и о нашей истории, так безрассудно забытой и забываемой. На страницах повести мы видим извечную борьбу между тьмою, что есть наше забвение, и светом, что даёт нам память.

Невольно задумываешься о том, что может вон там, в соседнем дворе, пятьдесят или сто лет назад жил кто-то не менее интересный, чем Григорий Журавлёв и жалко становиться, что никто не знает об этом. Не это ли множит пустоту в людях?

Работа, что проделана А. Малиновским для написания повести «Радостная встреча», заслуживает уважения и восхищения любого человека, любого, кто хочет знать, кто осознаёт, что он сам по себе далеко не всё, что он это и те, кто за ним. А ещё хочется верить, что книга А. Малиновского заронит зерно, и не одно, в души людей и пойдут по всей России письма и звонки, поедут во все концы искатели своих земляков и предков, и всё больше и больше будем мы узнавать о тех, у кого учиться нужно всю жизнь.

Анна Митрофанова


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру