Русский путь человека с открытым сердцем

Ганичев В. Н. О русском / Отв. ред. О. А. Платонов. Институт русской цивилизации. М.: 2013.

Название этой книги — «О русском» — говорит само за себя. Также как и название серии, под грифом которой она увидела свет — «Русское сопротивление». Ведь один из главных парадоксов отечественной истории состоит в том, что национально мыслящие ее деятели рано или поздно, но неизбежно оказывались на подозрении у властей, государственники отторгались от политической жизни, слово «патриот» становилось едва ли не бранным. В результате люди, полагавшие главную цель жизни в служении России, зачислялись в лагерь сопротивления и по мере сил и таланта отстаивали свои убеждения в этом качестве. Так было и в XIX веке (вспомним славянофилов), продолжалось и потом. Судьба автора книги служит лучшим тому подтверждением (о ней достаточно подробно рассказывается в предисловии М. П. Лобанова и своеобразной летописи жизни и творчества автора — «Сто важных дел В. Н. Ганичева на службе России и отечественной культуре», опубликованной в приложении). Валерий Николаевич Ганичев — писатель, журналист, доктор исторических наук, профессор, общественный деятель, издатель, с именем которого наитеснейшим образом связана история советской, русской литературы, общественной мысли, по крайней мере, последнего полувека.

В книге собраны его публицистические статьи, очерки, выступления, интервью с 1982 года, что говорит о том, что взгляды автора на протяжении тридцати лет существенно не менялись. Разумеется, исторический кругозор расширялся, в орбиту творческих интересов входили все новые и новые имена, не могли не повлиять на В. Н. Ганичева и катастрофические изменения, происшедшие в стране за этот период.

Но главное осталось неизменным: верность духовным ценностям, которые на протяжении тысячи с лишним лет определяли судьбу русского народа и его культуры, место России в прошлой и будущей истории человечества. Причем не только определяли, но и объединяли «многомерное пространство» страны в ее исторической и географической протяженности, многоликости и неповторимости.

Неслучайно такое внимание автор уделяет понятию Русский Дух. Он, по В. Н. Ганичеву, является «единым знаменателем» истории России, объединяющим началом национальной государственности и вполне закономерно обусловливает публицистический пафос книги, ее смысловое и композиционное единство.

Книга «О русском» включает огромный историко-культурный материал: с XIII по XXI век, от Александра Невского до Александра Сегеня. Столь же необъятна и географическая «протяженность» книги, в которую входят не только путевые очерки «по России» (им посвящен особый раздел), но и рассказ о «русском присутствии» в других частях света — на Афоне, в Греции и т. д.

Особое место в книге занимает работа о становлении русского «океанического мышления». Жизни и деятельности великого флотоводца, «росса непобедимого» Ф. Ф. Ушакова В. Н. Ганичев посвятил целый ряд произведений, сыгравших свою роль в прославлении адмирала в 2001 г. Русской Православной Церковью в лике святых праведных воинов (память 23 июля и 2 октября). Очерк «Океаническое мышление и православное сознание» пытается дать содержательные «ответы на глобальные вопросы современности» (подзаголовок очерка), ведь в основе духовного подвига св. Феодора лежало особое отношение к людям и мирозданию, к морским пространствам и человеческой жизни, чуждое антихристианским идеям современного глобализма.

Ганичев-путешественник неотделим от Ганичева-историка. Прямо по слову Гоголя: «География составляет одно тело с историей». Вот рассказ о поездке делегации русских писателей по железнодорожной магистрали, стягивающей воедино державное тело России от Санкт-Петербурга до Владивостока, — Транссибу. Вначале идет историко-культурное обобщение (геополитическое, экономическое значение Транссиба — в 2001 году ему исполнилось 100 лет), затем повествование о строителях дороги, выдающихся русских инженерах и организаторах (Н. П. Меженинове, К. Я. Михайловском, Н.А. Белолюбском и др.). Завершает очерк о Транссибе дорожный дневник, дающий своего рода срез современной жизни по всему великому маршруту в 7000 км, панорама необъятного «русского пространства» с рассказом о посещении писателями различных достопримечательностей, святых и памятных мест, встречах с местными жителями, юбилейных мероприятиях и т. д.

Этот организационный принцип сохраняется почти во всей книге. «Русские версты» — пространственный и исторический зачин, введение, включающее в себя «историю вопроса», обзор литературы, посвященной России (как русофобской, так и прорусской направленности). Отсюда вполне органично следует переход к рассказу о возникновении идеи Всемирного Русского Народного Собора и о главных этапах осуществления этой идеи. Союз писателей России стал соучредителем ВРНС вместе с Русской Православной Церковью, и председатель СП (с 1994 г.) В. Н. Ганичев с самого начала является заместителем главы и сопредседателем Собора, а главой — Святейший Патриарх Московский и всея Руси (сначала Алексий II, в настоящее время — Кирилл). На открытии каждого из XVI Соборов (не считая Соборных встреч и Предсоборных совещаний) В. Н. Ганичев выступал с программной речью. В «Русских верстах» помещено и обращение к Председателю Совета по межнациональным отношениям, президенту РФ В. В. Путину о современном положении русского народа и с конкретными предложениями, выработанными на основе решений ВРНЦ, по изменению национальной политики государства.

В книге «О русском» великое множество героев: знаменитых и малоизвестных, православных святых и подвижников благочестия, землеустроителей и космонавтов, писателей и композиторов. Рассказывая о «русских людях», В. Н. Ганичев придерживается того же подхода, что и прежде, только теперь авторский взгляд устремлен не по горизонтали, а по вертикали, не в даль неоглядных русских пространств, а ввысь, к заоблачным вершинам, к вечности. Неслучайно одна из частей книги так и называется — «Русские высоты». Это исторические портреты благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Невского («Государственные уроки и спасительные заветы») и преподобного Сергия, игумена Радонежского, благоверного великого князя Димитрия Донского (очерк о двух великих современниках имеет подзаголовок: «Пророк и вождь») и о почти забытом «спасителе Руси» в Смутное время преподобном Иринархе, затворнике Ростовском, подвизавшемся в Борисо-Глебском монастыре. И туда же ввысь, к звездам, отправился в 1961 г. первый космонавт в истории земли, «неба житель» Ю. А. Гагарин или просто Юра, как его звали в кругу сотоварищей, друзей, среди которых был и В. Н. Ганичев.

Очерки-воспоминания Ганичева о выдающихся современниках (Г. В. Свиридове, М. А. Шолохове, В. М. Шукшине и др.) заслуживают особого внимания. В них порой встречаются уникальные сведения, детали, заставляющие по-новому, с неожиданной стороны взглянуть на ту или иную историческую фигуру. Вот, например, сохраненные в передаче Леонида Максимовича Леонова, слова И. В. Сталина: «Достоевского люблю, потому что учил людьми управлять». Или признание «гения отечественной музыки» Георгия Васильевича Свиридова: «Я хочу создать миф: Россия. Пишу все об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог».

Знакомством со многими из замечательных русских людей В. Н. Ганичев обязан прежде всего своей деятельности на книжном поприще: в течение десяти лет (1968-1978) он возглавлял издательство «Молодая гвардия», где печатались произведения Л. М. Леонова, В. Г. Распутина, В. И. Белова, Ю.М. Лощица и др. крупнейших русских писателей. Но вот еще один «русский парадокс».

Молодой гвардией называлась часть императорской гвардии Наполеона, формирование которой началось в 1809 г. для участия в испанской, а затем и в русской кампаниях. Особенно отличились французские молодогвардейцы в Бородинском и других сражениях Отечественной войны 1812 г. (их нередко также называли «Легионом демонов»). В 1922 г. поэт Александр Безыменский напишет песню «Молодая гвардия», ставшую неофициальным комсомольским гимном. Тогда же организовывается литературное объединение с таким названием, куда помимо А. Безыменского входили Михаил Светлов, Михаил Шолохов и др., а по решению 5 съезда РКСМ — журнал и комсомольское издательство «Молодая гвардия». В Великую Отечественную войну совершили свой подвиг краснодонские подпольщики-молодогвардейцы. Так замкнулся исторический круг: имя врагов России стало именем ее патриотов. А издательство «Молодая гвардия» станет при В. Н. Ганичеве их средоточием, центром русской просветительской деятельности. Этой же цели посвящена его книга «О русском».

О том, что значит «просвещение» в России говорил еще Гоголь. «Слова этого, — отмечал он, — нет ни в каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже освятить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру