Ярлыки, данные золотоордынскими ханами русским митрополитам

После монгольских завоеваний русские земли рассматривались монголо-татарами как автономные политически и имеющие собственную власть, но зависимые от ханов и обязанные платить “выход” — дань. Однако Церковь, имевшая в собственности немало земель, от повинностей была избавлена. Веротерпимость монголо-татар — язычников — хорошо известна по многим источникам. Впрочем, льготы русскому духовенству сохранялись и после принятия ханами Золотой Орды мусульманства. Такие взаимоотношения были выгодны и Русской Православной Церкви, и в конечном итоге Руси. Церковные земли были освобождены от повинностей и платежей, от поставки в Орду воинов, подвод, ямской повинности. Таким образом, эти земли значительно быстрее восстанавливались после монголо-татарского разорения, в них накапливались значительные средства, которые впоследствии будут изыматься в пользу государства. Ярлыки митрополитом являются ценным источником по проблеме татарской дани, ибо в ярлыках перечисляются все виды повинностей, от которых освобождались церковные люди. Текст печатается по изд.: Сборник документов по истории СССР. Ч. II. XIV-XV вв. / Под ред. Сахарова А.М. М., 1971. С. 183-185.

ЯРЛЫК, ДАННЫЙ ОТ КАПЧАКСКОГО ЦАРЯ МАНГУ ТИМУРА (1) РОССИЙСКИМ МИТРОПОЛИТАМ И СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ: ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ИХ ОТ ВСЯКОЙ ДАНИ И НАЛОГОВ, ОБ УВАЖЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ИХ, И ОБ УДЕРЖАНИИ ТАТАРСКИХ ЧИНОВНИКОВ ОТ ОБИД ИМ И УТЕСНЕНИЯ, С УГРОЖЕНИЕМ ЗА НАРУШЕНИЕ СИХ ПРАВ СМЕРТНОЮ КАЗНИЮ (2).

Вышняго Бога силою и Вышнея Троицы волею Менгу Темировослово людским баскаком, и князем, и полководным князем, и данщиком, и писцом, и мимоездящим послом, и соколником (3), и пардусником, и бураложником, и всем пошлинником. Чингии царь, потом кто ни будет, дали есмя жаловалные грамоты Руским митрополитом и церковным людем, тако молвячи, чтоб есте и последнии цари по томуж пути пожаловали попов и чернцов и всех богоделных людеи, да правым сердцем молят за нас Бога и за наше племя без печали и благословляют нас, а не надобе им дань и тамга (4) и поплужное (5), ни ям (6), ни подводы, ни воина, ни корм; и как первые цари (7) их пожаловали, и мы Богу моляся и их грамот неизыначивая, по томуж жалуем: во всех пошлинах не надобе им ни которая царева пошлина, ни царицина, ни князеи, ни рядцев, ни дороги, ни посла, ни которых пошлинников, ни которые доходы, или что церковные земли, воды, огороды, винограды, мелницы, зимовища, летовища, да не замают их; а что будет взяли, и они отдадут, безпосулно.

А что церковные люди: мастеры, соколницы, пардусницы, или которые слуги и работницы, и кто ни будет их людеи, тех да не замают ни за что, ни на работу, ни на сторожу, или что в законе их, иконы или книги, или иное что, по чему Бога молят, того да не емлют, ни издерут, ни испортят, да не кленут нас, но в покои молят за нас. А кто веру их похулит, или ругается, тот ни чим не извинитца и умрет злою смертию.

А попове един хлеб ядуще и во едином месте живуще, и у кого брат, или сын, и те по томуж пожалованы будут; аще ли от них отделилися и из дому вышли, и тем пошлины и дани давать. А попове от нас пожалованы по первым грамотам, Бога молят стояще и нас благословляюще; аще ли кто имет неправым сердцем за нас молити Бога, ино тот грех на нем будет, или иные люди имет к себе приимати, хотя Богови молитися, и в том и так что будет. Молвя сему митрополиту грамоту сию дали есмя, и сию грамоту видяще и слышаше, попове и чернцы, ни дани, ни иного чего не дают; а кто возмет баскацы наши и княжие писцы и поплужницы и таможницы, и они по велицеи язе (8) не извинется и смертию да умрет. Тако молвя, ярлык дан заечьего лета (9), осенняго первого месяца, в 4 день ветха, на Телы писано.

ЯРЛЫК, ДАННЫЙ ОТ КАПЧАКСКАГО ЦАРЯ УЗБЕКА (10) ПЕТРУ МИТРОПОЛИТУ (11) РОССИИ

(ОК. 1313 Г.)

Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и милостию Его многою Азбяково слово... Да никто же обидит на Руси соборную церковь митрополита Петра и его людеи и церковных его, да никто же взимает ни стяжания, ни имении, ни людеи; а знает Петр митрополит вправду и право судит и управляет люди своя вправду, в чем нибудь, и в разбое, и в поличном, и в татбе, и во всяких делах ведает сам Петр митрополит един, или кому прикажет (10); да вси покаряютца и повинуютца Митрополиту вся его церковныя причты, первым из начала законом их и по первым грамотам нашим, первых цареи великих грамотам и дефтерем, да не вступаютца в церковное и митрополичье никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступитца, а наш ярлык и наше слово преслушает, тот есть Богу повинен и гнев на себя от Него примет, а от нас казнь ему будет смертная.

А Митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и тешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяти и управляти, а нам в то не вступатися ни во что, ни детем нашим, ни всем нашим князем нашего царства и всех наших стран и всех наших улусов, да не вступаютца никто же ничем в церковныя и в митрополичи, ни в городы их, ни в волости их, ни в села их, ни во всякие ловли их, ни в борты их, ни в земли их, ни в улусы их, ни в лесы их, ни во ограды их, ни в волостные места их, ни в винограды их, ни в мелницы их, ни в зимовища их, ни в стада их конные, ни во всякие скотные стада (11), но вся стяжания и имения их церковныя и люди их и все причты их и все законы их уложенныя старые от начала их: то все ведает Митрополит или кому прикажет <…>

А поедут наши баскаки и таможники, данщики, поборщики, писцы по сем нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные церкви митрополичи, никем ни от кого не изобижены, вся его люди и вся стажания его, как ярлык имеет, и Архимандриты и Игумены и попы и вся причты церковные ничем никто да не будет изобижен, дань ли на нас емлют, или иное что нибуди, тамга ли, поплужное ли, ям ли, мыт ли, мостовщина ли, воина ли, ловитва ли коя нибуди наша, или егда на службу нашу с наших улусов повелим рать сбирати, где восхотим воевати, а от соборные церкви и от Петра Митрополита никто же да не взимает от их людеи и от всего его причта, те бо за нас Бога молят <…>

И мы Богу моляся, по первых цареи грамотам, грамоты мы давали жаловалные, а не изыначевали ни в чем, как то было преж нас, так молвя и наше слово уставило по первому пути, которая дань наша будет, или запросы наши накинем, или поплужное, или послы наши будут, или кормы наши и конеи наших, или подводы или корм послов наших, или наших Цариц, или наших детеи, и кто ни есть и кто нибуди, да не взимают, да не просят ничто же; <…> и да не взимают у них делных орудии, да не отнимают ничего же <…> А что попы и диаконы их един хлеб ядят и во едином дому живут, у кого брат, или сын, и тем по томуж пути наше жалованье; ож кто будет от них не вступил, а Митрополиту не служит, а живет себе, тот именем поповским да не отъимаетца, но дает дань <…> А кто вступитца в церковное и в Митрополичье, и на того будет гнев Божии, а по нашему великому истязанию не извинитца ничимже и умрет злою казнью <…>

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Менгу-Тимур — хан Золотой Орды в 1266-1280 гг. Придерживался традиционной монгольской религии бон. Продолжал политику хана Берке. Воевал с Хулагидами (потомками хана Хулагу, правившими Ираном). Совершил удачный поход на Константинополь в 1271 г., причиной которого послужило то, что византийский император Ласкарис поддерживал Хулагидов. Стремясь продолжить политику Берке-хана по отношению к русским землям, провел там вторую перепись населения. Однако о привилегиях духовенству сообщается в Суздальской летописи по Лаврентьевскому списку при описании переписи Берке-хана в 1257 г.: “В лето 6765... Приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую, и ставиша десятники и сотники и тысящники и темники, и идоша в Орду, толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрить на Святую Богородицю и на владыку” (Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. Т.1. М., 1997. Ст. 474-475).

2. Ко времени Менгу-Тимура относится первый известный ярлык русским митрополитам, адресованным митрополиту Кириллу (митрополит в 1249-1281 гг.).

3. Занимающиеся соколиным промыслом.

4. Таможенный сбор.

5. В «Истории Российской» В.Н. Татищева под 1275 г. в качестве дани упоминается “по полугривне с сохи” с таким комментарием: “а в сохе числиша 2 мужи работнии” (Татищев В.Н. Собрание сочинений: в 8-ми томах: Т. 5,6. История Российская. Часть 3,4. М., 1995. Т.5. С. 51). Очевидно, соха — то же, что и “плуг” Повести временных лет и Хроники Гельмольда. Такие виды дани определялись, исходя из площади обрабатываемой земли, численности скота и количества работников. По сообщению Гельмольда, “плуг” как единица обложения — это пара лошадей или волов, впряженных в орудие пахоты, и количество земли, которое они могут обработать за сезон.

6. Здесь, очевидно, — расходы по организации почтового сообщения.

7. Т.е. ордынские ханы.

8. По Великой Ясе — монгольскому своду законов. Известен лишь в пересказах различных авторов. Возможно, Яса была введена около 1203 г.

9. В год Зайца. Судя по этому сообщению, ярлык мог быть дан или в 1267 или в 1279 гг.

10. Узбек-хан правил в 1312-1342 гг. Прав на золотоордынский престол не имел и захватил его после убийства сына Тохты Ильбасмыша. Проводит политику исламизации Золотой Орды, ввел ислам в качестве государственной религии.

11. Митрополит в 1308–1326 гг.

12. Право неограниченного церковного суда над церковными людьми.

13. Перечень неприкосновенного церковного имущества по сравнению с ярлыком Менгу-Тимура значительно расширен.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру