27.02.2013

Детский сад русской культурной традиции "Лад"

К 20-летию Всемирного Русского Народного Собора

Дошкольное воспитание, как и вся Россия, начиная с 90-х гг. XX в., вошло в полосу преобразований. Главным фактором перемен стали изменения не только на внешнем уровне, но и в нас самих: взрослых и детях. К сожалению, для нашего времени оказались характерными такие деформации личности, как эгоцентризм, агрессивность, замыкание на «вещизме» или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь.

В этой ситуации в работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрёшечной декорации. Гораздо труднее в основе работы детского сада следовать этой великой традиции в ее вневременном содержании, которое и сегодня, и завтра будет актуально, так же, как и 100, и 500 лет назад.

Детский сад № 2365 «Лад» был открыт в августе 1998 г. как сад с этнокультурным русским компонентом образования, а в январе 1999 г. на его базе открылась экспериментальная площадка по созданию инновационной воспитательно-образовательной модели «Детского сада русской культурной традиции».

В течение всех лет работы, которая велась на основе русской культурной традиции, удивительным оказалось то, насколько интенсивно и, главное, гармонично развивается личность ребенка. Активность личности удивительно сочетается с управляемостью и социальным «ладом», а развитое творческое начало каждого вписывается в жизнь коллектива. Поэтому наша программа и получила название «Лад». Ведь как гласит русская народная пословица – «Где лад, там и клад».

В толковом словаре русского языка В.И. Даля можно прочесть: «Лад – мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок». Как же не хватает нам всем этих качеств в современном, агрессивном, раздерганном мире. Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой, другими людьми, природой.

Направление такой работы можно было бы обозначить, как «развивающая педагогика на основе русской культурной традиции». При этом важно, что ее огромный духовно-нравственный потенциал используется для формирования в детях внутренних побудительных мотивов к активной умственной и прикладной деятельности, коллективистской ориентированности и социальной адаптации, совестливости. В целом это означает возможность воспитания гармоничной личности, а значит, и профилактики многих негативных тенденций, ставших, к сожалению, характерными для современного общества.

Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. И дело тут не только в том, что именно в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные возможности личности, а ещё и в том, что в более позднем возрасте они отчасти утрачиваются, чем-то сковываются. Все, что должно быть сформировано в «детсадовском» возрасте, наверстать в школе к сожалению практически почти невозможно. Но ведь именно от этого потенциала в большей степени зависят и школьные, и дальнейшие жизненные успехи или неудачи человека.

Специфика дошкольного возраста выдвигает на первый план не только приобретение суммы знаний и освоение навыков, но и, самое главное, – развитие и придание систематического характера естественной детской потребности к саморазвитию, самообразованию, творчеству и превращение такой потребности в привычку.

В этом возрасте начинает складываться направленность личности (гедонистская, эгоистическая, альтруистская). Поэтому актуально формирование личностных механизмов поведения дошкольников в духовно-нравственном ключе.

Приобщение и погружение наших детей в русскую культурную традицию – залог их психического здоровья. К сожалению, сейчас на нас обрушился поток западной масс-культуры, который особенно сильно ударил по самым беззащитным – нашим детям. Попытка выбить из-под ног родную почву и пересадить юное поколение корнями в другую землю может для нас плохо закончиться. В России совсем иная культурная традиция, впитавшая в себя христианскую нравственность, основанную на любви и добре.

Дети не могут психологически защититься от суперменов и монстров. Мир фантазии сливается с миром реальности. Ребенок либо усваивает нормы и правила поведения «супергероев» или пытается привыкнуть к «страшилкам», поставить в своей душе так называемый защитный блок. Притупление чувств, равнодушие к чужой боли и страданиям стали результатом этой психологической защиты. И именно народная игра во всех ее видах является сильным средством формирования нравственной личности и защитой от негативного влияния западной масс-культуры.

Главная задача детского сада русской культурной традиции состоит в том, чтобы заложить основы становления духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Раскрытие заложенного в ребенке потенциала возможно через включение в культуру собственного народа и его традиции.

Поэтому нам важно было выделить те черты русской культурной традиции, которые представляются наиболее существенными для работы в детском саду.

Одна из фундаментальных мировоззренческих черт – умение за разными конкретными предметами и явлениями видеть их духовную, душевную стороны.

Очень важен приоритет духовных ценностей, целей над ближайшей прагматической выгодой. На первый взгляд может показаться, что такой приоритет непрактичен. На самом деле, именно это качество позволяет человеку достигать своих целей, не размениваясь на попутные тактические выигрыши, не соблазняясь мелочами. Это, конечно, чисто практическое следствие привития детям приоритета духовных ценностей, который отвечает природе сильной гармоничной личности и соответственно формирует ее. Все, что в течение нашей истории было сделано доброго и великого, – это благодаря укорененному в сознании приоритету духовных ценностей. Ими пронизаны сюжеты народных сказок, тексты песен, правила игр и даже смысл плясок и танцев, которые очень целомудренно готовят из мальчиков – мужчин, а из девочек – женщин.

Одухотворенность труда. Вхождение в русскую культурную традицию дает богатые возможности для организации работ технически сложных, интересных, позволяющих реализовываться и развиваться творческой индивидуальности. Важно и то, что народная традиция учит видеть творчество даже в технически простых работах, в ежедневном труде и быте. В традиционных русских семьях не было обучающих занятий, не связанных с реальными потребностями семьи. Все поделки даже маленьких детей использовались со смыслом. Это, во-первых, стимулирует творчество, а во-вторых, делает осмысленными и внешне неинтересные поручения, привычку к которым также важно воспитать, как основу будущего навыка систематического труда.

Приоритет коллективного в русской культурной традиции. Для русского народа приоритет коллективного – не просто признание «общественного выше личного». Это скорее одухотворение индивидуального творчества и труда через идею гармонизации их с окружающим миром и обществом. Без гармонии, то мощное инициирование личности, ее раскрепощение, которые происходят благодаря народным методам воспитания, грозили бы обернуться эгоцентризмом, вплоть до формулы «все дозволено». Но этого не происходит именно потому, что в народной традиции любое частное мыслится, главным образом, в связи с более высоким общим, выраженным в формулу «все под Богом». Практических следствий этого аспекта много: упомянутое инициирование личности, необходимое сочетание свободы каждого с авторитетом старшего.

Важная для понимания всех остальных черта русской культурной традиции – ее открытость другим культурам и готовность к взаимовлиянию. Здесь один из кажущихся парадоксов российской культуры: на протяжении всей истории она впитывала в себя элементы соседних культур, но не теряла при этом своего лица, а наоборот, перерабатывая эти заимствования в своем традиционном ключе, становилась духовно богаче, содержательнее и разнообразнее в формах. При этом надо учитывать, что в наших учебных заведениях воспитываются не только русские дети, но все они увлеченно и успешно познают русскую культуру. И если позже у них и сместятся культурные акценты, то они обязательно должны сохранить некую внутреннюю близость и уважение к русской культуре. Вхождение в русскую культуру рождает в ребенке уважение и интерес к другим культурам и является основой для совместного проживания народов России.

Роль русского языка, и русской культурной традиции в духовно-нравственном воспитании детей неоценима. Что реально стоит за словами «великий, правдивый и могучий»? Как наилучшим образом использовать его достоинства в воспитании и образовании детей? Нам кажется, что эти вопросы актуальны и для российской школы, и для детских садов. Но для дошкольного воспитания понимание это важно вдвойне, так как именно до 7-летнего возраста закладываются основы самосознания личности и отношения ее с окружающим миром. В дальнейшем у детей будут копиться знания, наращиваться интеллект, развиваться деловая активность взрослеющих людей, усложняться их социальные связи. Но то, как это все будет происходить, в огромной степени зависит от фундамента личности, ума и души, сформировавшихся до 7 лет. Русский язык служит благодатной средой для воспитательного и образовательного процессов. Конечно, осваивать язык и для ребенка, и для взрослого – значит говорить вдумчиво и внимательно, чувствовать нравственно-эстетический и интеллектуальный смысл, музыкальность речи.

Сказки, пословицы, загадки, духовные стихи и лучшие из авторских произведений русской литературы имеют значение для развития понятийного аппарата у детей и освоения духовного значения слова. Важно объяснять смысл многих известных им слов и даже их происхождение (этимологию).

Сила русского языка не только в богатстве его житейской стороны. Н.В. Гоголь отмечал, что возвышенное в русской речи «почерпается» из языка церковно-библейского. И мы, вспоминая подвиг святых учителей славянских – Кирилла и Мефодия, помним, что они создали для славян не просто «азбуку» и не только письменность в узком смысле слова. По большому счету, они на базе славянских наречий создали язык, способный передать главное – христианскую нравственность, духовность, получив таким образом основу не только для формирования «великого, правдивого и могучего», но и для единения народа – носителя этого языка.

Взаимодействие в русском языке мирского и возвышенного, духовного – вопрос очень интересный и важный. Традиционный народный русский язык, практикуемый в хозяйственной и культурной жизни, благодаря «прививке» церковно-славянского языка, оказался «пропитанным» нравственным взглядом на окружающую действительность, на все события нашей жизни. И поэтому в работе с детьми необходимо помнить, что личность ребенка индивидуально и социально развивается на базе народных праздников, игр, духовных стихов. Однако следует иметь ввиду и приобщение детей к христианской нравственности, которая как бы «растворяется» в народной культуре. Например, воспитание в мальчике уважения к девочке, а в девочке – осознания своего женского предназначения, скромности, целомудрия.

Программа «Лад» предназначена для работы с детьми от 3 до 10 лет и является парциальной, дополняющей любую комплексную программу дошкольного и начального школьного, дополнительного образования, а также для работы в семье.

В основе работы по программе «Лад» лежит принцип взаимодействия старших и младших детей. Содержание и объем каждой темы могут варьироваться в зависимости от уровня знаний педагога или родителей и подготовленности детей, что делает программу достаточно гибкой и легко адаптируемой к различным конкретным условиям.

Она состоит из пяти разделов, объединенных общей темой и имеющих интегрированный характер. Для упорядочения работы применяется народно-православный календарь, который позволяет ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях.

Цикличность народного календаря из года в год повторяет праздники и события. Это способствует лучшему усвоению данного материала с детьми от младшего возраста до школьного, постепенно усложняя и углубляя его.

Знакомство детей с материалом каждой темы проводится в течение недели, для этого не требуется дополнительных занятий, а предлагаемый материал включается в различные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевая, музыкальная, изобразительная, физкультурная).

Первый раздел программы «Родное слово и народоведение» предполагает работу по развитию речи. Занятия по разделу проводятся с изучением народных потешек и поговорок, чтением детских произведений русских писателей и поэтов, рассказов о святых земли Русской. Материал усваивается в процессе чтения книг, рассказов воспитателей, при прослушивании аудиокассет и просмотре видеокассет, а также путем диалогов между педагогом и ребенком, между детьми.

Второй раздел программы связан с изобразительной деятельностью. Он предусматривает знакомство детей с художественным наследием от народного лубка до полотен Васнецова, Левитана и Серова. Дети получают представление о храмовой архитектуре и иконописи, учатся уважать и беречь русские святыни.

Третий раздел программы направлен на музыкальное развитие ребенка, включающее в себя как крестьянский рожок, так и музыку Чайковского и Свиридова. Основой музыкальных занятий является фольклор, сочетающий в себе и танец, и пение, и игру на музыкальных инструментах.

Четвертый раздел программы решает задачи физического здоровья детей. Занятия по физической культуре в детском саду построены на народных играх разных видов: соревновательные, командные, речевые игры, игры на внимание и т.д.

Пятый раздел программы связан с экологическим воспитанием детей. Работа по народному календарю, привязанному к определенным временам года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что дает возможность не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным преобразователем его (труд детей в природе). Любовь к родной природе мы считаем одной из составляющих любви к Родине.

При этом неправильно было бы ограничивать нашу методику воспитательно-образовательного процесса лишь дошкольным возрастом, в полном отрыве от более поздних этапов развития ребенка. Ведь воспитание – процесс непрерывный и преемственный. Именно поэтому для нас было так важно взаимодействие с русской школой № 141 и в первую очередь с ее организатором, руководителем и вдохновителем Погодиной Л.Н. Наше творческое взаимодействие позволило успешно апробировать нашу методику в начальных классах этой замечательной школы.

Опыт проведения такой работы был положительно оценен и рекомендован к широкому распространению:

– на Московской городской конференции по нравственно-патриотическому воспитанию в декабре 2002 г.

– на Международных Рождественских чтениях в январе 2003г.

– на смотре-конкурсе образовательных учреждений участников движения «Москва на пути к культуре Мира» 2001 г. (диплом 1-й степени).

– на Международной выставке-форуме «Школа» 2002 г. (диплом лауреата за разработку и реализацию программы детского сада русской культурной традиции).

– на Всероссийском конкурсе «Растим патриотов России» 2004г. (диплом).

– в альманахе «Духовное и физическое здоровье нации», подготовленном в рамках общероссийской социальной программы «Духовное и физическое здоровье нации», разработанной в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004г.

Алла Писарева, Валентина Уткина


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру