Русская школа

К 20-летию Всемирного Русского Народного Собора

С огромной благодарностью вспоминаю 1993 год, когда в рамках Всемирного Русского Народного Собора с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при непосредственном участии митрополита Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) были прочерчены идеи и принципы создания русской школы.

Образование как никогда нуждается в духовно-нравственной культуре православия. Было необходимо направить внимание общественности на духовно-нравственные проблемы воспитания на основе православия с целью продолжения богатых отечественных традиций в опоре на труды И. А. Ильина, С. Соловьева, К. Д. Ушинского, С. А. Рачинского, протоиерея Василия Зеньковского, а также труды современных авторов с учетом сегодняшних реалий.

Для оптимальной реализации системы духовно-нравственного воспитания нужен и отдельный учебный предмет, и интеграция во все другие учебные предметы, во все сферы образования: факультативные курсы, профессиональная подготовка, дополнительное образование, семейное образование.

Россия – многонациональное государство, и почти все большие и малые нации и народности имеют свои национальные школы. Все народы, населяющие Россию – свободное единение людей с русским народом в корне.

Русская школа призвана сближать народы всей страны. Принцип русской школы – принцип российского патриотизма на основе государственного братства.

Все эти годы эти проблемы были в центре внимания Всемирного русского народного собора (ВРНС). В начале 1990-х годов под Вашим руководством в издательстве Роман-Газета собралась группа замечательных людей, энтузиастов. Это и доктор пед. наук, профессор Белозерцев Е. П., кандидат пед. наук Чистякова И. Г., редактор серии книг «Русская школа» Русакова Е. В., доктор фил. наук Троицкий В. Ю., настоятель храма Богоявления, протоиерей Нефёдов Г. Н., доктор ист. наук Перевезенцев С. В., заслуженный деятель искусств Десятников В. А., писатели Стрелкова И. И., Стрижёв А. Н., Платонов О. А., Федоров Ю. И., зав. отделом комитета образования г. Москвы Ушакова В. Г. и многие другие.

Просто удивительно, как много заинтересованных творческих людей собрались для активной работы по созданию русской школы. Неоценимую помощь оказали Общественный совет по науке и образованию Государственной думы РФ, программа «Парламентский час», Союз писателей России, Русское историческое общество, Международная славянская академия, Международная педагогическая академия, Российская академия образования, МГУ, Институт мировой литературы, Институт национальных проблем образования, Российская государственная библиотека, Международный фонд славянской письменности и культуры, издательства «Русское слово», «Русский вестник», «Педагогический вестник». Сколько круглых столов, конференций, семинаров проведено в эти годы!

Остановлюсь на опыте организации русской школы. Коллектив школы № 141 приступил к разработке модели русской школы в 1991/92 учебном году. С января 1992 года школа работает как экспериментальная площадка.

Тема: духовное развитие личности с учетом социокультурной среды и национальных запросов населения столицы.

Цель: создание модели современной русской школы, содержание образования в которой строится на традиционной национальной культуре.

Первый этап экспериментальной работы: 1991–1996 годы. В 1991/92 учебном году – подготовка комплексно-целевой программы «Развитие».

Проанализировали управленческие условия, гуманистическую ориентацию школы, психологическую готовность участников педагогического процесса, стимулирующие факторы, методическое обеспечение, материальное обеспечение.

Проанализированы показатели для оценки условий перевода школы в режим развития, проведен индивидуальный анализ деятельности каждого учителя по направлениям:

– учителя, не владеющие достаточным мастерством преподавания в рамках государственных программ и духовно-нравственного воспитания: требуется изучение индивидуальных возможностей, интересов; учителя требуют к себе постоянного внимания;

– учителя, владеющие мастерством в рамках государственных программ;

– учителя, владеющие мастерством в рамках государственных программ, творчески перерабатывающие методики и ценностные смыслы культурной традиции мира православия;

– учителя, способные к изменению содержания своего курса;

– учителя, способные к изменению содержания своего предмета.

Проведен анализ педагогического коллектива по творческой активности групп; сформировались творческие группы.

Управление школой (УПД учащихся) осуществлялось на основе привлечения актива к планированию, организации, контролю, анализу и регулированию учебно-воспитательного процесса; права, обязанности и взаимная ответственность участников управления определялись в основном руководителями школы, учителями на основе частичного делегирования полномочий сверху вниз и при условии добровольного согласия или проявления частной инициативы снизу.

Разделы комплексно-целевой программы «Развитие»:

– Информационное обеспечение. Цель: сбор информации об условиях перевода школы в режим развития и поддержания работы в режиме развития.

– Организация выполнения программы. Цель: мобилизация усилий всех участников педагогического процесса на перевод школы в режим развития.

– Работа с педагогическими кадрами. Цель: включение учителей в педагогический поиск и развитие на основе этого профессионального мастерства и педагогического творчества.

– Организация выполнения программы. Цель: мобилизация усилий всех участников педагогического процесса на перевод школы в режим развития.

– Работа с учащимися. Цель: ознакомление учащихся с новыми направлениями.

– Работа с родителями. Цель: ознакомление родителей с новыми направлениями педагогического поиска, формирование и развитие на этой основе их педагогического сотрудничества со школой.

– Методическое обеспечение. Цель: стимулирование и развитие уровня педагогического мастерства и творчества учителей в условиях развития школы.

– Контроль, анализ и регулирование выполнения программы. Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы школы в режиме развития.

– Финансовое и материально-техническое обеспечение. Цель: развитие и эффективность использования учебно-материальной базы и финансирования школы для достижения целей программы.

Прогнозируя развитие школы, учитывали и тенденции развития России, Москвы, микрорайона (развитие населения, экологии, социальных отношений, национальных отношений, взаимодействие человека со средой, политика, образование).

Пути решения этих проблем, проблем гуманитарного образования в русской школе № 141 мы условно объединили в четыре блока (цикла):

– филологический цикл (русский язык и литература, русская словесность, древние и современные европейские языки);

– историко-социальные дисциплины (отечественная и всеобщая история, человек и общество);

– культурологические дисциплины (история мировой и отечественной культуры, религиоведение, православная культура);

– естественно-математический цикл (модель «Экология и диалектика»).

Коллектив учителей школы № 141 выдвинул в качестве ведущей цели подготовку личности ученика к осмысленной деятельной нравственной жизни в условиях цивилизации XXI века. Чем полнее мы сохраним свою самобытность, творческий патриотизм, деятельную любовь к Отечеству, тем гармоничнее и достойнее будет наше место в мировом сообществе – вот наша помощь всему миру и себе.

Этой цели служит научно-методическая и воспитательная деятельность учебно-педагогического коллектива школы.

Основные направления деятельности следующие:

– формирование нового содержания образования, отвечающего требованиям современности и будущего;

– модернизация учебного процесса;

– приобщение учащихся к цивилизованной традиции, предполагающей единство гуманитарного, естественнонаучного и прикладного знания;

– раскрытие умственных, душевных и физических способностей, восстановление и приумножение душевности и нравственно-духовной силы – основа русской национальной школы, наше историческое призвание;

– создание систематической школы самоусовершенствования;

– установление и укрепление «внешних» связей школы (с родителями, организациями города, с отечественными и зарубежными средними учебными заведениями, вузами Москвы и т.п.).

На первом этапе разработаны программы и введены курсы:

– история русской книги;

– история русской философии;

– выдающиеся люди России;

– русские православные подвижники (X—XX вв.);

– духовное пение;

– звучащее слово Древней Руси;

– народная вышивка;

– резьба по дереву, керамика.

Второй этап экспериментальной работы: 1997–2000 гг.

Углубляя проблему создания русской школы, возникла необходимость обратиться к национальному наследию К. Д. Ушинского для развития в учебно-воспитательном процессе глубинных черт русского национального самосознания:

– идея единения и согласия, гармония народного бытия («лад», «мир»);

– идея Великой русской земли;

– ощущение исторического долга и преемственности поколений (служение отеческой вере, государству (державе), народу);

– идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, долге, верности, духовной крепости и чистоте личных человеческих'помыслов;

– идея духовного служения и стремления к истине («правде-матушке»);

– идея православия как энергии духовного единения, соборности, сострадания, богослужения (служения Высшим ценностям);

– идея «чинности», «слаженности» (русский аналог гармонии) бытия;

– идея святости и почитания святостроителей русской земли и жизнетворчества ее народов;

– всечеловечность (всемирная отзывчивость).

На втором этапе разработаны программы учебных курсов:

– «Гражданское благочестие и Российский закон»;

– «Культура моего народа»;

– «Звучащее русское слово»;

– «Школа русского эпоса»;

– «Русские народные традиции в играх»;

– «Русское народное певческое искусство»;

– «Русское искусство»;

– «Русская словесность»;

– «Опережающее обучение русскому языку»;

– «Моя первая русская история»;

– «Духовное развитие младших школьников»;

– «Культура общения»;

– «Исторические корни русского языка»;

– «Культура Древней Руси, комментарии к древнерусской

литературе»;

– «История математической мысли в России»;

– «Восхождение к истокам».

Учителя используют уже имеющиеся и апробированные в образовательных учреждениях новые учебные программы (математика, информатика), что позволило сохранить разумное соотношение базового и школьного компонентов в образовательном пространстве школы.

Среди программ, нацеливающих учащихся на постепенное ознакомление, ориентирование, практическое усвоение русской культуры: «Гражданское благочестие и Российский закон», «Школа русского эпоса», «Русское народное певческое искусство», «История математической мысли в России», «Опережающее обучение русскому языку», «Звучащее русское слово», «Русская словесность», «Основы понимания русской культуры», «Подвижники благочестия», «Историческая география Московских земель», «Светочи России», «Духовное пение», «Берегите святыню нашу», «Культура Древней Руси», «Необычайное путешествие в Древнюю Русь», «Моя первая русская история», «Русские традиции в играх», «Народная вышивка», «С любовью по Подмосковью».

Усвоение целевого программного материала осуществлялось как за счет часов школьного учебного компонента, так и в процессе развития базового компонента.

Ход эксперимента, итоги работы по целевым программам, результаты тестирования обсуждались на педагогических советах.

Интересно работала творческая группа учителей-словесников Сергеевой С. А., Шульман Н. Н., библиотекаря Муратовой А. С. по теме: «Культура Древней Руси: комментарии к древнерусской литературе». В ней рассматривались темы:

– «Особенности древнерусской культуры. Отражение в древнерусской литературе важнейших вопросов бытия»;

– «Знакомство с «Повестью временных лет». Библейские источники «Повести...»;

— «Повесть временных лет»: раздел земли между сыновьями Ноя. Аналогия со сказочными сюжетами. Роль младшего сына»;

– «Общность русской культуры и культуры Средиземноморья»;

– «Сказание о посещении Руси апостолом Андреем. Христианские апостолы Петр и Павел»;

– «Роль слова и благословения в древней культуре»;

– «Обычай как основа всякой традиционной культуры. Описание обычаев славянских племен в «Повести временных лет»;

– «Рамочные обычаи (связанные с рождением и смертью). Определяющее значение иного мира в древних культурах. Древний обычай как связующее звено между этим и иным миром»;

– «Христианские образы иного мира»;

– «Образы иного мира в сказках (по исследованиям В. Я. Проппа)»;

– «Христианские источники древнерусской литературы. Основные черты русского православия»;

– «Посещение соборов Московского Кремля. Иконы, фрески; факты русской истории»;

– «Связь древнерусской культуры с античностью. Образы иного мира в славянской и древнегреческой мифологии»;

– «Почитание предков как основная традиция в древней культуре. Различное отношение к предкам в язычестве и христианстве: предки по крови и духовные предки»;

— «Праздники, относящиеся к роду, индивиду и истории христианства. Их общность и различия».

Все темы устного народного творчества – народного эпоса ведет народный сказитель-гусляр Лавров Геннадий Иванович.

В 1994/95 учебном году началась подготовка документов для открытия учебно-воспитательного комплекса «Русская школа» (детский сад—школа—лицей—учительская семинария).

Научные координаторы программы: зам. председателя Московского департамента образования Курнешова Л. Е., директор Психологического института РАО Рубцов В. В.

Помимо школы № 141 г. Москвы, имеющей статус экспериментальной площадки «Национальная культурологическая русская школа» (организатор: Погодина Л. Н.), в проекте участвовали экспериментальные классы школы № 1323 г. Москвы (организатор: педагог-психолог школы № 1323 Григорьева Л. С.), детский сад № 2365 (организаторы: заведующая д/с Уткина В. В., методист Писарева А. Е.), Храм Богоявления (организатор: настоятель Храма Богоявления протоиерей Нефедов Г. Н.).

Связи с другими научными и образовательными учреждениями: Московский департамент образования; Московская Патриархия; Российская Академия образования; Московский Государственный университет; Русский международный университет; Институт мировой литературы; Международная Славянская Академия; Русское историческое общество; Отдел национальных школ Министерства образования РФ; НМЦ Департамента образования Москвы; Институт национальных проблем образования; Российская Академия музыки; Институт этнографии; Российская Государственная библиотека.

Результаты работы:

– Концепция учебно-воспитательного комплекса «Русская школа» (апробированный вариант);

– Действующая модель УВК «Русская школа»;

– Пакет учебных программ, расписаний, учебно-методических и справочных материалов для УВК;

– Подготовленные дидактические и печатные материалы, видеоматериалы;

– Система подготовки и переподготовки кадров для моделей типа УВК «Русская школа» (на базе лицейских классов и учительской семинарии).

Краткие характеристики результатов проекта: создана модель современной русской школы, обеспечивающей условия для организации воспитательного процесса на основе духовно-нравственной культуры и традиций русского народа и непрерывный характер образования в системе: «детский сад—школа—лицей– учительская семинария».

Насущная цель комплекса – воспитание нравственной, духовной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять. Отсюда – опора на естественный нравственный закон и признание общественных обязанностей человека и его гражданского, патриотического долга первостепенными по отношению к его личным правам.

Коренной задачей комплекса является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков!), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей» поведения, утверждение вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных, исторически сложившихся формах; приобщение школьников ко всем сферам духовного опыта и образования.

Сверхзадачей обучения и воспитания в русской школе остается целостное гармоническое развитие личности учащегося, т.е. формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.

Отношение к изучению школьных предметов меняется. Каждая дисциплина рассматривается не как цель, а как средство формирования гармонически развитой личности. Вследствие этого изменяется и концепция преподавания дисциплин. Преподавание любого предмета (в идеале) становится средством воспитания личности учащегося, что достигается через понимание значения предмета и на путях заинтересованной, одухотворенной деятельности в сфере названной дисциплины.

Первоочередные технологические задачами в процессе преподавания учебных дисциплин:

1) осознание значения дисциплины в системе культуры (определение культурного значения предмета). Овладение основами наук должно сопровождаться приобретением минимальных сведений об истории их развития;

2) овладение языком предмета и умение мыслить «в русле» его аксиом и закономерностей;

3) овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться в овладении им.

Основным средством решения поставленных задач по-прежнему остается поурочное изучение предметов и наряду с этим расширение и разнообразие внеурочных форм работы с учащимися, предполагающие тесную связь трех воздействующих начал: семьи, школы и общества. Сотрудничество государственного общеобразовательного учреждения и православного учреждения дополнительного образования в формировании единой и непрерывной образовательной программы является перспективной моделью экспериментальной площадки по разработке содержания общего среднего образования в русской школе.

Разработанная концепция предполагает постепенные, поэтапные, долгосрочные изменения ныне действующей педагогической системы.

Врезалось в память посещение нашей школы в апреле 1997 года писателем А. И. Солженицыным. Александр Исаевич глубоко интересовался содержанием учебно-воспитательного процесса, посетил уроки развития речи в 1 классе, русского языка в 9 классе, истории в 10 классе, литературы в 11 классе, затем на пресс-конференции с учащимися и учителями тепло и всесторонне проанализировал нашу работу, позитивно оценил и пожалел, что «таких островков в образовании недостаточно». До сегодняшнего дня я испытываю великую благодарностью к этому удивительному человеку за поддержку и понимание.

В нашем первом сборнике «Русская школа» Вы писали: «Задача создания русской национальной школы не одного дня и года, процесс ее созидания постоянный, саморазвивающийся, многообразный... Работа по воссозданию русской школы может быть только подвижнической и вдохновенной, освященной православной Верой и духовным служением».

Через десять лет после начала разработки модели русской школы мы подвели промежуточные итоги: как претворяются в жизнь идеи, предложения, результаты многочисленных дискуссий, споров на международных конференциях, всероссийских семинарах, Рождественских чтениях, заседаниях Всемирного Русского народного Собора по проблемам развития русской школы.

Непрерывная, систематическая и плодотворная работа велась в Москве и Московской области (школах Раменского района, Подольска, Домодедово, Коломны, Климовска и др.), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Гатчина, Сосновый Бор и др.), Иркутске, Владимире, Брянске, Пскове, Перми, Покрове, Тамбове, Волгограде, Краснодаре, Вятке, Новосибирске, Томске, Твери, Калининграде, Омске, Старом Осколе, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде, Орле, Красноярске, Кисловодске, Абакане, Оренбурге, Уфе, Нижнем Тагиле, Липецке, Смоленске, Великом Новгороде, Белгороде, Вольске, Сыктывкаре, Пятигорске и других городах и областях России, а также в Белоруссии, на Украине, в Азербайджане, Аргентине, Австралии, Канаде. Вот далеко не полный перечень регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, где заинтересованно ведется работа по развитию русской школы.

Несмотря на особенности творческих подходов к проблеме русской школы, все глубоко понимали и понимают, какого ребенка хотим мы воспитать в школе. В. Ю. Троицкий в книге «Пути русской школы» писал: «России нужен человек, одухотворенный идеалами добра и сознательно и активно не принимающий разрушительных идей и способный им противостоять. Становится очевидной необходимость возрождения добрых семейных, национальных, религиозно-этических традиций, основ человеческой нравственности, начиная от почтения к родителям и кончая сознанием глубокой ответственности перед Родиной и органическим восприятием гуманистических обязанностей. Без этого невозможно гармоническое развитие общественное развитие».

Основные направления школьной работы:

а) воспитать качества личности, обеспечивающие максимальную возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях;

б) утвердить основы духовно-гражданского, национального самосознания, патриотического сознания личности, в основе чего лежит знание истории Отечества и патриотическое отношение к ней;

в) заложить на основах духовного опыта учащихся установленный минимум знаний и навыков по каждой из преподаваемых дисциплин;

г) создать предпосылки развития корректного мышления, приобщая к способности триединого осознания действительности (рационального, образно-эмоционального и религиозного).

Перед руководством стояла задача организовать работу на высоком научно-педагогическом уровне. Были определены этапы работы и конкретные задачи каждого этапа:

1 этап (1991-1996 гг.) – Изучение и анализ деятельности педагогов и специалистов, работающих в инновационном режиме. Разработка концепции развития учреждения.

2 этап (1997-2000 гг.) – Изучение и анализ деятельности педагогов и специалистов, работающих в инновационном режиме. Разработка концепции развития учреждения.

3 этап (с 2000 г.) – Разработка общих приоритетных направлений практики содержания образования. Формирование пакета проектов, учебно-методических и справочных материалов.

Были выделены и проанализированы результаты работы по типам.

I тип – научно-педагогический. Работа над новым содержанием: разработан ряд программ, нацеливающих учащихся на постепенное ознакомление, ориентирование, практическое усвоение русской культуры: «Школа русского эпоса», «Русское народное певческое искусство», «История математической мысли в России», «Опережающее обучение русскому языку», «Риторика», «Звучащее слово Древней Руси», «Углубленное изучение русского языка», «Русская словесность», «Основы понимания русской культуры», «Основы православной культуры», «Подвижники благочестия», «Историческая география Московских земель», «Светочи России», «Духовное пение», «Берегите святыню нашу», «Культура Древней Руси», «Вопросы христианской этики», «Литературная гостиная», «Духовно-нравственные проблемы на уроках литературы, истории», «Необычайное путешествие в Древнюю Русь», «Моя первая русская история», «Русские традиции в играх», «Народная вышивка», «С любовью по Подмосковью», «Духовность и нигилизм русской литературы», «Клуб „ «Преображение”», «Русские народные традиции в играх», «Здоровье». Усвоение целевого программного материала осуществляется как за счет часов школьного учебного компонента, так и в процессе развития базового компонента. Осуществляются сбор результатов, выявление проблем, опережающая научная проработка. Составление и издание книг «Русская школа» (издательства «Роман-Газета», «Русское слово»).

II тип – практический. Разработка критериев, диагностики, сравнительного анализа результатов.

В рамках концепции развития разработана образовательная программа, администрацией постоянно осуществлялся контроль, анализ и регулирование ее выполнения.

На втором этапе работы была утверждена правовая база русской школы № 141 (Постановление Правительства Москвы № 653 от 19 августа 1997 года, Приказ Московского комитета образования № 363 от 23 сентября 1997 года).

Казакова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов, работавшая по направлению «Русская народная традиция в играх», говорила:

«Уже десять лет наша школа работает как русская культурологическая школа. Все это время мы старались, используя традиции народной педагогики, опыт виднейших русских просветителей, вырастить своих воспитанников людьми образованными, почитающими наше прошлое и готовыми жить в будущем по высоким морально-этическим принципам.

Одним из способов достижения этой цели в начальной школе является курс «Народные традиции в играх». За эти десять лет стало очевидно, что эта форма работы очень эффективна, так как опирается на один из основных видов деятельности детей этого возраста – игровой. Разучивая старинные игры, дети знакомятся со старыми обрядами, пополняют словарный запас, узнают об особенностях русского быта. Подготовка к народным праздникам пронизывает всю школьную жизнь. На уроках, в группе продленного дня, дома учащиеся собирают нужный материал, читают дополнительную литературу, ходят на экскурсии. Результатов такой большой работы становятся индивидуальные и коллективные проекты, защита которых проходит сначала в школе, а лучших – на окружном конкурсе проектов. Так, при подготовке к празднику «Капустник» родился проект «Русский деревянный дом», занявший II место в окружном конкурсе проектов «Открытие-2003». Призером стал и проект «Москва вчера, сегодня, завтра», явившийся результатов другой интересной работы в начальной школе. Уже девять лет в школе проходит «Конкурс смекалки». Представляя собой серии вопросов и трудовых заданий, эта игра расширяет кругозор, пробуждает творческие способности учащихся, осуществляет связь школы с семьей, воспитывает волю, настойчивость в достижении цели. Работа надо проектом «Москва вчера, сегодня, завтра» длилась целый учебный год, в ней приняли участие ученики всей начальной школы. Проект занял II место в окружном конкурсе «Открытие-2004».

Прошло десять лет с момента, как мы стали работать в русской школе. Появились первые выпускники. Все они выбрали разные жизненные пути, поступив в самые разные вузы, но уже сейчас прекрасно видно, что семена доброты, совестливости, справедливости дали свои всходы в их душах. Как хочется, чтобы, став взрослыми, они сумели сохранить и передать своим детям то хорошее, что в них уже есть».

Никитина Елена Вениаминовна и Котлярова Людмила Николаевна отвечали за направление «Опережающее обучение русскому языку в начальных классах»:

«В течение десяти лет работы по этой программе было три выпуска учащихся. Все успешно учились, закончили среднюю школу, поступили в вузы.

Русский язык служит основанием для развития духовно-нравственных, умственных и социальных качеств личности. Совершенствуя авторскую программу «Опережающее обучение русскому языку», мы одновременно продумали и программы «Развитие речи учащихся» и «Культура общения в окружающем мире». Работа по этим программам проходит успешно, развивается устная и письменная речь учащихся, орфографическая и смысловая зоркость.

Наши программы неразрывно связаны с духовно-нравственных воспитанием учащихся. Дети узнают о народных традициях, об устном народном творчестве, о народных приметах, изучают историю нашей Родины. Формирование личности ребенка продолжается и во время подготовки и проведения разработанных нами праздников «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица», «Праздник Пасхи», литературно-музыкальной композиции «Живая Русь», музыкально-литературных гостиных «Мой Пушкин», «Есть в осени первоначальной...».

В течение десяти лет мы принимали участие во всех семинарах, проходящих на базе нашей школы. 29 января 1997 года: семинар директоров национальных школ, 29 марта 2000 года: Межрегиональная конференция «Школа грядущего: духовно-нравственный контекст». Проводились открытые уроки. На одном из таких уроков в первом классе 18 апреля 1997 года присутствовал писатель А. И. Солженицын. Он посетил и несколько уроков в старших классах, и выступая потом перед старшими классами, подводя итоги встречи, он сказал: «Счастье ваше, что вы в эту школу попали. Эта школа, она дает как бы добавочную ограду, защищает вас от лживого облучения и показывает вам совсем другой мир. Эта школа позволяет вам понять правильный путь, правильный дух, который вы должны сохранить».

Мы видим и ценим результаты, выраженные в детских творческих работах, контрольных работах, тестах, решаем задачи преемственности. Анализ контрольных работ показал, что результаты наших детей выше, чем в классах, работающих по обычной программе. Но самое главное – это шаг в духовно-нравственном становлении наших учеников».

Тихонова Любовь Алексеевна, учитель музыки и мировой художественной культуры (МХК), отмечала:

«В программе по музыке, по которой я работаю в настоящий момент, отводится очень большое место музыке русского народа и русских композиторов, поэтому, начиная с 1 класса, мы с детьми учимся не только исполнять русские народные песни, но и знакомимся с русскими народными праздниками и обрядами, что позволяет нам разыгрывать целые музыкальные сценки из жизни русского народа. Много внимания я уделяю знакомству ребят с инструментами, которые входят в состав оркестра русских народных инструментов, и не ограничиваюсь только рассказом о них. Мы учимся играть на рожках, гуслях, трещотках, бубнах. И каким счастьем и восторгом светятся глаза ребенка, которому дали в руки не игрушку, а настоящий музыкальный инструмент, причем не просто подержать, но, подыгрывая, позволили ощутить себя настоящим музыкантом.

В классах постарше мы учимся не только исполнению русских народных песен и игре на различных музыкальных инструментах, но также мы учимся и слушать, анализировать то или иное музыкальное произведение. Мы с ребятами слушаем и исполняем самую разнообразную по жанрам музыку: лирические, обрядовые, свадебные песни сменяются трудовыми, шуточными, календарными. В этом учебном году знакомство с характерными особенностями русских народных частушек привело к неожиданному творческому всплеску у учеников: они сочинили огромное количество частушек на школьную тему и не только.

Знания по русской культуре, полученные на уроках музыки и МХК, помогают ребятам при проведении самых разнообразных внеклассных мероприятий (например, «Обряд колядования» с исполнением святочных колядок, праздник Масленицы с исполнением масленичных частушек и так далее). В 2004 году наши ученики приняли участие в конкурсе, посвященном 175-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Учащиеся нашей школы не только блестяще защитили рефераты на такие темы, как образ «Образ Л. Н. Толстого в живописи», «Костюм эпохи Л. Н. Толстого», но и были награждены почетными грамотами и дипломами Института языкознания им. Л. Н. Толстого. Творческие возможности ребят разного возраста (с 5 по 11 класс) очень ярко проявились во время проведения театрального конкурса «Литературные герои на школьной сцене». Знание литературы, музыки и культуры русского народа помогает ребятам создавать неповторимые образы на сцене».

Педагогический коллектив школы № 141 ясно представлял, что назначение школы не ограничивается простым научением грамоте, расширением умственного кругозора детей и подготовкой нужных для общества людей. Из школы должны выходить в полной мере культурные люди, вынесшие в себе интерес к творчеству, реальной практической работе и по-настоящему просвещенные в сердце. Это потребовало создания и реализации специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление детей к наличным формам бытия, не подгонку под определенный стандарт, а целенаправленное социальное созревание как неповторимой человеческой индивидуальности. Основными принципами воспитательной работы стали следующие.

1. Неразрывность воспитания и обучения. Формирование цельной личности человека, для которой главными ценностями являются традиционные российские духовно-нравственные основы и разум. Под этим понимается сердечная созерцательность, внутреннее делание и нравственная ответственность, не отвергающие, но предполагающие активное общественное служение. Оно заключается в научном и практическом познании мира и человека, необходимом для правильных, достойных и компетентных действий и устройства семейных, трудовых, социальных отношений на малой родине каждого и, в общем, великом Отечестве.

2. Национальная русская духовно-нравственная ориентация воспитания и обучения. Русская национальная культура во всех своих проявлениях неразрывно связана с православной духовной культурой, как Вселенской, но живущей в конкретных традициях национальных культур. Поэтому плодотворное освоение и развитие российской национальной культуры и образа жизни связано с освоением православной духовной культуры. Она приносит глубокое содержательное понимание философской, научной, художественной, исторической, государственно-правовой, экологической и религиозной мысли Античности, Средневековья, Нового времени, что создает действительную образованность.

Работа по духовно-нравственному воспитанию и обучению была бы невозможна без постоянных поступлений в школьную библиотеку разнообразной тематической литературы. Только в 2004 году в библиотеку поступили:

– православная энциклопедия (многотомное издание);

– библиотека отечественной классики в 100 томах;

– история русской церкви: многотомное издание;

– жизнеописания, факты, гипотезы, портреты и документы в 30 книгах «Российские судьбы»;

– сборник «Москва православная»;

– серия книги «Патриоты Москвы и России»;

– обширный материал по москвоведению;

– учебные пособия «Уроки добротолюбия» и «Основы православной культуры».

Одним из направлений воспитательной работы является деятельность школьного историко-краеведческого туристического клуба «Преображение». Работа клуба проходит в экспедициях, туристических походах, экскурсиях по разным городам: в Санкт-Петербург, Петергоф, Изборск, Крым с Херсонесом, Углич, Киев, Псков, Кострому, Владимир и др. В этих экспедициях формируются духовно-нравственные ценности, традиционные для русского народа:

– благоговейное отношение к родной земле, природе, людям, языку, памятникам отечественной истории и культуры;

– осознание понятия Святыни, гражданственности, патриотизма, как ответственности за родную землю, посредством диалога с живой историей родного края;

– ощущение собственной причастности к ряду поколений, населявших родную землю.

Также в экспедициях достигаются конкретные практические результаты, например, результатами экспедиции в Углич стали:

– документальный фильм «История Углича глазами потомков»;

– две топографические карты местности, ставшей предметом исследования экспедиции;

– собрание очерков по истории края;

– летопись экспедиции.

Клуб «Преображение» получил соответствующую оценку органов образования:

– I место в окружном конкурсе ученических краеведческих исследований в 2003 году;

– I место в конкурсе «Таланты Московии» в номинации «Самый туристский класс» в 2004 году;

– участникам клуба выданы многочисленные персональные дипломы и грамоты.

Все десять лет мы сотрудничали с удивительными людьми – учеными, заслуженными деятелями искусства и культуры, духовными лицами, которые по велению души и сердца пришли в нашу школу и работали с нами все эти годы. Дадим им слово.

Жестков (Лавров) Геннадий Иванович, народный сказитель России:

«Я проработал в русской школе № 141 более 10 лет, считая, что занимаюсь самой полезной работой в своей жизни. Регулярные уроки и руководство кружком «Звучащее слово Древней Руси» подсказали мне множество интересных тем, так необходимых в школе. Помимо уроков, я провел множество бесед, диспутов, концертов, записывался в студиях, тиражировал диски и кассеты, много работал над полезными для школы сценариями. Все это стало целью моей жизни, и все это сделано для русской школы № 141. Мною выполнены для тиражирования следующие мастер-диски:

– Предания Старины глубокой: былины, песни, сказания русского народа;

– Словеса Златые: духовные песнопения (стихи), псалмы Давидовы;

– Куликовская битва: по материалам летописей и по благословлению Старца Кирилла;

– Сказание о древнем храме: о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старосимоновом монастыре».

Десятников Владимир Александрович, заслуженный деятель искусств России:

«За годы работы в 141 школе я написал и опубликовал 14 книг, альбомов, путеводителей и более 150 статей, очерков, эссе в газетах, журналах, на радио и телевидении в России и зарубежье. Мои основные книги:

– Иоанн Кронштадтский. М., «Патриот», 1992;

– Берегите святыню нашу. М., «Старожил Москвы», 1993.

– Подвижники. М., «Просвещение», 1993.

– Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. М., «Новатор», 1996.

– С Крестом и без Креста (в 2-х тт.). М., «Новатор», 1997.

– Дневник Русского. Ж. «Молодая гвардия». 1999, № 7/8; 2000, № 11/12.

– Преподобный Сергий Радонежский. М., «Олма-Пресс», 2002.

– Николай Чудотворец. М., «Олма-Пресс», 2002.

– Блистательный Санкт-Петербург. 1703-1917. М., «Олма-Пресс», 2003.

Мною создано общество «Паломник», и совместно с учениками и учителями 141 школы я совершил паломничества в Троице-Сергиеву Лавру, Радонеж, Хотьковский монастырь, Оптину пустынь, Шамординский монастырь, Калужскую Тихонову пустынь, Иоанно-Богословский монастырь в Рязанской области, Дивеево, Бородино и другие святые места России.

Регулярно провожу занятия по теме «Берегите святыню нашу!». Мной создана «Галерея Владимира Десятникова» и организована постоянная экспозиция в школе № 141. Провел выставки Галереи в Великобритании, Швейцарии, Германии, на Кипре и во многих городах России (Сергиев Посад, Ярославль, Краснодар, Оренбург и др.). Принимал участие в проводимых Русской Православной Церковью ежегодных Рождественских и Глинских педагогических чтениях. Выезжал в командировки и принимал участие в научно-практических педагогических конференциях в Нижнем Новгороде, Смоленске, Коломне, Сергиевом Посаде, Раменском, Калининграде».

Кусов Владимир Святославович, доктор географических наук, профессор МГУ.

«Имея многолетний опыт экспедиционных работ и выполняя, как преподаватель университета, научные исследования в области истории отечественной картографии, в 1994 году я создал факультатив «Историческая география Московских земель», объединив эти два направления на доступном для старшеклассников уровне. В основном занятия проходят на открытом воздухе в виде пеших экскурсий (5-8 км) по замечательным уголкам Москвы, знакомству с ее уникальными историко-культурными памятниками. На этих занятиях широко используются и памятники отечественной картографии – копии старых карт Москвы. На некоторых маршрутах выполняются и отдельные геодезические измерения – с помощью компаса, шагомера, барометра-высотомера и т. п.

Последние 2-3 года такие экскурсии становятся иногда существенно протяженнее в связи с возможностью получения школьных автобусов. В результате старшеклассники знакомятся не только с памятниками Москвы и ближайшего Подмосковья, но иногда удается посетить и «пограничные» районы Московской области, например, Нарофоминск-Боровск.

Содержание и выбор направлений многих экскурсий удается приурочить к значимым юбилейным датам: 60-летию разгрома немецких войск под Москвой, 200-летию А. С. Пушкина, 300-летию выхода первой русской газеты и пр. В зимний период факультативные занятия в основном проходят в виде обычных уроков, но с широким использованием диапозитивов.

Во время работы в школе мною выпущено несколько работ, в том числе «Памятники отечественной картографии», «Земли Московской губернии в XVIII веке» в 2-х томах, а работа «История познания земель Российских», вышедшая в 2002 году в издательстве «Просвещение» под рубрикой «Книга для учителя», на XV Московской международной книжной выставке-ярмарке признана лучшей книгой года по номинации «Отпечатано в России».

Окидывая взором проблему развития русской школы, мы видим, какое количество людей делали наше общее дело. Хочется процитировать слова писательницы Стрелковой И. И.: «Окрепло русское культурное сопротивление, формально неорганизованное, но действующее по всей России».

Г. К. Селевко в т. 2 «Энциклопедии образовательных технологий» писал о нашей школе: «Третье направление – построение русской школы, обращенной в будущее, основывающейся на формировании у молодежи современного отношения к культурному развитию как фактору развития России. Национальная школа – это в первую очередь просто хорошая система образования. Стремление же гипертрофировать национальное содержание, по мнению сторонников этого направления, неизбежно ограничивает общее образование (Л. Н. Погодина)».

В 2005 году мне пришлось оставить работу директора русской школы № 141 и перейти работать методистом по духовно-нравственному воспитанию в центр образования № 1477. Ко мне обращается все больше людей с вопросом: с чего начать работу по духовно-нравственному воспитанию? Я убеждена: если человек сам духовно не прочувствует необходимость прочтения Библии, Святого Евангелия, избранных творений святых отцов, тогда он не сумеет работать в этом направлении. Очень помогает книга С. Ю. Дивногорцевой «Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры», учебное пособие И. В. Кошминой «Основы русской православной культуры», комплекс методических разработок Л. В. Суровой «Мироведение».Неоценимую помощь в духовно-нравственном воспитании оказывают: журнал «Духовно-нравственное воспитание» (главный редактор А. П. Фурсов), в котором можно найти бесценный опыт православной педагогической мудрости, книга Т. А. Мельниковой «Уроки нравственности на основе православного учения», серия Д. Г. Левчук и О. М. Потаповской «Духовно-нравственное воспитание – системный подход», публикации авторов Л. Л. Шевченко, Р. В. Янушкявичус, О. Л. Янушкявичене, А. Бородиной, В. М. Меньшикова.

В настоящее время концептуальной и методической основой для разработки и реализации в школе собственной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является федеральный государственный стандарт второго поколения, впервые в истории послереволюционной России выделивший духовно-нравственное воспитание детей как национальный приоритет. Конечно, есть трудности и противоречия. Однако наработанный двадцатилетний опыт русской школы гармонично обогащает те направления обучения, воспитания и развития, которые сегодня звучат уже на уровне стандарта. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания, провозглашенные более двадцати лет назад и развивавшиеся в рамках концепции русской школы, теперь предполагаются к реализации в школах России.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру