Леонтий, епископ Ростовский

ЛЕОНТИЙ, епископ Ростовский (ранее 1051? — первая половина 1070-х гг.?), почитаемый русский святой.

Хотя Леонтий и не был первым ростовским епископом, именно его по праву считают подлинным просветителем Ростовского края. Дело в том, что его предшественники, епископы Феодор и Иларион, «не терпяще досаженья людии» (по словам авторов Жития св. Леонтия), вынуждены были покинуть ростовскую кафедру.

Биографические сведения о Леонтии крайне скудны и противоречивы. Судя по прямому указанию епископа Владимиро-Суздальского Симона, одного из авторов Киево-Печерского патерика, Леонтий был постриженником киевского Печерского монастыря. Однако в Житии св. Леонтия (составлено в 60-е гг. XII в.) сообщается, что святой родился и был воспитан в Царьграде (Константинополе), откуда и попал на ростовскую кафедру. Исследователи, как правило, отдают предпочтение показаниям Патерика, справедливо подозревая авторов Жития св. Леонтия в тенденциозном стремлении увязать начало христианской проповеди в Ростово-Суздальской земле непосредственно с Константинополем, минуя Киев.

Когда именно Леонтий был поставлен на ростовскую кафедру, неизвестно. Епископ Симон в своем послании иноку Поликарпу (из Киево-Печерского патерика) называет его первым среди епископов, вышедших из стен Печерской обители: «се бысть первый престолникь…»; имя Леонтия предшествует здесь имени митрополита Илариона, который — по версии Симона — был пострижен преп. Антонием, основателем Печерского монастыря. Если принимать это известие как достоверное, то поставление Леонтия следует отнести ко времени ранее 1051 г. (год поставления Илариона на киевскую митрополию). В таком случае поставление могло быть совершено в Константинополе (в отсутствие митрополита в Киеве), и именно этим может объясняться известие Жития о происхождении святителя из Царьграда. По-другому начало святительства Леонтия относят к 60-м или даже 70-м гг. XI в.

Житие сообщает, что Леонтий, помимо русского языка, «добре умеяше» мерянский язык (меря — финно-угорское племя, жившее на территории Ростовского края). Очевидно, он выучил его специально, готовясь к пастырскому служению в Ростове. Кроме того, Леонтий, по словам авторов Жития, «книгам русьским и гречьским велми хитръсловесен сказатель».

Рассказ Жития о проповеди Леонтия в Ростовской земле и о крещении им местных ростовских язычников, к сожалению, небогат конкретными фактами и изобилует т. н. «общими местами». Известно, что в своей проповеди святитель столкнулся с немалыми трудностями, так что язычники порывались изгнать и даже убить его и только чудо, совершенное им, заставило их принять крещение. Позднейшие редакции Жития содержат дополнительные подробности, однако степень их достоверности неизвестна. Так, сообщается, что жители Ростова «изгнаша его вон из града» и святитель обосновался вне города, где «близ потока, нарицаемого Брутовщина», поставил небольшую церковь во имя Михаила Архангела.

По словам авторов Жития, Леонтий, совершив многие достойные памяти чудеса, с миром отошел к Господу. Однако епископ Симон сообщает в Киево-Печерском патерике о мученической кончине святого: «его же невернии много мучивше, бивше (убивше. — А. К.), и се третий гражданинь бысть Рускаго мира с онема варягома (варягами-мучениками, отцом и сыном, принявшими мученическую смерть в 983 г. — А. К.) венчася от Христа, его же ради пострада». Полагают, что Леонтий погиб во время антихристианского языческого восстания, охватившего Северо-Восточную Русь около 1074 г. (в летописи о нем рассказывается под 1071 г.). Во всяком случае, его кончина может быть отнесена ко времени не позднее 1077 г., поскольку под этим годом в источниках сообщается о поставлении нового ростовского епископа — Исаии.

В современной историографии распространено мнение, согласно которому Леонтий был первым ростовским епископом. Основанием для этого служат процитированные выше слова епископа Симона о Леонтии как о «первом престолнике» (т. е. первом епископе Ростовском?), а также тот факт, что в статье 1231 г. Лаврентьевской летописи список ростовских епископов начинается с Леонтия, Исаии и Нестора. Однако оба эти аргумента уязвимы. Слова епископа Симона в контексте его послания Поликарпу означают, что Леонтий явился первым епископом среди постриженников киевского Печерского монастыря; отсутствие же имен предшественников Леонтия Феодора и Илариона в статье 1231 г. может объясняться тем, что оба они покинули свою кафедру.

Епископ Леонтий был похоронен в Ростове, в деревянном Успенском соборе, который сгорел в 1160 г. При возведения в Ростове нового каменного Успенского собора (1162 или 1164 г.) были обретены его мощи, оказавшиеся нетленными; тогда же их переложили в новый каменный саркофаг, специально присланный из Владимира князем Андреем Юрьевичем Боголюбским (1157—1174). Уже вскоре после этого начинается широкое прославление святителя Леонтия Ростовского во всей Северо-Восточной Руси, а затем и в других русских землях и даже за пределами Руси. В 1190 г. (по другим сведениям, в 1194), при ростовском епископе Иоанне, было установлено церковное празднование святителю Леонтию 23 мая, в день обретения мощей; этот праздник отмечается Русской Православной Церковью и поныне.

25 февраля 1231 г. состоялось новое торжественное перенесение мощей святителя Леонтия: из церкви Св. Иоанна на епископском дворе (здесь они, по-видимому, пребывали со времени разрушения построенного при Андрее Боголюбском собора в 1204 г.) в новый Успенский собор, отстроенный при князе Константине Всеволодовиче (ростовский князь с 1208; † 1218) и его сыне св. Васильке Константиновиче (1218—1238). Мощи святителя Леонтия пребывают в нише в южной стене собора, в приделе Св. Леонтия, в богато украшенной серебряной раке, устроенной в 1800 г. по повелению императора Павла I. Здесь же хранилась крещатая фелонь, будто бы принадлежавшая святителю Леонтию.

Источники и литература:

Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М., 1997. С. 457, 458, 512; Титов А. А. Житие св. Леонтия, епископа Ростовского. М., 1893; Сказание о Леонтии Ростовском // Древнерусские предания. С. 125—129 (подг. текста и перев. Г. Ю. Филипповского); Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. Киев, 1930. С. 102.

Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в. // Византийский временник. Т. 23. М., 1963. С. 23—46; Семенченко Г. В. Древнейшие редакции Жития Леонтия Ростовского // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы. Т. 42. Л., 1989. С. 250—254.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру