14.12.2012

Кукша

КУКША (Купша), иеромонах киевского Печерского монастыря, проповедник; возможно, основатель или игумен киевского Купшина (Кукшина) монастыря.

В Киево-Печерском патерике сохранился краткий рассказ «О святом священномученике Кукше и о Пимене Постнике» (Слово 18-е по Кассиановской 2-й редакции памятника), принадлежащий перу Симона, епископа Владимиро-Суздальского. Согласно этому памятнику, преп. Кукша (его христианское имя не обозначено) проповедовал христианство среди язычников-вятичей и по совершении многочисленных чудес принял от них мученическую смерть: «…его же вси сведають, како бесы прогна, и вятичи крьсти, и дождь съ небеси съведе, и озеро исъсуши, и многа чюдеса сътворивь, и по многых муках усеченъ бысть съ учеником своим». Это произошло не позднее первой половины (а скорее даже в первой четверти) XII в.

Имя ученика Кукши в большинстве редакций Патерика не обозначено. В церковной историографии его обычно именуют Никоном. Однако появление этого имени, по-видимому, основано на недоразумении. Дело в том, что в древнейшем Берсеневском списке, а также в ряде других списков Арсеньевской редакции Киево-Печерского патерика Слово епископа Симона озаглавлено иначе, чем в других: «О Купши и о Никоне», хотя текст самого памятника в основном совпадает с тем, что имеется в других редакциях, то есть рассказывает о Кукше (Купше) и Пимене. Имя же Никона стоит в заглавии предыдущего Слова епископа Симона — «О Никоне черноризце» (Никоне Сухом). Вероятно, в заголовок Слова о Кукше имя Никон попало случайно, из-за ошибки писца.

Известно также, что в один день с Кукшей и его учеником преставился еще один печерский старец — Пимен Постник, чудесным образом провидевший и свою кончину, и кончину проповедника. По словам Патерика, встав «посреде церкви», Пимен «велегласно рекъ: “Брать нашь Кукша противу свету (т. е. на рассвете) убиенъ бысть”. И то рекъ, преставися въ единь часъ с тема святыма».

Арсениевская редакция Киево-Печерского патерика, в том числе и древнейший Берсеневский список 1406 г., по-другому называет имя инока Кукши — Купша (что, между прочим, может быть сокращением от имени Киприан, в русском произношении Куприян). Это дало основание исследователям предположить, что Кукша (Купша), возможно, был основателем или игуменом киевского Купшина монастыря, существовавшего в Киеве (на Сетомли) в княжение князя Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125). Заметим, что в одном из списков Проложного сказания о перенесении на Русь перста св. Иоанна Крестителя этот монастырь назван Кукшиным.

В позднейшей церковной историографии Кукша именуется «апостолом вятичей». Где именно он принял смерть, остается неизвестным. В XIX в. полагали, что это произошло где-то поблизости от Брянска; по-другому его кончину связывают с окрестностями Мценска на реке Зуше (в 80-е гг. XX в. здесь в лесном овраге неподалеку от деревни Карандаково был освящен так называемый “Страдальческий колодец”, ископанный будто бы самим Кукшей). Современные исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика также город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области). Но и для этого, как представляется, оснований недостаточно.

Также остается неизвестным и то, когда мощи священномученика были перенесены из Вятичской земли в Печерский монастырь. Ныне они почивают в Ближней, или Антониевой, пещере Киево-Печерского монастыря.

Преп. Кукша причтен Церковью к лику святых. Его церковная память празднуется 27 августа (вместе с памятью преп. Пимена Постника), а также 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, 20 сентября — в Соборе Брянских святых, 10 июня — в Соборе Рязанских святых, и 22 сентября — в Соборе Тульских святых.

Источники и литература:

Патерик Киево-Печерского монастыря / Подг. к изданию Д. И. Абрамович. СПб., 1911 (Арсениевская редакция Патерика).

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4. СПб., 1997. С. 372—373 (Кассиановская Вторая редакция Патерика).

Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII — первой трети XV вв. М., 2009. С. 340—341 (проложное сказание о перенесении креста св. Иоанна Крестителя).

Карпов А. Ю. Преп. Кукша — просветитель вятичей. М., 2001.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру