Кирик Новгородец

КИРИК, древнерусский ученый, иеромонах новгородского Рождество-Богородицкого Антониева монастыря, книжник (первая половина XII в.).

Биографические сведения о новгородце Кирике содержатся в двух принадлежащих ему сочинениях: «Учении, им же ведати человеку числа всех лет», с автобиографической припиской в конце; и «Вопрошании Кириковом, еже въпраша епископа Новгородского Нифонта и инех».

Первое из этих сочинений было написано Кириком в 1136 г. (между 19 июля и 1 сентября) в возрасте 26 лет (отсюда следует, что родился он в 1110 г.). В то время Кирик был иеродиаконом новгородского Антониева монастыря и доместиком (регентом, руководителем хора) монастырской церкви Пресв. Богородицы. Исследователи расценивают «Учение о числах» Кирика как первый русский научный математический и астрономический (календарно-хронологический) трактат, знакомящий читателя с известными автору способами счета лет, месяцев, дней и часов. При этом Кирик дает теоретические основы календарного счета, проводит сложные для того времени математические вычисления, оперируя суммами в пределах десятков миллионов, дробями порядка 1/57 и т. д.

Помимо «Учения», Кирик, вероятно, был автором краткого перечня ветхозаветных и новозаветных событий с точным расчетом лет до Крещения Руси и до «исполнения седьмой тысячи» (т. е. конца света), составленного также в 1136 г. (этот перечень предшествует в отдельных рукописях «Учению о числах»). Источником для обоих сочинений Кирика послужили т. н. «семитысячники» — краткие хронологические статьи, рассчитывавшие число лет, месяцев, дней и т. п. в семи тысячах лет, составляющих человеческую историю, которые получили распространение в древнерусской книжности к этому времени.

Впоследствии Кирик был рукоположен в священники и оказался в ближайшем окружении архиепископа Нифонта (1131—1156). Об этом можно судить на основании еще одного его сочинения, представляющего собой запись ответов на вопросы канонического содержания, с которыми Кирик обращался к Нифонту и другим авторитетным духовным лицам (в том числе киевскому митрополиту Клименту Смолятичу, будущему новгородскому епископу, а тогда игумену Аркадию и др.). Вопросы Кирика отличаются чрезвычайным разнообразием и затрагивают главным образом бытовую сторону жизни новгородцев и особенности повседневной практики священника-духовника (в его случае иеромонаха). При этом Кирик обнаруживает начитанность в литературе разного рода (в том числе и т. н. отреченной, апокрифической) и, как и в случае с «Учением о числах», проявляет интерес к чисто познавательной информации, не имеющей непосредственного практического применения. («Се же напсахъ не яко творити все то, нъ разума ради», — сообщает он в одном из своих «вопрошаний».)

По-видимому, Кирик записывал свои вопросы в своеобразной дневниковой форме — по мере того, как получал на них ответы. Судя по участию в его беседах с архиепископом Нифонтом киевского митрополита Климента Смолятича (так и не признанного Нифонтом), он сопровождал новгородского владыку в его поездке в Киев в 1149 г., когда Нифонт оказался в заточении по воле митрополита и киевского князя Изяслава Мстиславича († 1154). В литературе было высказано предположение, согласно которому работа над составлением «Вопрошаний» была завершена уже после кончины Нифонта (21 апреля 1156), когда епископскую кафедру занял один из собеседников Кирика Аркадий.

Год кончины самого Кирика неизвестен. В беседах с Нифонтом он жаловался на свое слабое здоровье («худъ есмь и боленъ») и советовался с владыкой, когда ему лучше принять схиму (высшую степень монашества): ныне или же к старости. Успел ли Кирик осуществить свое намерение, неизвестно.

А. А. Шахматов высказал предположение, согласно которому Кирик является автором двух статей Новгородской Первой летописи: под 1136 и 1137 гг., однако современные исследователи склонны отвергать такую возможность.

Источники и литература

«Наставление, как человеку познать счисление лет» Кирика Новгородца // Историко-математические исследования. Вып. 6. М., 1953. С. 173—212 (фотовоспроизведение текста; прим. В. П. Зубова; перев. В. П. Зубова и Т. И. Коншиной);

Русская историческая библиотека: Т. 6. Изд. 2-е. СПб., 1908: Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Стб. 21—51 («Вопрошание»);

Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. Тексты и заметки. М., 1912. С. 1—27 (особая редакция «Вопрошания»), 257—281 (исслед.).

Мильков В. В., Симонов Р. А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты. Вып. 7. М., 2011.

Смирнов С. И. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 104—132;

Мурьянов М. Ф. О космологии Кирика Новгородца // Вопросы истории астрономии. Сб. 3. М., 1974;

Симонов Р. А. Кирик Новгородец — ученый XII в. М., 1980;

Турилов А. А. О датировке и месте создания календарно-математических текстов — «семитысячников» // Естественно-научные представления Древней Руси. М., 1988. С. 27—38.

Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX в. и их отражение в памятниках славяно-русской письменности («Летописец вскоре» константинопольского патриарха Никифора) // Православный палестинский сборник. Вып. 97 (34). СПб., 1998.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру