Иоанн, игумен Печерский

ИОАНН, игумен киевского Печерского монастыря (1088 — не позднее 1108).

Впервые как инок Печерского монастыря упоминается в рассказе Киево-Печерского патерика об изгнании бесов из преп. Никиты, будущего епископа Новгородского (после июня—июля 1078). Игуменом стал в 1088 г., после кончины преп. Никона.

Уже в первый год игуменства Иоанна, 14 августа 1089 г., была освящена «Великая» Печерская церковь Успения Пресв. Богородицы, завершенная строительством еще в 1077 г. Отмечая слишком длительный срок, прошедший между завершением строительства церкви и ее освящением, исследователи предполагают, что игумену Иоанну удалось преодолеть некий конфликт, существовавший между монастырем и официальными церковными властями при его предшественнике Никоне. Во всяком случае, в торжественном освящении церкви, помимо самого игумена Иоанна, приняли участие митрополит Иоанн II, епископы Лука Белгородский, Исаия Ростовский, Иоанн Черниговский и Антоний Юрьевский.

14 августа 1091 г. по инициативе игумена Иоанна состоялось обретение и перенесение из пещеры в Успенскую церковь мощей преп. Феодосия Печерского († 1074). Яркий рассказ об этом событии со слов его непосредственного участника сохранился в соответствующей статье «Повести временных лет». В торжественной церемонии перенесения мощей, помимо игумена, приняли участие епископы Ефрем Переяславский, Стефан Владимиро-Волынский, Иоанн Черниговский, Марин Юрьевский, Антоний «Поросский» (?), а также «игумени от всехъ манастыревъ с черноризци». «[И] праздноваша светло въ тъ день», — отмечает летописец. Спустя два дня, 16 августа, в той же Успенской церкви, «противу гробу Феодосьеву», была похоронена супруга киевского тысяцкого Яня Вышатича Мария, духовная дочь игумена Феодосия.

Из Киево-Печерского патерика известно также о создании игуменом Иоанном придела во имя Св. Иоанна Предтечи в «Великой» Печерской церкви, построенного на деньги, пожертвованные Захарией, сыном давно почившего печерского инока Иоанна.

Судя по рассказам Киево-Печерского патерика, игумена Иоанна связывали добросердечные отношения с киевским князем Всеволодом Ярославичем (1078—1093) и его сыном Владимиром Всеволодовичем Мономахом. Так, когда Владимир Мономах, княживший тогда в Чернигове, тяжело заболел, он прислал за помощью к игумену Иоанну и тот упросил известного своим искусством врачевания инока Агапита отослать князю лекарство. По исцелении Владимир лично посетил монастырь, желая вознаградить инока, но поскольку тот отказался от награды, «принесенное ему злато дасть игумену». Очень вероятно, что Иоанн в числе не названных по именам игуменов присутствовал при погребении в киевском Софийском соборе князя Всеволода Ярославича 14 апреля 1093 г., а возможно, и его сына Ростислава, утонувшего при переправе через р. Стугну 27 мая того же года.

Ситуация изменилась после вокняжения в Киеве двоюродного брата Мономаха князя Святополка Изяславича (24 апреля 1093). В Киево-Печерском патерике сохранились следы решительного осуждения Святополка, особенно в первые годы его пребывания в Киеве: «Много насилиа людемъ сътвори Святополкъ, домы бо силных до основаниа без вины искоренивъ и имениа многым отъемъ». В принадлежащем перу печерского инока Поликарпа Слове о Прохоре Лебеднике (из Патерика), откуда извлечена эта фраза, рассказывается о том, что Иоанн «обличаше» князя «несытьства ради, богатьства и насилиа ради». В ответ Святополк заточил игумена в г. Турове. Когда это произошло, точно неизвестно, но известно, что Иоанн был освобожден лишь в 1098 г., после того, как против Святополка выступил князь Владимир Всеволодович Мономах, разгневанный злодейским ослеплением Святополком и его двоюродным братом Давыдом Игоревичем теребовльского князя Василька Ростиславича (5 ноября 1097). Убоявшись «въстаниа на ся», Святополк «скоро възврати съ честью игумена в Печерьскый манастырь». Между тем около того же 1098 г. (после июля 1096 — ранее лета 1099) сын Святополка Мстислав схватил двух печерских иноков Феодора и Василия; после жестоких истязаний оба погибли. В 1099 г. самим Святополком был ограблен печерский инок Прохор.

Вскоре после этих событий происходит примирение Иоанна со Святополком: князь «шед въ манастырь къ игумену Иоанну, покаася къ нему». Патерик объясняет смирение Святополка благотворным влиянием инока Прохора: князь «великую любовь нача имети къ Святеи Богородици… черноризца же Прохора оттоле велми чтяше и блажаше». Летопись же сообщает о «великой любви» князя к Печерской обители в статье под 1107 г.: «Такъ бо обычаи имеяше Святополкъ: коли идяше на воину или инамо, ноли поклонивъся у гроба Феодось[е]ва и молитву вземъ у игумена ту сущаго, тоже идяше на путь свои».

Возможно, в 1101 г. игумен Иоанн в числе других не названных по именам игуменов просил вместе с митрополитом Николаем князя Святополка Изяславича освободить захваченного в плен берестейского князя Ярослава Ярополковича: «и умолиша Святополка… и сняша с него оковы, и пустиша и».

Год кончины игумена Иоанна неизвестен. Во всяком случае, это произошло не позднее 1108 г, так как под этим годом летопись называет имя уже нового печерского игумена Феоктиста. (В «Описании Киево-Печерской лавры» митр. Евгения (Болховитинова) назван 1103 г.; откуда заимствована эта дата, неизвестно.)

В литературе получила распространение гипотеза, согласно которой Иоанн является автором т. н. «Начального свода» — гипотетической летописи, составленной в Киево-Печерском монастыре и непосредственно предшествующей «Повести временных лет». Мнение это, однако, как представляется, не имеет достаточных оснований.

Мощи игумена Иоанна почивают в Ближних, или Антониевых, пещерах. Отдельного дня его памяти нет. Церковная память преп. Иоанна празднуется 28 сентября — в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста — в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Источники

Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись; Т. 2: Ипатьевская летопись.

Патерик Киевского Печерского монастыря.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру