Красная Гиперборея: Курс лекций по истории XX века

Часть 3. Сверхдержава: достижения и проблемы. Лекция 8

Лекция 8. ПЕРВЫЙ КРИЗИС СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ: 1953—1964

БОРЬБА ЗА “СТАЛИНСКОЕ НАСЛЕДИЕ”

После смерти И.В. Сталина формально власть перешла к так называемому “коллективному руководству”. За этим стояло усиление позиций ближайших к Сталину политиков. Ими были удалены все те молодые кадры, которые Сталин ввёл в состав высшего руководства на XIX съезде КПСС, а так же распределены роли между собой. Наследником Сталина по государственной линии стал Г.М. Маленков. Н.С. Хрущёв претендовал на руководство партийным аппаратом. Л.П. Берия занял пост первого заместителя предсовмина, одновременно с этим концентрируя в своих руках руководство над силовыми ведомствами. Смерть Сталина означала конец той планово-мобилизационной системы, которая сложилась в СССР в 1930-е гг. на волне индустриализации и коллективизации. Началась ожидаемая многими либеральная перестройка режима. Процесс этот, однако, осложнялся соперничеством между наследниками вождя, их стремлением занять его освободившееся место, добиться единоличной власти.

Первые недели после установления коллективного руководства наиболее сильные позиции занимал Берия. Он, видимо понимал, что его имидж руководителя репрессивных органов не позволит официально стать лидером страны. Но он вполне мог играть роль своеобразного “серого кардинала”: влиять на расстановку кадров, определять проводимый правительством курс. В прошлом мероприятия, проводимые Берией, трактовались сугубо негативно. В последние годы отечественные и зарубежные историки иногда видят в них истоки нынешних радикальных реформ. Первым, с чего начал Берия, были попытки развенчать культ личности Сталина. К. Симонов вспоминал, как его и других представителей интеллигенции пригласили к Берии. От встречи с главным полицейским можно было ждать всего. Но вопреки худшим опасениям, Берия показал представителям интеллигенции документы, изобличающие преступления Сталина, незаконно репрессировавшего советских граждан.

Процесс реформирования сталинской системы, начатый Берией, не ограничился символическими шагами. Из тюрем и опалы им был возвращён в большую политику большой круг людей, с которыми он работал в прошлые годы. Назначенные на ключевые должности в государственном и правоохранительном аппарате, они способствовали проведению дальнейших реформ. Серьёзные изменения произошли в правоохранительных органах, что соответствовало практике цивилизованных стран. Так, из подчинения МВД удалось передать в ведение Минюста систему лагерей. Перестройка коснулась внешней разведки. В целях нормализации отношений с другими странами в Москву было отозвано без замены около половины работников заграничных резидентур. Берия провёл департизацию карательных органов — они были выведены из-под контроля и подчинения партии. Началось массовое увольнение сотрудников МВД, направленных туда из партаппарата. Аналогичную политику Берия проводил и в отношении всей системы управления, поскольку был против вмешательства партии в политические вопросы, соглашаясь оставить за ней только сферу идеологии. Берией было прекращено несколько сфабрикованных при Сталине дел, в частности “дело врачей” и “мингрельское дело”. Начали выпускать на свободу репрессированных. По устроенной Берией амнистии из 2,5 млн. заключённых была освобождена примерно половина. По этой амнистии на волю вышли в основном уголовники, что вызвало небывалый всплеск преступности. Позже ситуацию с ростом преступности станут называть “холодным летом 1953”. Наконец, по инициативе Берии было прекращено издание трудов Сталина. Имя Сталина, которого Берия в разговорах открыто называл “тираном” фактически исчезает с газетных полос. А 9 мая 1953 г. по инициативе Берии Политбюро приняло решение не украшать в дни праздников колонны демонстраций и здания портретами вождей.

Берия ещё при жизни Сталина начал расходиться с ним в подходе к национальному вопросу в СССР. Если Сталин главной угрозой стране считал сепаратизм малых народов, то Берия выступал против русского национализма и шовинизма. Вскоре после смерти Сталина, Берия направил в ЦК записку о положении в сфере межнациональных отношений. В ней он указывал на то, что население присоединённых к СССР Литвы, Западной Украины и Западной Белоруссии при Сталине подвергалось репрессиям и насильственной русификации. Берия предлагал отстранить присланных в эти районы русских работников, заменить их национальными кадрами, наладить взаимопонимание с местной интеллигенцией. Были смещены первые секретари ЦК КП Украины и Белоруссии Л.Г. Мельников и Н.С. Патоличев. Всё это оживило националистические силы в республиках. В некоторых из них, например, в Литве, всерьёз заговорили о возможности выхода из СССР и присоединения к Америке, а так же высылке из республики всех русских и коммунистов.

Серьёзные подвижки при Берии и по его инициативе произошли так же во внешней политике СССР. Берия требовал отказаться от строительства социализма в ГДР. Он полагал более целесообразным объединение Германии в единое государство с буржуазно-демократическим устройством. Берия продумывал планы нормализации отношений с Югославией, но ему их осуществить не удалось. При Берии было прекращено глушение западных радиостанций, вещавших на СССР. Вся эта деятельность внушала опасения прочим членам коллективного руководства. Некоторые опасались ещё большего усиления Берии, другие считали его деятельность вредной для государственной безопасности. Вокруг Маленкова и Хрущёва сплотились остальные недовольные, включая высшее руководство армии. Наиболее распространённая версия о конце карьеры Берии во всех своих вариантах утверждает, что он был арестован прямо на заседании Президиума ЦК. В аресте Берии приняли участие замминистра обороны К.Г. Жуков, К.С. Москаленко и другие высшие генералы и офицеры. После этого по его делу прошло короткое следствие, и он был расстрелян. Но есть и другие версии, согласно которым Берия был расстрелял сразу же, чтобы упредить попытки государственного переворота со стороны его окружения.

После устранения Берии, на первую позицию в руководстве партии выдвинулся Г.М. Маленков. Маленков в целом поддерживал проводимый Берией курс на преодоление культа личности Сталина, но был сторонником более мягких мер. Первостепенное внимание в этой связи он уделял перестройке пропаганды.Так же начинается некоторая либерализация системы управления, выразившаяся в ограничении привилегий партийной бюрократии. Но в целом реформы носили умеренный характер. Маленкову нужно было считаться с настроениями в обществе, с ожиданием со стороны людей стабильности, поэтому ему приходилось действовать как “наследнику Сталина”. В то же время Маленков продвинулся дальше, нежели Берия, в деле реформирования органов безопасности. Он отменил все чрезвычайные внесудебные органы, продолжил процесс реабилитации. В частности, было пересмотрено “ленинградское дело”, при этом, правда, нигде официально не упоминалась роль самого Маленкова в его раскручивании. Прежде всесильное министерство государственной безопасности вновь было поставлено под контроль партии, сужены его права, а в 1954 г. оно было преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Двойственной была и экономическая политика Маленкова. С одной стороны он продолжал приводить некоторые особо популярные мероприятия сталинского времени. При нём, в частности, было осуществлено последнее снижение цен, чего после смещения Маленкова больше никогда не проводились. С другой стороны были начаты некоторые экономические преобразования. Реформаторские подходы к народному хозяйству были сформулированы Маленковым в августе 1953 г. в его речи на сессии Верховного Совета СССР. В ней впервые за многие годы официально предусматривалось приоритетное развитие лёгкой промышленности, производство товаров народного потребления. Социальная переориентация экономики сопровождалась вводом в эксплуатацию нового жилья, повышением зарплаты. Улучшилась жизнь сельчан, поскольку Маленков пошёл на беспрецедентное повышение закупочных цен на сельхозпродукцию. Началось освоение Целины, ещё не принявшее экономически невыгодные формы.

Однако период, когда Маленков оставался главой правительства был недолог. Происходит усиление Н.С. Хрущёва, который после ареста Берии становится первым секретарём ЦК КПСС. В его руках концентрируется вся кадровая работа. Умело расставляя кадры, Хрущёв вскоре переиграл своего соперника в закулисных манёврах. Уже в январе 1955 г. на Пленуме ЦК Хрущёв обвинил Маленкова в оппортунизме. А в феврале 1956 г. Маленков был отправлен в отставку. Однако положение Хрущёва всё ещё не было достаточно прочным. Принципы коллективного руководства по-прежнему сохранялись. На высших постах в государстве и партии оставались многие прежние соратники Сталина, которые имели не меньшие амбиции, чем сам Хрущёв. Для того чтобы упрочить свою власть, Хрущёву требовались нестандартные, масштабные политические инициативы. И у Хрущёва хватило решимости пойти на них.

Переломным в самом прямом смысле этого слова для нашей страны становится XX съезд партии. Часто его ассоциируют с политикой разоблачения культа личности Сталина, но значение XX съезда КПСС этим не ограничивается. На нём были одобрены директивы по шестому пятилетнему плану, приняты изменения в уставе партии. Важнейшим результатом съезда становится изменение внешнеполитической доктрины СССР. Так же, как и политика преодоления культа личности Сталина, изменения во внешней политике шли в сторону либерализации. Было, в частности, выдвинуто важное теоретическое положение, согласно которому в условиях ядерного противостояния единственной формой взаимоотношений государств с различным общественным строем должно стать их мирное сосуществование. Но наибольшее значение, всё же, имело выступление Хрущёва, разоблачившего курс личности Сталина, и принятые по этому вопросу партийные документы. По своему влиянию на внутриполитическую ситуацию этот шаг вполне сопоставим с церковной реформой Никона. Так же, как и тогда общество раскололось на приверженцев официальной линии и “староверов”. Масштабный раскол произошёл и в международном коммунистическом движении. Партии, выступавшие за более решительное преодоление сталинизма, становились на платформу так называемого “еврокоммунизма”. Партии, недовольные критикой Сталина, начали ориентироваться на Китай. Коммунистическое движение так никогда и не залечило последствия начатых Хрущёвым масштабных преобразований.

Последний раунд политической борьбы за сталинское наследие приходится на первые месяцы после XX съезда. Группа высших советских руководителей обвинила Хрущёва в действиях, способных разрушить партию и государство. В эту группу входили такие разноплановые политики, как Молотов, Микоян, Каганович, Ворошилов, Булганин, Шепилов, Первухин. В июне 1957 г. на заседании Президиума ЦК Молотов и Микоян неожиданно потребовали отставки Хрущёва и оказались поддержаны большинством Президиума. Однако Хрущёв отказался подчиняться. Опираясь на армию, в частности на Жукова, и на КГБ, Хрущёв в экстренном порядке собрал Пленум ЦК партии. В состав ЦК входили уже не самостоятельные политики, как в его Президиум, а назначенцы Хрущёва, заведовавшего кадровыми вопросами. Закономерным итогом Пленума стал разгром “антипартийной группы” и гонения, начатые на её челнов. Однако Хрущёв всё ещё чувствовал себя недостаточно прочно. В период борьбы с Берией и “антипартийной группой” ему приходилось опираться на армейские круги. В результате резко возросло влияние министра Обороны Г.К. Жукова. Хрущёв не любил и боялся Жукова, завидовал его славе. Во время отсутствия Жукова в Москве, маршал был смещён со своего поста и обвинён в раздувании своего культа личности, в незаслуженном преувеличении своей роли в годы Великой Отечественной войны. Расправившись со своими соперниками, Хрущёв начинает действовать смелее и в марте 1958 г. к своему высшему партийному посту добавляет высший пост в исполнительной вертикали государственной власти, заняв кресло Предсовмина. Таким образом, борьба, развернувшаяся после смерти Сталина, завершилась установлением единоличной власти Хрущёва.

ВРЕМЯ РЕФОРМ

Время правления Н.С. Хрущёва было ознаменовано ещё более решительным проведением реформ, чем это было во времена Берии и Маленкова, к тому же Хрущёв оставался на вершине власти существенно дольше, чем его предшественники. Реформирование затронуло все сферы жизни: систему управления, партийное строительство, национальные отношения, экономику. Вместе с тем, ход и результаты преобразований оказались далеко не однозначными. Время Хрущёва до сих пор вызывает самые различные оценки.

В политической сфере реформы продолжали линию XX съезда на слом сталинской системы. В 1957—1960 гг. развивалась правовая база местных Советов. В последующее время, в 1962 г. была проведена реформа по разделению Советов, а так же партийных и других органов на промышленные и сельские. Реформа оказала заметное дестабилизирующее влияние, привела к бюрократизации, дублированию и неразберихе в деятельности важнейших органов управления. В 1956 г. было ликвидировано союзное Министерство юстиции, а в 1960 г. — союзное Министерство внутренних дел, что усложнило координацию органов правопорядка союзных республик. В целях повышения ответственности за правопорядок со стороны населения, в ноябре 1959 г. начинают создавать добровольные народные дружины (ДНД). Важное значение имело реформирование прокуратуры, серьёзно ослабленной в годы культа личности. Реформе подвергались и суды. Основной линией преобразований была передача функций центральных судебных органов в республики, а так же общая демократизация судебной системы. Наконец, идёт создание системы партийно-государственного контроля, в деятельность которого широко вовлекались общественности. В последующие годы он был преобразован в народный контроль.

Особое место в хрущёвских реформах занимает политика децентрализации управления. В русле этой политике в 1957 г. принимается решение о замене отраслевого принципа руководства экономикой территориальным. Упразднялись некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие вопросами развития промышленности и строительства. Вместо них создаётся система Советов народного хозяйства. В русле этой реформы вся страна разделялась на 105 административно-экономических районов. В каждом из них Совет Министров союзной республики создавал свой местный совнархоз. В ведение этого органа передавалось руководство всеми предприятиями и стройками на подконтрольной ему территории. Предполагалась, что создание совнархозов позволит приблизить управление к производству, разрушить ведомственные перегородки, усилить кооперацию, поднять экономический уровень регионов. Но эти ожидания не оправдались. После краткосрочного положительного эффекта стали сказываться заложенные в реформе противоречия. В конечном итоге она привела к усилению региональной бюрократии, росту местного хозяйственного сепаратизма и неуправляемости народнохозяйственного комплекса страны в целом. В дальнейшем от системы совнархозов, так же как и от разделения советских и партийных органов на промышленные и сельские пришлось отказаться.

В сфере национальной политики во второй половине 1950 — начале 1960 гг. идёт процесс реабилитации народов, пострадавших в годы войны. Вместе с тем, восстановлены в своих правах оказались не все народы. Не была воссоздана автономия немцев Поволжья, а так же автономия крымских татар, вместо этого Крым был передан Украине. Передача Крыма из состава РСФСР в подчинение Украины имела тяжёлые последствия для экономики полуострова в результате разрыва налаженных хозяйственных и административных связей. Этот шаг был осуществлён с грубым нарушением существовавшего в то время законодательства. Непоследовательность национальной политики вызывала недовольство широких слоёв населения, грозила в будущем обострением национальных противоречий.

Одной из забытых страниц истории страны в те годы, о которой историки начинают говорить только сегодня, была попытка принятия новой советской Конституции. Никаких серьёзных причин к изменениям в основном законе государства не было. Как и многое другое, создание новой Конституции диктовалось идеологическими мотивами. Проходивший в январе—феврале 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развёрнутого строительства коммунизма. Ещё более определённо новые мотивы советской доктрины прозвучали на проходившем в октябре 1961 г. XXII съезде КПСС. На нём была принята новая Программа партии. В ней провозглашался широко известный тезис о построении к 1980 г. в СССР в коммунизма. Громадные людские и материальные ресурсы нации бросались на достижение личных амбиций советского лидера. “Новый” этап исторического развития требовал и “новой” Конституции. Работа над ней велась в 1962—1964 гг. под личным контролем Н.С. Хрущёва. Поэтому в окончательный вариант проекта, обсуждённый летом 1964 г., вошло много идеологических положений, лежавших в основании хрущёвской политики. В частности в ней говорилось о предстоящем слиянии всех форм собственности в единую коммунистическую, о возрастании руководящей и направляющей роли партии, о марксизме-ленинизме как идеологической основе советского строя. После смещения Хрущёва его проект Конституции был отвергнут и работа по созданию новой Конституции велась уже на более прагматических и реалистических основах.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Серьёзные реформы проводились и в экономике. Их результаты так же вызывают разные оценки историков. Основное внимание, как и прежде, в эти годы уделялось промышленному развитию. Перед страной стояла важная задача: перейти на интенсивные рельсы развития, не отстать в проведении Научно-технической революции (НТР). По многим направлениям сделать это удалось. В некоторых областях производства СССР на несколько лет обогнал все ведущие державы мира. Прежде всего это касается развития космонавтики — гордости и главного достижения советской цивилизации. Уже в 1957 г. наша страна запустила первый космический спутник, а 12 апреля 1961 г. началась космическая эра человечества — на орбиту Земли был выведен первый пилотируемый аппарата. Первым космонавтам стал гражданин СССР Ю.А. Гагарин. Однако в целом промышленное развитие шло не по интенсивному, а экстенсивному пути. Не были осуществлены и планы Маленкова, предлагавшего первостепенное внимание уделить тем отраслям промышленности, которые связаны с производством предметов потребления непосредственно для населения. Впервые в советской истории начинается процесс снижения роста темпов роста промышленности.

Более существенные перемены произошли в 1950-е гг. в политике государства по отношению к деревне. Преобразования сельского хозяйства, начатые Маленковым, дали положительный эффект. Последующее десятилетие было отмечено наиболее высокими темпами развития села. Однако после смещения Маленкова новое советское руководство решило отказаться от курса на интенсификацию сельскохозяйственного производства, начатого при Маленкове, и сделать упор на освоение новых посевных площадей, т.е. пойти по пути экстенсивного развития. В этом русле основное внимание было сосредоточено на освоении Целины. Уже в 1954 г. туда было направлено около 30 тыс. партийных работников и 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. Освоение Целины позволило быстро увеличить производство зерна. Однако имелись и свои негативные стороны этой политики. В целинных условиях переселенцы сталкивались с серьёзными производственными и бытовыми проблемами. В то же время сельскохозяйственный Центр исторической России приходил в упадок. Разорённый войной, он нуждался в инвестициях и технике, но все силы были брошены на Целину.

В конце 1950-х гг. накопившиеся проблемы стали сдерживать сельскохозяйственное развитие. Негативные последствия имели, в частности, необоснованные опасения Хрущёва, что улучшение материального положения колхозников приведёт к перерождению их в кулачество. На предотвращение этого, а так же на создание единой коммунистической собственности был направлен ряд шагов. В частности, в 1959 г. произошла реорганизация МТС, а точнее — их расформирование. Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать её по крайне невыгодной, завышенной цене. У колхозов возникла громадная задолженность, делавшая их данниками государства. Кроме того, были потеряны ценнейшие кадры механизаторов, формировавшихся несколько десятилетий. Чтобы не лишиться своего социального статуса и сохранить материальный достаток, механизаторы не шли в колхозы, а искали работу в городе. В результате впервые в истории колхозного строительства (за исключением военного времени) происходит сокращение парта сельхозмашин.

В том же 1959 г. ЦК КПСС начинает наступление на подсобные хозяйства колхозников. Сокращались личные наделы, запрещалось держать коров, овец, свиней. Некоторые историки называют эти меры “раскрестьяниванием”, видят в них причину обострения продовольственной проблемы в стране. Ещё тяжелее оказались психологические последствия: в последующие годы дискриминационные меры были отменены, но люди уже не желали заводить домашний скот и работать на земле, увеличился отток сельчан в город. Реформа закончилась очередной компанией по укрупнению колхозов. По существу руководство стремилось реанимировать амбициозные планы создания агрогородов. Но серьёзного финансирования выделено не было, а село, разорённое “реорганизацией” МТС, не могло самостоятельно осуществить столь грандиозные замыслы. Начавшаяся без подготовительной работы реформа привела к исчезновению целых деревень и ещё большему отставанию сельского хозяйства.

Говоря о сельскохозяйственной политике хрущёвского времени, историки и мемуаристы чаще всего вспоминают о “кукурузной компании“. Как правило, она подаётся в сугубо негативных тонах. Вместе с тем сама идея специализации сельского хозяйства, развития кормовой базы животноводства была правильной, давно назревшей. Другое дело, как была организованна её реализация. Резкое увеличение площадей под кукурузу шло за счёт сокращения посевов хлеба — основной сельскохозяйственной культуры России на протяжении всей её истории. Посев кукурузы осуществлялся так же в районах, где по климатическим условиям делать это было невыгодно. В результате произошло общее сокращение сбора зерновых. Трудности нарастали и в животноводстве. Связано это было с волюнтаристскими планами Хрущёва резко поднять производство мяса. Наиболее ярким проявлением волюнтаристских шагов в этой сфере стала “рязанская катастрофа”. Местное рязанское руководство пообещало в 1959 г. за год утроить производство мяса. Для выполнения плана пришлось забить весь молодняк, часть молочного стада, в обязательном порядке изымались коровы из личных подсобных хозяйств. Но и этого было недостаточно. Тогда начались массовые закупки скота в других областях. В результате поголовье скота в Рязани упало больше, чем в среднем по стране в годы коллективизации и войны: на 65%. Ситуация усугубилась провалом целинной политики. Непродуманная система землепользования привела к эрозии почв. В результате эффективность использования Целинных земель упала на 65%, возникла угроза экологической катастрофы.

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ГОДЫ РЕФОРМ

Следствием проводимой Хрущёвым политики стало падение сельскохозяйственного производства. Впервые в своей истории, наша страна начала закупать хлеб за рубежом. Цены на сельхозпродукцию подскочили в среднем на треть. Сократилось потребление населения. Сдерживалось развитие обрабатывающей и лёгкой промышленности. Всё это не могло не вызвать рост социальной нестабильности. Как показывают новейшие исследования, в частности данные, полученные историком В.А. Козловым, время со второй половины 1950 до начала 1960 гг. было самым неспокойным в социальном плане во всей послевоенной советской истории. В это время по стране прокатилось множество массовых выступлений, в которых принимали участия рабочие, служащие советской армии, студенты. Нередко причины лежали в сфере политики: так, в основе восстания 1956 г. в Тбилиси, Сухими, Гори и Батуми в 1956 г., а так же в 1963 г. Сумгаите было недовольство со стороны широких слоёв населения антисталинской политикой Хрущёва. В июле 1960 г. в Джегитаре, в августе 1958 г. и апреле 1964 г. в Чечне беспорядки возникли на национальной почве. Но наибольшее количество волнений возникло именно на экономической почве.

Так, крупное восстание, подавленное вооружённым путём, произошло в 1959 г. в Темир-Тау. В его основе лежали недостатки целинной компании, когда людей бросали в чистое поле и заставляли работать без всяких бытовых условий. В 1961 г. прошли выступление в Краснодаре, Муроме и Александрове. В 1961 и 1963 гг. массовые выступления происходили в г. Кривой рог под Днепропетровском. Однако самой масштабной драмой тех лет становятся Новочеркасские события, привлекающие повышенное внимание историков. Их причиной стало повышение цен на масло и мясо (на 25—30%). Рабочие вышли из цехов с портретами Ленина, красными знамёнами и лозунгами “Хрущёва на мясо”. На короткое время восставшие стали хозяевами положения в городе. Ими было перерезано железнодорожное сообщение, прекращена работа некоторых предприятий. Подверглись разгрому некоторые административные здания: заводоуправление, горком КПСС, были попытки штурма здания милиции и УКГБ. Против рабочих Новочеркасска были брошены войска, в город вошли танки. Расстрел рабочих повлёк множество жертв. Наиболее активных участников Новочеркасского восстания подконтрольные режиму суды приговорили к высшей мере наказания и длительным срокам заключения.

Важным компонентом хрущёвской “Оттепели” становится возобновление массовых гонений на Православную церковь. Уже в 1954 г. под руководством Н.С. Хрущёва были приняты два постановления ЦК КПСС, выделявшиеся своей антицерковной направленностью: “О крупнейших недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения” и “Об ошибках в поведении научно-атеистической пропаганды среди населения”. Как отмечал видный церковный деятель митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоан, они недвусмысленно знаменовали собой конец “золотого десятилетия” сотрудничества власти и церкви и возвращали страну на два десятилетия назад, во времена “безбожной пятилетки”. Со своих постов изгоняются главные проводники политики сближения церкви и государства при Сталине митрополит Николай и Председатель Совета по делам Русской Православной церкви (СДРПЦ при СНК СССР) Г.Г. Карпов. Идеологическая база под удушение Православия закладывалась и в новую программу партии — в коммунистическое завтра церковнослужителям дорога была закрыта. Сам “дорогой Никита Сергеевич” обещал народу, что пройдёт всего несколько лет, и “последнего попа” будут показывать по телевизору.

В исследовании по истории Русской Православной церкви канадский историк Д. Поспеловкий обобщаются те методы, которыми Хрущёв подкреплял своё публичное обязательство. На священнослужителей оказывалось небывалое давление с целью заставить их отречься от церкви и от священного сана. Сократилось число приходов: после войны их действовало около 20 тыс., а в 1964 г. только 11,5 тыс. Закрывались монастыри. В РСФСР их сохранилось только два — в Загорске (Сергиевом Посаде) и Печёрах с числом монахов 113 человек. Продолжали свою работу только три духовные семинарии: в Москве, Ленинграде и Одессе. Кроме того были проведены некоторые административно-хозяйственные реформы, в результате которых у церкви изъяли свыше 1 тыс. га земли, священники оказались в положении наёмных служащих церковных общин. Многие тысячи священников с членами их семей остались без средств к существованию. Все религиозные требы, будь то крещение, венчание или панихиды должны были осуществляться только с разрешения властей. Верующих увольняли с работы, выгоняли с учёбы, исключали из партии. Хрущёвым были так же предприняты меры, имевшие прежде всего не практический, прикладной а символический смысл. Так, фактически за бесценок были проданы Израилю русские земли в Святой земле, в марте 1961 г. решением правительства фактически запрещался колокольный звон, возобновляется практика разрушения и изъятия у православных церквей и храмов.

СССР И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

В середине 1950 гг. международные отношения вступили в новую фазу. С вхождением в НАТО Западной Германии и образованием в 1955 г. Организации Варшавского договора заканчивается формирование биполярного мира. В то же время на расстановку сил всё большее воздействие начинает оказывать процесс деколонизации и появления стран “третьего мира”. Важные перемены происходят и во внешнеполитическом курсе Советского Союза. Связаны они были с решениями XX съезда партии. Ходя концепция Маленкова о невозможности победы в ядерной войне оказалась отвергнута, в основу внешнеполитического курса была положена идея о возможности мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим устройством.

Ещё в 1955 г. г. СССР объявил об одностороннем сокращении своей армии на 640 тыс. человек. В 1956 г. последовали ещё более масштабные сокращения — на 1,2 млн. человек. Были ликвидированы советские военные базы в Китае и Финляндии. В июле 1955 г. СССР на совещании глав правительств ведущих мировых держав внёс предложение о коллективной безопасности в Европе, но США, Англия и Франция отклонили их. В 1957 г. Советский Союз выступил с инициативой прекратить ядерные испытания, в 1958 г. в одностороннем порядке сам прекратил подобные испытания. В том же году СССР и США заключили соглашение о культурном сотрудничестве. В 1959 г. Н.С. Хрущёв побывал в США с визитом. Проводя политику сближения с Западом, Хрущёв в 1956 г. восстановил советско-японские дипломатические отношения. В обмен на заключение мирного договора, Хрущёв пообещал японцам отдать два из четырёх островов Курильской гряды. Это был беспрецедентный акт, когда страна-победитель, а не побеждённая страна в обмен на заключение мира соглашалась на территориальные уступки. Жест Хрущёва был с пониманием встречен японской стороной.

В то же время в эти годы советским руководством предпринимаются некоторые шаги, которые были встречены внешнеполитическими партнёрами крайне негативно. В 1950 гг. в СССР началось масштабное перевооружение армии новыми видами техники, в том числе новыми видами ракетно-ядерного оружия. Неизбежность советского ядерного возмездия действовало на Западные страны отрезвляюще. Во многом благодаря этому Советскому Союзу удалось не допустить в 1956 г. агрессию Запада против Египта. Страх перед советской военной мощью позволил перевести в конструктивное русло Берлинский кризис 1961 г., во время которого американские танки были выдвинуты непосредственно на линию, отделявшую Западный Берлин от Восточного. Результатом Берлинского кризиса стало строительство руководством ГДР Берлинской стены, которая на многие годы стала символом разделённого человечества и холодной войны.

Самый острый конфликт за всё время политической деятельности Н.С. Хрущёва произошёл в 1962 г. и получил название “Карибского кризиса”. Причиной его стали планы ввода американских ядерных ракет в Турцию. В ответ на действия США Советский Союз тайно разместил ядерные ракеты средней дальности на Кубе. Когда американцы узнали об этом, разразился международный скандал. США начали готовить вторжение на Кубу и объявили морскую и воздушную блокаду острова. Вооружённые силы Америки были приведены в боевую готовность. В ответ на предпринятые американцами меры, военные приготовления начались и в Советском Союзе. Мир оказался на гране ядерной войны. Но в последний момент советскому лидеру и президенту США Д. Кеннеди удалось прийти к компромиссу. Советские ракеты эвакуировались с Кубы, а американцы гарантировали безопасность Кубе, а так же соглашались не размещать свои ракеты в Турции. После Карибского кризиса открылась новая полоса разрядки напряжённости.

Новое слово прозвучало на XX съезде и в отношении стран социализма. Было признано, что существует многообразие путей перехода к социалистическому обществу. В 1955 г. происходит улучшение отношений с Югославией. В том же году был образован военно-политических блок европейских социалистических стран, что серьёзно укрепило безопасность и авторитет СССР. Однако в дальнейшем наблюдается рост противоречий в странах социализма. В значительной мере напряжённость в странах социализма была вызвана XX съездом КПСС. Многие коммунистические партии отказались поддержать амбиции Хрущёва и включиться в антисталинскую компанию. Часто речь шла о небольших радикальных коммунистических партиях, но среди них оказалась и вторая по могуществу Китайская коммунистическая партия. Возглавлявший её Мао Цзэдун признавал руководящую роль СССР при Сталине, но отнюдь не соглашался признать лидерство Хрущёва. Он сам претендовал на роль лидера коммунистического движения. Политика СССР при Хрущёве была объявлена ревизионистской, дипломатические отношения между СССР и Китаем оказались заморожены. Окончательно Китай заявил о своей самостоятельности после “Карибского кризиса”, обвинив Хрущёва в капитуляции перед империализмом. Китайских лидеров поддержала Албания и КНДР.

Негативно на внешнеполитическом курсе СССР в годы правления Хрущёва сказывались не только перегибы в десталинизации, но и её непоследовательность, поверхностность, косметический характер. Многие люди в социалистических странах поверили советскому лидеру, поверили в его искреннюю приверженность демократии. Ожидание демократических перемен охватили станы Восточной Европы. Столкновение с действительностью порождало разочарование. Напряжённость на этой почве возникла в 1956 г. в отношениях с Польшей, заявившей о стремлении строить социализм, но без слепого подражания советскому опыту. В стране ожили давние антирусские настроения. Отказывалась подчиняться диктату Москвы, требовавшей экономической интеграции стран Восточной Европы, Румыния. В Москве видели в этой стране базу развития сельского хозяйства, тогда как сами румыны были решительно настроены на проведение в своей стране индустриализации по-советски. Пик разногласий между СССР и Румынией пришёлся на 1961—1962 гг. Опасаясь сближения Румынии с Албанией и КНР, СССР пошёл на смягчении своих претензий. Не стали доводить ситуацию до полного разрыва и румынские лидеры, заинтересованные в экономической и политической поддержке со стороны СССР. Но недоверие между двумя странами, возникшее в эти годы, в той или иной мере давало о себе знать вплоть до крушения советского блока.

Однако наиболее драматично в этот период складывались советско-венгерские отношения. В 1956 г. Венгрия пережила крупные потрясения, которые одни историки называют народной революцией, другие — контрреволюционным мятежом. Как это часто бывает в истории, веские аргументы имеются у каждой из сторон: народные движения такого размаха всегда имеют сложную природу и поднимают к жизни самые различные социальные силы. Причиной венгерских событий стал распад сталинской системы в международном масштабе после разоблачений, произнесённых Н.С. Хрущёвым на XX съезде партии. Антисоветские лозунги, под которыми разворачивалось движение за обновление, а так же агентурные данные о готовности Запада вмешаться в венгерские события вызвали серьёзную озабоченность у советского руководства. В Венгрию были введены советские войска. Вместе с тем, использование оружие против народных выступлений имело самые пагубные последствия как для внешнеполитического престижа СССР, так и для демократических тенденций внутреннего развития.

Важным направлением внешней политики СССР в 1950 гг. становятся взаимоотношения с развивающимися странами, или, как их ещё называют, “странами третьего мира”. Молодые государства, освобождаясь от колониальной зависимости, естественно ориентировались на Советский Союз как на страну, выступающую против колониализма. Особенно успешно развивались отношения с такими крупными державами, как Индия и Египет. Вместе с тем, часто помощь народам освободившимся от колониального рабства, осуществлялась в ущерб экономическим интересам СССР. Не всегда это компенсировалось и политическими результатами сотрудничества. Усиление позиций СССР в третьем мире, кроме того, вызывало озабоченность США и их союзников, подталкивало Запад к вооружённой экспансии против развивающихся государств, подготовке войны против СССР. В целом международная ситуация в конце 1950 — начале 1960 гг. определялась противостоянием двух противоборствующих сверхдержав и двух различных общественно-политических систем. Периоды смягчения противостояния быстро заканчивались новыми конфликтами, в которые всё чаще втягивались и страны третьего мира.


© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру