Красная Гиперборея: Курс лекций по истории XX века

Часть 3. Сверхдержава: достижения и проблемы. Лекция 7

Лекция 7. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕВОЕННОГО УСТРОЙСТВА МИРА

1945 год стал кульминационным годом мирового единения и согласия. Страны с различным социальным устройством объединили свои человеческие, технологические и сырьевые ресурсы ради спасения цивилизации от коричневой чумы. Однако уже на Ялтинской и, особенно, на Потсдамской конференции между великими державами появились первые серьёзные трещины. Связано это было с усилением в годы войны военно-политической мощи США, в то время как СССР вышел из войны с огромными людскими и материальными потерями. Гегемонистские устремления США особенно ярко проявились в политике ядерного шантажа. Уже в ходе Потсдамской конференции СССР был поставлен перед фактом создания в США нового сверхмощного оружия — ядерного. Атомная бомба была использована американцами против мирных японских городов Хиросимы и Нагасаки, хотя после разгрома Квантунской армии с военной точки зрения никакой необходимости в этом не было.

Атмосфера недоверия и конфронтации порождала множество спорных вопросов и взаимных претензий. В частности, бывшие союзники не желали относиться к восточноевропейским странам, в прошлом оккупированным Германией или являвшихся её союзниками, как к равноправным партнёрам. Направлено это было против СССР, на союз с которым теперь переориентировались эти государства. Кроме того, страны Запада критиковали Советский Союз за его намерения укрепить своё влияние в Северном Иране, который Великобритания стремилась сделать зоной собственных интересов. Поворотным моментом всего послевоенного развития становится речь бывшего английского премьера У. Черчилля, произнесённая им в марте 1946 г. в американском городе Фултон. Фултонская речь Черчилля была расценена в СССР как начало холодной войны против нашей страны. Советское руководство отдавало отчёт, что за отставным британским политиком стоят мощные силы не только в самой Англии, но и в Соединённых Штатах. Но подчиняться диктату извне оно не желало. В интервью “Правде” И.В. Сталин недвусмысленно подчеркнул, что советская страна, всё объединённое человечество пять лет проливало кровь в войне с фашизмом ради свободы и независимости, а не ради того, что бы заменить господство гитлеров господством черчиллей.

После фултонской речи Черчилля холодная война стала определяющим компонентом международной политики, временами угрожая перерасти в войну горячую. В 1949 г. по инициативе США несколько государств (Англия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Исландия и Дания) создали Организацию североатлантического договора — НАТО. Остриё этого военного союза было направлено, прежде всего, против СССР, а так же освободительной борьбы народов, в том числе живущих далеко за пределами Европы. Через насколько месяцев под прикрытием авторитета ООН и воспользовавшись дипломатическими просчётами Советского Союза США развязали войну против народа Кореи. Советский Союз и Китайская Народная Республика оказали корейцам всемерную помощь. Корейская война могла перерасти в мировую. Для корейского народа американская агрессия закончилась разделением их родины на два враждующих государства: Корейскую народно-демократическую республику и Южную Корею, в которой на многие десятилетия установился режим военной диктатуры.

Более поступательно развивались в послевоенные годы взаимоотношения СССР со странами, которым он помог скинуть фашистское иго. Советский Союз оказывал этим странам экономическую помощь. Даже в 1946 г., когда в СССР разразился жестокий голод и не были преодолены последствия войны, руководство Советского Союза безвозмездно передавало этим странам хлеб, промышленное оборудование, предоставляло крупные кредиты. Первоначально советское руководство не предполагало строительства в соседних странах социализма. Сталин полагал, что будет достаточно развивать с ними равноправные партнёрские от ношения, чтобы они больше никогда не стали плацдармом агрессии против нашей страны. Но начало холодной войны заставило пересмотреть первоначальные планы по отношению к странам народной демократии, сделать ставку на более тесную интеграцию их зону советских интересов.В 1948—1949 гг. к власти в восточноевропейских странах приходят коммунисты. СССР, опираясь на них, предпринимает попытку распространить на страны Восточной Европы модель своего социального развития.

Результатом сотрудничества между странами социализма становится создание в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи. Сотрудничество между государствами-участниками СЭВ серьёзно способствовало их быстрому экономическому развитию и политическому сближению. Вместе с тем далеко не все местные коммунисты готовы были способствовать закреплению советского влияния в своих странах. Многие из них предпочитали идти путём государственной независимости. Особенно острой оппозиция Москве оказалась в Югославии, во главе которой после войны встал ИосипБроз Тито, хорват по национальности. В Югославии начинаются массовые репрессии против коммунистов, выступающих за более тесное сближение с Советским Союзом, особенно в парторганизациях Сербии. Разногласия обострялись и на межправительственном уровне, и в 1948 г. между СССР и Югославией происходит окончательный разрыв.

ПОТЕРИ СССР В ГОДЫ ВОЙНЫ

Вторая мировая война стала самой кровопролитной и разрушительной во всей мировой истории. Особенно большие жертвы на алтарь победы пришлось принести советскому народу. До сих пор невозможно точно определить число советских людей, погибших в годы войны. Первоначально количество погибших оценивалось в 7 млн. человек. Но это цифра, названная И.В. Сталиным в 1946 г., была предварительной. Она не учитывала не только всех потерь в тылу, но даже всех фронтовых потерь. В 1960—1970-е гг. общее число погибших оценивалось уже в 20 млн., в наши дни — более, чем в 27 млн. человек. Косвенно о масштабах потерь свидетельствует тот факт, что численность населения СССР в 1946 г. составила 172 млн. человек, т.е. примерно столько же, сколько и в 1939 г., а ведь за это время к Советскому Союзу присоединились огромные, густонаселённые территории на западе и востоке страны.

Помимо тяжелейших прямых потерь, война привела к существенным искажениям половозрастной структуры населения. Среди погибших в годы войны людей репродуктивного возраста до 80% составляли мужчины. Некоторые историки называют советское послевоенное общество “женским”. Кроме того, в результате того, что на фронт в основном призывались молодые люди, война “состарила” советское общество. Одним из результатов этого становится падение рождаемости. Сокращение рождаемости происходит так же из-за неблагоприятных психологических и экономических условий, созданных войной и трудностями перехода к миру. Во время войны в обществе резко увеличилось количество больных и увечных. Нельзя не сказать и о социальных проблемах вызванных войной: рост преступности, алкоголизма, бытовой необустроенности. Столкнулся Советский Союз и с таким неизбежным спутником всякого лихолетья, как беспризорность. Наконец, предстояло решать множество непростых вопросов, связанных с демобилизацией 11 миллионной армии. Многие солдаты уходили на фронт прямо со школьной парты или студенческой скамьи и ничего, кроме войны, в жизни повидать ещё не успели. Всему обществу, предстояло заново учиться жить мирной жизнью.

Велик так же и материальный ущерб от войны. Только прямые потери от оккупации составили 679 млрд. рублей. Советский Союз потерял 32 тыс. предприятий, 50% лошадей и 20% крупного рогатого скота. В стране было разрушено 6 млн. зданий, 1710 городов и посёлков, 70 тыс. деревень. 25 млн. человек лишилось крова. Гитлеровцы уничтожили 40 тыс. больниц, 84 тыс. школ, техникумов и вузов, 43 тыс. библиотек. Не следует так же забывать, что переход от войны к миру уже сам по себе всегда во всех странах вызывает большие сложности. Казалось, что советская страна повержена если не навсегда, то очень надолго. «Промежуток в 25 лет, — к примеру, заявлял нацистский генерал Карл фон Штюльпнагель, — это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами». Сходные настроения царили и в стане бывших союзников.

ВОЗРОЖДЕНИЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Страна, вышедшая из войны, практически не обладала необходимыми резервами: в предшествующие годы многое необходимо было отдавать фронту. Не приходилось рассчитывать и на помощь извне: поставки по ленд-лизу показали их слабую эффективность, кроме того, после войны союзники соглашались помочь СССР только при условии отказа со стороны советского руководства от проведения независимой политики внутри страны и на международной арене. Лишь в этом случае Америка готова была распространить на СССР стабилизационный план госсекретаря Джорджа Маршала,в недавнем прошло генерала, начальника генштаба США, участника всех конференций лидеров Большой Тройки. Народ, только что одержавший самую великую в истории человечества Победу, не мог принять таких унизительных условий, хотя некоторые партийные лидеры и не видели другого пути выхода из кризиса. Выбор в пользу самостоятельного развития полностью оправдал себя. Пессимистические расчёты и опасения не оправдались. Советский Союз, выиграв войну, оказался способен ещё на одно чудо: колоссальным напряжением усилий удалось в кратчайшие сроки залечить нанесённые войной раны и выйти на новый уровень развития. После войны Советский Союз, наряду с США, становится одной из двух сверхдержав, чья мощь опиралась не только на престиж прошлых побед, но и на развитый экономический потенциал.

После войны для подъёма экономики обществу предстояло решить несколько важных задач. Нужно было провести демобилизацию экономики, восстановить разрушенное войной, определить приоритеты дальнейшего развития. Как и до войны, остро стояла проблема источников финансирования экономического роста. Все эти сюжеты находятся в центре внимания историков, по-разному оценивающих направления и результаты послевоенного экономического развития страны. Первоначально реконструкция народного хозяйства замедлялась тем, что подавляющее большинство предприятий работало на оборону. Согласно данным ЦСУ СССР, в 1945 г. выпуск продукции составлял 92% к уровню 1940 г. Но при этом наибольшее развитие получили предприятия тяжёлой промышленности, тогда как лёгкая промышленность производила немногим более половины товаров по сравнению с довоенным временем. Поэтому перевод экономики на мирные рельсы сразу привёл к падению производства промышленной продукции, объём которой составил в 1946 г. лишь 77% к уровню 1940 г.

Ещё более тяжким было положение в сельском хозяйстве. В 1945 г. количество вспаханных земель не превышало 75% по сравнению с довоенными показателями, а количество собранного хлеба было в два раза меньше. Восстановление села и всего народного хозяйства было резко осложнено неурожаем, который в 1946 г. поразил многие районы страны. Начавшись в Молдавии, засуха 1946 г. быстро распространилась на другие южные, наиболее плодородные районы страны. В условиях угрозы разрастания голода правительство приняло чрезвычайные меры, направленные на экономию хлеба. Для некоторых категорий населения осенью 1946 г. были снижены суточные нормы пайка, выдаваемого по карточкам. Были полностью ликвидированы продовольственные пайки для 85% сельских жителей. В наименьшей степени меры по экономии затронули служащих аппарата управления и армию. В соответствии с духом времени, были приняты шаги по ужесточению законодательства за расхищение государственной и колхозной собственности. Голод имел тяжёлые последствия не только для сельского хозяйства. Он сопровождался ростом смертности, психических расстройств на почве голода, преступности, демографическим спадом, ростом заболеваемости тяжёлыми болезнями (в частности, в 1946 г. было зафиксировано несколько вспышек эпидемии тифа). Современные историки оценивают количество жертв голода в 3 млн. человек.

Для нормализации положения в народном хозяйстве страны требовались неординарные, экстренные меры. Их осуществление было предусмотрено планом IV Пятилетки, принятом Верховным Советом СССР в марте 1946 г. Первостепенное внимание в плане IV пятилетки уделялось восстановлению тяжёлой промышленности. В то же время ставились задачи роста и перед отраслями лёгкой промышленности, ответственной за обеспечение материального благополучия населения. Согласно замыслу советского руководства, к 1948 г. страна должна была достичь довоенного уровня производства, а к концу пятилетки на 48% превысить его. Значительное содействие восстановлению народного хозяйства должны были оказать репарации с Германии и Японии. Но всё же главными по-прежнему оставались внутренние источники, прежде всего деревня.

В сфере развития наукоёмких технологий пятилетним планом развития ставилась задача превзойти достижения науки за пределами СССР. Переоснащение народного хозяйства должно было способствовать укреплению обороноспособности. В частности, важнейшей задачей Советского Союза в послевоенные годы становится ликвидация ядерной монополии Америки и угрозы ядерного шантажа с её стороны. И.В. Курчатов и другие советские физики-ядерщики, ещё до получения данных разведки об американской ядерной программеы, смогли выйти на создание собственной ядерной бомбы, которая по своим показателям превосходила заокеанскую. Её успешные испытания были проведены 29 августа 1949 г. на ядерном полигоне под Семипалатинском. Известие об этом повергло в шок американские правящие круги и серьёзно изменило военно-политическую ситуацию в мире. Большой вклад в разработку ядерного щита СССР внесли так же разведчики и многие видные зарубежные учёные, такие, как Клаус Фукс. Они сотрудничали с советской разведкой, поскольку симпатизировали Советскому Союзу, победившему фашизм, и разделяли коммунистические убеждения. Следует подчеркнуть, что, в отличие от первых ядерных разработок в США, советская ядерная программа была нацелена на использование в первую очередь мирного атома. Ещё до создания советской ядерной бомбы, в 1948 г. в СССР заработала первая в мире атомная электростанция.

Восстановление экономики СССР после войны было невозможно без стабилизации финансов. С целью приведения в норму расстроенного денежного хозяйства страны в 1947 г. была проведена денежная реформа. Денежная реформа 1947 г. достаточно подробно исследована в исторической и экономической литературе. Однако, как правило, в учебных, популярных и даже научных изданиях причины реформы проговариваются скороговоркой или вообще не называются, что, конечно, не способствует правильному пониманию реформы. Одной из важнейших её причин было наличие в обороте огромного количества фальшивых рублей. Следует иметь в виду, что это были не кустарные подделки, а выполненные полиграфическим способом высококачественные изделия, поскольку выпуском фальшивых рублей занималось правительство фашистской Германии для подрыва денежной системы СССР. Все территории, оккупированные в годы войны фашистами, а это самые густонаселённые районы страны, были наводнены этими фальшивыми деньгами. Второй причиной было общее увеличение денежной массы, затруднявшее оборот. Третьей причиной являлось создание в годы войны теневых капиталов, возникавших из-за разницы государственных и коммерческих цен, воровства и спекуляции.

В ходе реформы был произведён обмен старых денег в соотношении 10 к 1, разменная монета обмену не подлежала. Не подлежали переоценке вклады населения размером до 3 тыс. руб. (таких было 80%). Вклады до 10 тыс. руб. пересчитывались по принципу: первые три тысячи рублей — один к одному, остальная часть вклада — 3 старых рубля к 2 новым. Если вклад превышал 10 тыс. руб., то первые десять тысяч пересчитывались по указанному курсу, а всё, что превышало эту сумму в пропорции 2 старых рубля за один новый.Некоторые авторы полагают, что реформа ударила в основном по рабочим, крестьянам и служащим, не имевших вкладов, в то время как спекулянты успели узнать о подготовке реформы и разукрупнить свои вклады. Это мнение не имеет под собой веских оснований, т.к. реформа готовилась в условиях абсолютной секретности, и тех, кто мог злоупотребить своей осведомлённостью, было немного, а все случаи злоупотреблений преследовались по законам того времени. Население, не имевшее вкладов, так же не пострадало, т.к. цены в ходе реформы на большинство товаров уменьшились. Вместе с тем, даже критики денежной реформы 1947 г. сходятся во мнении, что, несмотря на издержки, она позволила решить задачу стабилизации финансов. В частности, в 1950 г. было прекращено определение курса рубля на базе доллара. Рубль был переведён на золотую основу. Советская волюта стала более твёрдой, возросла её покупательная способность, увеличились объёмы внешней торговли.

Проведение обмена денег являлось важным условием отмены карточек. Карточная система была отменена в декабре 1947 г., — раньше, чем в других воевавших странах. Отмена карточек сопровождалась отменой двойной системы цен. Вместо существовавших в годы войны пайковых и коммерческих цен вводились единые розничные цены. В среднем розничные цены были на несколько процентов выше пайковых, но примерно в 3 раза ниже коммерческих цен. Тем не менее, для большинства населения эта мера несла материальные потери, т.к. в годы войны далеко не каждый мог позволить себе покупки в коммерческих магазинах, а некоторое повышение цен на общедоступные товары коснулось всех.

Чтобы компенсировать населению понесённые потери, вернуть цены к довоенному уровню, а так же для стабилизации рынка советское руководство с 1948 г. начинает проводить ежегодное снижение цен. Это, в свою очередь, стимулировало рост производства. Снижение цен проводилось на уравнительных принципах, оно было направлено не на дифференциацию доходов, а на их уравнивание, что диктовалось существовавшими в те годы идеологическими установками. В литературе политика снижения цен трактуется неоднозначно. Критики, в частности В.П. Попов, полагают, что реформа проводилась за счёт деревни. Скептически оценивает снижение цен В.Ф. Зима. Он называет снижение цен легендой и утверждает, что пользы от снижения для людей труда были минимальны. Эти суждения нуждаются в уточнении. Во-первых, снижение цен касалось в равной мере товаров и сельскохозяйственного, и промышленного производства. Ещё меньше оснований для недооценки масштабов снижения цен. Так, если принять цены 1947 г. за 100%, то в 1954 г. индекс цен на продовольственные товары составлял 38%, а на непродовольственные 53%, а в среднем цены снизились на 57% — более чем вдвое. Принятые правительством меры существенно повысили платёжеспособность населения, а так же спрос на товары. По данным статистики, в 1949 г. после снижения цен среднесуточная продажа мяса увеличилась на 13% масла — на 30%, спрос на часы увеличился в два раза, на велосипеды и патефоны в 4,5 раза. Соответственно увеличились объёмы торговли. В то же время в 1954 г., когда снижение цен прекратилось, довоенный уровень цен на многие товары достичь ещё не удалось. Не в полном объёме удалось наполнить прилавки дешёвыми товарами. Тем самым проводившиеся в 1948—1954 гг. реформы носили незаконченный характер.

Одной из характерных черт развития экономики СССР в послевоенное пятилетие было продолжающееся использование труда заключённых. Объём работ, выполнявшихся в системе ГУЛАГа, существенно возрос по сравнению с довоенным. Труд заключённых использовался на ядерных объектах, при строительстве Байкало-Амурской магистрали, на металлургических предприятиях. Только в одном 1951 г. на стройках МВД силамипреимущественно заключённых было выполнено капитальных работ на сумму в 14,3 млрд. рублей. Предприятия лагерей и колоний МВД произвели валовую продукцию на общую сумму в 16,3 млрд. рублей. Всё это было достигнуто тяжёлым, фактически каторжным трудом. В то же время труд заключённых был экономически малоэффективен. В частности, проведённое после войны по приказу Л.П. Берии обследование показало, что средняя стоимость содержания используемых на строительстве заключённых выше, чем средний заработок вольнонаёмных строителей. Видя скорый экономический крах ГУЛАГа, Берия добивался передачи системы лагерей из МВД в Министерство юстиции.

В целом, несмотря на отмеченные выше противоречия и проблемы, послевоенное восстановление было завершено в намеченные сроки и полном объёме. Были восстановлены заводы Ленинграда, Киева, Сталинграда. Несмотря на страшные разрушения, был восстановлен Днепрогэс, электростанции Донбасса, Воронежа, Харькова, Приднестровья. Горняки Донбасса за годы послевоенной пятилетки смогли вернуть в эксплуатацию 129 шахт, при этом продолжая осваивать новые. Благодаря трудовому энтузиазму народа в 1946—1950 гг. было восстановлено 6200 промышленных предприятий. В эти же годы было восстановлено и построено более 100 млн. м2 жилья. Кроме того, СССР сумел создать существенные топливные и сырьевые резервы, что гарантировало высокие темпы развития страны и её безопасность. Менее успешно заживляло нанесённые войной раны село. Но и здесь наметились серьёзные позитивные сдвиги. К началу 1950 г. удалось в основном восстановить поголовье скота. Расширились посевные площади, возросло производство основных видов сельхозпродукции. К концу пятилетки валовая продукция села достигла в целом довоенного уровня.

1945—1947 ГГ.: ПОСЛЕВОЕННЫЕ НАДЕЖДЫ

Послевоенное политическое развитие страны оценивается в историографии неоднозначно. Некоторые авторы, такие как В.П. Наумов, готовы считать это время апогеем тоталитаризма. Такая точка зрения широко распространена со времени речи Н.С. Хрущёва на XX съезде и повторяет основные положения резолюции съезда о преодолении культа личности. Другие авторы, наоборот, отмечают, что масштабы репрессий после войны не шли ни в какое сравнение с довоенными. Послевоенная действительность даёт множество аргументов в пользу обеих точек зрения. С одной стороны режим, вышедший из войны, был крепок как никогда. Но, нуждаясь в налаживании мирной жизни, советское руководство готово было и к некоторым уступкам обществу.

С одной стороны в советском обществе как никогда высоки были сплочённость, альтруизм, жертвенность, готовность к подвигу. С другой стороны, в годы войны резко возросла преступность, несколько миллионов советских граждан сотрудничали с оккупантами, из них — около 1 млн. с оружием в руках.

С одной стороны, люди готовы были трудиться ради восстановления страны, с другой стороны война вызвала усталость, апатию, стремление уйти от тяжёлой действительности. С одной стороны в годы войны чрезвычайно высоко вырос престиж советской власти, партии, лично Сталина. Но, с другой стороны, даже те, кто всецело поддерживал режим, ждали перемен.

Что же было главным, что определяло развитие Советского Союза после войны? Ответ на этот вопрос очевиден — победа и вызванные ею патриотические настроения. Их правящему режиму предстояло осознать и направить в выгодное для себя русло. Вместе с тем, возникший в годы войны патриотический подъём имел не только державный, но и демократический характер. Война сломала сложившуюся в 1930-е гг. общественно-политическую атмосферу. Обстановка на фронте и в тылу в годы войны требовала от людей самостоятельных действий, творческого подхода и смелости, умения брать на себя ответственность. Возвращавшиесяиз заграничных походов фронтовики, а так же репатрианты видели уровень жизни западных стран, могли сравнить его с советским, что порождало стремление улучшить жизнь и у себя в стране. Из фронтового поколения выросло множество руководителей нового типа. Война заставляла проводить особую кадровую политику — выдвигать людей смелых, инициативных и главное высокопрофессиональных. К числу выдвиженцев военного времени относятся такие видные деятели, как Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, М.И. Родионов, А.Н. Косыгин. Произошедшие перемены делали вероятным демократическое развитие послевоенного советского общества.

Некоторые шаги демократического характера в те годы диктовались уже самой эпохой, переходом от войны к миру. Завершение войны означало начало широкомасштабных реформ, не только в области экономики, но и в политической сфере. Сразу после окончания II мировой войны в сентябре 1945 г. в стране отменяется чрезвычайное положение. Ликвидируются чрезвычайные органы военного времени, полномочия возвращаются органам власти, предусмотренным Конституцией. В русле этой политики 4 сентября 1945 г. ликвидируется ГКО. Происходит возвращение к 8-часовому рабочему дню. В феврале 1946 г. проводятся первые за долгие годы выборы в Верховный Совет. Совет народных комиссаров 15 марта 1946 г. преобразуется в Совет Министров, что должно было стать символом нормализации общественной жизни в СССР и стабилизации государственного управления. Как полагают некоторые историки, в частности В.А. Ежов, этот шаг способствовал укреплению международного престижа высших органов исполнительной власти Советского Союза.

Как и после Отечественной войны 1812 г., народ желал перемен к лучшему. В этом смысле период с середины 1945 г. по 1947 г. можно назвать временем надежд. Среди населения союзных республик, особенно в Прибалтике и на Украине, росли ожидания смягчения национальной политики. Некоторые слои интеллигенции рассчитывали на послабления в области контроля над инакомыслием. Среди значительной части крестьянства возникли надежды на роспуск колхозов. Одни говорили о неэффективности колхозной системы, другие — о том, что свою роль она уже сыграла. Были и такие, кто верил, что колхозы распустят под давлением США и Англии. Возникавшие на этот счёт слухи не были такими уж беспочвенными: с одной стороны разные настроения существовали в руководстве страны, с другой стороны США и Великобритания действительно предпринимали попытки оказать давление на СССР с целью заставить советское руководство пойти на сближение советской экономической модели с западной. Массовые демократические настроения охватили в послевоенные годы и молодёжь. Вместе с тем, характерной чертой всех этих настроений, как показывает в своём исследовании историк Е.Ю. Зубкова, было то, что их осуществление чаще всего было связано с надеждами на власть, лично на Сталина. Самостоятельная политическая деятельность низов в расчёт не бралась.

Новые веяния коснулись и части руководящих кадров. Группа выросших в годы войны руководителей, объединявшихся вокруг А.А. Жданова, такие как Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов и М.И. Родионов выступили с несколькими смелыми для того времени идеями. В ходе подготовки плана четвёртой пятилетки, проектов новой конституции и новой программы партии они высказались за смягчение экономической политики и политического контроля. В качестве образца реформаторы брали модель экономики военного времени. По их мнению, необходимо былой пойти на некоторый плюрализм собственности, поощрение личной инициативы, усиление рыночных рычагов. В годы войны смягчение мер экономического принуждения, по мнению некоторых историков, способствовало патриотическому единению нации. И теперь политики, сумевшие в годы войны освоить новые методы руководства, стремились сохранить позитивные сдвиги последних лет и в условиях перехода к мирной жизни.

Вместе с тем, уже в первые послевоенные годы обозначился рост консерватизма. Патриотический подъём в обществе заставлял с недоверием относиться к тем, кто не разделял общих настроений. С лета 1946 г. в прессе началась кампания против таких явлений, которые были названы “низкопоклонством перед Западом”, “заграничным влиянием”, “западным упадничеством”, “мелкобуржуазным индивидуализмом”, “антирусским партикуляризмом”. Начало новой кампании было положено 14 августа 1946 г. постановлением ЦК партии с критикой журналов “Звезда” и “Ленинград”. Одновременно с этим давление началось персонально на поэтессу А.А. Ахматову и сатирика М.М. Зощенко. Постановление ЦК распространяло гонения на кинематографистов, в частности С.М. Эйзенштейна. Некоторое время спустя борьба с “чуждыми проявлениями” началась на музыкальном фронте. В 1947—1948 гг. за приверженность к “формалистскому” и “антинародному” направлению были подвергнуты критике композиторы С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян. Французский историк Н. Верт полагает, что преследования инакомыслящих в эти годы диктовалось голодом 1946 г., необходимостью заставить замолчать интеллигенцию. Эта точка зрения имеет под собой некоторые основания. Однако очень часто политические перемены в эти годы были следствием острого закулисного соперничества в партийном руководстве. Гонения на рядовых приверженцев тех или иных идей, точек зрения, настроений, как правило, были лишь прелюдией громких разоблачений в высших эшелонах власти.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ СТАЛИНА

Политическое противостояние в послевоенный период нередко изображается как противостояние общества и всей правящей группировки. Однако такой подход не учитывает неоднородности высшего слоя советских руководителей. В 1949 г. И.В. Сталину исполнилось 70 лет. Возраст, напряжение военного времени, когда приходилось работать по 20 и более часов в сутки, серьёзно сказались на здоровье прежде могущественного диктатора. Ему всё чаще приходится отказываться от активного вмешательства в политику. На Пленуме ЦК 16 октября 1952 г. Сталин признался, что уже не в состоянии читать всех приносимых ему бумаг. Как и в последние годы жизни В.И. Ленина, в окружении теряющего свои позиции вождя началась борьба за его наследие.

К 1948 г. сталинская верхушка состояла из трёх поколений партийных и государственных деятелей. К первому поколению относились те члены сталинского окружения, которые выдвинулись ещё при жизни Ленина. Это был А.И. Микоян (о котором в последствии в народе будут говорить “от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича”), а так же В.М. Молотов, Л.М. Коганович, К.Е. Ворошилов. Вторую группу составляли сталинские выдвиженцы, сделавшие карьеру на волне репрессий в 1930-е гг.: Н.С. Хрущёв, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Наконец, обособленно стояли молодые лидеры, группировавшиеся вокруг наиболее влиятельного после самого Сталина секретаря ЦК ВКП (б) А.А. Жданова, такие как Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, М.И. Родионов, А.Н. Косыгин. Ждановскую группу некоторые историки называют ещё “русской партией”, поскольку именно её представители активно поддерживали возникшие после войны патриотические настроения, а Жданов стал зачинателем борьбы с “тлетворным влиянием Запада”. Не спешил отходить от дел и сам Сталин.

Борьба между этими “фракциями”, а точнее кланами внутри правящего слоя обострилась в середине 1948 г., после резких перемен на международной арене, произошедших вследствие разрыва между СССР и Израилем, отдавшего предпочтение проамериканской ориентации, а так же внезапной смерти А.А. Жданова. Наиболее весомые позиции были у “среднего поколения” в сталинском окружении. Маленков воплощал в себе могущественный слой министерской бюрократии и хозяйственников. Хрущёв — партийный аппарат. Берия добавлял в объединённые силы триумвирата мощь полицейской системы. У деятелей молодого поколения тоже вроде бы был сильный козырь — поддержка лично Сталина. Сталин, в свойственной ему манере, готовился “омолодить” советское руководство. Но к 1948 г. Сталин располагал гораздо меньшими возможностями личного влияния на расстановку сил в верхах. Его открытая поддержка Вознесенского и Кузнецова стоила им жизни. Маленков и Берия в 1949 г. сфабриковали так называемое “ленинградское дело”, по которому были уничтожены не только их личные соперники, но и почти целое поколение хозяйственных и партийных работников, выросшее в годы войны.

Разгром так называемой “русской партии” серьёзно изменил расстановку сил в советском руководстве. Убрав Жданова и его ставленников, Маленков, Берия и Хрущёв стали представлять угрозу самому Сталину. Видимо, на каком-то этапе тройка смогла переиграть своего учителя. Во всяком случае, на XIX партсъезде, состоявшемся в октябре 1952 г., основной политический доклад делал не Сталин, а Маленков. Некоторые участники теневой антисталинской фронды позволили себе косвенно критиковать Сталина, в частности, Берия дал иную оценку национального вопроса в СССР по сравнению с содержавшейся в выступлении Сталина. Но в целом на съезде победила линия Сталина. Съезд принял директивы пятого пятилетнего плана и переименовал ВКП (б) в КПСС. Важную победу Сталин смог одержать при формировании руководящих органов партии. На состоявшемся по итогам съезда Пленуме ЦК КПСС вместо прежнего сравнительно небольшого Политбюро был избран Президиум, численность которого сильно увеличилась. Тем самым власть прежнего сталинского окружения резко сокращалась. На Пленуме Сталин подверг резкой критике Микояна и Молотова. Первый был обвинён чуть ли не в возрождении “правого уклона”, а Молотову в вину было поставлено его предложение о создании в Крыму еврейской автономии. Пытаясь оправдаться, Молотов назвал себя верным учеником Сталина. Откровения Молотова Сталин назвал чепухой, поскольку у него учеников нет, а все большевики должны быть учениками Ленина. Становилось понятно, что даже прежняя близость к вождю в изменившейся ситуации не будет браться в расчёт при определении будущего того или иного члена сталинского окружения.

С целью окончательно сломить сопротивление, Сталин организовал несколько политических процессов. Ещё в 1948 г. такой процесс состоялся по делу ЕАК (Антифашистского еврейского комитета), а в 1952 г. началась подготовка процесса по “делу врачей”. Проходивших по этому делу обвиняли в убийстве Жданова и других важных персон советской верхушки. Оба дела фабриковались в русле более широкой компании борьбы с “безродным космополитизмом”, имели сильное антисемитское звучание. Но этим Сталину не удалось усыпить бдительность своего окружения. Арестованные по делу врачей начали давать показания и на своих высокопоставленных пациентов. Вслед за этим неизбежным становилось устранение многих членов высшего руководства страны. Помимо этого Сталиным было инициировано так называемое “мингрельское дело”, направленное персонально против Берии.

Новым громким политическим процессам не суждено было начаться только потому, что 5 марта 1953 г. Сталин скоропостижно скончался. Незадолго перед этим, 1 марта он принимал у себя на даче Булганина, Берию, Хрущёва и Маленкова. Через несколько часов после их ухода, согласно официальной версии событий, он почувствовал себя плохо и пролежал без сознания несколько часов. Когда, наконец, ему была оказана медицинская помощь, было уже поздно. Перед самой кончиной Сталина состоялось совещание наиболее влиятельных и авторитетных в стране политиков. На нём Сталин был лишён практически всех своих постов, кроме членства в ЦК партии. Высшие партийные и государственные должности были перераспределены между старыми членами сталинского окружения. Обстоятельства, связанные со смертью Сталина, позволяют некоторым историкам, таким как А. Авторханов, Ж. Медведев, А. Данилов и другие полагать, что Сталин умер не своей смертью. Вместе с тем, с уходомиз жизни Сталина политическая борьба в руководстве КПСС не прекратилась, и лишь приняла новые формы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Какие противоречия в развитии послевоенного советского общества вы считаете основными? В чём крылись причины их возникновения?

Существовали ли альтернативы развития послевоенного советского общества?

Считаете ли вы обоснованной позицию некоторых историков, считающих, что СССР становится сверхдержавой не в 1930-е годы и не в период Великой Отечественной войны, а именно в первое послевоенное десятилетие?

Способен ли был разрушенный войной Советский Союз на равных взаимодействовать с США, Великобританией и другими Западными странами?


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру