Из Судебника 1550 года

Судебник 1550 г. — важнейший документ, отражающий направленность политики правительства “Избранной Рады”, проводившей в 50-е гг. XVI в. ряд реформ, способствующих укреплению связи “центра” и “мест”. Основная направленность реформ — взаимодействие чинов аппарата центрального управления и выборных на местах, сдерживание процесса окончательного закрепощения крестьян и похолопления. Первая публикация текста Судебника 1550 года связана с именем В. Н. Татищева, который первым обнаружил рукопись этого Судебника и в 1734 г. преподнес ее “яко вещь дивную” императрице Анне Ивановне, а снятую копию передал в Академию наук, где она и пролежала более 30 лет. Лишь в 1768 г. текст Судебника 1550 года с примечаниями Татищева к большинству из его 100 статей и дополненный указами правительства с 1550 по 1607 гг. был издан Г. Ф. Миллером. В 1768 году вышло и другое издание этого Судебника, подготовленное переводчиком Академии наук Семеном Башиловым. Оно также было снабжено примечаниями. В 1819 г. текст Судебника 1550 года был опубликован П. М. Строевым и К. Ф. Калайдовичем вместе с Судебником 1497. В советское время вышло академическое издание Судебников 1497 года и 1550 года (Судебники XV—XVI вв. М.:Л., 1952). Затем в 1955—1956 гг. под редакцией Л. В. Черепнина вышли третий и четвертый выпуски “Памятников русского права”, охватывавшие периоды образования и укрепления Русского централизованного государства. В них были опубликованы тексты судебников 1497 и 1550 годов. В 1985 г. была осуществлена еще одна публикация этих судебников в многотомно издании «Российское законодательство X–XX веков».

ПУБЛИКАЦИИ

Законы великого князя Иоанна Васильевича и Судебник царя и великого князя Иоанна Васильевича с дополнительными указами, изданные П. Строевым и К. Калайдовичем. М., 1819.

Судебники XV–XVI вв. М.:Л., 1952.

Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 342–413.

Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 54–62.

ЛИТЕРАТУРА

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг.–Киев, 1915.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV–XVI столетий. М., 1982.

Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV вв. Ч. 2, М.: Л., 1951.

Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв. // Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Юшков С.В. Судебник 1497 г. К внешней истории памятника // Ученые записки Саратовского госуниверситета. Т. V. Вып. 3. Саратов, 1926.

ТЕКСТ1)

Лета 7000 пятьдесят осьмаго (1550) июня... царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложил: как судити бояром, и околничим, и дворецикм, и казначеем, и дьяком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому, и полсулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати...

3. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьяк в суде посул возмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярине, или на дворецком, или на казначеи, или на дьяке взяти исцов иск, а пошлины царя и великого князя, и езд, и правда, и пересуд, и хоженое, и правой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене что государь укажет2).

14. А битися на поле бойцу з бойцом или небойцу снебойцом, а бойцу с небойцом не битца; а похочет небоец з бойцом на поле битись, ино им на поле битись. Да и во всяких делех бойцу з бойцом, а небойцу с небойоцом, или бойцу с небойцом по небойцове воле на поле битись по тому же3).

26. А бесчестие детем боярским, за которыми кормлениа, указати против доходу, что на том кормление по книгам доходу, а жене его безчестья вдвое против того доходу; которые дети боярьские емлют денежное жалование, сколко которой жалованьа имал, то ему и безчестие, а жене его вдвое против его бесчестиа; а дьяком полатным и дворцовым безчестие что царь и великий князь укажет, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым гостем болшим пятьдесят рублев, а женам их вдвое против их бесчестиа; а торговым людем и посадцким людем и всем середним бесчестиа пять рублев, а женам их вдвое бесчестиа против их бесчестиа; а боярскому человеку доброму бесчестиа пять рублев, опричь тиунов и доводчиков, а жене его вдвое; а тиуну боярскому или довотчику и праведчику бесчестиа против их доходу, а женам их вдвое; а крестьянину пашенному и непашенному бесчестиа рубль, а жене его бесчестиа два рубля; а боярскому человеку молотчему или черному гордцкому человеку молотчему рубль бесчестиа, а женам их бесчестиа вдвое. А за увечие указывати крестианину, посмотря по увечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и по увечью4).

76. А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому5) з докладною холоп з женою и з детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иного государя, или себе учнут жити, то не холопи. А по городцкому ключу не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сын своего слободного, который ся родил у него до холопства, не продати, а продасться он сам кому хочет; а отцю его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопех. А у кого отец в черньцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стояти же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не продавати там детей своих, продастся сам кому хочет6).

78. А которые волные люди учнут бити челом князем, и бояром, и детем боярьским, и всяким людем, а станут на собя давати кабалы за рост служити, и боле пятнадцати рублев на серебреника кабалы не имати7)...

88. А крестьяном отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дне осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы пожывет и он платит три четвертидвора; а четыре года поживет, и он платит весь двор. А пожилое имати с ворот8). А за повоз имати з двора по два алтына; а опричь того пошлин на нем не имати9)...

98. А которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела з государева докладу и со всех бояр приговору вершатца, и те дела в сем Судебнике приписывати10).

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Фрагменты памятника публикуются по изданию: Российское законодательство Х–ХХ вв. Т.2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. С. 97–120.

2) Такой статьи в Судебнике 1497 г. не было, а потому не было и реального противодействия взяточничеству и неправедному суду. Здесь предполагается возмещение всех затрат за вторичный суд провинившегося, а меру наказания определяет царь.

3) Статья, отражающая тенденцию ограничения “поля” (т.е. личного поединка в случае невозможности разрешения спора иным способом): оно допускается лишь при равенстве сил и выбор остается за слабейшим.

4) Статья интересна как своеобразная социальная стратиграфия. Особый интерес здесь вызывает место боярских холопов из высшей администрации.

5) Холопство “по ключу” предусматривалось Русской Правдой.

6) В статье, по сравнению с Русской Правдой и Судебником 1497 г., появляются некоторые акценты. Так лишь сельский ключник, и обязательно с “докладной грамотой”, т.е. в суде и при свидетелях оформленном документе, может считаться полным холопом, тогда как на “городского ключника” это древнее правило не распространяется. Ограничивается также право родителей продавать своих детей в холопы.

7) Смысл этой статьи, видимо, верно оценил еще В.Н. Татищев: ограничение размера кабалы 15 рублями предполагает ограничение одного из главных источников холопства — кабального. Правовое же положение “кабального” человека примерно соответствовало положению “закупа” Русской Правды.

8) За одними воротами могло быть несколько построек.

9) Некоторое повышение платы за пожилое по сравнению с Судебником 1497 г. в действительности было снижением, так как после денежной реформы 1530-х гг. содержание серебра в монете было уменьшено примерно на треть. Из документов предшествующего времени известно также, что владельцы стремились произвольно повышать размер платы за пожилое.

10) Ст. 98 статья фактически ограничивает власть царя.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру