Светская Россия и... Святая Русь

Урок по истории России. 10 класс. Раздел «Культура России в XVIII веке»

Тип урока: комбинированный (интеграция истории и основ православной культуры)

Цели:

1. Образовательная.

a. Раскрыть суть сформировавшегося в XVIII веке в России светского миропонимания, оказавшего влияние на национальное самосознание русского народа.

b. Выявить причины духовного противоречия между светским и религиозным мировоззрением.

2. Развивающая.

a. Закрепить навыки анализа исторического документа.

b. Научить самостоятельно выводить определение — «светское миропонимание».

3. Воспитательная.

a. Обогащение духовного мира личности ребенка.

Оборудование:

1. Индивидуальный набор фрагментов документов.

2. Презентация темы в ИКТ режиме.

Основные понятия: гуманизм, ренессанс, масонство, просвещение, псевдорелигия, светское миропонимание.

Основная проблема урока: «В чём главное духовное противоречие XVIII века в русской жизни

Основные структурные элементы урока

Содержание и приемы работы учителя

Содержание и приемы работы учащихся

1

2

3

1. Организационный момент (1 мин).Слайды 1,2.

Учитель сообщает основную проблему и дидактические задачи урока. Говорит о том, что для их решения необходимо воспроизвести в памяти историю возникновения гуманизма в эпоху Ренессанс. В XVIII веке в Россию проникает светское, мирское понимание жизни. В чём, собственно говоря, суть этого самого светского понимания жизни? Поняв это, мы поймём и все последующие процессы, которые происходили и происходят до сих пор в нашей жизни.

Своим рождением светское миропонимание обязано знаменитой и часто превозносимой философии гуманизма. Время рождения XIII-XIV века, позднее было признано отдельной эпохой в истории западноевропейских народов — Эпохой Возрождения.

Учащиеся слушают, вспоминают пройденный материал.

2. Проверка знаний учащихся (5 мин).

Слайд 3.

Учитель фронтально опрашивает класс, что такое гуманизм и Ренессанс, когда и где они возникли, в чем суть этих исторических явлений в философском и религиозном представлении. Работа с табличками на доске (по мере ответов учащихся учитель вывешивает на доске таблички).

Ренессанс — эпоха.

Гуманизм — культура и философия.

Антропоцентризм — вера в безграничные возможности человека, в свободного человека, в человеческий разум.

Пантеизм — вера в божественную сущность природы.

Магия — вера в силу магии.

Оккультизм — вера в силу оккультной мистики.

Таким образом, культура и философия гуманизма — это грандиозное и противоречивое смешение христианства, античной философии, позднеантичной и восточной магии и оккультизма. Своеобразная псевдорелигия.

Это религия человекобожия — вера в то, что человек способен познать мир и управлять миром лучше Бога.

Вот что явилось основой светского миропонимания.

Учащиеся отвечают на вопросы Время рождения гуманизма XIII-XIV века, позднее было признано отдельной эпохой в истории западноевропейских народов — эпохой Возрождения. Новое миропонимание — другое отношение к проблеме человека — антропоцентризм, когда человек и проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом. Возникает интерес к материалистическим учениям античности (Лоренце Валла XV в. изучал творческое наследие Эпикура и Тита). Новое понимание проблемы человека сказалось и на новом понимании проблемы Бога — приходит пантеизм — философское учение о слиянии Бога с природой, когда Бог не как всемогущая личность, а как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила, которая присутствует и в самом человеке.

Наука, по убеждению гуманистов должна была стать новой религией, а магия и оккультизм (в том числе восточный оккультизм — Каббала) — средства постижения важнейших истин, как форм научного познания (Гермесу Трисмегисту, Зороастру и Орфею даны были некие тайные истины).

3. Переход к изучению нового материала. Слайды 4-10.

Учитель образно вводит учащихся в эпоху XVIII века посредством рассказа и презентации.

В XVIII веке в России распространяется светская культура. Она должна была заменить собой традиционное богословие и полностью объяснить мир. Презентация с объяснениями в приложении.

Просматривают презентацию, погружаются в тему.

4. Изучение нового материала,

1 часть.

Слайды 11-13.




























Слайд 14.

Учитель рассказывает о формировании идей просвещения в России. Просвещение — религиозная философия.

Светского миропонимание стало своеобразной установкой для философии просвещения, которая проникла в Россию в XVIII веке с реформами Петра I. В XVIII веке в России светская культура должна была заменить собой традиционное богословие и полностью объяснить мир. В русскую философию проникают рационализм, деизм, «естественное право», русские просветители рассматривают их с позиций усиления Российского государства и обеспечения национальных интересов. В предыдущие времена национальное самосознание оказывалось напрямую связано с религией, независимость национальная и государственная мыслилась как независимость религиозная. Противоречивое восприятие просветителями идеи Бога, их стремление все и вся объяснить естественными причинами сыграло двоякую роль в истории. С одной стороны, их пропаганда научного знания, открытое воспевание человеческой свободы как бы двинули вперёд всю европейскую цивилизацию, раскрепостив человеческую личность. Но с другой стороны, результатом такого мировосприятия стало все более ширящееся убеждение людей в их способности жить без Бога, более того, устраивать жизнь лучше Бога. Отказ от понимания мира как Божественного Творения означал и отказ от вечных и Высших истин. Получалось, что человек сам, без Божьей помощи может построить справедливый и счастливый мир. Если нет Бога с его законами, то человек должен сам устраивать свои законы (торжество произвола, земные боги).

Русские просветители не отрицали саму идею Бога, но пытались понять Его замысел с помощью разума и науки. И идея «общей пользы» (Запад) трансформировалась в идею «пользы Отечеству». Рассмотрим характеристики русских просветителей XVIII века.

Учитель предлагает учащимся выявить основные черты философии просвещения как светского миропонимания, проанализировав отрывки исторических документов.

Какие жизненные принципы, идеалы и мотивы поведения представителей эпохи просвещения мы увидели в документах? Работа с табличками на доске по ходу работы с документами.

Новое миропонимание (светское).

Особое отношение к науке, как к религиозной вере.

«Естественные законы» развития мира и общества.

Идеал свободной человеческой личности.

Рационализм (разум) на «Пользу Отечеству».

Материализм, рационализм, масонство.

Ребята слушают учителя, его объяснения. Дополняют сообщениями о личностях представляющих эпоху просвещения. Выступают с заранее подготовленными характеристиками исторических личностей (учащиеся должны сами подготовить характеристики по заранее подготовленной учителем схеме).






















Учащиеся работают с документами — источниками (смотрите в приложении), делают выводы (таблички), записывают их в тетрадь.

Российское просветительство явление сложное и противоречивое, их упование на силу человеческого разума не могут служить примером.

Широкое распространение в XVIII в., светской культуры, науки и философии, появление масонского мистицизма оказало серьезное давление на традиционное русское православное мировоззрение

Вывод по 1 части.

В чем суть светского миропонимания? Дадим определение этому понятию.

Ответы учащихся. Светское миропонимание противоположно религиям традиционным как другая религия, вернее псевдорелигия.


Изучение нового материала, 2 часть.

Слайды 15-22.


Учитель задает проблемный вопрос: «Сохранилась ли Русь Святая, в православном понимании, с ее подвижниками, святыми, особым укладом жизни и религиозным миропониманием в России XVIII веке?»

Учитель добавляет сведения о фактах сохранения святости в России XVIII в Давления и гонения на церковь со стороны власти, запрещение канонизации русских святых в XVIII в. Несмотря на это в народном понимании «запретить» святость невозможно. Само XVIII столетие дало нам немало примеров традиционной русской святости (особое почитание св. Александра Невского сыграло большую роль в сохранении традиции прославлении русских национальных святых). Русская святость сохранила свой живительный свет (Епископ Митрофан Воронежский, Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, святитель Тихон Задонский и многие другие). Подвиг русской святости даже в «век Просвещения» был не напрасен, Уже со второй половины 18 в., православная жизнь и мысль начинает постепенно возвращать своё законное место в душах и сердцах русских людей. Деятельность православных подвижников XVIII в., заложила прочный фундамент для расцвета русской религиозной философии и Русской православной духовности в XIX веке (материал представляется в виде презентации).


Учащиеся дают ответы по опережающим заданиям о святых подвижниках земли русской XVIII века с просмотром презентации.



Учащиеся слушают и смотрят и анализируют материал.

Вывод по 2 части.

Учитель предлагает учащимся выявить суть жизненных позиций и убеждений, а также мотивы поведения православных подвижников, проанализировав документы. Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Работа с табличками на доске по ходу работы с документами.

Традиционное миропонимание (православное).

Бог — личность.

Мир — Божественное творение.

Вечные, Высшие истины.

Природа человека искажена грехом.

Человек создан свободным.

Богоподобие. (Как достигается человеком)

Изменить мир любовью.

Учащиеся работают с источниками, делают выводы по вопросам и записывают в тетрадь.

Главный вывод. В духовной жизни русского общества XVIII века сохранились и продолжились идеалы Святой Руси.

5. Закрепление материала.

Учитель предлагает сравнить основные позиции светского миропонимания, сложившегося в России в XVIII веке и религиозного миропонимания.

Учащиеся сравнивают. ( Используют таблички на доске).

6. Общий вывод по главной проблеме урока.

Слайд 23.

Учитель предлагает сделать вывод по основной проблеме урока: «В чем причины духовного противоречия между светским и религиозным мировоззрением России XVIII в.?»

Учитель добавляет, что в XVIII столетии происходит ещё один процесс, имеющий как социальные, так и духовные корни. Именно после принятия «Жалованной грамоты» дворянство становится самым привилегированным сословием Российской империи и новые мировоззренческие веяния распространялись прежде всего в дворянской среде. Следовательно, дворянство отделялось от собственного народа не только социально, но и духовно.

Почему тема урока «Светская Россия и… Святая Русь» записана таким образом, какой в этом смысл

Учащиеся формулируют вывод.

Духовный раскол XVIII столетия — это борьба не внутри одного вероучения, а начало противостояния разных религиозных сознаний; традиционной православной веры и светского миропонимания.

Многоточие в середине темы урока символизирует духовный раскол XVIII столетия в России.

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Анализ деятельности учащихся. Подготовить доклад о православных подвижниках XIX века.


ЛИТЕРАТУРА

1. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб., 1898.

2. Духанин Валерий. Что говорят святые? М., 2006.

3. Перевезенцев С.В. Россия великая судьба. М., 2006.

4. Святоотеческие труды. Т. 2. М.: Стретенский монастырь, Ковчег, 1998.

5. Хрестоматия по истории Отечества (для вузов). М., 2004

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения. Закрепилось в виде одной из основных форм русского национального самосознания. В дальнейшем православие уж само формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и русского понимания истории.

1 слайд. «Прелестный» век прельщал человека всевозможными свободами, в том числе и свободой духа…» Перевезенцев С. В.

2 слайд. Проблема урока. В чем суть духовного противоречия, возникшего в России в XVIII в.?

3 слайд. Гуманизм (от лат. — человечный) — религиозно-философское учение человекобожия, своеобразная псевдорелигия, основа светского миропонимания.

4 слайд. Светская Россия. Картина Станислава Хлебовского «Ассамблея при Петре I». Комментарий учителя. Пётр I страстно стремился «просветить» свою страну «образовать» свой народ. При нём начинается ломка прежних традиционных устоев жизни России. «Поднял Россию на дыбы». Как точно охарактеризовал А.С. Пушкин петровские преобразования. Петр I предполагал давнее православное представление о духовном смысле исторического бытия России сменить идеей светского государства «России — великой державы».

5 слайд. Картина Петра Суходомского «В деревне». Комментарий учителя. В чём же заключался духовный смысл исторического бытия России? В сохранении чистоты православной веры. Православие стало основой национальной духовности, национального самосознания.

6 слайд. Картина Акима Корнеева «Крестины». Комментарий учителя. Живя в терпении при крепостном праве, неся свой жизненный крест, в труде и молитве жил русский народ.

7 слайд. Картина Николая Ерошенко «Слепцы». Комментарий учителя. Сакральными ценностями оставались христоподвижничество — святость.

8 слайд. Картина Алексея Кившенко «Ломоносов и Екатерина II».

Комментарий учителя. Действительно «Великой державой» становиться Россия в правление Екатерины II. Расцвет наук, плеяда ученых. Сама императрица, будучи очень образованной, увлекалась взглядами философии просвещения. Екатерины II резко изменила к ним отношение на отрицательное, в конце своего правления.

9 слайд. Фотография Московского университета, открыт в 1755 году. Он один в Европе не имел богословского факультета. Комментарий учителя. Особенно процветали новые философские, политические и экономические учения в Московском Университете.

10 слайд. Картина Григория Чернецова «Село». Комментарий учителя. При Екатерине 2 проходило активнее наступление на Церковь. Шла секуляризация монастырских земель.

11 слайд. КартинаКириака Костандей «Цветущая сирень». Комментарий учителя. Число монастырей к концу века в России сократилось с 1074 до 482, а монашествующих почти втрое. И всё же православие жило. Тяжело, трудно, но жило.

12 слайд. Русские просветители XVIII в. Портрет: Василий Никитич Татищев (1686–1750) — известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

13 слайд. Портрет: Николай Иванович Новиков (1744–1818) — русский писатель, общественный деятель, журналист и издатель.

Сообщение учащегося.

14 слайд. Портрет: Александр Николаевич Радищев (1749–1802) русский писатель, философ, поэт.

Сообщение учащегося.

15 слайд. Идеи российского просветительства (есть в табличках).

16 слайд. Русь Святая. Картина Владимира Боровиковского «Александр Невский». Комментарий учителя. В народном понимании «святость» нельзя запретить. Особое почитание в начале XVIII века св. Александра Невского сыграло роль в сохранении традиции прославления русских национальных святых.

17 слайд. Русь Святая. Фотография Александро-Невской лавры.

18–22 слайды. Святые подвижники XVIII в. Картины, портреты, иконы. Святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (ок. 1730 — ок.1803). Святитель Тихон Задонский (1724–1783), епископ, автор многочисленных литературных произведений. Святитель Арсений Ростовский. Преподобный Паисий Величковский. Святитель Митрофан Воронежский.

Комментарий учителя и сообщения учащихся.

23 слайд. Картина Александра Афонина «Слава тебе, вдохновившему в нас неудовлетворённость Земным». Подпись: Духовный раскол XVIII столетия — это борьба не внутри одного вероучения, а начало противостояния разных религиозных сознаний; традиционной православной веры и светского миропонимания.

Комментарий учителя. Не сломленная Святая Русь XVIII века, зарождающаяся Святая Русь грядущих веков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ИДЕИ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ.

1. Документ. Радищев о качествах человеческий (Хрестоматия по истории Отечества).

Одно из ключевых слов в книге Радищева — «чувство», причём это не отдельное неясное чувство, а сложные, очень важные для частного человека чувствования, целый мир душевных движений. Они объединяют «сочувственников» (так назвал автор своего друга А.М. Кутузова, которому посвящена книга), то есть людей, чьи чувства и мысли согласованы однозвучны. Для Радищева чувствительность — выше разума, одно из главных качеств свободной личности, причём и крестьяне у него умеют чувствовать: «Я человеку нашёл утешителя в нём самом»

Вопрос. Что значит быть свободной личностью в понимании Радищева?

2. Документ. Анализ книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». (Хрестоматия по истории Отечества).

Автор на стороне крестьян, признаёт их поступок оправданным, защитой своих близки прав, говорит вещие слова о русском бунте: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Здесь произносится ключевая для всей книги речь о природном равенстве всех людей, об их естественном праве преступать законы во имя своего блага и свободы, об их праве на месть, восстание и даже убийство своих угнетателей.

Вопрос. Что означает «естественное право»?

3. Документ. Там же.

Идея разумного эгоизма, высказанная здесь Радищевым и развитая потом в романе Чернышевского, состояла в том, что люди могут соблюдать государственные законы и подчиняться власти монарха до тех пор, пока законы соответствуют их желаниям и цел служат пользе личности, не нарушают их естественных прав. В сословном монархическом государстве такая идея выглядела мятежной и преступной, и потому Екатерина назвала Радищева бунтовщиком.

Вопрос. Что Что означает идея «разумного эгоизма»?

4. Документ. Там же.

Далее Радищев развивает свои смелые мысли в целую систему революционных идей. Он русский дворянин и высокопоставленный чиновник, против государственной и военной службы молодых дворян, против завоеваний и войны как преступного кровопролития, против государственной и духовной (то есть церковной) цензуры, против придворных тунеядцев, против насильственного набора в армию рекрутов, злоупотреблений священников, — словом, против всей системы беззакония и угнетения человека человеком, лежавшей в основе самодержавия, крепостничества, российского военно-феодального государства.

Вопрос. К какому общественно-политическому течению можно отнести идеи Радищева?

5. Документ. Критика идей А.Н. Радищева А.С. Пушкиным. Интернет-ресурсы.

Пушкин резонно ответил автору «Путешествия из Петербурга в Москву» в своей статье о нём: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества...». Но читателю стоит открыть его книгу наудачу, чтоб удостовериться в истине нами сказанного.

В Радищеве отразилась вся французская философия его века: скептицизм Вольтера, филантропия Руссо, политический цинизм Дидрота и Реналя; но все в нескладном, искаженном виде, как все предметы криво отражаются в кривом зеркале. Он есть истинный представитель полупросвещения. Невежественное презрение ко всему прошедшему, слабоумное изумление перед своим веком, слепое пристрастие к новизне, частные поверхностные сведения, наобум приноровленные ко всему, — вот что мы видим в Радищеве; не лучше ли было бы указать на благо, которое она в состоянии сотворить? Он поносит власть господ как явное беззаконие; не лучше ли было представить правительству и умным помещикам способы к постепенному улучшению состояния крестьян. Какую цель имел Радищев? Чего именно желал он? На сии вопросы вряд ли бы мог он сам отвечать удовлетворительно. Влияние его было ничтожно. Все прочли его книгу и забыли ее, несмотря на то, что в ней есть несколько благоразумных мыслей, несколько благонамеренных предположений, которые не имели никакой нужды быть облечены в бранчивые и напыщенные выражения и незаконно тиснуты в станках тайной типографии, с примесью пошлого и преступного пустословия. Они принесли бы истинную пользу, будучи представлены с большей искренностью и благоволением; ибо нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви

Вопрос. В чём суть критики? Какой это взгляд православный или светский?

6. Документ. Противоречия во взглядах Н.И. Новикова. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

В своих взглядах на русскую старину Новиков не всегда отличался устойчивостью. Древние российские государи, по его словам, «яко бы предчувствовали, что введением в Россию наук и художеств наидрагоценнейшее российское сокровище — нравы — погубятся безвозвратно»; но вместе с тем он — ревностный приверженец просвещения, почитатель Петра Великого и тех людей, труды которых на пользу русского просвещения он любовно заносил в свой «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772). Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашёл в масонстве.

Вопрос. Какая роль отводилась российской науке?

7. Документ. К биографии Н.И. Новикова Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

В обществе, где даже звание писателя считалось постыдным, надо было иметь немалую долю решимости, чтобы стать типографщиком и книжным торговцем и видеть в этих занятиях своё патриотическое призвание. Люди, близкие к тому времени к Новикову, утверждали, что он не распространил, а создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению.

Вопрос. Служил Новиков на «благо Отечества?

ЖИЗНЕННЫЕ ПОЗИЦИИ И УБЕЖДЕНИЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ПОДВИЖНИКОВ

1. Документ. Из жизни свят. Митрофана Воронежского. Соколов Н. Святые земли русской к 200-летию годовщины со дня кончины св. Митрофана Воронежского. СПб, 1903.

Среди постоянных подвигов епископского служения свят. Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: "А келейных денег у меня нет... не имам в келий своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".

Вопрос. Какие добродетели присущи свят. Митрофану?

2. Документ. Преподобный Паисий Величковский о посте. Святоотеческие труды. 1998.

Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым и находится в подвиге, труде и терпении; однако не ослаблять себя чрезмерным постом и не проводить в бездеятельности тела. Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, невзирая на других подвижников, — много или мало кто постится; смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить: каждому мера и внутренний учитель — своя совесть. Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг; потому что одни сильны, другие немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск. Итак, хорошо узнавши свою меру, принимай пищу однажды на каждой день, кроме суббот, недель и владычных праздников. Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям. Как со львом и лютым змием бороться, так должно с врагом в телесной немощи и духовной нищете. Если кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, да утончает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать; как доспать необходимо, так и поститься. Пост, войдя в душу, убивает в глубине ея лежащий грех.

Вопрос. Как должен жить православный человек?

3. Документ. Святитель Василий Великий. Творения.

Если ты станешь врагом зла, забудешь прошлые обиды и вражду, если будешь любить своих братьев и сочувствовать им, то уподобишься Богу. Если ты относишься к брату, погрешившему против тебя, так же, как Бог относиться к тебе, грешнику, ты своим состраданием к ближнему уподобляешься Богу...

Вопрос. Как в православном понимании человеку можно уподобиться Богу?

4. Документ. Кто такой Бог? Духанин Валерий. Что говорят святые? 2006.

Бог — не безликая энергия, разлитая в природе, к которой можно подключиться посредством магических обрядов или ритуалов, но Он -Высшее Личностное Существо, видит сокровенные глубины человеческой души и лишь через личное обращение к Нему возможно приобщиться Его благодати.

Вопрос. Что говорит о Боге православие?

5. Документ. Умное делание. Святоотеческие труды. 1998.

Умное делание есть постоянное памятование Господа и хождение пред Ним в своём сердце. И если всегда и везде мы будем помнить и чувствовать, что нас видит Бог, что Он рядом с каждым из нас, что мы всегда в своих поступках, словах и даже тайных помыслах и чувствах открыты пред Ним, то как бы мы решились поступать?

Вопрос. Отрицает ли православие рациональное начало в человеке?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

(примерные сообщения учащихся)

Радищев Александр Николаевич (1749–1802) родился в семье дворянина в селе Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Благодаря хлопотам дяди был назначен в пажи в Петербурге. Через четыре года, в числе группы студентов, он был отправлен за границу для обучения праву.

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, титулярным советником. Занялся собственным литературным опытам. Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому, в 1790 году напечатал в ней «Письмо другу» и главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые утверждения о крепостном праве привлекли внимание самой императрицы. Радищев был арестован. 4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в измене присяги и зломыслию. Ему назначалась смертная казнь, которая была изменена десятилетней ссылкой в Сибирь. Император Павел I вернул Радищева из Сибири и назначил его членом комиссии для составления законов. Умер Радищев в Петербурге 13 сентября 1802 года. В современной литературе Радищев представлен как философ и публицист. Исследуются его масонские и просветительские взгляды.

Николай Иванович Новиков (1744–1818)- общественный деятель, писатель, журналист и издатель. Родился 27 апреля 1744 года в дворянской семье. Учился в Московской дворянской гимназии, откуда был исключен за леность и пропуски. Вскоре поступил на службу в Измайловский полк, затем проходил государственную службу. В1768 году Новиков вышел в отставку и стал издавать еженедельный сатирический журнал "Трутень", где проводил мысль о несправедливости крепостного права и бичевал неправосудие. Вскоре журнал был закрыт, и Новиков начал издавать новый сатирический журнал "Живописец",в котором проводил те же идеи. В нем печатали свои сочинения Тургенев и Радищев. Философские взгляды Новикова были противоречивы. С одной стороны он выступал против преклонения дворянства перед иностранщиной, за национальные основы русской культуры. С другой стороны был приверженцем просвещения. Исход этих колебаний и противоречий Новиков нашел в масонстве. С 1777года он начинает издавать журнал "Московские ведомости", сначала в Петербурге, а затем в Москве. Занимался благотворительной деятельностью. Открыл училище на 30 или 40 человек, с учениками платными и даровыми. Прежде всего он видел свое патриотическое призвание в типографической работе, прививая любовь к наукам и охоту к чтению. За свою масонскую деятельность он был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Откуда вышел через 4 года "дряхл, стар, сгорблен". Он был вынужден отказаться от общественной деятельности и умер 31 июля 1818 года.

О святом подвижнике Митрофане Воронежском: Митрофан Воронежский (1623–1703) — епископ и святитель. Он вёл подвижническую жизнь. Трудный путь предстояло пройти ему в Воронежской епархии в должности архиерея. Население края было разнородным. Сюда стекались люди со всех концов России, скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было неграмотным. Монастыри находились в запущенном состоянии. Митрофан явился истинным пастырем, совершавшим своё служение с любовью и милосердием. За время его святительства в Воронежской епархии возросло число храмов. Святителю пришлось вести упорную и тяжёлую борьбу с нравственными пороками. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни. Под его мудрым управлением Воронежская епархия испытала благодетельную перемену. Особо следует остановиться на отношениях между Митрофаном и царём Петром I. Святитель Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю. Однажды, придя к царю, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов. Тогда святитель повернулся и пошёл домой. Узнав об этом, царь вторично послал за ним человека с приказанием явиться. Но Митрофан ответил: «Пока не уберут идолов, я не приду во дворец». В своём решении он был уверен и даже угроза смертной казни не изменила его решение. Имея глубокое уважение к святителю, царь Пётр дал приказ убрать статуи. На другой день Митрофан явился во дворец благодарить государя. За несколько лет до кончины Митрофан составил духовное завещание, в котором даёт пастырские наставления для всех христиан: «Употреби труд, храни мерность — богатым будешь. Воздержно пей, мало ешь — здоровым будешь. Твори добро, избегай зло — спасён будешь». 23 ноября 1703 г. святитель умер. В 1832 г. были открыты его мощи. Через 128 лет после кончины он был причислен к лику святых.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру