Соборное уложение 1649 года (фрагменты)

Соборное уложение 1649 г. — крупнейший законодательный памятник ХVII в. Своим оригиналом Уложение имеет столбец длиной в 309 м. С него была сделана книга-копия, с которой в типографии были отпечатаны экземпляры Соборного уложения. Текст уложения включает 967 статей, разделенных на 25 глав.

Необходимость появления Уложения была вызвана тем, что между изданием Уложения и предшествующего ему законодательного свода — Судебника 1550 г. — прошло почти 100 лет, за которые набралось множество законоположений, хранившихся в разных приказах и, порой, противоречивших друг другу. Это в значительной мере затрудняло приказную работу, приводило к злоупотреблениям приказных служащих. Требовался новый законодательный свод. Его составление было поручено комиссии, состоявшей из князей и бояр Н.И. Одоевского и С.В. Прозоровского, окольничего князя Ф.Ф. Волконского, дьяков Ф. Грибоедова и Г. Леонтьева. Главой этой комиссии или временного приказа стал Никита Иванович Одоевский. Новый законодательный свод был обсужден на специально созванном Земском соборе 1648 г., исправлен по многим статьям и принят 29 января 1649 г. Все обсуждение и принятие нового Уложения заняло чуть больше полугода, что и по нынешним меркам является рекордно коротким сроком.

Этот свод законов долгое время играл роль всероссийского кодекса. При Петре I и Екатерине II были предприняты попытки принять новый законодательный свод, но они оказались безуспешными. Уложение оставалось полнейшим сводом российских законов почти два столетия, пока при Николае I в 1832 г. не был составлен «Свод законов Российской империи» в 15 томах.

Печатается по: Соборное уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л., 1987. Фрагменты Соборного уложения для  данной публикации собраны в тематические разделы, выделенные автором публикации. Публикация фрагментов Соборного уложения, предисловие и комментарии доктора исторических наук, проф. Г.В. Талиной. При комментировании текста Соборного уложения частично использованы комментарии, данные к изданию 1987 г. под ред. А.Г. Манькова, составленные Г.В. Абрамовичем, А.Г. Маньковым, Б.Н. Мироновым, В.М. Панеяхом.

ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВА (1)

Глава II. О государьской чести и как его государьское здоровье оберегать

1. Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию (2).

2. Также будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть, и для того своего злово умышленья начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом по его ссылке Московским государьством завладеть или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнить смертию.

3. А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет из ыных государьств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением и изменою город зажжет или дворы, и в то время или после того зажигальщик изыман будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зжeчьбезо всякого милосердия (3).

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взять на государя (4).

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнить смертию.

7. А будет которая жена про измену мужа своего или дети про измену же отца своего не ведали, и сыщется про то допряма, что они тое измены не ведали, и их за то не казнить, и никакова наказания им не чинить, а на прожиток из вотчин и ис поместей им, что государь пожалует.

8. А будет после которого изменника останутся дети, а жили те его дети до измены его от него в розделе, а не с ним вместе, и про измену его те его дети не ведали, и животы у них и вотчины были свои особные, и у тех его детей животов их и вотчин не отимать (5).

9. А будет кто изменит, а после его в Московском государьстве останутся отец, или мать, или братья родные, или неродные, или дядья, или иной кто его роду, а жил он с ними вместе, и животы и вотчины у них были вопче, и про такова изменника сыскивати всякими сыски накрепко, отец и мати и род его про ту его измену ведали ли. Да будет сыщется допряма, что они про измену того изменника ведали, и их казнити смертию же, и вотчины и поместья их и животы взяти на государя.

10. А будет про них сыщется допряма, что они про измену того изменника не ведали, и их смертию не казнити, и поместья и вотчины и животов у них не отимать (6).

11. А будет которой изменник быв в котором государьстве, выедет в Московское государьство, и государь пожалует его велит ему вину его отдати, и ему поместья дослуживатися внов, а в вотчинах его государь волен, а в прежних его поместей ему не отдавать (7).

12. А будет кто на кого учнет извещати великое государево дело, а свидетелей на тот свой извет никого не поставит и ничим не уличит, и сыскать про такое государево великое дело будет нечим, и про такое великое дело указ учинить по разсмотрению, как государь укажет.

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ничем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиня им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел, ни в каких делех таким изветчиком не верить.

14. А которые всяких чинов люди учнут за собою сказывать государево дело или слово (8), а после того они же учнут говорить, что за ними государева дела или слова нет, а сказывали они за собою государево дело или слово избывая от кого побои или пьяным обычаем,и ихза то бить кнутом, и бив кнутом отдать тому, чей он человек.

15. А будет кто изменника догнав на дороге убьет или поймав приведет к государю, и того изменника казнить смертью, а тому, кто его приведет или убьет, дати государево жалованье из его животов, что государь укажет (9).

16. А кто на кого учнет извещати государево великое дело или измену, а того, на кого он то дело извещает, в то время в лицах не будет, и того, на кого тот извет будет, сыскати и поставить с ызветчиком с очей на очи, и против извету про государево дело и про измену сыскивати всякими сыски накрепко, и по сыску указ учинить, как о том писано выше сего.

17. А будет кто на кого доводил государево великое дело или измену, а не довел, и сыщется про то допряма, что он такое дело затеял на кого напрасно, и тому изветчику тоже учинити, чего бы довелся тот, на кого он доводил.

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заговор или иной какой злой умысл, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михаиловичю всея Русии, или его государевым бояром и ближним людем, или в городех воеводам и приказным людем.

19. А будет кто сведав или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор или иной какой злой умысл, а государю, и его государевым бояром, и ближним людем, и в городех воеводам, и приказным людем про то не известит, а государю про то будет ведомо, что он про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допряма, и его за то казнити смертию безо всякия пощады (10).

20. Также самовольством, скопом и заговором к царьскому величеству, и на его государевых бояр, и околничих, и на думных и на ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, и ни на кого никому не приходити, и никого не грабити и не побивати.

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр, и околничих, и думных и ближних людей, и в городех и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады.

22. А будет ис которого города или ис полков воеводы и приказные люди отпишут к государю на кого на служилых или иных чинов на каких людей, что они приходили к ним скопом и заговором и хотели их убити, а те люди, на кого они отпишут, учнут бити челом государю на воевод и на приказных людей о сыску, что они скопом и заговором к ним не прихаживали, а приходили к ним немногие люди для челобитья, и по тому челобитью про них в городех сыскивати всем городом, а в полкех всеми ратными людьми. Да будет сыщется про них допряма, что они в городех и в полках к воеводам приходили для челобитья, а не для воровства, и их по сыску смертью не казнити. А воеводам и приказным людем, которые на них отпишут к государю ложно, за то чинить жестокое наказание, что государь укажет (11).

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было

1. Будет кто при царском величестве в его государеве дворе и в его государьских полатах не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадить в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делать. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье (12).

2. А будет кто в государеве дворе кого задерет и з дерзости ударит рукою, и такова тут же изымать, и неотпускаючи его про тот его бой сыскать, и сыскав допряма за честь государева двора посадить его в тюрму на месяц. А кого он ударит, и тому на нем доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем тому, кого он окровавит, бесчестье доправить вдвое, да его же за честь государева двора посадить в тюрму на шесть недель (13).

3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю или иное какое оружье и тем оружьем кого ранит, и от тое раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого до смерти убьет, и того убойца за то убойство самого казнить смертию же. А хотя будет тот, кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца по тому же казнить смертию, да из животов его взять убитого кабальные долги.

4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит и не убиет, и того казнити, отсечь рука.

5. А будет кто в государеве дворе и не при государе на кого оружье вымет, а неранит, и того посадити на три месяцы в тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестье и увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что ему без указуистого города, где он кого ранит, не съежжати до тех мест, покаместа раненой обможетсяили умрет. А будет раненой обможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию (14).

6. Такоже царьскаго величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество в объезде быти, ис пищалей и из луков и из ыного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, и с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве или в объезде кого ранит или кого убиет до смерти, и того казнити смертию же.

7. А будет кто на государеве дворе на Москве и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрельбы, и ис того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.

8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити. А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет в государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти на государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет.

9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что ни буди в первые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом. А будет того же татя с краденым в государеве дворе поимают в другие, и того бити кнутом же да вкинути на полгода в тюрму. А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворе в третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным неповадно было воровати, на государеве дворе красти.

Глава VI. О проезжих грамотах в ыные государьства (15)

3. А будет кто поедет в которое государьство бес проезжие грамоты, и быв в ыном государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на него извещать, что он ездил бес проезжие грамоты самовольством для измены или для иного какова дурна, и по тому извету про того, кто ездил в ыное государьство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в ыное государство бес проезжие грамоты для измены или для иного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнити смертию.

4. А будет в сыску объявится, что он ездил в ыное государство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати (16).

6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветные челобитные, и людей своих и крестьян приводити. А воеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскивати про них против извету всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государевауказу сажати в тюрму (17).

Глава VII. О службе всяких ратных людей Московского государьства

20. А будет кто, будучи на государеве службе в полкех, учнет изменою ис полков переезжати в неприятельские полки и в нериятельских полкех сказывати про вести и про государевых ратных людей, и в том на него кто известит, и сыщется про то допряма, и такова переезщика казнити смертию, повесити против неприятельских полков, а поместья его и вотчины и животы взятии на государя (18).

Глава ХХ. Суд о холопех

33. А будет кто изменит из Московскаго господарства отъедет в ыное господарство, а после его людем его по государеву указу и по боярскому приговору дана будет воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство, а после того тот изменник из ызмены воротится, и государь пожалует его положит на милость, за ту его измену смертью казнить его не велит, и ему людей к себе приимать внов, кто у него в холопстве быть похочет, а до тех его людей, которым без него дана будет воля, дела ему нет (19).

ПОЛОЖЕНИЕ БОЯРСКОЙ ДУМЫ (20)

Глава IV. О подпищикех и которые печати подделывают

1. Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски, или в подлинной государеве грамоте и в ыных в каких приказных писмах что переправит своим вымыслом мимо государева указу и боярского приговору, или думных и приказных людей и подьяческия руки подпишет, или зделает у себя печать такову, какова государева печать, и такова за такия вины по сыску казнити смертью (21).

Глава Х. О суде

1. Суд государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всея Русии судить бояром, и околничим, и думным людем, и дьяком, и всяким приказным людем, и судьям, и всякая росправа делать всем людем Московского государьства от большаго и до меньшаго чину вправду. Также и приезжих иноземцов и всяких прибылых людей, которые в Московском государьстве будут, тем же судом судить и росправа делать по государеву указу вправду, а своим вымыслом в судных делех по дружбе и по недружбе ничего не прибавливати ни убавливати, и ни в чем другу не дружить, а недругу не мстить, и никому ни в чем ни для чего не норовить, делать всякие государевы дела не стыдяся лица сильных, и избавляти обидящего от руки неправеднаго.

2. А спорные дела, которых в приказех зачем вершить будет немощно, взносить ис приказов в доклад к государю царю и великому князю Алексею Михаиловичю всея Русии, и к его государевым бояром, и околничим, и думным людем. А бояром, и околничим, и думным людем сидеть в полате, и по государеву указу государевы всякие дела делать всем вместе (22).

7. А будет кто учнет бити челом на судью, что он обвинил его неделом по посулом, а взял де от того неправого дела на судью посул брат его, или сын, или племянник, или человек, и то судное дело взнесть слушати бояром, и учинити в том деле указ смотря по делу. А челобитчика и на кого он сказывал про посулы ставити с очей на очи, и роспрашивати, и сыскивати про посул всякими сыски накрепко, тот человек, на кого в посулех будет челобитье, посул взял ли, и будет взял, и по судьину ли приказу он посул взял, да будет сыщется допряма, что посул взят по судьину веленью, и судное дело вершено неделом по посулу, и судье за то учинити указ, как о том писано выше сего.

10. А будет которой боярин, или околничей, или думной человек, или дияк, или кто ни буди судия просудится, и обвинит кого не по суду без хитрости, и сыщется про то допряма, что он то учинил без хитрости, и ему за то, что государь укажет, а дело вершити всем бояром. А будет того дела всем бояром за чем вершити будет немощно, и в том деле дати суд з головы (23).

Глава XVIII. О печатных пошлинах (24)

16. А которые государевы жалованные грамоты на вотчины и на поместья даны будут бояром, и околничим, и дворяном, и дьяком думным, и с тех грамот печатных пошлин не имати.

56. А которые государевы грамоты посланы будут в городы по челобитью бояр, и околничих, и дворян, и дьяков думных о всяких их делех, или по их же челобитью посланы будут в городы приставы с наказными памятьми, и с тех грамот и с наказов пошлин не имать.

ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ

Глава I. О богохулниках и о церковных мятежниках

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на Честный Крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив казнити, зжечь (25).

2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время святыя литургии, и каким ни буди обычаем божественныя литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

3. А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение вшед в церковь Божию учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви Божественному пению учинит мятежь, а государю про то ведомо учинится, и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинити торговая казнь.

4. А будет кто пришед в церковь Божию учнет бити кого ни буди и убьет кого до смерти, и того убойца по сыску самого казнити смертью же.

5. А будет ранит, а не до смерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады и вкинути в тюрму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.

6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.

7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за бесчинство посадити в тюрмуна месяц. А кого он обесчестит, и тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви Божии никакова бесчинства не было (26).

8. А в церкви во время церковнаго пения государю царю и великому князю Алексею Михаиловичю всея Русии, и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, никому ни о каких своих делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

9. А будет кто, забыв страх Божии и презрев царьское повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем в церкви Божии во время церковнаго пения о каких своих делех бити челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько государь укажет (27).

Глава Х. О суде (28)

27. А будет кто кого чем обесчестит, и за бесчестье чинить указ. Будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит словом патриарха, и за патриарше бесчестье боярина, и околничего, и думного человека по сыску отослати к патриарху головою.

28. А будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит словом митрополита или архиепископа, или епископа, и за митрополиче и за архиепископле и епископле бесчестье боярину, и околничему, и думному человеку платить митрополиту за бесчестье четыреста рублев, архиепископу триста рублев, епископу двесте рублев. А будет кому платить нечем, и его за властелинское бесчестье отослать ко власти головою, будет сыщетца допряма.

29. А будет боярин, или околничей, или думной человек обесчестит архимарита, или игумена, или иной иноческой чин, и им за бесчестье по суду или по сыску платить бесчестье против государева указу.

30. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческой чин обесчестит словом столник, или стряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, а по суду или по сыску сыщется про то допряма, и им за такое бесчестье чинить указ: за патриарха бить батоги, за митрополита посадить в тюрму, за архиепископа и епископа в тюрму же посадить.

31. А будет патриарха, или митрополита, или архиепископа, или епископа, или архимарита, или игумена, или келаря, или казначея, или иной иноческий чин обесчестит словом гостиной, и суконной сотни, или черных сотен и слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или кто иной какова чину ни будь, а по суду или по сыску про то сыщется допряма, и им за то чинить указ: за патриарха учинить торговая казнь да посадить в тюрму на месец, за митрополита бить батоги да в тюрму посадить на четыре дни, за архиепископа и епископа бить батоги да в тюрму посадить на три дни. А архимаритом, и игуменом, и архидиякону, и Троицы Сергиева и всех монастырей келарем, и казначеем, и соборным старцем, и рядовой братьи править за бесчестье.

32. Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря архимариту сто рублев, того же монастыря келарю восмьдесят рублев, казначею семьдесят рублев, соборным старцом по сороку рублев.

33. Из Володимиря Рожественского монастыря архимариту девяносто рублев, келарю семьдесят рублев, казначею шестьдесят рублев, соборным старцом по дватцати рублев.

34. Чюдова монастыря архимариту 80 рублев, келарю шестьдесят рублев, казначею пятьдесят рублев, соборным старцом по дватцати рублев.

35. Спаского монастыря, что на Новом, архимариту семьдесят рублев, келарю пятьдесят рублев, казначею сорок рублев, соборным старцом по дватцати рублев.

36. Из великого Новагорода Юрьева монастыря архимариту семьдесят рублев, келарю пятьдесят рублев, казначею сорок рублев, соборным старцем по дватцати рублев.

37. Симонова монастыря архимариту 60 рублев, келарю пятдесят рублев, казначею сорок рублев, соборным старцом по дватцати рублев.

38. Из Свияжска Богородицкого монастыря архимариту шестьдесят рублев, келарю сорок рублев, казначею тритцать пять рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

39. Ондроньева монастыря архимариту шестьдесят рублев, келарю сорок рублев, казначею тритцать пять рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

40. Ис Казани Преображенского монастыря архимариту шестьдесят рублев, келарю сорок рублев, казначею тритцать рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

41. С Костромы Ипатцкого монастыря архимариту шестьдесят рублев, келарю сорок рублев, казначею тритцать рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

42. Из Нижнего Печерского монастыря архимариту пятьдесят рублев, келарю тритцать пять рублев, казначею дватцать пять рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

43.Из Новагорода Футыня монастыря архимариту пятьдесят рублев, келарю тритцать рублев, казначею дватцать пять рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

44. 3 Бела озера Кирилова монастыря игумену пятьдесят рублев, того же монастыря келарю, и казначею, и соборным старцом по тритцати рублев.

45. Ис Переславля Горицкого монастыря архимариту пятьдесят рублев, келарю тритцать рублев, казначею дватцать рублев, соборным старцом по пятинатцати рублев.

46. Из Можайска Лужецкаго монастыря архимариту сорок пять рублев, келарю дватцать пять рублев, казначею пятнатцать рублев, соборным старцом по десяти рублев.

47. Из Ростова Богоявленского монастыря архимариту сорок рублев, келарю дватцать рублев, казначею пятнатцать рублев, соборным старцом по десяти рублев.

48. С Костромы Богоявленскаго монастыря игумену сорок рублев, келарю дватцать рублев, казначею пятнатцать рублев, соборным старцом по десяти рублев.

49. Богоявленскаго монастыря, из за Ветошного ряду, игумену сорок рублев, келарю дватцать рублев, казначею пятнатцать рублев, соборным старцом по десяти рублев.

50. Знаменскому игумену, что на Варварском кресце, тритцать пять рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев, соборным старцом по пяти рублев.

51. Из Ярославля Спаского монастыря архимариту тритцать рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

52. Из Боровска пафнотьевскому игумену тритцать рублев, келарю дватцать рублев,казначею десять рублев.

53. С Волока Ламского Иосифова монастыря игумену пятьдесят рублев, келарю тритцать рублев, казначею дватцать рублев.

54. Из Суждаля спаскому архимариту тритцать рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

55. Из Великого Новагорода антоньевскому игумену тритцать рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

56. Изо Пскова печерскому архимариту тритцать рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

57. Соловецкого монастыря игумену тритцать рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

58. С Уньжи Желтоводского монастыря игумену тритцать рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

59. С Рязани спаскому архимариту дватцать пять рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

60. Из Великого Новагорода тихвинскому игумену дватцать пять рублев, келарю дватцать рублев, казначею десять рублев.

61. С Вологды Каменского монастыря архимариту дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

62. Изо Твери Отроча монастыря архимариту дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

63. С Волока Ламского Возмицкого монастыря архимариту дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

64. Ис Переславля Залеского даниловскому архимариту дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

65. 3 Бела озера ферапонтовскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

66. Из Ростова с устья борисоглебскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

67. С Рязани солочинскому архимариту дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

68. С Вологды прилуцкому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

69. Из Астрахани троецкому архимариту дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

70. Из Великаго Новагорода вяжицкому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

71. Из Великаго же Новагорода духовскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

72. Из Звенигорода сторожевскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

73. С Вологды павловскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

74. С Вологды же глушицкому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

75. Ис Кашина колязинскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

76. С Вологды корнильевскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

77. Ис Переславля Залеского никитскому игумену дватцать рублев, келарю пятнатцать рублев, казначею десять рублев.

78. Из Можайска колоцкому игумену пятнатцать рублев, келарю десять рублев, казначею восмь рублев.

79. Угрешьскому игумену пятнатцать рублев, келарю десять рублев, казначею семь рублев.

80. Здвиженскому игумену, что на Арбате, пятнатцать рублев, келарю десять рублев, казначею семь рублев.

81. А которых монастырей в лествице не написано, и тем по суду класть за бесчестье, архимаритом по десяти рублев, игуменом по осми рублев, келарям и казначеем по шти рублев.

82. А рядовым старцем всех монастырей за бесчестье по пяти рублев.

83. А будет митрополит, или архиепископ, или епископ, или архимарит, или игумен, или келарь, или казначей, или рядовые старцы обесчестят словом бояр, и околничих, и думных людей, или столников, или стряпчих, или дворян московских, или гостей, или дьяков, или жилцов, или дворян, или детей боярских городовых, или иных чинов, кого ни будь, а сыщетца про то допряма, и им по сыску тем людем, кого они обесчестят, платить за бесчестья против их окладов, что кому государева денежного жалованья, а гостем и иных чинов людем по указным статьям, как писано ниже сего.

84. А будет которому архимариту, или игумену, или келарю, или казначею, или рядовым старцем за чье бесчестье платить будет нечем, и на них тем людем править бесчестье нещадно до тех мест, как они с ысцы учинят зделку, или как в том исцом своим добьют челом.

85. А будет кто обесчестит протопопа, или протодьякона, или попа, или дьякона соборных и ружных церквей, а по суду или по сыску про то сыщетца допряма, и на тех править протопопом, и протодьяконом, и попом, и дьяконом за бесчестья: Болшово собору Пречистые Богородицы протопопу пятьдесят рублев, протодьякону сорок рублев, ключарем по тритцати рублев, попом по дватцати по пяти рублев, дьяконом по пятинатцати рублев; благовещенскому протопопу, государеву духовнику, сто рублев, благовещенским ключарем, и попом, и дьяконом против государева жалованья денежные руги; да иных соборов протопопом, и протодьяконом, и попом править за бесчестье против их окладов, что им идет государева жалованья денежные руги.

86. А приходных церквей попом и дьяконом, которым годовые денежные руги нет, за бесчестье править против попов и дьяконов Московскаго болшого Пречистенского собору вполы.

87. А городовым соборных церквей протопопом, и протодьяконом, и попом, и дьяконом бесчестье править против их денежных окладов.

88. А приходных церквей, к которым руги нет, попом и дьяконом против городовых соборных попов и дьяконов вполы же.

89. А уездным и безместным попом по пяти рублев.

90. А будет учинится ссора меж бояр, и окольничих, и думных людей, и кто из них кого обесчестит непригожим словом, и на тех по суду или по сыску править бесчестье по государеву указу.

91. А будет боярина, или околничего, или думного человека обесчестит столник, или стряпчей, или дворянин московской, или гость, или дьяк, или жилец, или дворянин, или сын боярской городовой, или иноземец, или дворовой человек, и на них бояром, и околничим, и думным людем по суду или по сыску править бесчестье же. А будет кому ис тех чинов боярину, или околничему, или думному человеку за бесчестье платить будет нечим, и их бити кнутом.

92. А будет бояр, и околничих, и думных людей обесчестит кто словом гостиные и суконные и черных сотен и слобод тяглой человек, или стрелец, или казак, или пушкарь, или монастырьской слуга, или иных чинов люди кто ни будь, или холоп боярской, а по суду и по сыску сыщется про то допряма, и их за боярское и околничих и думных людей бесчестье бити кнутом, да их же сажати в тюрму на две недели.

93. А будет кто какова чину ни будь обесчестит столников, или стряпчих, или дворян московских. Или дьяков, или жильцов, или дворян, или детей боярских городовых, или иноземцов, или дворовых людей, или подьячих, или иных всяких чинов людей, которые государевым денежным жалованьем верстаны, а по суду или по сыску сыщется про то допряма, и им на тех людех, кто их обесчестит, править бесчестье же.

94. А будет кто обесчестит имянитых людей Строгановых, или гостя, или гостиные и суконные и казенные и черных сотен и слобод и городовых посадских людей, или ямщиков, или дворцовых сел и черных волостей крестьян, или боярских людей, или помещиковых и вотчинниковых крестьян, или гулящих людей, а по суду или по сыску про то сыщется до-пряма, и им править за бесчестье: Строгановым по сту рублев человеку, гостю по пятидесят рублев человеку, гостиные сотни большой статьи по дватцати рублев человеку, средней статьи по пятинатцати рублев человеку, меньшой статьи по десяти рублев человеку, суконныя сотни большой статьи по пятинатцати рублев человеку, средней статьи по десяти рублев человеку, меньшой статьи по пяти рублев человеку, казенные слободы по пяти рублев человеку, черных сотен и слобод и посадским тяглым лутчим людем по семи рублев человеку, средним по шти рублев человеку, меньшой статьи по пяти рублев человеку, ямским охотником по пяти же рублев человеку, дворцовых сел и черных волостей государевым крестьяном по рублю человеку. А будет кто государевых крестьян учнет бити и бьючи изувечит, глаз выколет, или руку или ногу переломит, или иное какое увечье учинит, и на том имать государевым крестьяном за увечье и за бесчестье по десяти рублев человеку. А будет кто государева крестьянина зашибет, а увечья никакова не учинит, и на том имать государевым крестьяном за бой и за бесчестье по два рубли человеку, боярским служилым людем по пяти рублев человеку. А деловым людем и монастырским и помещиковым и вотчинниковым крестьяном и бобылем за бесчестье и за увечье учинить указ против государевых дворцовых сел крестьян. Гулящим людем по рублю человеку.

95. А будет кто ни будь обесчестит патриарших и митрополичих и архиепископлих и епископлих дьяков, или детей боярских, или иного чину домовых людей, и на тех править бесчестье: патриаршим дьяком по их окладом, патриаршим же детем боярским: 1-й статье по пятинатцати рублев человеку, 2-й статье по десяти рублев человеку, 3-й статье по пяти рублев человеку, поваром по два рубли человеку, хлебником по два же рубли человеку, конюхом по два же рубли человеку, патриаршим же певчим дьяком: 1-й станице по семи рублев человеку, 2-й станице по пяти рублев человеку, подьяком болших станиц по пяти же рублев человеку, а менших станиц по три рубли человеку, митрополичим и архиепископлим и епископлим детем боярским: 1-й статье по десяти рублев человеку, 2-й статье по семи рублев человеку, 3-й статье по пяти рублев человеку, певчим дьяком по три рубли человеку, подьяком по два рубли человеку, поваром, хлебником, конюхом по рублю человеку.

96. А будет кто ни буди обесчестит монастырьских слуг, которые ходят в стряпне, и на тех править за бесчестье: Троицы Сергиева монастыря стряпчему пятнатцать рублев, Рожественого монастыря из Володимиря, Чюдова монастыря, Спаского монастыря, что на Новом, Юрьева монастыря, что в Великом Новегороде, Симонова монастыря по десяти рублев человеку, а иных монастырей стряпчим по пяти рублев человеку. А рядовым слугам: 1-й статье по четыре рубли человеку, 2-й статье по три рубли человеку, детенышем по рублю человеку.

97. Старицам местным по пяти рублев, безместным по три рубли.

98. Дьячком церковным по три и по два рубли, пономарем по два рубли, просвирницам по три рубли.

99. А будет кто ни буди обесчестит непригожим словом чью жену, или дочь девку, или сына неверстаного какова чину ни буди, и женам, и дочерем девкам, и сыновьям неверстаным по суду и по сыску править за их бесчестья: жене против мужня окладу вдвое, дочери девке против отцова окладу вчетверо, сыну неверстаному против отцова окладу вполы.

Глава XII. О суде патриарших приказных и дворовых всяких людей и крестьян

1. На патриарших приказных и на дворовых людей, и на детей боярских, и на крестьян, и на всяких чинов людей, которые живут в патриарших в домовых вотчинах, во всяких делех суд давать безсрочно на патриарше дворе, потому что при прежних государех и блаженные памяти при великом государе царе и великом князе Михаила Феодоровиче всеа Русии ни в которых приказех на них суда не давали, а судили их на патриарше дворе, что судные дела слушает и указывает патриарх (29).

2. А будет патриарши приказные люди в каком деле праваго обинят, а виноватаго оправят по посулом, или по дружбе, или по недружбе, и тем людем, кто будет обинен не по делу, на тех патриарших приказных людей бити челом государю, и по тому челобитью спорные дела ис патриарших приказов взносить к государю и ко всем боярам. Да будет сыщетца, что патриарши судьи кого обинят не по делу, и тем патриаршим судьям за их неправду указ чинить против того же, как указано о государевых судьях (30).

3. А которые патриарши приказные и дворовые люди, и дети боярские, и патриарши крестьяне учнут в которых приказех на каких людех всяких дел искать, а ответчики на них в тех же приказех не сходя с суда учнут встречно искать, и на них суд давать в тех же приказех (31).

Глава XIII. О Монастырском приказе

1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет во всяких делех по нынешнее государево Уложение суд даван в Приказе Болшаго Дворца.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михаилович всеа Русии по челобитью столников, и стряпчих, и дворян московских, и городовых дворян, и детей боярских, и гостей, и гостиные и суконные и иных разных сотен и слобод и городовых торговых и посадских людей указал Монастырскому приказу быть особно, и на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет во всяких исцовых искех суд давать в Монастырском приказе (32).

2. А которые митрополичьи и архиепископли и епископли приказные и дворовые люди, и дети боярские, и крестьяне, также и розных монастырей архимариты, и игумены, и строители, и келари, и казначеи, и соборные и рядовые старцы, и монастырские слуги, и крестьяне учнут в котором приказе искати всяких чинов на людех, а ответчики после его ответу учнут по челобитным на тех исцах искати своих исковых дел, и тем ответчиком на митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на архимаритов, и на игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на соборных и на рядовых старцов, и на митрополичих и на архиепископлих и на епископлих приказных и на дворовых людей, и на детей боярских, и на монастырских слуг, и на крестьян по их исковым челобитным суд давать в тех же приказех против их ответчиковых челобитен (33).

3. А которые патриарши, и митрополичи, и архиепископли, и епископли, и монастырские, и бояр, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей прикащики и крестьяне живут в городех во властелинских и в боярских вотчинах и в поместьях, и на тех патриарших и митрополичих, и на архиепископлих, и на епископлих, и на монастырских, и на боярских, и всяких чинов людей на прикащиков, и на людей их, и на крестьян в городех всяких чинов городовым людем, и на городовых людей патриаршим и иных властелинским, и монастырским, и боярским, и околничих, и думных, и всяких чинов московских людей прикащиком и крестьяном давать суд по дватцеть рублев, а больши дватцети рублев и в вотчинных и в поместных и в холопьих делех на них в городех суда не давать, опричь тех городов, в которых городех по государеву указу бывают с воеводами дьяки, и опричь понизовых городов, которые городы ведают в Казанском дворце (34).

4. А на которых служилых людех учнут искать исков своих духовнаго чину люди и монастыри, а в челобитных их будут написаны имена архимаритов, и игуменов, и келарей, и казначеев, и старцов, и попов, и дьяконов, и били будет, и бесчестили, и грабили их самих, или им самим какие обиды учинили, и в тех искех, где челобитье иноческаго и священниче-скаго чину по преданию святых апостол и по правилом святых отец быти жеребью, а крестному целованью не быть, для того только архимариту, и игумену, и попу, и дьякону, или в их место кому крест целовать, и тому не священствовать.

5. А будет в челобитных написаны будут имена властелинские, и старческие, и попов, и дьяконов, а обиды какие починилися в вотчинах их, или инде где слугам их или крестьяном в каких делех ни будь, и в тех искех жеребью не быть, а давать им с слугами и с крестьяны веру, крестное целованье.

6. А будет которые исцы или ответчики, мирские люди, учнут бити челом, чтобы духовнаго чину людей в ыскех вместо веры и жеребья допрашивать патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом священническаго чину по священству, а иноков по иноческому обещанью, и тем бы судные дела вершить, и тем мирским людем, исцом и ответчиком, с священническим и иноческим чином дать на волю, чего они похотят по жеребью ли или по святительскому допрашиванью, и к тем скаскам мирским людем велеть руки прикладывать, да по тому и дела вершить (35).

7. А на пашенных на всяких людей в управных делех суд давать на те же сроки, на которые сроки указано будет суд давать на дворян и на детей боярских, потому что за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всяких делех, кроме татьбы и разбою и поличного и смертных убийств (36).

Глава XVII. О вотчинах (37)

42. Да в прошлых годех со ста тридесять шестаго году по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии писано в его сударевых жалованных вотчинных грамотах: вотчинником, которым по его государеву указу вотчины даны за службы, что тем вотчинником, и их детем, и внучатом, и правнучатом выслуженые вотчины вольно продать, и заложить, и в приданые и в монастырь по душе дать. А кто будет роду его ту вотчину из монастыря похочет выкупить, и ему та вотчина выкупать по прежнему уложенью, как выкупали при прежних государех родовые и купленые вотчины. А будет у него роду не останется или останется, а выкупать не похотят, и та вотчина из монастыря взять на государя, а деньги в монастырь дать за нее из государевы казны по уложенью, по полтине за четверть, а в монастырь та вотчина не крепка.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михаилович всея Русии, советовав со отцем своим и богомольцем святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со архимариты, и игумены, и со всем Освященным собором, и говоря с своими государевыми бояры, и с околничими; и з думными людьми, и с столники, и с стряпчими, и з дворяны московскими, и з городовыми дворяны, и детми боярскими указал, и собором уложили: впредь с нынешняго Уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженых и купленых вотчин не покупать, и в заклад не имать, и за собою не держать, и по душам в вечной поминок не имать никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывать, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем их денги, чего та вотчина стоит, или что умершей вотчине цену напишет в духовной. А будет родители тое вотчины себе взяти не похотят и денег в монастырь не заплатят, и ту вотчину прикащиком продать сторонним людем, а деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной. А будет кто с сего Уложения вотчину свою родовую или выслуженую или купленую продаст, или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или в которой монастырь, и та вотчина взять на государя безденежно и отдать в роздачю челобитчиком, кто о той вотчине учнет государю бити челом.

43. А будет кто вотчинник какова чину ни будь или вдова постригутся, а за ними будут родовые или выслуженые или купленые вотчины, и им тех вотчин в монастыри не отдавать, а самим теми вотчинами постригшися не владеть, а отдати те родовые и выслуженые вотчины вотчинником по Уложению, а вотчинником их за те вотчины кормить, и одевать, и всяким покоем покоити до их смерти. А будет они учнут государю бити челом, что родители их, взыв у них родовые или выслуженые или купленые вотчины, их не кормят и никакова покоя им от родителей их нет, и им те вотчины продать родителем же своим или и на сторону. А будет у них будут купленые вотчины, и им те свои вотчины вольно продать или безденежно отдать, кому похотят. А постригшися, будучи в монастыре, за собою вотчин отнюд не держать.

44. А будет которые вотчинники или вдовы постриглись до сего государева указу, a вотчины за ними есть, и им впредь сего государева указу по тому же теми своими вотчинами не владеть, и будучи в монастыре вотчин за собою не держать, и чинить о тех их вотчинах тот же указ, как писано выше сего.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. По мнению Г.Г. Тальберга (Очерки политического суда и политических преступлений в Московском государстве XVII в., М., 1912, с. 63-64) и А.Г. Манькова (Уложение 1649 года кодекс феодального права России, Л., 1980, С. 158-159) Соборное уложение впервые в истории русского законодательства дало систематическое описание состава государственных преступлений и определило процесс по этим делам.

2. Предусматривается умысел с чьей-либо стороны против жизни и здоровья государя и определяет за это смертную казнь. Трактование статьи в отечественной историографии спорно. Главная причина споров — вопрос о наказании «голого умысла». В.И. Сергеевич (Лекции и исследования по древней истории русского права, 3-е изд. Спб., 1903) полагал, что «голый умысел против жизни и здоровья государя… вел к совершенно таким же последствиям, как и самое совершение». Г.Г. Тальберг (Указ. Соч.) считал, что речь в статье идет не о голом умысле, а умысле, осложненным приготовительными действиями, и что словесные угрозы в адрес царя не наказывались смертной казнью. В современной историографии (Г.В. Абрамович, А.Г. Маньков, Б.Н. Миронов, В.М. Панеях. Комментарии.// Соборное уложение 1649 года. Текст. Комментарии. Л.. 1987. С. 146) более распространена трактовка статьи как предусматривающей голый умысел на здоровье и жизнь царя. При этом отмечается, что голый умысел в Уложении получил политическую квалификацию, в силу чего карался смертной казнью. Конечно, такой умысел должен был проявить себя в какой-либо словесной форме или форме начальных приготовительных действий. Только тогда он мог стать объектом извета и сыска по извету.

3. Статьи 2, 3, 4 посвящены измене Московскому государству. В понятие измены при этом входит «Московским государьством завладеть и государем быть». Средства для достижения этой цели: сбор рати; дружба с недругами царя (как из числа внешних врагов, так и внутренних претендентов на престол), сношение с ними, оказание им помощи; сдача в военное время города врагу или поджег города с этой же целью. Субъектом такого рода преступлений мог быть только представитель высшего общества, занимавший видные военные или административные посты.

4. Статья имеет отношение ко всем первым четырем статьям. Для судебной практики феодальной России было характерно в делах по политическим преступлениям помимо определения смертной казни производить конфискацию вотчин, поместий и имущества осужденных.

5. Предмет ст. 6, 7, 8 — регламентация ответственности членов семьи виновного — жены и детей — в измене. Критерием служит знание или незнание ими замыслов и дел, совершенных преступником. Знание влекло смертную казнь, незнание — освобождение от ответственности. На прожиток не знавшим давалась земля из конфискованных вотчин и поместий изменника по усмотрению царя. Если дети изменника жили до его измены в разделе с отцом и не знали о его намерениях, их вотчины и имущество оставались неприкосновенными. Уложение закрепило принцип индивидуальной ответственности за политическое преступление. В то время как в период Ивана Грозного в ходе суровых политических расправ гибли не только главы семей (подозреваемые или виновные), но и представители их семей, то в период после Смуты государство встало на путь, при котором в основе наказания родственников лежало не родственное начало, а соучастие, пусть даже и пассивное (ведал, но не донес).

6. Ст. 9, 10 регламентируют причастность к ответственности родителей и боковых родственников лица, обвиняемого в измене. Принцип, из которого исходит законодательство в этих случаях, тот же, что и в случаях с женами и детьми — знание или незнание замыслов и дел изменника. Уложение значительно расширило круг лиц, в отношении которых ставился вопрос о причастности родственника к измене, и установило обязательный порядок сыска в отношении причастных родственников. Следует отметить, отразившееся в Уложении, различие имущественных прав отца и сыновей. Поскольку имущество семьи рассматривалось как имущество отца, главы семьи, то в случая измены отца и непричастности чина, сын, живший с ним, получал лишь прожиток из конфискованных поместий и вотчин, а в случае измены сына и непричастности отца, за отцом оставалось имущество в прежнем объеме.

7. Отъезд из Московского государства на службу к другому государю, не осложненный обстоятельствами, указанными в ст. 2-4, также квалифицировался как измена, но не влек за собой смертной казни, хотя и сопровождался конфискацией вотчин, поместий и имущества. В случае возвращения изменника допускалось прощение вины и возврат вотчин по воле государя. Поместье как земельное владение, данное обычно в пожизненное владение на условиях военной или иного рода службы, при таких обстоятельствах не возвращалось, оно должно быть заслужено вновь.

8. Государево слово и дело — политические дела, преступления против государя и государства.

9. Уложение не вменяло в обязанность, но поощряло задержание изменника частными лицами. Право убить изменника при таком задержании ограничивалось условием убийства в момент погони. Во всех остальных случаях изменник должен быть доставлен живым властям.

10. Основное содержание ст. 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19 — процессуальные нормы по политическим делам. Процессуальная сторона политического дела включала три сменяющих друг друга стадии: извет или очевидные улитки преступления, сыск и приговор. Согласно Уложению, извет (донос органам власти о противогосударственном умысле или совершенном преступлении) был публично-правовой обязанностью, за неисполнение которой назначалась смертная казнь. Изветчик также был обязан предоставить необходимые доказательства правоты извета, выставить свидетелей. Ряд историков видят в обязательности извета для всех всеобщность подданства, возникающую в период перехода от сословно-представительной к абсолютистской монархии. Даже дети вне зависимости от их возраста были обязаны доносить на родителей. Всеобщность извета распространялась и на холопов и крестьян в отношении своих господ, в то время как доносы по другим делам для этих категорий запрещались. В свою очередь помещики и вотчинники должны были извещать власти о готовящейся измене со стороны своих крестьян и сдавать их воеводам для следствия, не прибегая к самосуду. Для того, чтобы извет по политическому делу не был использован в качестве личной расправы, Уложение ввело статью, карающую той же мерой наказания за ложный извет, которая полагалась бы тому, на кого сделан извет. За изветом следовал сыск, средствами которого были очная ставка изветчика с обвиняемым, свидетельские показания и повальный обыск. Пытка в делах о государственных преступлениях по закону также не исключалась. Сыск должен был установить: 1) виноват ли тот, на кого сделан извет, 2) не виноват ли изветчик, что затеял обвинение напрасно, 3) не виноваты ли родные подсудимого в том, что знали о его преступных намерениях и делах, но не донесли. На результатах сыска основывался приговор.

11. Предметом статей 20-22 служит такое политическое преступление как приход скопом и заговором к царю, боярам, окольничим, думным и ближним людям, в городах и полках — воеводам и приказным людям. Лица, обличенные государственной властью, в данном случае выделяются авторами Уложения в отдельную статью и ставятся под особую защиту закона. Если приход скопом и заговором к частным лицам (Гл. Х, ст. 198, 199) влечет смертную казнь только в отношении главного виновника, то аналогичное действии в отношении представителей государственной власти влечет смертную казнь для всех участников скопа и заговора.

12. Доступ в царские палаты был разрешен только ограниченному кругу лиц. В первую очередь к ним относились думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Они могли подняться к государю «вверх», в переднюю палату. Ближние бояре (при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче — члены Ближней думы) пользовались еще большими привилегиями — входом в личные покои царя — Комнату, в которой по ряду данных происходило совещание Ближней думы. Помимо чинов Боярской и Ближней дум, доступ в царские палаты был разрешен и ряду придворных (дворцовых) чинов, таких как спальники, комнатные стольники и пр., чьи должностные обязанности исполнялись в данных помещениях. Исходя из этого, совершить бесчестье в палатах могли только те, кто имел туда доступ. Степень квалификации преступления определяло присутствие государя в палатах (оскорбление могло быть нанесено во время ожидания выхода царя). За преступление, описанное в 1 ст. назначалась двойная санкция: за бесчестье государева двора — тюремное заключение на две недели, потерпевшему — возмещение бесчестья по обычной шкале, предусмотренной Х главой «О суде» (Ст. 27-99).

13. По сравнению с 1 статьей, ст. 2 предусматривала в качестве субъекта и объекта преступления более широкий круг лиц из числа служилых людей, сосредотачивавшихся на государевом дворе.

14. Предмет статей 3, 4, 5 — преступление, состоящее в обнажении холодного оружия и использование его при нападении на какое-либо лицо. Присутствие при этом царя усугубляло преступление. Статьи 3 и 4 ничего не говорят о поругании чести того, на кого было обнажено оружие, следовательно, Уложение рассматривало данные преступления только лишь как нанесение бесчестья царю. Те же преступления в отсутствии царя влекли совершенно иные санкции. Только в случае смертельного исхода применения оружия назначалась смертная казнь.

15. Глава дополняет и развивает правовое обеспечение государственной безопасности путем пресечения незаконных переходов населения за рубежи страны. Статьи 3, 4, 6, публикующиеся в настоящем издании, сближаются со статьями гл. II о государственных преступлениях.

16. Факт самовольного перехода через рубеж еще не был изменой, которая классифицировалась как политическое преступление. Измена в данном случае определялась характером цели перехода — с политическими намерениями.

17. Закон рассматривал вотчинников и помещиков как представителей государственной власти на местах. Прежде всего в пределах своих владений. Обязанность вотчинников и помещиков — извещать о своих крестьянах и холопах, замешанных в «шатости» к измене, задерживать их и приводить к воеводам. В данном случае получил отражение общий закон Уложения — обязывающий «всех чинов людей» извещать власти об узнанных ими замыслах против государства и царя с чьей бы то ни было стороны (Гл. II, ст. 18).

18. В статье ХХ главы VII наличествует презумпция политического преступления — измены. Речь идет об измене воинскому долгу — переходе (скорее — временном) на сторону противника в военной обстановке с целью сообщения сведений о состоянии воинских частей. Главным образом статья направлена против служилых людей из числа землевладельцев — дворян, т.к. в ней употреблен термин «переезщик» (т.е. кавалерист), а не «перебещик» и говорится о конфискации поместий и вотчин, которых у наемных даточных людей не было.

19. Статья предусматривает измену именно государству, а не только государю

20. Особенность Соборного уложения заключается в том, что этот законодательный свод не содержит отдельных глав, регламентирующих компетенцию и порядок работы Боярской думы. В данном случае, так же как и ряде других (например, — деятельность и функции приказной системы), Уложение исходило из принципа не описывать то, что предопределялось сложившейся практикой функционирования государственного механизма. Статьи, касающиеся Боярской думы и ее членов, помещены в разных главах свода. Некоторые из этих статей включены в настоящую публикацию, но помещены в тех разделах, к которым они относятся не в меньшей мере, чем к разделу о Думе. Так глава II (Ст. 20, 21) «о государьской чести» содержит запрет приходить «самовольством, скопом и заговором» не только к царю, но и к боярам, окольничим и думным людям. Нарушение этого запрета влекло за собой смертную казнь.

Преамбула содержит указание на то, что составление Соборного уложения непосредственно связано с законодательной функцией Боярской думы. По совету с Освященным собором и Боярской думой царь поручил составление свода приказу боярина князя Н.И. Одоевского. Среди источников Соборного уложения значатся боярские приговоры. Земский собор, обсуждавший и принимавший Соборное уложение, был созван по царскому указу с боярским приговором.

Текст Соборного уложения, не включенный в настоящую публикацию, содержит ссылки на законы, принятые до Уложения по указу царя и боярскому приговору. Так же с участием Боярской думы уже в момент составления Уложения был принят ряд указов. Ссылки на указы, принятые по царскому и боярскому приговору, содержат следующие главы и статьи Уложения: Гл. ХХ (Ст. 119), Гл. XVII (Ст. 2, 4, 42).

21. Подделка указов с боярским приговором также как и государевых грамот каралась смертной казнью.

22. Ст. 1 и 2 главы Х показывают роль Боярской думы в решении наиболее важных государственных вопросов внутренней и внешней политики. Система судебных органов России XVII в. соответствовала системе органов государственной власти и управления. Важная особенность судопроизводства того времени заключалась в том, что суд не был отделен от административных орган. Более того: судебная функция являлась важнейшей для администрации: через нее осуществлялась значительная часть задач управления.

Боярская дума была высшей после царя судебной и апелляционной инстанцией. Дела поступали в Боярскую думу в порядке доклады приказов и по апелляции сторон, недовольных решением дел в приказах. Ст. 2 предусматривает первый случай, который можно толковать двояко: приказы могли оказаться некомпетентными разбирать дела, относящиеся к компетенции Боярской думы или самого царя. К числу таких дел относились, например, дела по государственным преступлениям (Гл. II). С другой стороны из приказов в Думу могли поступать дела, в решении которых приказные судьи испытывали какие-либо затруднения. Наконец, Дума являлась апелляционной инстанцией для дел, решенных в приказах. Вопрос о Боярской думе как самостоятельной судебной инстанции — спорен в историографии. Рядом историков (А.Г. Маньков и др.) высказывается мысль о том, что при переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму Дума все более утрачивала свое политическое значение и эволюционировала в направлении судебной коллегии. Б.И. Сыромятников (Очерк истории суда в древней и новой России. // Судебная реформа. М., 1915, С. 96) усматривал в этом постепенное превращение Боярской думы в «расправную палату», хотя полностью таковой она не стала.

23. Ст. 7 и 10 Гл. Х показывают, что Боярская дума имела самостоятельную, не зависимую от царя, компетенцию в судопроизводстве. Так при жалобе на судью со стороны потерпевшего, что судья «обвинил его не делом по посулом..» (.т.е. за взятку, за обещание заплатить за благоприятный исход дела) судное дело передавалось на рассмотрение Думе, она же была обязана в этом деле «учинить указ». На рассмотрение Думы передавались и те дела, при которых приказной судья «просудиться без хитрости» (т.е. совершит судебную ошибку без посулов и заинтересованных отношений к сторонам в процессе),

24. Согласно Гл. XVIII (Ст. 16, 56) бояре и другие думные чины пользовались такими льготами как освобождение от уплаты печатных пошлин за жалованные грамоты на вотчины и за грамоты, посланные в города по их челобитью, или за посылку в города приставов с наказными памятями.

25. Статья 1 Гл. I показывает, что царская власть брала под защиту закона христианское (православное) вероучение в целом и в самой общей форме, определяя всякое преступление против него как возложение хулы на Бога. В понятие «богохуления» вошло неверие и оскорбление словами и действиями Бога, Иисуса Христа, Богородицы, икон и других предметов церковного почитания. Субъектом преступления при этом мог быть любой человек вне зависимости от вероисповедания. Богохульство было включено в состав кодекса как уголовное преступление, но в процессуальном отношении законодатели приравняли его к преступлениям политического характера.

26. Ст. 6 и 7 гл. I по смыслу аналогичны ст. 1 и 2 гл. III, но санкции за оскорбление словом и действием в церкви предусмотрены более суровые, чем на царском дворе. Тот же состав преступления, совершенный вне церкви и царского двора (Гл. Х, ст. 27-99) влек только выплату бесчестья потерпевшим.

27. Ст. 2-9 направлены против церковных мятежников. Статьи 2-7 значительно отличаются от статей 8 и 9, запрещавших во время богослужения бить челом царю, патриарху и другим сановникам церкви о своих делах. В силу этого субъектов преступлений, предусмотренных в 2-7 ст. именовали «бесчинниками», не давая такого определения для челобитчиков, подававших свои прошения во время богослужения. По составу преступлений бесчинства (ст. 2-7) разделяются на две группы. Ст. 2 и 3 говорят о нарушениях богослужения в церкви путем действий, направленных против самого порядка богослужения или лиц, его исполняющих. Ст. 4-7 имеют ввиду уголовные преступления, совершенные в момент богослужения, но не обязательно сопровождающиеся его срывом. Место совершения преступления — церковь — предопределяло наложение в данных случаях более строгих наказаний.

28. Все, приведенные в данном разделе, статьи главы Х закрепляют нормы о бесчестье. Подавляющее большинство из них рассматривает либо бесчестье, нанесенное лицам духовного звания, либо бесчестье, нанесенное лицами духовного звания представителям иных социальных категорий. В основе статей о бесчестье лежит оскорбление непригожим словом. В качестве бесчестья Уложение рассматривает также избиение, причинение ран, ложные челобитные, ложные показания на повальном обыске под присягой и многое другое. Бесчестьем называлось как само оскорбление, так и денежное удовлетворение.

Наказание за одни и те же преступления варьировалось в зависимости от степени чести у субъектов преступления. При этом все население делилось на две категории: светские и духовные лица. Каждая из этих категорий разделялась в свою очередь на 4 разряда. Светские: 1) бояре, окольничие и прочие думные чины; 2) служилые по отечеству — стольники, стряпчие, дворяне московские, дьяки, жильцы, дворяне городовые, дети боярские; 3) торговые люди, именитые люди Строгановы, гости, торговые люди сотен, посадские; 4) служилые по прибору, крестьяне, деловые люди, гулящие люди. Духовенство: 1) патриарх и высшее духовенство, 2) архимандриты, игумены, келари и прочая монастырская братия; 3) белое духовенство — протопопы и ниже; 4) духовные и светские лица, составлявшие штат патриарха.

За бесчестье патриарха бояре и думные люди отдавались на милость патриарха на патриарший двор; за бесчестье митрополитов, архиепископов и епископов взимался штраф соответственно 400, 300, 200 руб. При невозможности уплаты следовала «выдача головой» — отдача в холопы до отработки штрафов. Лица второй группы светских чинов за бесчестье митрополита наказывались батогами, архиепископа и епископа — тюрьмой. Всем остальным за бесчестье духовных сановников угрожали торговой казнью или батогами и тюрьмой от 4 дней до месяца. Размер бесчестья архимандритам, игуменам и иным монахам определялся в зависимости от звания оскорбленного и положения монастыря. Белому рядовому духовенству — протопопам, протодьяконам, попам — размер бесчестья назначался в соответствии с государевым жалованьем «денежной ругой» Для духовных и светских лиц из штата патриарха бесчестье назначено по отдельной шкале. Наказания за оскорбления в церковной среде в Уложении не предусматривались, т.к. относились к юрисдикции церкви.

Статьи о бесчестье духовенства составляют 63 из 73 статей о бесчестье в целом.

При затруднениях с уплатой бесчестья применялся правеж — взыскание недоимок и долгов посредством битья кнутом на площадях. Этот закон распространялся на лиц духовного звания от архимандритов до монахов и соответствующих лиц белого духовенства от протопопа до пономаря. На лиц епископского сана правеж не распространялся.

29. Статья устанавливает подсудность Патриаршему двору патриарших служилых, дворовых людей и крестьян, живущих в патриарших вотчинах. Подразумевается подсудность в отношении всех дел, кроме крупных уголовных. Управленческий аппарат Патриаршего двора строился по образцу государственного и состоял из приказов. Судебные и административные функции здесь так же как и в государственном аппарате не были отделены друг от друга. Верховным судьей на Патриаршем дворе был патриарх. которому судьи докладывали проекты приговоров. По образцу патриарших приказов строились приказы у епархиальных архиереев. Уложение оставляло неизменным светский состав приказных людей патриарших и архиерейских приказов — бояр, детей боярских, дьяков и подьячих. Само судопроизводство, процессуальная сторона дела осуществлялась в церковных приказах полностью по Уложению.

30. Несправедливый приговор патриарших приказных людей мог подлежать обжалованью. По челобитью спорное дело из патриарших приказов передавалось в Боярскую думу и царю. Если подтверждалось, что приговор не справедлив, патриаршим судьям определялось такое же наказание, которое следовало государевым судьям в подобных случаях. В целом по Уложению суды Патриаршего и архиерейских дворов включались в единую систему общегосударственного суда с одинаковой компетенцией и субординацией.

31. На лиц Патриаршего двора распространялось общее правило о рассмотрении исков в том приказе, которому подсуден ответчик. В случае встречного иска ответчика дело подлежало рассмотрению в том же приказе.

32. Учреждение Монастырского приказа явилось непосредственным актом Земского собора 1648-1649 гг., санкционированным царской властью. Помимо осуществления суда по гражданским искам к духовенству и населению церковных и монастырских вотчин в приказе рассматривались взаимные иски духовных лиц. Кроме того, в ведение Монастырского приказа из Приказа Большого дворца были переданы все монастырские и церковные земли. Наряду с этим Монастырский приказ являлся финансовым, административным и полицейским органом по отношению к церковным учреждениям. Монастырский приказ конфисковал церковное имущество, занимался припиской одних монастырей к другим, сменял и назначал по монастырям архимандритов, игуменов и другие власти, поставлял епископов, вмешиваясь во многие церковные дела и церковный суд. Высшее духовенство и монастыри, согласно Уложению, теряли свои административные и судебные привилегии и попадали под юрисдикцию Монастырского приказа наравне со своими слугами и крестьянами.

33. Статья является антитезой ст. 1., по которой ответчиками служили духовные лица и зависимые от них люди, в силу чего иски к ним рассматривались в Монастырском приказе на основании принципа подсудности по ответчику.

34. Устанавливается подсудность по материальным искам для приказчиков, крестьян и людей, проживающих в вотчинах и поместьях духовных и светских феодалов всех разрядов вне Москвы. Иски приказчиков, крестьян и людей ко «всяких чинов городовым людем» и иски всяких чинов городовых уездных людей к приказчикам, крестьянам и людям всех видов вотчин подлежали рассмотрению воеводами местных городов. Статья устанавливала градацию размера исков и тем самым объем судебной компетенции городовых воевод в зависимости от того, имеются ли при воеводских избах дьяки или нет.

35. Статьи 4, 5, 6 предусматривают различные формы участия духовных лиц в судебных процессах и приемы доказательства ими правоты своих показаний или своей невиновности. Ст. 4 устанавливает, что при исках духовных лиц, от архимандритов до попов и дьяконов, к служилым людям в избиении, грабеже и бесчестье потерпевшие не могут использовать крестное целование как доказательство, поскольку оно не совместимо с духовным саном, а в соответствии с преданием апостолов и правилами отцов церкви должны прибегать к жребию. Исходя из духа Уложения запрет крестоцелования распространяется и на высшие церковные чины, вплоть до митрополитов. Видимо высшие духовные чины, хотя в Уложении нет на это прямых указаний, подлежали воеводскому суду по малоценным искам. Статья 5 предусматривает случаи, когда предметом иска духовных лиц к служилым людям будут не их личные обиды, а обиды или ущерб, причиненные в их вотчинах слугам или крестьянам. В таком случае жребий исключался, а потерпевшие слуги и крестьяне приводились к крестоцелованию. Ст. 6 дает право мирским людям, истцам и ответчикам просить, чтобы духовных лиц по искам, обращенным к ним или исходящим от них, вместо жребия допрашивали люди епископского сана (патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы) — священников по священству, а иноков — по иноческому обещанию. Выбор средства дознания — жребий или допрос — предоставляется на волю сторон, участвующих в процессе.

36. Провозглашает общность сроков рассмотрения судебных дел «на пашенных на всяких людей» и дворян и детей боярских в «управных делех». Статья выпадает из контекста Гл. XIII, посвященной вопросам подсудности духовенства и зависимых от него людей и крестьян. Разумеется, что сроки судебного рассмотрения исков и для духовных феодалов, и для их крестьян были одинаковыми.

37. Все ниже приведенные статьи — новшество Соборного уложения. Они направлены на ликвидацию возможностей земельной экспансии церкви, которые оставались после Соборного приговора 15 января 1581 г. Указ 1581 г. запретил монастырям приобретать родовые вотчины, но позволил отдавать вотчину в монастырь по душе под условием, что род выкупит ее у монастыря. Позднее это правило распространилось и на владельцев выслуженных вотчин. В период Смуты отданные в монастыри по завещанию вотчины выкупались крайне редко из-за пресечения родов и их обнищания. В монастырях накопилась масса невыкупленных земель, которые подлежали выкупу казной, но у государства так же не хватало денег. По указу от 27 августа 1622 г. все земли, проданные или отданные монастырям по душе после Соборного приговора 1581 г. оставались за монастырями как застарелые. Право отдачи выслуженных вотчин в монастырь по душе до выкупа сохранилось и в актах 1627 г., о которых идет речь в начале ст. 42. Ст. 42 заявляет, что формула этих актов не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Взамен приводится решение Земского собора 1648 г. о запрете всем духовным чинам, начиная с патриарха, и монастырям покупать и брать в заклад чьи бы то ни было родовые, выслуженные и купленные вотчины.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру