Реформы хрущёвского десятилетия: похороны коммунизма

РЕКОНСТРУКЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВА

Смерть И.В. Сталина вызвала важные перемены во всех областях жизни общества — новое руководство спешило затмить имя ушедшего вождя и добиться поддержки как за рубежом, так и внутри страны. Первые изменения начались уже в то время, когда ведущие позиции в новом руководстве играли такие исторические фигуры, как Л.П. Берия и Г.М. Маленков. Время правления Н.С. Хрущёва было ознаменовано ещё более масштабными реформами. Общий курс реформ, как заявлялось в советской пропаганде, подразумевал расширение демократических начал, ставку на инициативу низов. Отчасти это в самом деле соответствовало взятой при Хрущёве политической линии. С целью активизации инициативы рядовых граждан расширялись права различных массовых общественных организаций: комсомола, профсоюзов, творческих союзов и др., чья деятельность в предшествующие годы была в существенной мере скована бюрократическим диктатом. Вместе с тем, ход и результаты преобразований оказались далеко не однозначными.

В сфере перестройки государственного аппарата реформы продолжали линию XX съезда. Важнейшим направлением внутренней политики в эти годы становится совершенствование системы Советов. С трибуны съезда высшим руководством страны было признано, что в прошлом в деятельности Советов проявились существенные недостатки — нарушался принцип коллегиального принятия управленческих решений, сессии Советов разных уровней созывались с серьёзными нарушениями установленных Конституцией сроков, нерегулярно проводились и даже перестали практиковаться отчёты депутатов перед своими избирателями. Результатом прозвучавшей критики становится принятие в январе 1957 г. постановления ЦК КПСС “Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами”. В постановлении в качестве важнейших задач Советов определялось всемерное вовлечение в их работу населения, а также усиление роли массовых организаций. Предполагалось, что это не только укрепит взаимосвязь с населением, но и послужит делу преодоления бюрократизма, волокиты, невнимательного отношения к нуждам простых людей. В 1957—1960 гг. получила дальнейшее развитие правовая база деятельности Советов. В союзных республиках принимаются новые законодательные и нормативные акты, регулировавшие деятельность Советов на местном уровне.

Особое место в хрущёвских реформах занимает курс на децентрализацию хозяйственного аппарата, которая на практике часто оборачивалась разрушением единой системы управления страной. Разумеется и здесь применялась дымовая завеса о возвращении к ленинским принципам руководства, демократическим нормам и тому подобными ни к чему не обязывающими словесами. В русле этой политики в 1957 г. принимается решение о замене отраслевого принципа руководства экономикой территориальным. Упразднялись некоторые общесоюзные и союзно-республиканские министерства, ведавшие вопросами развития промышленности и строительства. Вместо них специально принятым законом от 10 мая 1957 г. “О дельнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством” создаётся система Советов народного хозяйства. Разумеется — всё это делалось совершенно произвольно, без какой-либо существенной предварительной подготовки и научного обоснования. В русле этой реформы вся страна разделялась на 105 административно-экономических районов. В каждом из них Совет Министров союзной республики создавал свой местный совнархоз. В ведение этих совершенно искусственных органов передавалось руководство всеми предприятиями и стройками на подконтрольной им территориях.

Предполагалась, что создание совнархозов позволит приблизить управление к производству, разрушить ведомственные перегородки, усилить кооперацию, поднять экономический уровень регионов. Но эти ожидания оправдались не в полной мере. После краткосрочного положительного эффекта стали сказываться заложенные в реформе противоречия. В конечном итоге реформа привела к усилению региональной бюрократии, росту местного хозяйственного сепаратизма и неуправляемости народнохозяйственного комплекса страны в целом. В экстренном порядке принимаются меры, направленные на устранение образовавшихся перекосов. Так, с целью координации деятельности местных совнархозов, в центре создаются специальные государственные производственные комитеты, но лишённые связей с производством они быстро превратились в бесполезную бюрократическую надстройку. В последующие годы над республиканскими совнархозами был образован сперва Совет народного хозяйства (СНХ) СССР, а затем Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) СССР. В результате механизм управления экономикой только усложнился, его эффективность продолжала стремительно падать.

Дальнейшему реформированию во второй половине 1950-х подвергались органы правопорядка, предпринимались шаги к усилению законности. Но и эти мероприятия не всегда носили продуманный, сбалансированный характер. Так, в 1956 г. было ликвидировано союзное Министерство юстиции, а в 1960 г. — союзное Министерство внутренних дел, что усложнило координацию органов правопорядка союзных республик. Столь же надуманной и откровенно вредной реформе подверглись так же суды. Здесь основной линией децентрализации была избрана передача функций общесоюзных судебных органов в республики. В целях повышения ответственности за правопорядок со стороны населения, в ноябре 1959 г. начинают создавать добровольные народные дружины (ДНД). Важное значение имело реформирование прокуратуры. Наконец, идёт создание системы партийно-государственного контроля, в деятельность которого широко вовлекается общественность.

Одной из забытых страниц истории страны тех лет, о которой историки начинают говорить только в последнее время, была попытка принятия новой советской Конституции. Никаких серьёзных причин к изменениям в основном законе государства не было. Как и многое другое, создание новой Конституции обуславливалось идеологическими мотивами. Проходивший в январе—феврале 1959 г. XXI съезд КПСС сделал вывод о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развёрнутого строительства коммунизма. Ещё более определённо новые аспекты советской доктрины прозвучали на проходившем в октябре 1961 г. XXII съезде КПСС. На нём была принята новая Программа партии. В ней провозглашался широко известный тезис о построении к 1980 г. в СССР коммунизма. Громадные людские и материальные ресурсы нации бросались на удовлетворение амбиций новоявленного лидера. К этому этапу исторического развития приурочивалась подготовка и новой Конституции. Работа над ней велась в 1962—1964 гг. под личным контролем Н. Хрущёва. В окончательный вариант проекта, обсуждённого летом 1964 г., вошло много идеологических положений, лежавших в основании хрущёвской политики. В частности, в нем говорилось о предстоящем слиянии всех форм собственности в единую коммунистическую, о возрастании руководящей и направляющей роли партии, о марксизме-ленинизме как идеологической основе советского строя. После смещения Хрущёва его проект Конституции был отвергнут и работа по созданию новой Конституции велась уже на более прагматических и реалистических основах.

Завершающий виток хрущёвских преобразований системы органов власти и управления приходится на 1962—1964 гг. Первоначально реформы этих лет были направлены исключительно на преодоление трудностей в развитии сельского хозяйства за счёт усиления контроля над зерновым производством со стороны партийного аппарата. Однако очень скоро начатые реформы выйдут далеко за первоначально предполагавшиеся рамки и захватят в свою орбиту всю сферу социально-экономической жизни. Как указывает ряд современных исследователей, именно реформы 1962—1964 гг. выявили все те неустойчивые и спонтанные подходы, которые были столь свойственны хрущёвскому стилю руководства. Сутью проводившихся в этот период изменений в сфере управления становится попытка перестройки советских, партийных, профсоюзных и комсомольских органов по производственному принципу.

Соответствующие решения были приняты Пленумом ЦК КПСС в ноябре 1962 г. Отмечалось, что предпринимаемые меры позволят партии сосредоточиться на главных направлениях развития экономики, повысить управляемость советского хозяйства, приблизить руководителей к жизни и повысить их компетентность. В соответствии с этим, было постановлено разделить партийные органы на промышленные и сельские. Соответствующей реорганизации были подвергнуты советские, профсоюзные и комсомольские органы.

После реорганизации структуры управления, Хрущёв в своих выступлениях не однократно пытался разъяснять её преимущества. Однако на практике реформа дала резко отрицательные результаты. Прежде всего, возникла неразбериха в системе управления. На одном и том же заводе или фабрике разные общественные организации могли подчиняться разным вышестоящим органам или, наоборот разные руководящие инстанции пытались руководить дирекцией одного и того же предприятия, направляя сверху противоречащие друг другу директивы. Другим пагубным следствием волюнтаристских нововведений становится разрыв взаимосвязей между промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, не случайно уже вскоре после начала реформы промышленные и сельские обкомы, в обход принимаемым в Москве решениям, начинают искать пути и формы координации своей деятельности. Сам факт существования в одной и той же области двух вертикалей власти вёл к параллелизму в их деятельности, способствовал ослаблению их авторитета среди населения. Наконец, реформа 1962—1964 гг. привела к резкому росту чиновничества, бюрократизма, волокиты, фактически вдвое увеличились и расходы на аппарат управления, хотя эффективность работы последнего заметно упала. Авторитет органов власти в глазах населения резко сокращался, о чём свидетельствуют появившиеся в те годы анекдоты. Один из них помещен в книге о Брежневе известного историка С.Н. Семанова: Прибегает мастер в обком и жалуется, что его в цехе ударили молотком по голове… «Вам, товарищ, нужно в промышленный обком, а у нас сельский, вот если бы вас серпом ниже пояса, тогда уж к нам…».

Но и после того, как порочность и пагубность реформ управленческого аппарата стала очевидна всей стране, Хрущёв не смирился с провалом своего начинания. Он вынашивал планы разделить на сельские и городские органы милицию. Более того, начал настаивать на реорганизации по принципу “город—село” Комитет государственной безопасности. Семичастный вспоминал:

“Разговоры по этим вопросам были частые и долгие, но я не соглашался и твёрдо стоял на своём. Возражая против разделения КГБ, я выдвигал всё новые и новые доводы:

— Не могу я, Никита Сергеевич, агентов делить на городских и сельских! — убеждал я его. — вы знаете, что сейчас говорят в милиции?

— Ну-ну? — заинтересованно спросил Хрущёв.

— А вот говорят, что вышло такое распоряжение, что если находят лежащего пьяного, нужно принюхаться, пахнет коньяком — тащи в городское отделение [милиции], самогоном — в сельское.

— Ты всё анекдоты свои… — досадливо поморщился он.

— Так анекдоты — это отражение жизни…”.

Он промолчал, обидевшись. Но так и не успокоился, а продолжал гнуть свою линию”.

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ. АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА

В сфере национально-государственного устройства во второй половине 1950 — начале 1960 гг. также намечается комплекс серьёзных изменений. Общий курс на преодоление сталинского наследия в этой сфере выразился, в частности, в продолжение начатой ещё в 1953 г. политики дерусификации и коренизации управленческого аппарата национальных республик. Важным проявлением национальной политики в эти годы становится процесс реабилитации репрессированных народов. В феврале 1957 г. Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, восстанавливается Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразовывается в Карачаево-Черкесскую. Тогда же была образована Калмыцкая автономная область, которая позже, в июле 1958 г. будет преобразована в Калмыцкую АССР. Вместе с тем, восстановлены в своих правах оказались не все народы. Не были воссозданы автономия немцев Поволжья и автономия крымских татар.

Одним из наиболее показательных шагов хрущёвского руководства в области национально-государственной политики становится передача в феврале 1954 г. Крымской автономной республики из состава России в состав УССР. В пропаганде тех лет это мероприятие подавалось как своеобразный “подарок” Украине со стороны “русского народа” в честь 300-летнего юбилея воссоединения Украины с Россией. Принятие этого решения сопровождалось грубыми нарушениями существовавшего в то время законодательства. Выход Крыма из состава РСФСР обернулся для экономики полуострова тяжёлыми последствиями, были разорваны налаженные хозяйственные и административные связей с остальной Россией.

Непоследовательность и произвольный характер национальной политики Хрущёва вызывали недовольство широких слоёв населения, ситуация грозила обострением национальных противоречий. На Кавказе, особенно в районах, куда начался массовый приток ингушского и чеченского населения, органы правопорядка фиксировали резкое обострение криминогенной ситуации. Временами дело доходило до массовых выступлений и межнациональных столкновений. Так, 26—28 августа 1958 г. в столице Чечено-Ингушской АССР городе Грозном имели место крупные волнения русских, чьи права ущемлялись возвращавшимся в республику чеченским населением. В результате беспорядков несколько десятков человек разной национальности подверглось насилию. Среди пострадавших оказались заместитель министра внутренних дел республики, секретарь обкома КПСС, работники милиции и другие официальные лица. Массовые беспорядки на почве обострения межнациональных отношений в тот период возникали в Грузии, Прибалтике, некоторых других регионах страны.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Параллельно с преобразованиями в политической сфере, начатыми после смерти Сталина, в СССР разворачивались крупномасштабные реформы в экономической сфере. Их антисталинская направленность так же не вызывает сомнений у большинства современных исследователей. Вместе с тем, результаты преобразований в области экономики не могут быть оценены однозначно. После завершения восстановления разрушенного войной хозяйства, перед страной встала важнейшая задача перевода его на интенсивные рельсы развития. Это было вызвано не только внутренними, но и внешними обстоятельствами: во всех ведущих мировых державах в эти годы полным ходом разворачивалась научно-техническая революция (НТР). Советскому Союзу требовалось решать вопросы повышения эффективности своего хозяйственного развития, чтобы вновь не оказаться в ситуации стадиального отставания от стран Запада, как это имело место в начале XX века и перед началом форсированной индустриализации 1930-х гг.

В хрущёвском десятилетии исследователи часто выделяют два этапа экономического развития, серьёзно разнящихся по своим результатам. Первый период совпадает со временем острой борьбы за власть Хрущёва с его соперниками, второй — с ликвидацией коллегиального руководства и установлением единоличного доминирования Хрущёва. Особенно успешно народнохозяйственный комплекс страны развивался на первом этапе, прежде всего в годы пятой пятилетки (1951—1955 гг.). Директивы по пятому пятилетнему плану были приняты в октябре 1952 г. на XIX съезде партии. В области промышленности впервые в истории советских пятилеток план предусматривал сближение темпов развития тяжёлой и лёгкой промышленности. Рост промышленности за годы пятилетки должен был составить в общей сложности 70% при 11—13 % годового роста. За годы пятилетки значительные сдвиги произошли в ведущих отраслях советской экономики, прежде всего в машиностроении и станкостроении, энергетике. Было апробировано и пущено в производство более 1200 типов новых машин и оборудования, было построено и введено в действие 3200 индустриальных гигантов. Так, заработали Усть-Каменогорская, Мингечаурская, Цимлянская и другие гидроэлектростанции. В эти же годы в Советском Союзе была построена первая в мире атомная электростанция. Были пущены Череповецкий, Орско-Халиловский металлургический комбинаты и Закавказский металлургический завод. Открыто движение судов по Волго-Донскому каналу им. Ленина, благодаря которому пять морей европейской части СССР были объединены в единую вводно-транспортную систему, введено в эксплуатацию более трёх тысяч километров новых железных дорог, несколько крупных автомагистралей. Грузооборот всех видов транспорта возрос более чем в 1,6 раза, а общий объём промышленности вырос на 85%, тем самым в последнем году пятой пятилетки было произведено продукции в 3,2 раза больше, чем в довоенном 1940 году.

Определённые успехи были достигнуты советской промышленностью и в последующие годы. В некоторых областях индустриального производства СССР на несколько лет обогнал все ведущие державы мира. В годы шестой пятилетки (1956—1958 гг.) в строй было введено 2690 крупных предприятий, резко возросли капиталовложения в промышленность. Тем не менее, в целом экономическое развитие продолжало идти не по интенсивному, а экстенсивному пути, задания шестого пятилетнего плана, принятые XX съездом КПСС оказались под угрозой срыва. Дополнительные проблемы возникли в связи с созданием совнархозов. Шестой пятилетний план формировался ещё с учётом руководящей роли отраслевых министерств и не отражал произошедших изменений. Возникала необходимость приспособить планирование к новой, территориальной системе управления. Нетрудно заметить, что преобразования в планировании опоздали по меньшей мере на полтора года. Как и многие начинания хрущёвского времени, они проводились в спешке, спонтанно, их положительный эффект был куда меньше ожидаемого. В ходе пересмотра заданий шестой пятилетки, возникла идея два заключительных её года объединить с предстоящей седьмой пятилеткой и принять семилетний план развития народного хозяйства СССР на1959—1965 гг. Соответствующее решение было одобрено проходившим в феврале—январе 1959 г. XXI съездом КПСС. За годы семилетки было введено в строй 5,5 новых индустриальных гигантов, достигнут прорыв в пилотируемой космонавтике, развитии топливно-энергетического комплекса. Зарубежные исследователи называют плановые задания семилетки одними из самых амбициозных за всю послевоенную историю страны. Вместе с тем, волюнтаристский стиль руководства страной быстро свёл на нет наметившееся в конце пятидесятых годов оживление народного хозяйства. С 1961 г. начинается процесс непрерывного снижения темпов развития советской экономики.

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СФЕРЫ

Серьёзные проблемы на рубеже 50-х и 60-х гг. наметились и в финансовой сфере. Во многом это было обусловлено стремлением Хрущёва к осуществлению грандиозных хозяйственных проектов, требующих колоссальных денежных затрат, но, как правило, не дающих прямой экономической выгоды. Так, в годы семилетки на Востоке страны была введена в действия крупнейшая в ту пору в мире Братская ГЭС. Но целесообразность её строительства не была очевидна. Сам Хрущёв простодушно признавался: “Взять, к примеру, Братскую гидроэлектростанцию. Мы её скоро построим, но потребителя электроэнергии, которую будет вырабатывать эта станция, мы на месте пока не имеем”. Между тем советской экономике этот проект обошёлся в 15 млрд. руб. Более масштабных затрат требовала инициированная Хрущёвым целинная эпопея. Она потребовала расходов в 44 млрд. рублей. Ещё один проект, связанный с переброской стока рек Печоры и Вычегды в Каспийское море, с которым Хрущёва познакомил академик С. Жук, оценивался в 7 млрд. руб. Все эти расходы тяжёлым бременем ложились на советский бюджет, из которого без того с каждым годом всё больше и больше средств приходилось тратить на оборону.

Негативные последствия дала и проведённая в 1961 г. денежная реформа. Первые мероприятия по её подготовке были приняты ещё в середине 50-х гг. В январе 1959 г. Президиум АН СССР создал специальную комиссию, в состав которой вошли многие видные советские экономисты тех лет. В задачу комиссии входило научно проработать вопросы исчисления стоимости в социалистическом хозяйстве, дать практические рекомендации руководству страны по изменению финансовой политики. Однако работа комиссии шла медленно, между входившими в неё учёными выявились существенные разногласия. В результате практическая реализация реформы, начало которой положило изданное 4 мая 1960 г. постановление Совета Министров СССР “Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами”, проводилась без серьёзной научной проработки предпринимаемых мер и особенно их возможных результатов.

В плане практического осуществления реформы в январе 1961 г. была проведена деноминация рубля: 10 старых рублей приравнивались к одному новому. В обращение вводились денежные знаки образца 1961 г. достоинством в 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей, а также монеты достоинством в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Старые бумажные и металлические деньги (за исключением монет достоинством 1, 2 и 3 копейки) подлежали обмену. В результате деноминации скачкообразно увеличился курс рубля по отношению к доллару. В советском юмористическом журнале “Крокодил” в де дни была даже помещена карикатура, на которой рубль успешно нокаутировал доллар и теперь подбирался к английскому фунту стерлингов. Однако такое изменение курса рубля было совершенно экономически не обоснованно и в перспективе убыточно. В результате к реальному укреплению рубля реформа не привела. Пострадали от реформы и рядовые граждане, поскольку её следствием стал немедленно последовавший рост цен. Так, до реформы почтовая открытка старыми деньгами стоила 25 коп., а новыми — 3 коп; разговор по телефону-автомату раньше стоил 15 коп., а стал — 2 коп. Повысились цены на спички, иголки, почтовые конверты, а затем — и на многие другие товары повседневного спроса.

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Более позитивные перемены в середине 50-х гг. первоначально наметились лишь в политике государства по отношению к деревне. Преобразования сельского хозяйства, начатые Маленковым, дали положительный эффект. Последующее десятилетие было отмечено наиболее высокими темпами развития села. Однако после смещения Маленкова новое советское руководство решило отказаться от курса на интенсификацию сельскохозяйственного производства, предпринятого предшественником Хрущёва, и сделать упор на освоение новых посевных площадей, т.е. пошло по пути экстенсивного развития. В этом русле основное внимание было сосредоточено на освоении целины. Уже в 1954 г. туда было направлено около 30 тыс. партийных работников и 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. Освоение целины позволило быстро увеличить производство зерна. Однако имелись и свои негативные стороны этой политики. В целинных условиях переселенцы сталкивались с серьёзными производственными и бытовыми проблемами. В то же время сельскохозяйственный Центр исторической России приходил в упадок. Разорённый войной, он нуждался в инвестициях и технике, но все силы были брошены на целину.

В конце 1950-х гг. накопившиеся проблемы стали сдерживать сельскохозяйственное развитие. Негативные последствия имели и необоснованные опасения Хрущёва, что улучшение материального положения колхозников ведёт к перерождению их в кулачество. К предотвращению этого, а так же к созданию единой коммунистической собственности был направлен ряд шагов. В частности, в 1958 г. началась реорганизация МТС, а точнее — расформирование их. Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать её по крайне невыгодной, завышенной цене. Возникла громадная задолженность, делавшая колхозы данниками государства. Кроме того, были потеряны ценнейшие кадры механизаторов, формировавшиеся несколько десятилетий. Чтобы не лишиться своего социального статуса и сохранить материальный достаток, механизаторы не шли в колхозы, а искали работу в городе. В результате впервые в истории колхозного строительства (за исключением военного времени) происходит сокращение парка сельхозмашин.

В том же 1959 г. начинается наступление на подсобные хозяйства колхозников. Сокращались личные наделы, запрещалось держать коров, овец, свиней. Некоторые историки называют эти меры “раскрестьяниванием”, видят в них причину обострения продовольственной проблемы в стране. Ещё тяжелее оказались психологические последствия хрущёвских деяний в деревне: в последующие годы дискриминационные меры были отменены, но люди уже не желали заводить домашний скот и работать на земле, увеличился отток сельчан в город. Реформа закончилась новой компанией по укрупнению колхозов. По существу руководство стремилось реанимировать амбициозные планы создания агрогородов. Но серьёзного финансирования предусмотрено не было, а село, разорённое “реорганизацией” МТС, не могло самостоятельно осуществить очередные грандиозные замыслы. Начавшаяся без подготовительной работы реформа привела к исчезновению многих деревень и ещё большему отставанию сельского хозяйства.

Говоря о сельскохозяйственной политике хрущёвского времени, историки и мемуаристы чаще всего вспоминают о «кукурузной компании». Как правило, она подаётся в сугубо негативном свете. Вместе с тем сама идея специализации сельского хозяйства, развития кормовой базы животноводства была правильной, давно назревшей. Другое дело, как была организованна её реализация. Резкое увеличение площадей под кукурузу шло за счёт сокращения посевов хлеба — основной сельскохозяйственной культуры России на протяжении всей её истории. Сеять кукурузу заставляли и в районах, где по климатическим условиям делать это было невыгодно. В результате произошло общее сокращение сбора зерновых. Трудности нарастали и в животноводстве, связанные с волюнтаристскими планами резко поднять производство мяса. Наиболее ярким проявлением пагубных шагов в этой сфере стала “рязанская катастрофа”. Местное рязанское руководство пообещало в 1959 г. за год утроить производство мяса. Для выполнения плана пришлось забить весь молодняк, часть молочного стада, в обязательном порядке изымались коровы из личных подсобных хозяйств. Но и этого было недостаточно — начались массовые закупки скота в других областях. В результате поголовье скота в Рязани упало больше, чем в среднем по стране в годы коллективизации и войны: на 65%. Ситуация усугубилась издержками целинной эпопеи: непродуманность землепользования привела к эрозии почв. В результате эффективность использования Целинных земель упала более чем в двое, возникла угроза экологической катастрофы.

Следствием проводимой на рубеже 50-х и 60-х гг. политики стало падение сельскохозяйственного производства. Впервые в своей истории, с 1963 г. страна начала закупать хлеб за рубежом. На эти операции в 1963 г. было выделено 372,2 т. золота, т.е. около трети всего золотого запаса СССР. Цены на сельхозпродукцию подскочили в среднем на треть. Сократилось потребление населения. Сдерживалось развитие обрабатывающей и лёгкой промышленности.

СОЦИАЛЬНОЕ ЦЕНА РЕФОРМ

Обострение проблем в проведении реформаторского курса не могло не вызвать рост социальной нестабильности. Как показывают новейшие исследования, время со второй половины 1950 до середины 1960 гг. было самым неспокойным в социальном плане во всей послевоенной советской истории. В это время по стране прокатилось множество массовых выступлений, в которых принимали участия рабочие, служащие советской армии, студенты. Так, крупное восстание, подавленное вооружённым путём, произошло в 1959 г. в Темир-Тау. В его основе лежали недостатки целинной компании, когда людей бросали в чистое поле и заставляли работать, не создавая для них элементарных бытовых условий. В 1961 г. прошли выступление в Краснодаре, Муроме и Александрове. В 1961 и 1963 гг. массовые выступления имели место в г. Кривой рог под Днепропетровском.

В силу некоторых обстоятельств локального характера, против хрущёвского произвола наиболее решительно выступили рабочие небольшого южного города со славной историей — Новочеркасска. Это был неожиданный и очень сильный удар, всполошивший всю кремлёвскую верхушку. Семичастный вспоминал:

«Прошло едва полгода, как я занял кабинет на Лубянке, когда в июне 1962 года произошли трагические события в Новочеркасске. Мы в КГБ, конечно, были готовы к протестам людей, но не такого масштаба. Отказ от работы 20—30 человек из-за пересмотра тарифов и роста цен кое-где наблюдались и прежде… В Новочеркасске же с самого начала обстановка приняла угрожающий характер».

Новочеркасские события до сих пор привлекают повышенное внимание историков и публицистов. Новочеркасские события, привлекающие повышенное внимание и сегодня. Их причиной стало повышение цен на масло и мясо (на 25—30%). А тут ещё подоспела очередная компания по пересмотру тарифных ставок, которая проводилась без согласия профсоюза и резко снизила заработок рабочих. 1 июня рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода в заводском дворе устроили митинг и потребовали, чтобы к ним вышел директор. «Рабочие высказали ему,— пишет Семичастный, — своё недовольство по поводу плохих условий труда и быта, низких заработков. Тот попытался грубо осадить ходоков, стал разговаривать с ними таким барским тоном, что вызвало возмущение людей».

Что именно скрывалось под этим чекистским эвфемизмом о «барском тоне» известно из работы журналистки И. Мардарь. На жалобы рабочих, что у них не достаточно средств, чтобы прокормить свою семью и прокормиться самим, директор завода Курочкин высокомерно ответил: «Если не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером». Поведение директора стало последней каплей, переполнившей чашу терпения рабочих. Грянул взрыв. Рабочие вышли из цехов с портретами Ленина, красными знамёнами и лозунгами “Хрущёва на мясо”. На короткое время восставшие стали хозяевами положения в городе. Ими было перерезано железнодорожное сообщение, прекращена работа некоторых других предприятий города. Подверглись разгрому важные административные здания в том числе заводоуправление и горком КПСС, была предпринята попытка штурма здания милиции и УКГБ. Хрущёв послал в город А.И. Микояна, который на тот момент являлся самым приближенным к нему членом партийно-государственного руководства. Микоян, слабо разбиравшийся в психологии рабочих, попытался давить на жителей Новочеркасска своим авторитетом, но в результате чуть было не оказался растерзан разъяренной толпой, горе-миротворца еле-еле успел эвакуировать заместитель председателя КГБ Н. Захаров.

Провал миссии Микояна был чреват распространением волнений на соседние города и рабочие посёлки. И власть сделала свой выбор: в городе объявлялось чрезвычайное положение. Против рабочих Новочеркасска были брошены войска, на улицах города загромыхали танки. Расстрел рабочих повлёк большие жертвы. Погибло много детей — очевидцы рассказывают, что первый залп был дан поверх толпы, и он пришёлся по деревьям, на которых сидели мальчишки, наблюдавшие за невиданным никогда прежде зрелищем. Наиболее активных участников новочеркасского восстания подконтрольные режиму суды приговорили к высшей мере наказания и длительным срокам заключения. Слухи о новочеркасском расстреле потрясли всю страну и не смолкали ещё долгие годы.

Более благоприятный климат складывался в отношениях между властью и интеллигенцией. Интеллигенция с готовностью приветствовала политику десталинизации. Многие видные представители интеллигенции, которые ещё вчера звали народ к новым свершением под руководством партии Ленина–Сталина, после XX съезда КПСС становятся в ряды самых непримиримых борцов со сталинизмом. Как заявляли некоторые современники тех событий, “Хрущёв разрушил зло”, и дышать сделалось легче. Поколение, сформировавшееся после разоблачений “культа личности Сталина”, пронесёт этот “заряд” и через последующие годы, получит название “шестидесятников”. Но вскоре и в отношениях с интеллигенцией у власти возникнут серьёзные проблемы. Именно в это время идёт зарождение диссидентского движения, самиздата и других форм новой советской оппозиционности. Ряды диссидентства в тот период пополнялись за счёт представителей прежних оппозиционных течений 1920—1930-х гг., реабилитированных, детей советской верхушки, отдельных представителей чиновничества и офицерства. К первым советским диссидентам могут быть отнесены такие деятели, как Ю. Галансков, В. Буковский, Ю. Орлов, Л. Краснопевцев, П. Григоренко и др.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру