"Видение некоему мужу духовному" благовещенского протопопа Терентия

В период Смутного времени в различных исторических документах зафиксировано большое количество чудесных знамений и видений: с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксировано сообщения о 80-ти знамениях, и 45 эпизодов, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях.

Как свидетельствуют исторические памятники той поры, различным русским людям являлись различные святые (чаще всего — Сергий Радонежский), а также Богородица и даже Сам Спаситель Иисус Христос. (Нужно иметь в виду, что явление Спасителя — это редчайшее событие в практике русский видений). При этом видения, несомненно, играли стабилизирующую роль в русском обществе, ибо, чаще всего, высшие силы, являвшиеся тем или иным людям требовали от народа покаяния, но и обещали свою поддержку в спасении России. Интересно, что видения начинаются с 1606 г. и продолжаются по 1613 г., т.е. распространяются с началом активных действий народа по преодолению «разорения» государства. Современные исследователи считают, что видения можно разделить на две группы — общегосударственные и местные. Видения общегосударственного характера охватывали собой все самые значимые исторические события Смутного времени. Из наиболее ярких произведений, зафиксировавших видения стали — «Повесть о видении некоему мужу духовному», «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» с примыкающим к нему «Владимирским видением». Цикл видений в Троице-Сергиевом монастыре нашел свое отражение в «Сказании Авраамия Палицына» (18 рассказов о видениях). Видения местного характера появлялись в еще большем количестве и были связаны с локальными событиями Смуты.

Первое из общегосударственных видений произошло 12 октября 1606 г. Осенью 1606 г. в России царила очень грозная политическая атмосфера. После того, как весной 1606 г. разъяренная толпа москвичей убила Лжедмитрия I, царем стал Василий Шуйский. Однако его правительство с трудом контролировало ситуацию в государстве. По всей стране, в том числе и в Москве, начались волнения, с требованиями ответить на вопрос — почему убили “истинного царя”? Объявились и новые самозванцы. А 12 октября к Москве, под знаменами убитого Лжедмитрия I, подошли войска мятежников под руководством И.И. Болотникова.

В Успенском соборе, освященном «светом неизреченным», «муж духовный» узрел Христа, сидящего на престоле и окруженного ангелами, Богородицу, стоявшую справа от престола, Иоанна Крестителя, находившегося слева, а также лики многих святых пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Согласно видению, Богородица трижды молила Христа о даровании милости «роду христианскому». Однако дважды Христос сурово отказывал в своей милости. Особый интерес представляет то, что Христос укоряет «новый Израиль» в отсутствии «правды». Главными хранителями «правды», как истинной веры, в России считались цари и Церковь. И недаром Господь обвиняет в первую очередь именно царя, патриарха и всех священников, которые забыли Божию «правду». И лишь в ответ на третье моление Богородицы Христос соглашается пощадить русских людей, если они покаются.

Рассказ “некоего мужа духовного” в те же дни записал Терентий, протопоп Благовещенского собора Московского Кремля. Терентий и стал автором текста “Повести о видении некоему мужу духовну”. Так было зафиксировано первое из многочисленной чреды “чудесных видений”, которые произошли в России в Смутное время.

Текст «Повести о видении некоему мужу духовну» наполнен многообразной и многозначительной для человека того времени православной символикой. А для людей, живших в начале XVII в., явление столь внушительного сонма высших сил доказывало лишь одно — Христова благодать продолжает изливаться на Русскую землю, а Сам Христос продолжает считать Россию Своим богоизбранным «новым Израилем». Большое символическое значение имеет тот факт, что «мужу духовному» было дано узреть моление Богородицы о заступничестве за русский народ. В целом же, несмотря на гневный обличительный тон, само видение носило явный оптимистический характер. Ведь Россия продолжала оставаться «новоизбранным Израилем», Богородица сохраняла Свое покровительство, а Христос обещал спасение русского народа от бед. И дело оставалось за самими людьми: они должны были принять в сердца свои «страх Божий», искреннее покаяться и тем самым возвратить себе милость Божию.

Реакция московских правящих кругов на это видение была моментальной — уже 14 октября установили специальный шестидневный покаянный пост, а 16 октября «Повесть» Терентия читалась в Успенском соборе перед всем народом. Иначе говоря, русское общество, потерявшее “правду” и смысл в реальной жизни, восприняло “чудесное видение”, как знак Божий, с одной стороны, объясняющий страшные события Смуты, а, с другой стороны, указывающий путь спасения. И, таким образом, само “чудесное видение” стало катализатором конкретных исторических действий.

В то же время, значение “Повести о видении некоему мужу духовну” в реальных исторических событиях по-разному оценивалась в позднейшей литературе. Уже в XVII возникли диаметрально противоположные трактовки. Так, “Толстовский летописец” сообщает, что результатом покаяния стало заступничество Богородицы, — ослепленное чудесным образом войско Болотникова, было разбито и отброшено от Москвы. “Казанское сказание”, наоборот, считало, что царь, патриарх и весь “царский синклит” не вняли “видению” и посмеялись над ним. В результате такого “небрежения” грозные предсказания о многочисленных карах сбылись — “и за то от Бога месть восприяша”. Однако характерно, что в обоих этих сочинениях самому факту “видения”, как проявлению Божией воли, придавалось исключительное значение. Ведь то же “Казанское сказание” осуждало именно людей, за “осмеяние” явленной Божией воли. Подобное восприятие “Повести о видении некоему мужу духовну” сохранялось долго, а текст “Повести” был одним из самых распространенных памятников древнерусской литературы — сегодня известно, как минимум, 28 ее списков.

Предисловие и комментарии С.В. Перевезенцев, подготовка текста А.С. Ермолина. Публикуется по: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14. СПб., 2005. С. 196—199.

 

«ВИДЕНИЕ НЕКОЕМУ МУЖУ ДУХОВНОМУ» БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ПРОТОПОПА ТЕРЕНТИЯ

Некоему духовному мужу явилось во сне вот такое видение. И этот человек рассказал о том видении Благовещенскому (1) протопопу Терентию (2), и с его слов Терентий записал его рассказ, и запись эту отдал патриарху, да и царю поведал (3). А имени того человека, кому то видение привиделось, не сообщил ни царю, ни патриарху. Тот, мол-де, именем Божиим клятву с него взял, не велел про себя сказывать. И видение это читали по царскому повелению в соборе Пречистой Богородицы (4) вслух всему народу. А собралось там народу великое множество. И потому установили в царстве время поста, великого и малого, в 1606 году с 14 числа октября, с понедельника, по 19 день октября же, до воскресенья, и по всем храмам пели молебны и Богу молились за царя и за все православное христианство, чтобы Господь Бог отвел от нас праведный гнев свой, остановил междоусобную брань, установил мир и спокойствие во всех городах и концах Московского государства навечно. Аминь.

«Благочестивому царскому синклиту и христолюбивому воинству, и всем православным христианам русского народа. Послушайте повесть сию дивную и весьма полезную о Божией милости к нам, грешным, к нынешнему лукавому и непокорному народу, уклонившемуся от милосердия Божьего, забывшему его святые заповеди, попавшему в многообразные дьявольские сети.

Рассказал <это> мне, грешному, некий святой муж, имя которого Бог знает. Когда я долго умолял этого святого о духовном наставлении и <сокрушался> о нынешних невыносимых бедах, постигших нас, он выслушал мои смиренные просьбы к нему и рассказал мне подробно обо всем, о чем я его спрашивал. И к этому добавил мне, грешному: „Видел я, — сказал он, — чудесное видение, страхом преисполненное. Однажды ночью я молился Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистой его Матери, Заступнице нашей Богородице Марии, о мире для всего мира и о теперешних лютых несчастьях, постигших нас; молился о том, чтобы Господь Бог отвратил <от нас> праведный гнев свой и ниспослал бы милость свою на людей своих. И после молитвы, около полуночи, когда я возлег на постель свою и едва только начал засыпать, — и вот вдруг внезапно слышится мне сильный звон, будто звонят в тот большой колокол, который вылит был при царе Борисе по его повелению (5). И очень удивился я во сне том этому громкому звону. И мысленно спросил себя: «Что это за сильный звон, ведь теперь нет праздника?» И, немного приоткрыв оконце, я увидел, что светло, как днем, и очень удивился, вопрошая: «Когда ночь прошла, ведь я так мало спал?» И тут увидел человека знакомого, идущего ко мне. И спросил его: «Брат, что это за звон сильный?» Он же ответил мне: «Иди скорее, господин мой, в святую и апостольскую церковь Божией Матери, честного и славного ее Успения. Там ты увидишь предивное видение».

Я же, грешный, быстро поднялся и пошел по улицам к церкви Божией Матери, а сам думал: «Отчего это дорога эта ровная, ведь нынче осень и много дождей пролилось на землю, а сейчас дорога суха?» И когда подошел я близко к той святой великой церкви, увидел ее окруженную неизреченным светом. И долго стоял, дивясь этому необъяснимому видению. И появился передо мной тот знакомый муж, и сказал мне: «Пойди, господин мой, к западным дверям от патриаршего двора, и там ты увидишь чудесное видение». Я же отправился туда, и подошел к вратам церковным, и поклонился до земли. И поднялся я с земли, и увидел раскрытые церковные двери и Господа моего, сидящего на престоле, окруженного ангелами, и Пречистую Богородицу, Надежду нашу и Заступницу, стоящую справа от престола, а Предтечу Крестителя Иоанна — слева (6). И <увидел> сонмы святых, пророков, и апостолов, и мучеников, и святителей, и преподобных, и праведников — тех многих святых, которых и я, недостойный, знал, видя их святые изображения. И увидел, что Святая Богородица молилась Сыну своему и Богу нашему, и кланялась она <ему> до земли.

Я же, недостойный, от этого полного ужаса видения пребывал в большом страхе и трепете и, приникнув к одной стороне церковных дверей, смотрел на это страшное видение. И услышал я умиленный голос Пречистой Богородицы, говорящей Сыну своему: «О Сын мой, прими же молитву матери Твоей, пощади людей Своих, познавших Тебя, истинного Бога, и меня, Матерь Твою. Сын мой вселюбимый, многие из тех, кто не шел по Твоему пути и не исполнял волю Твою, нынче вспоминают свои грехи и хотят принести покаяние. Отврати от них Свой праведный гнев и помилуй их по великой милости Своей».

И вот услышал я голос тот сладостный Владыки и Бога моего, своей Матери отвечающего: «О мать моя вселюбимая, по молитвам твоим уже много раз отвожу я праведный гнев Свой от них. Но очень досаждают они мне злобою и лживостью своей. Потому что и церковь Мою они осквернили своим пустым злословием, и Меня оскорбляют; переняв от скверных народов их мерзкие обычаи и нравы, бороды свои остригают и содомские дела творят, и неправедный суд судят, попирают правых и грабят чужое имущество, и многие другие скверные дела совершают, которые ненавидит Дух Мой Святой». Надежда же наша Пречистая Богородица, приклонившись к пречистым ногам Его, слезы испуская, отвечала Ему; вместе с нею и Предтеча поклонился, и все святые с ними: «Помилуй, Владыко, род христианский, чтобы, быть может, опомнились и оставили злобу свою и покаялись, и не стали бы больше всего того совершать, ведь Ты, Владыко милостивый, принимаешь кающихся». И взглянул тогда Господь на Мать Свою милостивым оком, и на Предтечу, и на всех святых, и испустил голос Свой сладостный: «О Мать Моя, не досаждай Мне, и ты, друг Мой, Иоанн Креститель, и все Мои святые! Не говорил ли Я вам, что нет истины ни у царя, ни у патриарха, ни у всего священнического чина, ни во всем Моем народе Нового Израиля? Ибо не следуют они заветам Моим и заповедей Моих не соблюдают. Многажды хотел Я помиловать их, о Мать Моя, ради молитв твоих, но раздражают они душу Мою щедрейшую своими окаянными и постыдными делами. И поэтому, Мать Моя, уйди отсюда, и все святые с тобою. Я же отдам их кровопийцам и немилостивым разбойникам, пусть малодушные получат урок, придут в чувство, а тогда — пощажу их» (7).

И еще говорила Мать Его, госпожа наша Пречистая Богородица: «Неужели Ты отверг просьбу Матери Своей, о Сын мой прекрасный, свет мой?» Премилостивый Господь ответил ей тогда тихим голосом: «Ради тебя, Мать Моя, пощажу их, если покаются. Если же не покаются, то не будет у меня милосердия к ним» (8).

Тогда вдруг один из стоявших тут подошел и сказал мне: «Слышишь ли, раб Божий, милость Господнюю и Матери Его, нашей Царицы, просьбы и молитвы за весь народ христианский? Иди же и поведай, угодник Христов, о том, что видел и слышал, а кому — сам знаешь, и ничего не утаи из этого» (9). Я же, окаянный, вострепетал от ужасного и страшного того видения и, еле придя в себя, проснулся на постели, лежа и дрожа, не в состоянии сказать ни слова. И тебе об этом рассказываю пользы ради, чтоб ты рассказал царю же, и патриарху, и всем людям то, что ты слышал от меня, недостойного. И именем Бога заклинаю тебя, не называй моего имени никому, покуда не будет мне <на то> Божьей воли".

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Благовещенский собор в Московском Кремле был построен впервые в конце XIV в. В 1416 г. собор перестроили, а в 1484—1489 гг. на месте второго построили новый, уже третий по счету, Благовещенский собор, сохранившийся до настоящего времени. Благовещенский собор с самого начала был домовой церковью московских великих князей, позднее, царей. Поэтому настоятели Благовещенского собора нередко были духовниками московских правителей.

2. Биографических сведений о протопопе Терентии сохранилось немного. Известно, что после 1606 г. он был отстранен от должности протопопа в Благовещенском соборе, но через четыре года, в 1610 г., по указу короля Сигизмунда III, его вернули к прежним обязанностям. Кроме того, Терентий известен как автор двух посланий Лжедмитрию I (впрочем, С. Ф. Платонов считал эти послания одним сочинением, где первое представляет собой введение ко второму).

3. В это время патриархом в Москве был Гермоген (патриарх в 1606–1612 гг), а царем — Василий IV Иванович Шуйский (царь — в 1606–1610 гг.).

4. Имеется в виду Успенский собор Московского Кремля. В те времена именно в Успенском соборе оглашались важнейшие царские и патриаршие распоряжения. Именно в Успенском соборе происходят все чудесные события, изложенные в этой Повести.

5. Колокол для колокольни Ивана Великого был отлит в царствование Бориса Федоровича Годунова (1598—1605). Этот колокол — предшественник «Царя-колокола», находящегося ныне в Московском Кремле.

6. Явление Христа пред взором “мужа духовного” — довольно редкое для практики русских видений событие. Явление Господа подчеркивало исключительность как самого видения, так и реальных событий, вызвавших его. На исключительную важность этого видения указывает и тот факт, что вместе с Христом были явлены Богородица, Иоанн Креститель и многие святые. Для людей, живших в начале XVII в., явление столь внушительного ряда высших сил доказывало лишь одно — Господь, несмотря на свой гнев, не отступился от России. Христова благодать продолжает изливаться на Русскую землю, а Сам Христос продолжает считать Россию Своим богоизбранным “новым Израилем”.

7. Согласно Библии, в древние времена Господь жестоко наказывал за грехи “ветхий Израиль” (см., например, книгу пророка Иеремии). Теперь Христос наказывает “новый Израиль”, более того Он готов “предать” Россию еще большим “кровопийцам и немилостивым разбойникам”. Однако цель гнева Божиего состоит не в том, чтобы уничтожить греховную Россию, а в том, чтобы “исправить” ее, возвратить на истинный путь: «Пусть малодушные получат урок, придут в чувство, а тогда — пощажу их».

8. Большое символическое значение имеет тот факт, что “мужу духовному” было дано узреть моление Богородицы о заступничестве за русский народ. Следовательно, страх православных людей перед тем, что и Божия Матерь отступилась от России, оказывается напрасным. Божия Матерь продолжает сохранять Свой благодатный Покров, распростертый над Россией и, в частности, над Москвой. Недаром само видение произошло в кремлевском соборе Успения Божией Матери — главном храме Московской Руси. А, как показывает текст “Повести”, Богородица многократно молила и продолжает молить Господа о спасении России.

9. Эти слова, сказанные «мужу духовному» одним из стоявших возле Христа, подчеркивают исключительную значимость чудесного видения. Таким образом, “некий муж духовный” оказывается тем “избранным”, через кого Господь сообщает русскому народу о Своем участии в судьбах русского народа и о сохранении заступничества Богородицы за Россию. Кроме того, через «угодника Христова» русским людям сообщается и о тех грехах, в которых они должны покаяться.

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру