Реформация в Германии

Ролевая игра дискуссионного типа

Цели занятия: помочь учащимся осознать различные позиции лидера реформационного движения М. Лютера и представителя левого крыла Реформации Т. Мюнцера, включить в игровую ситуацию "сторонников" того и другого течения. Способствовать развитию логических, образных, оценочных умений на примере разыгрываемой вымышленной встречи двух лидеров реформации.

 

Дополнительная литература:

 

1. Штекли А.Э. Томас Мюнцер. М., 1961.

 

2. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Т. Мюнцер и его время. М., 1984.

 

3. Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. Ч. 2. М., 1988.

 

Вводная часть игры. Как вы знаете, XVI - начало XVII веков в Европе прошли под знаменем Реформации - борьбы за переустройство церкви. Это движение буквально охватило все страны, все слои общества. Родиной реформации стала Германия. Здесь во главе земель стояли духовные владыки, и не было сильной императорской власти.

 

Наш урок посвящен изучению взглядов идеологов Реформации. Во многом на движение в Европе повлияло учение М. Лютера. Во многих странах и сегодня существуют лютеранские церкви. Вождем народной реформации стал священник Т. Мюнцер.

 

Далее два ученика дают краткие биографические справки по этим двум деятелям.

 

О Лютере: Дальние предки Лютера - крестьяне. От них он унаследовал грубое лицо простолюдина (портрет) и неискоренимое упрямство, умение твердо стоять на ногах в трудной ситуации. Его перевод Библии считается лучшим в Германии. Он закончил Эрфуртский университет, стал монахом-августинцем, магистром свободных искусств, доктором богословия. Лютер ушел из университета в монастырь. Один из самых знаменитых ученых богословов своего времени, наделен искренним религиозным чувством. В 1517 году Лютер вывесил на дверях Виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Окончательный разрыв между Лютером и Римом был закреплен в 1520 году, когда немецкий богослов сжег на дворе университета в присутствии студентов папское послание об отлучении мятежников от церкви. Этим шагом он поставил себя вне христианского общества Европы.

 

О Мюнцере: Высокообразованный человек, закончил два университета. В 1521 году Мюнцер посетил Чехию, после чего открыто стал призывать к социальному перевороту и установлению власти народа. В 1522 году Лютер и Мюнцер полностью порвали отношения и стали врагами. В 1525 году он возглавил освободительное движение против городского плебса и крестьян в Тюрингии и Саксонии. В мае 1525 года его отряд был разбит и Мюнцер был казнен.

 

Основная часть игры. Организуются "дебаты" Мюнцера и Лютера. Действие происходит после 1522 года.

 

Задание 1. Летом 1519 года в Лейпциге состоялся диспут, главными участниками которого стали Лютер и видный церковный полемист профессор теологии Экк. Умело ведя спор, Экк попытался обвинить Лютера в том, что тот следует учению еретиков Уиклифа и Гуса. На каких фактах строил свое обвинение Экк? Что возражал Лютер своему противнику?

 

Задание 2. В период реформации в Германии получили распространение так называемые "летучие листки" - быстро откликавшиеся на события. В эту литературу хлынула народная речь, ее героями были простые люди, в уста которых вкладывались главные идеи и аргументы реформаторов и католиков. Особой популярностью пользовались диалоги, позволявшие сталкивать разные позиции. Составьте образец "летучего листка" сторонников Лютера или Мюнцера.

 

От команд в дебатах участвуют сами лидеры, и по три спикера с каждой стороны. Один из трех спикеров выдвигает возможные тезисы и аргументы, второй опровергает противников, а третий усиливает доказательства своей команды и готовит финальный ответ противникам. Тайм-кипер следит за временем дискуссии.

 

Примерный вариант спора:

 

Лютер: Вздор проповедуют те, кто утверждает, что как только грош зазвенит в ящике продавца индульгенций, душа грешника сразу же устремляется в рай. Достоверно, что как только грош зазвенит в ящике, жадность и корыстолюбие возрастают. Только помощь церкви и молитвы угодны Богу. Говорят, что на доходы от продажи индульгенций папа заново отстраивает храм святого Петра в Риме. Почему же папа, богатства которого превышают все мыслимое на земле, не признает лучшим строить собор на свои собственные деньги?

 

Мюнцер: Если Лютер не хочет идти дальше нападок на церковь, то ему и не стоит браться за дело. Бороться только против власти папы - значит проводить реформу наполовину. Лютер - плохой реформатор, он подкладывает подушку мягкому телу. Что сказать мне о тех тиранах и злодеях, которые присваивают себе все налоги, пошлины и сборы, а потом бесстыдно проматывают их, тогда как они должны идти на пользу всей стране? Если кто-то поморщиться по этому поводу, то с ним поступают как с изменником. Его жалуют меньше, чем бешеную собаку.

 

Лютер: Этот человек уже доказал во всех местах, что от его деятельности нельзя ожидать иных плодов, кроме восстания и кровопролития. Простой люд нужно успокоить. Тот, кто хорошенько вник в мое учение и понял его, не примкнет к возмущению, не этому я учил.

 

Мюнцер: Кротчайший кум Лютер, наш тихоход! Наши господа захватывают все, а затем говорят заповеди божьи - бог повелел - не укради! Но для себя этот запрет они не считают обязательным. Но если у них кто-либо возьмет хоть самую малость, то его отправляют на виселицу. Земля полна тщеславными лицемерами, которые не решаться высказать эту истину.

 

Лютер: Три года ужасных грехов против Бога навлекают на себя эти крестьяне, поэтому они заслужили много раз смерть и телесную, и душевную. Они клялись своим господам в верности и преданности, быть покорными и послушными, но они нарушают это повиновение, поступают как неверные. Они - придорожные грабители и убийцы, ибо грабят монастыри и замки, которые им не принадлежат. Мятежник находится в опале Божьей и императорской, так что всякий, кто может этого человека удавить, сделает справедливо и хорошо.

 

В ходе дебатов используются документы:

 

М. Лютер. Тезисы.

 

М. Лютер. К христианскому дворянству немецкой нации.

М. Лютер. Письмо городскому совету Мюльхаузена.

Т. Мюнцер. Защитная речь.

М. Лютер. Памфлет.

Т. Мюнцер. Разоблачение ложной веры.

Т. Мюнцер. Письмо Мансфельдским рудокопам.

 

Задание 3. Выделить три положения теорий Мюнцера и Лютера, которые являются ключевыми для их учения.

 

Основу теории Лютера составляли три положения (три "только"):

 

- человек спасается только верой

 

- вера обретается только через милость Божию и не зависит ни от каких заслуг человека, ибо лишь Бог знает истинную ценность "добрых дел"

 

- авторитетом в делах веры является только слово Божие - Священное Писание

 

Дополнительный вопрос: Почему учение Лютера кратко определяют как "оправдание верой"?

 

Три основных положения учения Мюнцера (три "если"):

 

- человек может быть свободен, если освободится от власти господ, ибо их власть от дьявола - не от Бога

 

- церковь можно сделать свободной, если отлучить от нее сподвижников дьявола

 

- истинная вера возможна, если не будет посредников и даже чтения Священного Писания

 

Заключительная часть. Вопросы для итоговой беседы:

 

1. В чем заключался главный тезис Лютера, обосновавшего программу реформы церкви?

 

2.Какие таинства, по мнению Лютера, следует сохранить и почему?

 

3.Почему именно спор об индульгенциях, касающийся германских вопросов, всколыхнул всю Европу?

 

4.Противники Лютера утверждали, что он затеял реформацию, чтобы выйти из монашеского звания и жениться. Что вы могли бы им ответить?

 

5.Лютер не считал покаяние таинством. Что это означало: что людям теперь можно было не раскаиваться в грехах или что от них не требовалось исповеди перед священником?

 

6. Какими доводами Лютер аргументировал свое утверждение о том, что между мирянами и священниками нет различия?

 

7.Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы человеческой личности?

 

8. Как связаны с тезисом Лютера об оправдании верой следующие положения: а) секуляризацию церковных имуществ б) отрицание авторитета Священного предания в) осуждение паломничества?

 

9.В чем суть учения Мюнцера? Назовите главную причину его разрыва с Лютером.

 

10.Объясните следующие слова и выражения: лютеранство, мартинисты, "дешевая" церковь, "оправдание верой", "Эразм снес яйца, которые снес Лютер", "Как только монета окажется в кружке, душа грешника попадет в рай", "Нельзя сделать из меча перо, из войны мир", "Слово Божье - меч, война - разрушение, гибель", "На этом стою и не могу иначе!", "Весь мир качается!", "Чья страна, того и вера".

 

Домашнее задание: написать сочинение на тему "Будущее Германии глазами Лютера или Мюнцера".


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру