Рабство в Древнем Риме

Деловая игра с элементами ретроспективности

Цель занятия: создать у учащихся образное представление о положении рабов в Римской империи, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быте. На основе организации групповой работы со школьниками, которые выступают экскурсоводами по древнему Риму, продолжить развитие у них логических, образных и оценочных умений, при разработке маршрута путешествия развивать картографические умения и ориентирование в пространстве.

 

Опережающее задание: Ребята разбиваются на несколько групп по различным маршрутам путешествия, изучают материал по рабству и готовят следующие вопросы:

 

1. Источники рабства.

2.Количество рабов.

3.Описание труда рабов.

4.Условия жизни и быта рабов.

 

Каждый ученик в процессе игровой деятельности готовит рассказ об одном из рабов на основе персонификации.

 

Список дополнительной литературы:

1. Древний Рим. // Книга для чтения / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1950.

 

2. История Древнего мира в художественно-исторических образах. / Под ред. О.В. Волобуева и А.В. Шестакова. М, 1978.

 

3. Книга для чтения по истории Древнего мира. / Под ред. А.И. Немировского. М., 1981.

 

4.Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. М., 1996.

 

5. Остроменецкая Н.Ф. Бромлей Н.Н. Приключения мальчика с собакой, М., 1980

 

6.Петрова Н.Г., Смышляев А.Л. История Древнего Рима. М., 1995.

 

7.Сергеенко М.Е. Простые люди древней Италии. М., 1964.

 

8.Хефлинг Г. Римляне. Рабы. Гладиаторы. М., 1992.

 

Ход игры. Вводная часть. Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в Древний Рим, Римское государство на рубеже II-I вв. до н.э. Во время нашего урока нас будут интересовать рабы и их жизнь. В какой бы уголок мы бы не заглянули, везде нам встречаются фигуры работающих рабов. Это были люди, которые камень за камнем возводили богатство Рима. Именно они создали все, чем гордилось римское общество.

 

Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: "Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их собственно не следует брать в расчет". Эти слова - эпиграф к уроку. Какие же вопросы мы должны выяснить, чтобы вступить в дискуссию с сенатором?

 

На доске записываются вопросы: Источники рабства и количество рабов. Применение рабского труда. Положение и жизнь рабов. Отношение к ним в обществе.

 

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие по Риму. Вот как распределились маршруты наших групп:

 

1 группа - отправляется на рынок рабов

 

2 группа - в имение римского землевладельца

 

3 группа - получает с большим трудом разрешение сенатора осмотреть рудники

 

4 группа - посетит гладиаторские бои - зрелища в Колизее

 

5 группа - получает приглашение в дом богатого знатного римлянина

 

6 группа - отправляется в ремесленную мастерскую

 

Остановка 1. Сейчас вместе с ребятами из группы 1 мы побываем на рынке рабов в Риме. По ходу экскурсии заполняется схема "Источники рабства":

 

 

 

ИСТОЧНИКИ РАБСТВА:

Плен

Пиратство

Дети рабов

Долговое рабство

 

1 группа: Мы очутились в огромной толпе, нас захватило людское море. Кого здесь только не было: торговцы рабами, покупатели - очень богатые и среднего достатка, множество невольников. Количество рабов было так велико, что яблоку негде было упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, так их хорошо было видно издалека. Ноги у них смазаны мелом так, что совсем белые, как будто вылепленные из гипса.

 

Вопрос: Почему ноги рабов мазали мелом?

 

1 группа: Мы подошли поближе. На груди каждого невольника висела табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба.

 

Вопрос: Зачем рабам вешали такие таблички?

 

1 группа: цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, они не имеют, как правило, профессии, другие обладают физической силой и стоят дороже, а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже.

 

Вопрос: Подумайте, из каких стран могли римляне привозить самых образованных и дорогих рабов?

 

1 группа: Наше внимание привлекла большая группа рабов. На их головах были надеты лавровые венки. Это пленники из Македонии, которые участвовали в триумфе. Есть среди рабов и купцы, которых захватывали морские пираты. Вот и раб-грек, его уже покупает богатый римлянин в качестве учителя для своего сына.

 

Вопрос: Почему среди рабов не видно рабов - должников?

 

Учащиеся в схему вписывают 326 год и перечеркивают колонку "Рабы-должники". Совершилось это так. Однажды к одному патрицию за долги попал в рабство юноша- плебей. Хозяин, ради того, чтобы показать свое превосходство над ним, приказать раздеть его и наказать розгами. Молодой человек, весь избитый, вырвался и убежал к народу, и вызвал шквал возмущения. После выступления на форуме сенаторы из-за боязни восстания в 326 г. отменили долговое рабство.

 

В заключение изучения вопроса о рынке рабов проводится беседа:

 

1.    По схеме в тетради зачитайте источники рабства.

2.    Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Рима основным?

3.    Каких рабов римляне относили к "лучшему" народу? Почему они высоко ценились и дорого стоили?

4.    Почему отменили долговое рабство? Назовите несколько важнейших причин.

 

Далее учитель может привести цифровой материал. Во время правления императора Августа из 1,5 млн. чел. Римского населения только 600 тыс. Были свободными, рабов же было в 1,5 раза больше - 900 тыс. Только за первую половину 11 века до н.э. в Рим в результате войн было завезено 250 тыс. рабов- пленных.

 

Учитель: Следующая наша задача: выяснить, где применялся рабский труд. Заполняется вторая схема "Применение труда рабов в Риме". Для этого мы отправляемся сначала в имение римского землевладельца.

 

2 группа: У подножия холмов, дающих защиту от зноя и ветров, стоит очень красивая усадьба. Нам было очень интересно узнать, как там живут люди. К нам подошел человек, который представился управляющим, и мы решили побеседовать с ним.

 

Задание: Опираясь на картину, иллюстрацию учебника и раздаточный материал, составьте вопросы для управляющего и сейчас будете ему задавать. Из представителей 2 группы выбирается управляющий римским имением.

 

Вопрос: Кто является хозяином этого имения и где его можно найти?

 

Ответ: Это имение принадлежит Луцию Попликоле. Но его сегодня нет. Наш хозяин состоит членом городского совета, поэтому он живет недалеко отсюда, а в городе у него дом. В имение он приезжает по праздникам, а также для контроля работ в усадьбе. В остальное время за главного остаюсь я. По приезде хозяина я отчитываюсь о состоянии дел. Он выслушивает меня, подсчитывает доход, дает мне распоряжения.

 

Вопрос: Что включает в себя ваше имение?

 

Ответ: О, имение у нас большое! Местные крестьяне разорились, и хозяин скупил из земли, чем увеличил территорию усадьбы. В имение входят: поля( мы применяем двухпольную систему), виноградник, огород, луг, фруктовый сад и лес.

 

Вопрос: Сколько рабочей силы необходимо для обработки такой большой территории?

 

Ответ: Конечно, рабы. У нас в имении 150 рабов. Часть из них занимается работой в поле: вспашка, сеяние, сбор урожая, другие собирают виноград, работают на давильне, третьи - на огороде, четвертые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари подбираются очень тщательно: они должны быть самыми сильными рабами. Пахота идет на волах, а волы очень дорогие животные. Много времени и сил уходит на то, чтобы выкормить и вырастить волов. Поэтому пахарь должен быть внимательным к волам, их холить и лелеять. Если рабы бьют волов, то мы таких пахарей наказываем розгами и сажаем в тюрьму.

 

Вопрос: Что делают рабы зимой, когда нет полевых работ?

 

Ответ: Наш хозяин считает, что только тогда раб поработал хорошо, когда к вечеру он валится от усталости и нет сил даже поесть. Поэтому рабочий день начинается с восходом и заканчивается после заката. В непогоду рабы моют бочки, промасливают их, вывозят навоз, чинят старые и изготавливают новые канаты, убирают дом хозяина. Рабы работают даже в праздники. Зимой рабы собираются на кухне и под моим присмотром готовят инвентарь к весне, плетут корзины, отесывают колья для виноградников.

 

Вопрос: Что делает тот немощный старик?

 

Ответ: Этот раб действительно очень стар, он не справляется ни с какой работой. Хозяин приказал мне его продать, но его никто не покупает. Завтра вместе с больными рабами мы отправим этого старика на пустынный остров на реке Тибр. Там они и умрут. Эти рабы отслужили свое, они никому не нужны.

 

Вопрос: Почему некоторые рабы закованы в цепи:

 

Ответ: Эти рабы слишком непокорны, и хозяин приказал их заковать. Они работают на самых сложных участках, им не разрешают общаться даже между собой. Живут они в особых помещениях - эргастулах. Это глубокий подвал с узкими окошками, вырезанными так высоко, что до них нельзя дотянуться рукой.

 

Вопрос: Вы тоже являетесь рабом, в чем заключаются ваши обязанности?

 

Ответ: Да, я тоже раб, но я заслужил доверие хозяина, и он сделал меня своим управляющим. Я выполняю его приказы, раздаю работы рабам, слежу за ними, разбираю их споры. Прилежных рабов я поощряю, приглашаю к своему столу, а ленивых - наказываю. Хозяин считает, что работа рабов зависит от моего старания.

 

Вопрос: Чем же кормят рабов?

 

Ответ: Утром рабу дается кусок хлеба и головка чеснока. Его пищу составляют в основном хлеб и овощи. Реже им дают похлебку из полбы. По очень большим праздникам едят масло и мясо. Рабы никогда не бывают очень сыты. Хозяин считает, что полный желудок очень вредит работе.

 

Вопрос: Можно нам осмотреть ваше имение, дом? А поговорить с рабами?

 

Ответ: Хорошо, посмотрите. Рабов от работы отвлекать нельзя. Я не хочу из-за вас потерять свое место и отправиться на давильню.

 

Осматривая имение, мы заглянули на давильню. Тяжелая работа - нажимать рычаг ручного пресса. Здесь работает раб Аристей из Сирии, но называют его просто сириец. Тех, кто плохо работает, бросают в эргастул.

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру