Любовь к мудрости - любовь к своим истокам

История русской философии. Учебник для вузов / Под ред. М.А. Маслина. - М., "Республика". 2001.

 

Русская цивилизация - особая. В становлении каждой цивилизации дух играет важную роль. Но в истории России он всегда являлся стержнем её развития. Можно назвать самые разнообразные сферы человеческой деятельности, где величие русского духа проявилось во всей своей полноте: в искусстве, воинском деле, науке. А разве труд русского пахаря не поражает своей красотой и мощью? И всё же наиболее ярко сила русского народа, его духа отразилась в русской национальной идее. Сколько лет официальная пропаганда твердит нам о необходимости изобретения таковой. Но нам - русским - ничего изобретать не нужно. Наша национальная идея возникла не сегодня, и для каждого из нас она близка и понятна. В её основе - наши представления о справедливости, подвижничество, стремление к единству. Наша национальная идея нашла своё отражение в древнейших памятниках русской книжности и словесности: Повести временных лет, "Поучение детям" Владимира Мономаха, Слове о полку Игореве, житиях русских святых...

 

В неизменном виде русская идея, выстраданная нашими далёкими предками, живёт и сегодня. Другое дело, что каждое поколение по-разному воспринимала и по-разному воплощало нашу национальную идею. Тернистый путь восприятия и осуществления русскими своей национальной идеи во всей своей полноте отразился, в частности, в развитии отечественной философской мысли. Национальная идея, национальный дух не могут быть отождествлены с философией, но именно в философии национальная идея воплощается в наиболее наглядном, концентрированном виде. Становление русской философской мысли, её связь с судьбами страны и народа показаны в прекрасной книге "История русской философии", выпущенной московским издательством "Республика" в 2001 году.

 

Над книгой работал большой авторский коллектив под руководством М.А. Маслина. Свой труд авторы книги посвятили 250-летнему юбилею старейшего отечественного высшего учебного заведения - Московского университета им. М.В. Ломоносова. И, надо признать, подарок юбиляру получился воистину достойный. "История русской философии" вышла под грифом учебника (а это значит, что она написана хорошим русским языком, без вычурности и апломба, - словом её способен "осилить" даже непосвящённый), но по глубине и широте охвата она представляет собой настоящую энциклопедию русской философской мысли. Можно без преувеличения сказать, что перед нами книга, которая открывает новый период в изучении отечественного философского наследия.

 

Что же позволяет столь высоко оценивать результаты деятельности авторов книги? Во-первых, их исследование - первое систематизированное изложение взглядов русских мыслителей с XI века до начала XXI века, т.е. до наших смутных дней. В книге нашли отражения все важнейшие идеи, течения и школы, определявшие лицо русской философии на протяжении целого тысячелетия. Но важнее другое - авторскому коллективу удалось предложить оригинальную, принципиально новую, объединяющую и обобщающую концепцию развития отечественной философской мысли. Новизну их подхода легко увидеть, если сравнивать с попытками изложения истории русской философии, предпринимавшимися в прошлом их именитыми предшественниками (многочисленные поделки "на заданную тему" в расчёт в данном случае вообще можно не принимать).

 

Хорошо известны взгляды на историю русской философию, таких мыслителей, как П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, Г.Г. Шпет и др. Существуют так же две специальные работы, принадлежащие крупным религиозным философам Н.О. Лосскому и В.В. Зеньковскому, которые так и называются "Истории русской философии". И Лосский, и Зеньковский за точку отсчёта в развитии отечественной философской мысли берут XVIII век - век коренной ломки русской народной жизни, произошедшей в период правления Петра Великого и его приемников. Суждения на этот счёт Зеньковского безапелляционны: "Самостоятельное творчество в области философии, вернее - первые начатки его - мы находим в России лишь во второй половине XVIII века", - утверждал он. Это мнение можно считать общим для русских философов конца XIX и первой половины XX века. Зеньковский сформулировал свою мысль ещё достаточно мягко - можно найти немало куда более резких высказываний. Другим суждением, распространённым в те годы, было убеждение в несамостоятельности, вторичности, подражательности русской философии по отношению к западной философии. Уже у В.С. Соловьёва эта идея занимала ключевое место в его взглядах на историю России и русской культуры.

 

Совсем иной подход к этим двум ключевым вопросам исповедует авторский коллектив под руководством М.А. Маслина. Сегодня многие пишут о рубеже XIX и XX веков как о "золотом веке" русской философии. В значительной мере это справедливо. Но не следует забывать, что рубеж XIX и XX веков - это время, когда интеллигенция особенно активно искала истину, и искала её чаще всего не в родных истоках, а на "просвещённом Западе". Сегодня, когда благодаря труду нескольких поколений историков, лингвистов и философов мы гораздо больше знаем о древнем и древнейшем периодах развития нашей страны и культуры, любые нигилистические оценки тех далёких эпох являются уже недопустимым анахронизмом. Всё это прекрасно показывается и солидно аргументируется авторским коллективом философов из МГУ. В их труде с первых же страниц проводится мысль о самоценности и самобытности русской философии, её глубоких корнях, уходящих во времена первых князей объединённого древнерусского государства.

 

Книга имеет ещё одно принципиальное отличие от всех прежних работ по истории отечественной философии. В соответствующих советских исследованиях происходило фактическое замалчивание творчества религиозных деятелей и мыслителей. Вместе с тем, эмигрантские и многие современные отечественные авторы принижают или серьёзно искажают развитие советской философии, игнорируют или третируют философское наследие не только таких мыслителей как В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, П.А. Кропоткин, П.Н. Ткачёв, П.Л Лавров, но и философские идеи Л.Н. Толстого и других авторов, чьи идеи некоторым кажутся чрезмерно радикальными. Сегодня это может показаться удивительным, но факт: нечто подобное существовало и в работах дореволюционных авторов. Правда, избирательность и тенденциозность в работах того времени проявлялась несколько иначе. В них очень часто религиозная и философская мысль откровенно противопоставлялись друг другу. У некоторых авторов даже получалось, что в России религиозная мысль не только противостояла философской, но постоянно тормозила её становление. Понятно, что подобные подходы серьёзно искажают истинное положение вещей, не позволяют понять особенности развития отечественной философской мысли. Стремление понять всю совокупность существовавших прежде философских воззрений - вот что выгодно отличает работу авторского коллектива под руководством Маслина.

 

Главным же достоинством книги, как представляется, является не только широкий охват затронутых в ней проблем, её научная полнота и обстоятельность, а смелая гражданская позиция, занятая её создателями. Как выше уже отмечалось, становление национальной философской школы всегда происходит в прямой взаимозависимости с развитием национальной идеи. Правдиво раскрыть основные вехи развития русской философии - уже значит помочь современникам глубже разобраться в том, что такое Россия и что значит быть русским. История русской философской традиции даётся авторами с государственнических, патриотических позиций, вплетается в общий контекст национального бытия. За главой глава, за страницей страница в книге повествуется о мощном биении русской мысли, её созидательной направленности. В исследовании показано, что Россия постоянно встречалась с непростыми вызовами истории, и каждый раз давала на них осмысленный ответ, преодолевая вырастающие перед ней препятствия. Оптимистический смысл этого примера для нас, сегодняшних переоценить невозможно. Философия в переводе означает "любовь к мудрости". Авторы книги доказывают, что высшей мудростью является любовь к своим истокам. Пожалуй именно этому и учит нас вся история отечественной философской мысли, не пора ли наконец усвоить этот урок?

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру