"Ясновидец и правдолюбец минувших жизней": А.П. Рябушкин

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.П. РЯБУШКИНА
Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) — один из тех художников, которых пригласил Н.И. Кутепов для иллюстрирования 2-го и 3-го томов своего исследования по истории охоты. К середине 1890-х гг. А.П. Рябушкин был известен не только как исторический живописец, но, прежде всего, как блистательный книжный и журнальный график, легко справляющийся с иллюстрированием самых разнообразных сочинений.

Андрей Петрович Рябушкин — один из самых ярких русских исторических живописцев той эпохи, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу — возрождать и доносить большие эстетические ценности прошлого, утверждать, как совершенно точно подметила А. Верещагина, "своими специфическими средствами положительное: красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности" (1). Друзьям и потомкам А.П. Рябушкин "успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом" (2). Старина стала для художника "живым свидетельством исконной художественной одаренности народа, связывающей современность с историей" (3). В его картинах под его кистью "бытовой жанр потерял свой бытовизм" (4).

Картина А.П. Рябушкина "Семья купца" перевернула художественное сознание современной ему эпохи. В ней художник и теоретик искусства А.Н. Бенуа при размышлениях о путях развития русской живописи на рубеже XIX–XX вв. "воочию увидел" запечатленные на полотне и "таинственно ожившие образы Древней Московии". Александр Бенуа написал об авторе картины следующее: "Рябушкин именно не "исторический живописец" мертвенного академического характера, а ясновидец и правдолюбец минувших жизней. Но как тяжело давался ему этот культ прошлого, как мало кто понимал его в этих исканиях..." (5).

Одним из элементов, связующих прошлое и настоящее, и одним из способов ухода от бытовизма для А.П. Рябушкина стали рукописная и старопечатная книжные традиции, обращение к книжной графике. Он сам попытал свои силы в написании нескольких книг, в создании книжных и журнальных иллюстраций с опорой на древнерусские традиции, использовал в своих работах различные типы древнерусского письма. Умелое владение древнерусской каллиграфией, иконографией и изографией, знание традиций иконописи и древнерусской монументальной живописи, книжной культуры помогло Рябушкину создать свой, удивительно неповторимый язык исторического художественного повествования.

Андрей Рябушкин родился 17 октября 1861 г. "от государственного крестьянина Петра Васильева и жены его Пелагеи Ивановой Рябушкиной" (6) в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Отец и старший брат Рябушкина были известны как иконописцы, и сам он с детства начал рисовать; ребенком пел в церковном хоре (его музыкальность и позднее привлекала внимание). Помогая отцу и старшему брату в иконописных работах, А.П. Рябушкин приобретал первые навыки в живописной технике, задумывался о композиции и цвете. Близкий друг Рябушкина И.Ф. Тюменев (1855–1927) написал впоследствии: "Художество у него было в крови" (7). Отец будущего художника умер рано, и неизвестно, как сложилась бы его жизнь, если бы не счастливое обстоятельство: летом в доме Рябушкиных останавливался бывавший наездами в Борисоглебском молодой художник А.Х. Преображенский. Рисунки крестьянского мальчика поразили его, и он стал давать уроки, а затем проявил большое участие в судьбе талантливого мальчика и помог уехать ему в Москву для обучения в Училище живописи, ваяния и зодчества.

В августе 1875 г. А.П. Рябушкин получил увольнительное свидетельство от волостного управления села Станичной слободы, в котором говорилось следующее: "1875 г. Августа 16 дано сие в Тамбовской губернии Борисоглебского уезда из Борисоглебского волостного правления мальчику села Станичной слободы Андрею Петрову Рябушкину в том, что он уволен для поступления в воспитанники какого-либо художественного заведения, где только может быть принят к изучению художественному искусству… Родителей его в живых нет" (8).

Рябушкину было 14 лет, когда он поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями стали художники-передвижники И.М. Прянишников и В.Г. Перов и блестящий рисовальщик-академист Е.С. Сорокин. Именно его требовательность к чистоте линий и красоте форм в рисунке сообщилась его ученикам и придала их работам "благородный оттенок познания классики" (9). Историю в Училище читал В.О. Ключевский. Товарищами и современниками А.П. Рябушкина стали А.Е. Архипов, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, С.В. Иванов. Рябушкин примерно учился. "По окончании 5 научных классов он получил такое свидетельство: русский язык — 3, русская история — 5, история искусств — 5, перспектива — 4, анатомия — 5" (10). Вскоре на ученических выставках появились первые работы начинающего художника. Это был жанр: "Сцена у дьячка" и "Крестьянская свадьба". Первую большую картину "Крестьянская свадьба", написанную Рябушкиным в 1880 г., часто называемую критиками "бойким ученическим эскизом" (11), приобрел П.М. Третьяков. Получив малую серебряную медаль за этюд с натурщика, А.П. Рябушкин выбыл из Московской школы для поступления в Академию художеств.

В 1882 г. Рябушкин переехал в Петербург и поступил в Академию художеств "по натурному классу в академисты" (12), где его учителями были выдающиеся исторические живописцы — представители академической школы В.П. Верещагин, К.Б. Вениг, П.П. Чистяков, Б.П. Виллевальде. Его учителем и наставником стал выдающийся русский художник-археолог, создатель русского национального стиля Ф.Г. Солнцев. Его влияние проявилось в неукоснительном соблюдении Рябушкиным историко-археологической точности в создаваемых исторических полотнах. Ф.Г. Солнцев никогда не преподавал в Академии, но по линии Министерства внутренних дел более 30 лет (с 1868 г.) осуществлял попечительские работы за стипендиатами из государственных крестьян — учащимися в Императорской Академии художеств. В течение нескольких лет, приходя за стипендией, Рябушкин учился у академика Солнцева древнерусскому письму, советовался о композициях, получал частные заказы, имел так необходимый для него дополнительный заработок (13). В Дневниках Ф.Г. Солнцева содержится ценнейшая информация, раскрывающая характер его отношений с подопечными студентами, в частности, его работа с А.П. Рябушкиным. Процитируем здесь подробно эти уникальные материалы, которые публикуются впервые.

В Дневниках за 1888 г. имеются следующие записи:

"20 января. Был в МВД в ГК, получил ученические стипендии. Были Кузнецовский, Поляков, Рябушкин.

8 апреля. В АХ утвердили отчет. Котырло не застал. Оставил ему записку, и он вечером прислал Рябушкина, которого надо рекомендовать М.И. Семевскому как писца в старинном вкусе. Отдал отчет о вспомоществовании ученикам МВД к празднику Пасхи.

27 апреля. В 10 ч. Рябушкин на старинной манере написал к 3 часам адрес на свитке, адрес, сочиненный М.И. Семевским А.Н. Майкову. И я также кончил орнаменты. Рябушкину дал за работу 6 рублей.

20 октября. Получил требовательную ведомость, а Г.Н. получил ученические стипендии. Вечером раздал Рябушкину, Полякову, Архиповичу.

22 ноября. Ездил в Департамент внутренних дел. Получил требовательную ведомость и разрешение представить учеников АХ на празднике к вспомоществованию. Вечером были Рябушкин, Архипович, Поляков, Кузнецовский и Скляров" (14).

В 1889 г. Ф.Г. Солнцев записал следующее:

"20 января. Был в Департаменте внутренних дел, получил требовательную ведомость. Получил ученические стипендии. Были Рябушкин, Скляров, Архипович.

22 января. В начале 3-го часа Рябушкин показывал начатую им картинку "Прогулка боярышни". Потом принес свои работы Ращенко, оставил все рисунки у меня.

4 февраля. Рябушкин для своих картин делал прориси с моих рисунков костюмов.

7 февраля. Был в АХ. Приложил печать к отчету о учениках. Просили похлопотать за Рябушкина как за лучшего, почти первого ученика. Он, как мой хороший и даровитый стипендиат, помогает своим родным и стипендию отсылает в Москву брату, а сам ест заработками и нажил долга 260 рублей.

10 февраля. В МВД поджидал В.Л. Попова, советовался, как избавить лучшего ученика АХ от долга 260 рублей, которые он нажил, помогая родным, и платил из своей стипендии за брата, а сам жил, зарабатывая трудами. В АХ виделся с П.Ф., инспектором и др. Хлопотали в пользу Рябушкина.

20 февраля. В Департаменте внутренних дел получил требовательную ведомость. Получил ученические стипендии. Вечером были Скляров, Архипович, Поляков, Рябушкин. Им выдал стипендии.

11 марта. Были Ращенко и Рябушкин.

13 марта. Был Рябушкин. Им разрешено писать программы.

25 марта. Получил из МВД 2 письма с талоном в 30 рублей на похороны Афанасию Архиповичу и уведомление о изготовлении талона в 300 рублей вспомосуществовании ученику Рябушкину.

27 марта. Получил 30 рублей на похороны А. Архиповича, Шагину выдал стипендию, Рябушкину дал свою карточку, с которой он должен явиться к В.Л. Попову и от него взять талон на получение 300 рублей в Г.К. вспомоществования.

20 апреля. Вечером Рябушкин, Явнишко, Зыбин.

3 ноября. Кончил рисунок адреса Рубинштейну. 5 рублей Рябушкину за написание текста на рисунке адреса Рубинштейну. Ученик Рябушкин 2 золотую медаль за программу "Ангел выводит св. ап. Петра из темницы", а Поляков за рисунок с натуры" (15).

В Дневниках за 1890 г. отмечены следующие факты:

"20 января. Рябушкину выдал стипендию за январь и дал ему рисунок, на который просил с фотографии нарисовать маленькую головку умершей девушки

28 января. К концу обеда явился Рябушкин. Работа его весьма неудачна.

31 января. Рябушкин приносил им нарисованный с фотографии портрет покойной дочери М.И. Семевского. Удачно" (16).

Жизненный путь А.П. Рябушкина в искусстве напоминает путь Ф.Г. Солнцева и, прежде всего, их общим стремлением осмыслить прошлое России и донести до своих современников живой дух этого прошлого и тем самым утвердить национальный стиль. В годы учебы в Академии А.П. Рябушкин несколько раз ездил по древнерусским городам и землям. Так, летом 1886 г. А.П. Рябушкин вместе с А.Е. Архиповым поехали на этюды в Рязанскую губернию. Эта поездка оказалась весьма плодотворной, из нее Рябушкин привез большой материал для будущих произведений: этюды, несколько альбомов рисунков, наброски, заметки. Результатом поездки стала первая большая академическая картина "Ярмарка в Рязанской губернии" (1886).

Под впечатлением поездки одним из первых А.П. Рябушкин в 1887 г. изобразил сельскую проселочную дорогу в небольшом полотне "Дорога". Тема дороги имела всегда в русской культуре сокровенный смысл, поскольку воспринималась в связи с христианским представлением о земной жизни как пути в вечность. Поэтому и получила глубокое истолкование в литературе. Тема дороги, неизбежно связанная со временем, стала важной и для живописи. Высоко оценивая это небольшое полотно А.П. Рябушкина, указывая на его особенности и сопоставляя его с картиной С.А. Коровина "К Троице" (1902), искусствовед Н.Н. Третьяков отметил: "В обоих случаях движение путников по дороге строится из глубины пространства. Это дает неожиданный эффект остановленного времени. Фигуры идущих как бы застывают в своих позах. К тому же дорога изображается прямой, что также создает особенную выразительность момента движения и образа бесконечности. Эти произведения невольно навевают раздумья и личные воспоминания художника и зрителя" (17). Подобное построение композиции картины роднит ее с иконой и фреской, что вполне закономерно будет проявляться в творчестве А.П. Рябушкина, родившегося в семье иконописца и начинавшего свою творческую жизнь как иконописец.

В 1880-е гг., подружившись с И.Ф. Тюменевым, он стал часто выезжать в их новгородское имение "Приволье", ставшее своего рода кружком любителей и ценителей народного искусства. В Петербурге в эти же годы Рябушкин совместно проживал с сыном писателя П.И. Мельникова-Печерского Андреем, впоследствии крупнейшего деятеля Нижегородской архивной ученой комиссии (18).

Дружба с замечательными людьми, поездки по России, а также книги, труды русских историков питали творчество художника. Друзья и современники А.П. Рябушкина отмечали, что всегда "в его небольшой библиотеке были труды И.Е. Забелина, посвященные русскому быту, по преимуществу XVII века, иллюстрированные путешествия по средневековой России иностранцев Герберштейна и Олеария" (19). Благодаря "влиянию трудов Солнцева, Забелина, Даля и др. у молодого художника постепенно вырабатывались подлинный интерес и знание бытовой стороны русской старины" (20). Но большие исторические работы были впереди.

В годы учебы А.П. Рябушкин, по словам А. Ростиславова, "прошел весь искус академического конкурирования, т.е. получил четыре обязательные серебряные медали, по три первых категории за эскизы и "драпировки" и сделал обязательные копии в Эрмитаже". Пытаясь найти творческие решения при написании обязательных академических программ, художник много работал в академической библиотеке с различными многочисленными увражами. В 1887 г. он создал эскиз на библейскую тему "Эсфирь перед Артаксерксом", "вызвавший целую сенсацию". Эта работа стала свидетельством поиска "исторической точности в обрисовке обстановки и костюмов", стремлением "избегнуть принятой театральности в разработке "мизансцен" и образов" (21). А. Ростиславов в своей книге о художнике поделился впечатлениями об этой работе, оставленной в фондах Академии. Он написал: "И вдруг, совсем особая, своя цельность композиции, живые, восточно яркие краски, серьезно разработанная перспектива с оригинально взятой точки зрения, совсем по-новому оригинально задуманные позы фигур, без обычно условного высовывания главных на первый план. Особенно бросалась в глаза реалистическая фигура Артаксеркса, и совсем по-новому разработанные костюмы, каких еще не видали на академических эскизах. Все было нарисовано смело, ловко и живо. …Перед эскизом толпились, ученики восхищались… Настолько в Рябушкине бился живой пульс настоящего художника, которому невыносимы шаблоны и который умел своими приемами действовать убедительно" (22).

Абсолютно справедливо замечание А. Ростиславова, что "на всем совершенно новый тогда налет историчности, который внесло на западе и позднее у нас серьезное изучение исторической и археологической бутафории" (23) (результат кропотливого собирательства для занятий в Академии художеств различных "увражей" А.Н. Оленина и художественно-археологической деятельности Ф.Г. Солнцева).

Типично академическим по композиции и трактовке стало следующее по времени создания программное произведение — "Исцеление двух слепых" (1889). В 1888–1889 гг. к академическому конкурсу А.П. Рябушкин выполнил еще одну программу (о которой писал Ф.Г. Солнцев) — "Ангел выводит Петра из темницы".

К моменту окончания Академии в 1890 г. молодой художник написал картину "Распятие Иисуса Христа". Первоначальный эскиз, как основа будущей картины, был утвержден академическим советом. Работа над темой увлекла А.П. Рябушкина. "Здесь он, буквально, превзошел сам себя, — написал А. Воскресенский в биографическом очерке. — Под его руками возникает один эскиз за другим, и среди них оказывается чрезвычайно много даровитых вещей, исчезнувших потом неизвестно куда: он часто бросал их в печку или рвал. Ему хотелось постигнуть сюжет во всей полноте, во всей неисчерпаемой глубине его, и он отдался изучению жизни Христа по Ренану и др. источникам. Его заинтересовал трагизм момента и явилось желание воплотить этот трагизм не столько в самом Христе, сколько в фигурах, окружающих Христа, в общем настроении подавленного ужаса и страдания…" (24). Отойдя от первоначальной темы, Рябушкин создал "Плач о Христе" — "Голгофу" (в дипломе работа названа "Снятие со креста" (25)), не имеющую ничего общего с первоначальным эскизом. Поступок художника был расценен как дерзкий. Совет лишил его золотой медали. Но президент Академии великий князь Владимир Александрович назначил Рябушкину на два года стипендию из "личных средств Августейшего Президента" (26). Высоко оценили картину В.Д. Поленов и М.О. Микешин. Высочайшей оценкой творчества стало приобретение полотна П.М. Третьяковым для галереи. История приобретения картины, рассказанная А.Х. Преображенским и записанная А Воскресенским и А. Ростиславовым, ярко характеризует отношение Рябушкина к своим работам, непонимание, порой, их исторической и общественной значимости. Приведем эту историю полностью. "Картина была таких размеров, что ее негде было поместить. Решено было перевезти ее в квартиру Преображенского и поставить по диагонали комнаты. Но вместо картины явился сам Рябушкин, очень довольный, и заявил, что продал ее Третьякову. Слава о картине, разумеется, перешла за академические пределы. На вопрос приехавшего посмотреть ее П.М. Третьякова, как автор намерен поступить с ней, последовал ответ: "Разрезать на куски" (весьма потом характерный для Рябушкина способ уменьшать и переделывать свои большие картины). "Зачем? Продайте лучше мне за 500 рублей". Совершенно необеспеченный художник, у которого никогда еще в руках не было такой суммы, ни минуты не задумался и тут же ее отдал" (27).

Получив по окончании Академии звание классного художника I степени, А.П. Рябушкин принял участие в трех Передвижных выставках 1890, 1892 и 1894 гг., но этим ограничилась его связь с передвижниками. С 1899 по 1904 он участвовал во всех выставках "Мира искусств".

Отсутствие золотой медали не дало возможности А.П. Рябушкину получить пенсионерскую поездку в Италию или Париж. На средства президента Академии художник отправился по старинным городам России, предпринял плавание по рекам и озерам, ознаменовав тем самым начало своей самостоятельной деятельности. Он посетил Москву, Ярославль, Ростов Великий, Романов-Борисоглебск, Новгород, Псков, Киев, побывал на своей родине (28). Одно время жил в Костромской губернии. Его влекла сюда русская старина, интерес к которой после окончания Академии полностью завладел художником. Рябушкина "начали привлекать вещественные остатки русской старины в крестьянском быте, во многих деталях сохранявшем древнерусские костюмы и обычаи" (29). И.Ф. Тюменев рассказывал, что Рябушкин интересовался "каждой мелкой подробностью, каждым старинным костюмом, старинной песней, старинной грамотой, старинной утварью, резьбой на избе, старинным узором на тканях, вышивками на полотенцах". Он запоминал "каждую интересную мелодию, каждое меткое выражение, одним словом, жил, дышал только своим, народным, русским" (30). Не прошли даром общение с Ф.Г. Солнцевым, работа с его историческими и этнографическими зарисовками костюмов. Поездка по русским городам и монастырям, путешествие по Волге дали ему очень много "в смысле знакомства с подлинниками русской старины, исконно русскими местами и бытом и, особенно, конечно, старинной фресковой росписью" (31).

Не переставая рисовать, он изучал и отголоски минувшего, и окружающую жизнь, поселившись впоследствии вдали от столицы в имении своего приятеля — художника, литератора, либреттиста И.Ф. Тюменева, а с 1901 г. — в усадьбе художника В.В. Беляева (1867–1928).

Как самостоятельный живописец А.П. Рябушкин впервые выступил в 90-х гг. XIX в. В 1891 г. А.П. Рябушкин написал замечательную по своему построению, по верности изображения крестьянского быта картину "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии". Это было своего рода продолжение того жанра, к которому он обращался в годы учебы в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества и во время обучения в Академии. Но в его первых жанровых картинах запечатлены обрядовые, праздничные стороны деревенской жизни. У Рябушкина постепенно складывался новый тип жанровой картины, характеризующийся отсутствием сюжетного конфликта. В них нет развернутого психологического повествования о поступках героев. Характеристика явления в них строится прежде всего при помощи выразительных деталей обстановки и тонко подмеченных особенностей в поведении и облике людей. Создавая "настроение" торжественности, душевной ясности, художник решает свою главную задачу, связанную с его убежденностью в извечной красоте народа, его обрядов и обычаев.

Первые большие исторические картины "Потешные Петра I в Кружале" и "Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" были созданы соответственно в 1892 и 1893 гг. под впечатлением полотен В.И. Сурикова. История России XVII столетия увлекла художника, и он надолго остался в этой эпохе, воспевая не "бунташный" век, а размеренную, освященную традициями жизнь, в которой было свое очарование. Художник отдал предпочтение допетровскому периоду русской истории, разделяя убеждение в относительной целостности его национальной характеристики. У Рябушкина XVII век — век мирный, патриархальный. Прошлое показано им с бытовой стороны, сюжет сведен к описанию будней людей XVII в. Соответственно и герои произведений превращены в рядовых обитателей Московии: это люди разных слоев, как бы случайно оказавшиеся в поле зрения художника. На первый план вынесены сцены мирной жизни. В характерах людей XVII в., как и в самом темпе их давно ушедшей жизни, отражен своеобразный этический идеал: нравственная цельность и душевное здоровье. И Рябушкину удалось воссоздать Русь не видоизмененную, а ту эпоху, когда быт был устойчив, традиции незыблемы, а столицей была Москва.

1894–1895 гг., по мнению друзей А.П. Рябушкина, стали "эпохой наиболее плодотворной" (32) для художника. На эти годы выпал целый ряд серьезных работ, среди которых выделяются, прежде всего, те, что были созданы под впечатлением поездок по России. Он написал "У Чудотворной иконы"(1893). Затем последовали "Убиение волхва в Новгороде рукою князя Глеба Мстиславича" (1896) и "Мученическая кончина великого князя Глеба Владимировича" (1898). В то же время по инициативе А.А. Карелина при ближайшем участии А.П. Рябушкина в качестве члена-учредителя и члена правления возникает Общество художников исторической живописи (33). В 1895 г. на первой выставке картин исторических живописцев была впервые представлена работа А.П. Рябушкина "Московская улица XVII века в праздничный день". В 1896 г. художник написал картину "Семья купца в XVII веке", как бы полностью отвечая выше приведенным словам А. Бенуа, сказанным, когда Рябушкина уже не было на свете.

Опираясь на свидетельства исторических источников, прежде всего на яркие описания А. Олеария, на труды И.Е. Забелина, обладая даром перевоплощаться в людей далекого прошлого, художник впервые в "Семье купца" попытался создать исторический портрет в стилистике эпохи, используя приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой.

Для понимания принципиально важных моментов в творчестве А.П. Рябушкина, связанных с книжной графикой и книгописанием, необходимо сказать несколько слов об особенностях этой работы художника. На этой известной, ставшей уже хрестоматийной, картине изображены купец, его жена с ребенком и две дочери — торжественно неподвижные с невыразительными лицами, они словно позируют перед объективами. "Художник не пытается выявить их индивидуальные черты, его задача — дать типаж времени. Недаром в каталоге 2-й выставки Общества художников исторической живописи, на которой впервые экспонировалась картина, она была названа "Тип купеческой семьи XVII века"" (34). Подметив эту особенность картины — дать типаж, А. Ростиславов писал: "В буквально-реалистическом смысле задача дать подобные портреты едва ли осуществима, но глубоко интересна в смысле передачи типического, как оно кажется художнику, с его особым, оригинальным проникновением" (35). В картине большое внимание уделено костюмам, написанным подробно и тщательно с подлинным увлечением. Верные эпохе, без шаблонной бутафорщины, они сообщают сцене при всей ее условности историческую достоверность. Обращаясь к жизни прошлого, художник использует изобразительные приемы русской иконописи и народного лубка — фронтальность, плоскостность построения, локальность и декоративность цвета, линейный ритм. В цветистости и в самом складе, в рисунке фигур уже определенно сказалась острота своего стиля.

Среди самых известных исторических полотен А.П. Рябушкина "Боярин" (1896), "В гости" (1896), "Русские женщины XVII столетия в церкви" (1899), "Свадебный поезд в Москве" (1901), "Пожалован шубой с царского плеча" (1902), "Московская девушка XVII века" (1903), "Стрелецкий дозор у Ильинских ворот в старой Москве" (1897), "Едут!" (1901). В этих произведениях, созданных мастером, пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей сокрылась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Именно это чувство заставило его идти от документальной точности к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Отсюда и присутствие в картинах А.П. Рябушкина свободы образной интерпретации прошлого, не позволяющей "превратить историческую картину в наглядное пособие" (36).

А.П. Рябушкин с уверенностью справился с поставленной перед собой задачей создания художественного стиля, синтезировавшего не только завоевания национальной живописи, но и собственные наблюдения, почерпнутые из скрупулезного изучения предметов народного быта, резьбы по дереву, архитектуры, старинного костюма, древнерусской фрески и книжной миниатюры.

Огромную роль в творчестве художника сыграло его путешествие в компании художников в 1898 г. в Ярославль, Переяславль-Залесский, Александров. Он делал по ходу путешествия зарисовки, "рисунки старины". Рисунки "Александровской старины" были опубликованы в "Историческом вестнике" (37).

 


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру