Полководцы и витязи Московской Руси. Статья пятая

ЗАЩИТНИК ПСКОВА

(ВОЕВОДА ИВАН ПЕТРОВИЧ ШУЙСКИЙ)

Князь Иван Петрович Шуйский (вторая половина 1550-х гг.  — 1587) был одним из наиболее известных русских воевод эпохи Ливонской войны, боярин (1572). Иван Грозный пожаловал его почетной должностью дворового воеводы. Прославился героической обороной Пскова, в 1581 году осажденного войском польского короля Стефана Батория. По преданию дал Ивану Грозному клятву на кресте не сдавать город пока жив, взял такую же клятву со всех защитников Пскова. Шуйский очень грамотно распределил бывшие в его распоряжении войска по всей линии городских укреплений, имевшей протяженность около 10 км. Под его командованием находилось около 16 тысяч человек, но в их число входило 12 тысяч вооруженных жителей Пскова и его ближних и дальних пригородов. Были спешно исправлены крепостные укрепления, на стенах города установили пушки. Явное превосходство русского гарнизона Пскова в артиллерии, особенно наличие у обороняющихся двух больших орудий — "Барса" и "Трескотухи", стрелявших на дистанцию более километра, сыграло в защите города-крепости  решающую роль.

 

18 августа 1581 года польское войско, разбив на берегах реки Черехи, отряд русской конницы, вышло на ближние подступы к Пскову. Остановившись поляки на расстоянии трех пушечных выстрелов от крепостных стен. Увидев приближение врагов, русские воеводы, велели зажечь предместья и бить в осадный колокол. Но на немедленный штурм хорошо укрепленной крепости поляки не решились. Лишь спустя неделю, 26 августа они попытались подойти к крепостным укреплениям, но были отогнаны орудийным огнем с псковских стен и башен.

 

Убедившись в прочности русской обороны, Баторий приказал своим войскам начать траншейные работы. Под их прикрытием осенью и зимой 1581-1582 годов поляки 31 раз пытались штурмовать крепость, но каждый раз безуспешно. Во время этих приступов псковичи лили на штурмующих расплавленную смолу, в упор расстреливали поляков из ручниц и самопалов.

 

Стремясь во чтобы то ни стало сломить упорное сопротивление защитников города, враги попытались взорвать неприступные стены с помощью пороховых мин. Но русские воеводы, узнав от пленных и перебежчика об устроенных поляками подкопах, повелели вести к ним "слухи" — встречные галереи. Подведя их поближе к прорытым под землей неприятельским ходам, псковичи взорвали два из них, остальные семь подкопов обрушились сами.

 

Героическая оборона Пскова вынудила польского короля ускорить переговоры о мире с Россией. 15 января 1582 года между Московским государством и Речью Посполитой (Польско-Литовским королевством) в деревне Киверова Гора, близ Запольского Яма было заключено десятилетнее перемирие. 4 февраля последние отряды Батория ушли из под Пскова.

 

После окончания войны, Иван Петрович пользовался большим уважением и почетом у царя и в простом народе. По завещанию Ивана Васильевича он вошел в состав регентского совета при его сыне и наследнике Федоре Ивановиче. Падению Ивана Петровича Шуйского предшествовало соперничество Шуйских, одного из знатнейших в Московском государстве родов, с шурином нового царя Борисом Федоровичем Годуновым. Воспользовавшись содействием митрополита Дионисия, Шуйские попытались развести Федора Ивановича с его женой Ириной Годуновой, стремясь таким образом свергнуть всесильного правителя. На их беду, царь, искренне любивший свою супругу, оказался верен своему союзу с ней. Удержался у власти и Годунов, вскоре нашедший удобный повод расправиться со своими обидчиками. Одним из первых пострадал Иван Петрович Шуйский. Ему, явно с провокационной целью, было поручено разобрать местнический спор печатника Алферьева с Ф.Л. Лошаковым-Колычевым. Затем Шуйского обвинили в вынесении несправедливого приговора в пользу своего родственника Колычева и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь. Там, в заточении, 16 ноября 1588 года прославленный русский воевода был отравлен угарным газом ("удушен дымом").

 

ПОВЕСТЬ О ПРИХОЖЕНИИ СТЕФАНА БАТОРИЯ НА ГРАД ПСКОВ

ПОВЕСТЬ О НАШЕСТВИИ ЛИТОВСКОГО КОРОЛЯ СТЕФАНА С ВЕЛИКИМ И ГОРДЫМ ВОЙСКОМ НА ВЕЛИКИЙ И СЛАВНЫЙ БОГОСПАСАЕМЫЙ ГРАД ПСКОВ; ОТКУДА И КАК И КАКИМ ОБРАЗОМ ПОСЛАЛ ЕГО БОГ ЗА ГРЕХИ НАШИ НА РУССКУЮ ЗЕМЛЮ И КАК ПО ВЕЛИКОЙ МИЛОСТИ ПРЕБЕЗНАЧАЛЬНОИ ТРОИЦЫ К НАМ, ГРЕШНЫМ ХРИСТИАНАМ, УШЕЛ ОН ОТ ГРАДА ПСКОВА СО СТЫДОМ МНОГИМ И С ВЕЛИКИМ СРАМОМ

Пер. В. И. Охотникова

 

Было же это в год 7085 (1577), в царство благоверного и христолюбивого государя нашего, царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, и при благоверных его царевичах, царевиче князе Иване Ивановиче и царевиче князе Федоре Ивановиче.

 

Достойно правили государи наши православным христианским Российским царством, всех живущих под их царскою высокою десницею обороняли и защищали от соседних иноверных царей, и королей, и всяких военачальников, воюющих и разоряющих его, государя, Российское царство православных. Особенно твердо стояли и боролись они против врага за святые церкви и честные монастыри и за святую православную христианскую веру, ибо от бога поставлен первопрестольный наш христианский царь на все четыре конца вселенной, хранящий святую христианскую веру и повелевающий твердо ее держать и хранить непорочно.

 

В это время в его государство пришла к нему, государю, из северной стороны Российского его царства весть о нашествии Лифляндской земли немцев, из всех народов самых злых воинов, и о насилиях их: они не только многим государевым городам и селам в той стороне много зла учинили и насилия, но и около чудотворного и святого места, Печерского монастыря Успения пречистой богородицы, все повоевали и привели в запустение и монастырю много зла принесли.

 

Христолюбивый царь-государь, князь великий Иван Васильевич всея Руси услышал, что не только его государевы города и близлежащие села разоряют, но и чудотворный Печерский монастырь, крепко вооружась, притесняют, поэтому на отмщение царь-государь не только свои войска посылает на лифляндеких немцев, но и сам ополчается на врагов за богородицын дом вместе с благоверным своим царевичем, князем Иваном Ивановичем. Приняв благословение от отца своего духовного, митрополита Антония, царь-государь пускается в путь. Прибыв в свою отчину, славный град Псков, благоверный царь-государь по чину распределяет в граде Пскове своих бояр и воевод, повелевает каждому в указанном ему полку воеводствовать и исполнять должное; ибо стоял этот город на границе с городами иноверных врагов, творящих насилие, и путь на врагов начинался из славного города Пскова.

 

Приходит благоверный царь-государь в соборную церковь живоначальной Троицы и пред святым образом живоначальной Троицы, коленопреклоненный, со слезами молит в Троице прославляемого бога, дабы ему, государю, бог даровал свыше милость свою и победу над иноверными врагами и насильниками верующего во Христа народа. Также приходит он и к чудотворной иконе пречистой богородицы, слезы многие проливает пред святым ее образом, говоря: "Знаю, госпожа богородица, что если ты просишь у сына своего и бога, то не оставляет он без внимания моления твоего. Помолись, госпожа богородица, о рабе своем; и пусть исполнит бог желание сердца моего, пусть укрепит руку грешного раба твоего в борьбе с врагами, творящими насилие над христианами и даже над святым монастырем, в котором по изволению твоему угодно тебе  славить имя свое святое, над живущими в нем слугами сына твоего и бога, славословящими пресвятое имя твое и тебя возвеличивающими". Приходит и к сроднику своему, благоверному великому князю Гавриилу-Всеволоду, псковскому великому чудотворцу, к честной раке его; и сего подолгу со слезами о молитве просит. Получив благословение от печерского игумена Сильвестра знамением креста Христова, поклонясь чудотворным иконам и многие дары пообещав воздать святым местам и чудотворным святым иконам, особенно же Печерскому монастырю, в дом пресвятой богородицы, благоверный царь-государь отправляется в поход.

 

Когда достиг государь Лифляндской земли, прослышали жители Лифляндской земли, немцы, о царском на них нашествии, пришли в смятение и зашатались от страха, как пьяные, зная о сильном и храбром войске его и осознавая бессилие свое. Одни из них в иные земли побежали; другие в своих городах затворились, надеясь на крепость городских стен; третьи же колебались: обороняться в городе или же покориться и с дарами встретить русского царя, великого князя-государя, ибо знали они, что укрепленные твердо их каменные стены не смогут устоять против русских стенобитных орудий.

 

Божиею милостию и молением пречистой богородицы и святых великих чудотворцев царь-государь и великий князь Иван Васильевич всея Руси не только отомстил врагам божиим, но и прославился как властитель всей земли той Лифляндской. Некоторые города силою взял, их жители никакой милости и пощады не получили. Другие же немцы с женами своими и детьми вышли из городов своих за несколько поприщ со многими дарами и царю поклонились; к ним явил свое милосердие государь. Те же города, жители которых, надеясь на свою силу и крепость городских стен, твердо решили выдержать осаду, повелел государь до основания разрушить, а всех жителей с женами и детьми умертвить разными мучительными способами, чтобы и другим внушить страх.

 

И узнали от ближайших соседей Курляндской земли немцы, что перед российским царем-государем ни одна твердыня устоять не может, а приходящие к нему, государю, с дарами и с честию великое послабление получают; собрались военачальники страны той, курляндских немцев, на совет и решили послать к нашему государю со многими дарами своих послов и просить русского государя смилостивиться над ними и над их землею и обложить их ежегодной данью по его государеву усмотрению. Когда они так поступили, то смягчился государь, дары у них принял, им же на старых своих местах повелел жить, ежегодною данью их обложил и обратно в свою землю отпустил. Лифляндскую же землю всю завоевал, многие города взял, их жителей в плен отвел, богатство же их и бесчисленное золото и серебро и сокровища всякие в царствующий град Москву отвез. Сам же царь-государь в добром здравии и со славой победителя возвратился в свою отчину, на Русскую землю.

 

Вначале приходит государь в дом пречистой Богородицы, Печерский монастырь честного и славного ее успения, и преклоняет колена на мрамор помоста церковного у подножия чудотворной иконы пречистой богородицы, потоки слез из очей испуская, вознося из уст благодарные молитвы богородице, все свои обеты богородице исполняет, бесчисленное множество злата, и серебра, и драгоценностей передает в дом пречистой, многие села, только что завоеванные, к монастырю присоединяет. Затем прибывает в Псков, приходит в соборную церковь живоначальной Троицы и перед святыми иконами проливает благодарные слезы, богу и пречистой богородице и всем святым и благоверному князю Гавриилу-Всеволоду во многой радости сплетенные похвалы возносит, обеты свои все исполняет. После того в славный свой град Москву возвращается и там как прославленный победитель пред всеми предстает: не только в Российском его царстве, но и по всем окрестным царствам и королевствам пронеслась слава о высокой его победе над Лифляндией.

 

По возвращении же его, государеве, в свою государеву отчину, в славный царствующий град Москву узнали курляндские немцы, что царь от них ушел и воинов своих по домам на покой распустил; и, надеясь на дальнее расстояние до их земли, вместе с укрывшимися у них лифляндскими немцами принимают новое, противоположное первому решение. Соединившись с силами Литовской земли, вместо дани они послали полки на только что взятые государем города, многим зло причинили, иные же из них вновь захватили.

 

Узнал русский государь, что они не только свои клятвы и свои законы забыли, но и к войне приготовились, и города захватывают, разгневался на них царь-государь и на третье лето после своего первого похода отправился в путь на отмщение.

 

Узнали враги и льстецы немцы о царском свирепом ополчении на них, стали думать о том, где помощи искать, от страха и трепета взволновались они, понимая, что бессильны, как муравьи. Приходят они в Литовскую землю к литовскому королю Стефану, в своей беде у него о помощи моля и поднимая его на войну с российским царем. Просителями же от себя к нему посылают богомерзких ненавистников христиан и осквернителей Христовой веры и силы креста Христова, не сохранивших веру, но преступивших клятву на кресте Христовом, Российского государя нашего изменников, князя Андрея Курбского с товарищами. Эти ненавистники христиан, услышав их просьбу, охотно, будто жаждущие олени (как говорится в Писании), на христианского царя в своих помыслах ополчаются и обещают, подобно иудеям, против господина своего заговор составить, степенно и важно к королю литовскому приходят и поднимают его на войну с российским царем.

 

 


Страница 1 - 1 из 6
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру