Полководцы и витязи Древней Руси. Статья вторая

КНЯЗЬ МСТИСЛАВ ХРАБРЫЙ

Именно этот князь унаследовал воинский дар своего великого деда Святослава, прославившись как грозный и непобедимый ратоборец. Князь Тмутараканский и Черниговский, Мстислав Владимирович Храбрый был старшим сыном Владимира Святославича (Святого) от полоцкой княжны Рогнеды. В крещении он получил христианское имя Константин.

 

В 988 году Мстислав-Константин был посажен отцом княжить в далекой Тмутаракани. Защищая рубежи этого южного форпоста Руси он воевал с хазарами и касогами. Перед сражением с последними в личном единоборстве князь одолел касожского князя Редедю, после чего касоги сдались и признали над собой власть русских князей. Соперничая с братом Ярославом, княжившим после смерти Владимира Святославича в Киеве, и не дававшего Мстиславу другого княжения в больших и богатых русских городах, тмутараканский князь в 1023 году с дружиной своей пришел к Чернигову. Вопреки воли брата сел он княжить в этом городе. Тогда, вновь призвав под свои знамена варягов Ярослав выступил против Мстислава. В ожесточенной ночной битве у Листвена на берегу реки Руда, под всполохи зарницы и гром налетевшей грозовой бури, черниговский князь наголову разбил ярославовы рати, но не преследовал брата, бежавшего в Новгород, а в 1026 году, по возвращении его в Киев заключил с ним мир. По условиям этого соглашения вся Русская земля была разделена между братьями — Мстиславу Владимировичу досталась восточная его часть, Ярославу Владимировичу — западная; границей двух княжеств служил Днепр. В дальнейшем братья помирились между собой и вместе ходили походами против врагов родной земли. Неустрашимый и суровый воитель, Мстислав Владимирович славился милостивым отношением к простому народу и отеческим отношением к дружине, вместе с которой, подобно предкам своим славным русским князьям проводил все время — и на войне, и на охоте, и на пиру. Правитель Чернигова — единственный русский князь, краткое описание внешности которого было дано летописцем. По его словам Мстислав был "дебел телом, красноват телом, с большими глазами".

 

Умер черниговский князь не оставив после себя потомства — его единственный сын Евстафий умер прежде отца (в 1032 г.). Сам Мстислав Владимирович скончался в 1036 году на охоте. После смерти князя подвластные ему земли вновь вошли в состав державы Ярослава (Мудрого).

 

ЛЕТОПИСНЫЙ РАССКАЗ О ЕДИНОБОРСТВЕ МСТИСЛАВА С РЕДЕДЕЮ

В лето 6530 (1022). Приде Ярославъ к Берестию. Въ си же времена Мьстиславу сущю Тмуторокани поиде на касогы (старорусское название черкес — одного из народов Северного Кавказа. — В.А.).Слышавъ же се, князь касожьскый Редедя изиде противу тому. И ставшема обема полкома противу собе, и рече Редедя к Мьстиславу: "Что ради губиве дружину межи собою? Но снидеве ся сами бороть. Да аще одолееши ты, то возмеши именье мое, и жену мою, и дети мое, и землю мою. Аще ли азъ одолею, то возьму твое все". И рече Мьстиславъ: "Тако буди". И рече Редедя к Мьстиславу: "Не оружьем ся бьеве, но борьбою". И яста ся бороти крепко, и надолзе борющемася има, нача изнемагати Мьстиславъ: бе бо велик и силенъ Редедя. И рече Мьстиславъ: "О Пречистая Богородице, помози ми! Аще бо одолею сему, съзижю церковь во имя Твое". И се рекъ удари имъ о землю. И вынзе ножь, и зареза Редедю. И шед в землю его, взя все именье его, и жену его и дети его, и дань возложи на касогы. И пришед Тьмутороканю, заложи церковь Святыя Богородица, и созда ю, яже стоит и до сего дне Тьмуторокани.

Древняя русская литература. М., 1980. С. 23.

 

ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛОВЦЕВ

(КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДИЧ МОНОМАХ)

Владимир Всеволодич Мономах (1053-1125) — один из самых почитаемых в российской истории правителей и полководцев, защитник и устроитель русской земли. Он был сыном великого киевского князя Всеволода Ярославича и дочери византийского императора, от отца которой императора Константина IX Мономаха он и унаследовал свое почетное родовое прозвище, означавшее в переводе с греческого "единоборец".

 

Родился Владимир в 1053 году, в крещении получил символическое имя Василий, подобно своему великому прадеду Владимиру Святому. Еще при жизни отца начал он княжить в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском, по поручению своего родителя участвуя в частых походах против врагов Руси. В 1076 г. он воевал на стороне польских князей с императором Священной Римской империи Генрихом IV. Дружина Владимира Мономаха, в составе большой союзной армии приняла участие в сражении на Нежатиной Ниве, победа в которой принесла его отцу великокняжеский стол, а самому Владимиру — наместничество в Чернигове.

 

После смерти Всеволода Ярославича, умершего в 1093 году, не взирая на желание киевлян видеть у себя князем именно его, соблюдая принцип старшинства, Мономах уступил великокняжеский стол двоюродному брату Святополку Изяславичу. Однако ему не удалось удержаться и в Чернигове. В 1094 г. другой его двоюродный брат, тмутараканский князь Олег Святославич, при поддержке половцев, вынудил Владимира уйти в Переяславль. После восьмидневной осады, не желая гибели города, Мономах согласился оставить Чернигов, с малой дружиной всего из 100 человек бесстрашно пройдя через половецкий лагерь.

 

Две беды губили Русь — лютые княжеские усобицы и частые нападения жестоких кочевников половцев (кипчаков). Вся жизнь Мономаха — есть одна, непрерывная борьба с этими напастями. Уже в 1093 году, сразу же после смерти отца, последнего из старшего поколения братьев Ярославичей, он, вместе с другими молодыми князьями принял участие в битве с половцами на реке Стугне. Решение дать бой неприятелю было ошибочно — не потому, что половецкое войско в три раза превышало численность русских дружин, а потому, что атаковать врага князья решили через неразведанные броды, не приняв во внимание, что вода в Стугне стояла высоко от весенних разливов. Половцы внезапно обрушились на киевское войско, когда черниговский и переяславский полки только переходили через реку. В кровопролитном сражении, произошедшем 26 мая 1093 года русское войско во главе с великим князем Святополком Изяславичем было наголову разбито, а князь переяславский Ростислав Всеволодович, родной брат Владимира Мономаха, утонул во время обратной переправы отступающих дружин через полноводную Стугну. Погибло и множество других русских витязей. Сей жестокий урок оказался весьма поучительным для Владимира. Отныне он стал действовать предельно осторожно, атакуя половцев лишь в благоприятных для своего войска условиях. В 1095 году он разгромил орды ханов Китяна и Итларя, а в 1097 году — хана Тугоркана.

 

В 1097 году именно по слову Владимира князья собрались на свой съезд в Любече, на котором поклялись — "поцеловали крест", что будут жить между собой в мире и согласии. Но все эти торжественные клятвы вскоре были нарушены новыми кровавыми распрями, начатыми владимиро-волынским князем Давидом Игоревичем, захватившим и ослепившим теребовльского князя Василька Ростиславича. Понадобилось около шести лет, чтобы выработать у подозрительных и обидчивых властителей Руси желание хотя бы против общих врагов — половцев действовать сообща. Однако шло время, и усилия Мономаха стали приносить желаемый результат — на Долобском съезде в 1103 году он, обратившись к другим князьям, отметил, что бороться с врагом надо не так как раньше. Половцы нападают на русские земли в конце мая — начале июля. Чтобы предупредить их вторжение следует самим идти в степь ранней весной, когда кони степняков еще не набрали полной силы. Послушавшись Мономаха, русские князья решили начать широкое наступление на половцев и обрушиться на их кочевья. Вдохновителем и руководителем этих походов стал Владимир Всеволодич Мономах, огнем и мечом повоевавший кочевья степняков. В том же 1103 году было разбито несколько половецких орд. В плен попал хан Белдуз, предложивший русскому князю богатый выкуп. Но Владимир Мономах отверг предложение пленника, сказав ему: "Ты много раз клялся не воевать, но продолжал разорять Русскую землю. Почему ты не учил сынов своих и род свой соблюдать клятвы, а все проливал кровь христианскую? Да будет теперь кровь твоя на голове твоей!" Казнь хана-разбойника стала суровым предостережением другим степным хищникам, совершавшим набеги на Русь.

 

Наиболее успешным из походов Владимира Всеволодича был поход 1111 года, целью которого было разорение половецких городов Шарукань и Сугров на Северском Донце. 26 февраля войско Мономаха и его союзников выступило в поход. Первоначально воины двигались на санях, а после наступления оттепели на реке Хорол пересели на коней и быстро двинулись вглубь половецких кочевий. 21 марта был взят Шарукань, а 22 марта — Сугров. Собрав войско, половецкие ханы попытались атаковать княжеские дружины, но в сражении на реке Сальница 27 марта были наголову разбиты русскими. В дальнейшем Владимир Мономах нанес половцам еще ряд тяжелых поражений и отогнал остатки кипчакских орд далеко за Дон и на Кавказ, в Грузию, где их охотно приютил царь Давид Строитель.

 

В 1113 году, после смерти киевского князя Святополка, правившего жестоко и неправедно (покровительствовавшего ростовщикам и спекулянтам солью), он был призван киевским боярством на великокняжеский стол. Чтобы успокоить недовольных политикой прежнего государя Владимир Всеволодич, не въезжая в охваченный восстанием Киев в пригородном селе Берестове повелел составить новый "устав" — законы, вводившие более справедливые правила взимания долгов, упорядочившие правила взаимных денежных расчетов купцов, а также определившие повинности крестьян-закупов, оградившие их от превращения в рабов-холопов. Новые законы, облегчившие положение должников и закупов, стали составной частью "Русской Правды", успокоили мятежное киевское простонародье и снискали Владимиру Мономаху славу мудрого законодателя и правителя, заботящегося о благе всех своих подданных.

 

С еще одной, совершенно неожиданной, стороны раскрылся великий князь в конце своей земной жизни. Оглянувшись на прожитые годы он, по использованному им образному сравнению "на санях сидя" (то есть на склоне лет, готовясь к встрече с вечным), составил знаменитое "Поучение", обращенное к детям и "иным, кто прочтет". Это была первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской литературы и политической мысли, зафиксировавший главную мысль Владимира Всеволодича Мономаха: именно государь обязан помнить о возложенной на него ответственности за судьбу своей земли и своего народа. В "Поучении" содержатся и дельные советы по военному делу. Обращаясь к сыновьям, князь писал: "На войну выйдя не ленитесь, не полагайтесь на воевод: ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну, сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружия снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись". Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодичем пример: прилетающие весной из рая птицы, занимают свое, принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать другую и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья-рюриковичи. Так всю жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды и чаяния родной земли.

 

Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев, пользовавшийся не дошедшими до нас летописями, так описывал внешность Владимира Мономаха:

 

"Лицом был красен, очи велики, власы рыжеваты и кудрявы, чело высоко, борода широкая, ростом не вельми велик, но крепкий телом и силен".

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру