История Николо-Угрешского монастыря. Часть вторая

ОСКУДЕНИЕ
1700–1834 гг.
Рассказ о жизни Николо-Угрешской обители в XVIII — первой трети XIX вв. необходимо предварить некоторыми общими сведениями, поясняющими суть изменений в положении Русской Православной Церкви в этот исторический период. В XI—XVII вв. Русская Православная Церковь играла выдающуюся роль в жизни России, но в XVIII веке положение Русской Православной Церкви изменилось — светские власти стремились к ограничению роли Церкви и духовенства в жизни русского общества. Главной задачей было поставлено полное подчинение Церкви светской власти царя и изъятие материальных ценностей Церкви. Поэтому Петр I и его наследники стали проводить политику ограничения церковной власти и секуляризации церковных владений.

В 1700 году скончался патриарх Адриан. Вместо выборов нового патриарха был учрежден пост местоблюстителя патриаршего престола. В 1721 году патриаршество упразднили совсем, а для управления Церковью был создан Святейший Правительствующий Синод. "Верховным судьей" и фактическим главой Синода являлся император, который утверждал все распоряжения в области церковного управления. Таким образом, Церковь полностью подчинялась государству, а высшее церковное управление осуществлялось под контролем светской власти.

В XVIII веке заметно снизилась, по сравнению с предыдущими веками, и роль духовенства в жизни русского общества. Петр I и его наследники фактически смотрели на духовенство как на государственных чиновников, поэтому государство стало активно вмешиваться в церковную жизнь. Петр освободил духовенство от подушного оклада и рекрутства, но обязал исполнять другие повинности — адмиралтейскую, полицейскую и др. В 1718 году государевым указом была отменена тайна исповеди — духовник был обязан открывать уголовному следователю грехи, сказанные на исповеди. В 1722 году были изданы правила, ограничивающие доступ к духовным должностям для лиц недуховного звания. После указа 1723 года о запрещении пострижения новых монахов из недорослей, значительно снизилось число монашествующих. В 1734 году при императрице Анне Иоанновне были подтверждены указы Петра I об уменьшении числа монахов. В результате, если в начале XVIII века в России насчитывался 1201 монастырь, то к 1762 году их число сократилось до 1072.

В подобной ситуации, конечно же, изменилось и положение Николо-Угрешского монастыря. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В результате реформ монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам. Царское семейство, перебравшееся в начале XVIII века во вновь построенный Санкт-Петербург, перестало посещать Угрешскую обитель. Все меньше паломников приходило в Угрешу. Монастырь становился все беднее и беднее…

Правда, в первые десятилетия XVIII века угрешские игумены еще сохраняли свое влияние в государственной жизни России. Так, в числе подписавших "Духовный регламент" в 1721 году был и угрешский игумен Феофан, а под прибавлением к "Духовному регламенту" в 1722 году стоит подпись угрешского игумена Варлаама I. Но в XVIII — начале XIX вв. Угреша перестала привлекать внимание церковных властей. Здесь часто менялись настоятели — за 1700—1833 гг. в обители сменились 39 настоятелей, причем некоторые из них лишь числились таковыми, оставаясь на прежних местах проживания.
Оставленный прежней государевой заботой, монастырь все более и более оскудевал. В начале XVIII века число братии, по сравнению с серединой XVII века, уменьшилось почти втрое, а во второй половине XVIII века — и вчетверо (24 насельника). Монастырские строения приходили в ветхость. В 1737 году игумен Варлаам II подал в Синод доношение о ветхостях зданий, однако никакого ответа не дождался. Только после второго доношения, через два года в обитель прибыл архитектор И. Мичурин, осмотревший строения Николо-Угрешского монастыря и составивший смету необходимых расходов на ремонт. К тому времени обитель находилась в еще более жалком состоянии, ибо в мае 1739 года пострадала от сильнейшей бури, когда ветер сорвал крыши со многих зданий и поломал кресты. Но история с ремонтом тянулась еще три года, и только в 1742 году из Синода были отпущены средства на обновление монастырских построек. За эти годы некоторые строения уже обрушились, и в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными. К 1763 году в совершенно непригодное состояние пришел храм Спаса Нерукотворного, в котором уже с 1757 года перестали вести службы из-за возможности обрушения здания.

Но, тем не менее, некоторое строительство в монастыре велось. В 1755 году в башню Святых ворот встроили часовню во имя Святителя Николая Чудотворца, в 1761 году построили трехъярусную колокольню, в 1781 году была заново отстроена и освящена каменная Успенская церковь. В этом храме как главная святыня почиталась чудотворная Угрешская икона Божией Матери "Взыграние". В 1795 году этот чудотворный образ был общецерковно прославлен, день памяти — 7 (20) ноября. Ныне подлинная икона Божией Матери "Взыграние" находится в музее "Коломенское".

В 60-е годы нелучшее состояние Николо-Угрешского монастыря еще более усугубилось. Напомним, что при Екатерине II в 1764 году была проведена секуляризация церковных земель, в результате которой Церковь лишилась значительной части своих материальных средств. Для церковных служителей были установлены штатные оклады, выплачиваемые из государственной казны. В результате в России резко сократилось число монастырей и монашествующих: из 1072 монастырей в 1762 году в 1764 году осталось 452, число монашествующих уменьшилось с 12 444 человек до 5 105.

В соответствии с законами Российской империи, монастыри имели право на обладание землями, которые им отводило государство, но не могли их продать. Монастырям также запрещалось владеть населенными имениями, т. е. крепостными (до 1861 г.). В то же время обителям разрешалось приобретать или получать в дар ненаселенные имения и другое недвижимое имущество.

По форме внешнего управления монастыри были разделены на ставропигиальные и епархиальные. Ставропигиальные мужские обители находились в непосредственном ведении Синода, епархиальными монастырями управлял местный архиерей. Кроме того, монастыри делились на штатные, которые получали государственное пособие, и заштатные, существовавшие исключительно за счет пожертвований верующих. Штатные монастыри разделялись на три класса, соответственно сумме пособий и престижности. Во главе штатных обителей 1-го и 2-го классов стояли архимандриты, третьеклассные монастыри возглавляли игумены.

По закону пострижение в монашество разрешалось для мужчин с тридцати лет, для женщин — с сорока (выпускники духовных академий могли стать монахами с 25 лет). Монахами становились не сразу. Вначале человек, пришедший в монастырь, должен несколько лет быть простым послушником. За это время он должен убедиться в правильности избранного пути. Со временем послушник мог стать рясофорным монахом, с правом ношения монашеской рясы и клобука (без мантии). И только спустя какой-то промежуток времени совершался монашеский постриг с облачением в мантию и рукоположением в иеродиаконы. Через определенное время монах мог стать иеромонахом, т. е. получал право совершать богослужения в храме.

В результате реформ 1764 года Николо-Угрешский монастырь был отнесен к штатным монастырям 3-го класса. Это означало, что в штате обители могло одновременно находиться не более 12 монахов, включая настоятеля, на содержание которых из государственной казны выделялось всего 950 рублей в год. До 1764 года Угрешская обитель имела 3787 душ крестьян, рыбные ловли на Волге, Кременский посад и лесные дачи. С проведением реформ монастырь лишился всего, а его владения ограничились землей, находившейся в черте ограды. Правда, в конце XVIII века игумен Ионафан смог возвратить монастырю 40 десятин земли.

В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московские земли, в Угрешской обители был устроен лазарет для зараженных моровым поветрием. Братию монастыря на это время перевели в ближайший от Угреши Николо-Перервинский монастырь.

В конце XVIII — первой трети XIX вв. в обители несколько раз проводились ремонтные работы по исправлению ветхостей церквей. Однако средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало для восстановления старых построек. Поэтому пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-е годы XVIII века разобрали.

В 1812 году, когда во время Отечественной войны в русские пределы вторглась Великая армия Наполеона Бонапарта и захватила Москву, некоторое время в Николо-Угрешском монастыре стоял один из отрядов захватчиков. Впрочем, неприятель не нашел в обители столь желаемых им богатств, потому что монастырская ризница была заблаговременно вывезена в Вологду. Но и в этих условиях французы нанесли немалый ущерб зданиям и храмам Угреши, надругались над оставшимися святынями.

Несмотря на ухудшение материального положения монастыря, духовная жизнь в нем во второй половине XVIII — начале XIX вв. продолжалась. Увеличилось число святынь Николо-Угрешского монастыря. Так, в обитель был доставлен гроб преподобного Николы Святоши, черниговского князя, принявшего монашеский постриг и преставившегося в конце XII в. Бывших угрешских игуменов за их усердную службу возводили в епископский сан. В 1753 году во епископы Нижегородские был хиротонисан бывший игумен Феофан, к тому времени наместник Троице-Сергиевой Лавры. В 1818 году епископом Курским стал бывший угрешский игумен Евгений, который позже был архиепископом Воронежским, затем — архиепископом Ярославским. В 1810 году в течение нескольких месяцев Угрешскую обитель возглавлял игумен Иннокентий (Смирнов). Позднее Иннокентий был архимандритом и иных обителей, а в марте 1819 года был хиротонисан во епископа Пензенского и Саратовского, но в октябре того же года скончался. В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Святителя Иннокентия Пензенского к лику святых как праведника, почитаемого за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству. День памяти 10 (23) октября.

В конце XVIII — первой трети XIX вв. владения Угрешской обители ограничивались пространством, заключавшимся в черте ограды, и небольшим количеством земли в окружности, общим размером около 40 десятин земли. Кроме того, монастырь имел принадлежавшее ему подворье в Москве на Маросейке, возле Ильинских ворот, и со времен царствования императора Павла владел мельницей, пожалованной ему в Бронницком уезде. Число монашествующих в Николо-Угрешском монастыре, при штате в 12 человек, колебалось от 12 в 1785 году до 17 в 1829 году. А потом число братии сократилось до 10 человек в 1834 году, причем только 6 человек из них были монашествующими (двое были белыми священниками, один — белым диаконом, один — послушником). Связано это было во многом с неудачным правлением назначаемых игуменов. В результате, к 1834 году монастырь пребывал в крайне запущенном состоянии, и даже поговаривали о его закрытии.

Однако Господь не оставил Угрешскую обитель Своей благодатию. И уже в скором времени Николо-Угрешский монастырь ожидало счастливое возрождение.


ВОЗРОЖДЕНИЕ
1834–1852 гг.
Возрождение Николо-Угрешского монастыря началось в то время, когда в Российской империи значительно, и в лучшую сторону, изменилось отношение к Церкви со стороны государства. В царствование императора Николая I Павловича ушли в прошлое мистические и вольнодумные настроения, столь влиятельные во время правления его старшего брата Александра Павловича. Будучи искренне верующим, православным человеком, государь Николай Павлович старался и дела Церкви вверить тем, кто всем сердцем желал возрождения духовной чистоты в Церкви.

Одним из таких крупнейших церковных деятелей Николаевской эпохи стал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1782—1867), возведенный в сан митрополита Московского в 1826 году (с 1821 года он был архиепископом Московским). Святитель Филарет встал во главе церковного возрождения России. Именно митрополит Филарет был хранителем тайного Манифеста-завещания императора Александра I о передаче им престола великому князю Николаю Павловичу. Позднее, в 1861 году, митрополит Филарет написал знаменитый Манифест об отмене крепостного права. Огромный труд митрополита Филарета — подготовка и издание нового перевода Библии на русский язык, который вышел в свет уже после кончины Святителя в 1877 году. Митрополит чутко реагировал на сочинения русских литераторов. Известен его поэтический диалог с А. С. Пушкиным в конце 1820-х гг. Святитель в своих стихах напомнил поэту, переживавшему чувство тоски и безотрадности, о смысле жизни и высоком предназначении человека.

Митрополит Филарет твердо стоял за чистоту православной веры, был непримиримым противником сектантства и суеверий. Святитель резко выступал против материализма и нигилизма, проповеди которого неоднократно звучали в либеральной и "передовой" печати. В Москве Святитель Филарет приложил много усилий к тому, чтобы искоренить чуждые русскому православному сознанию и враждебные российской государственности масонские увлечения. Святитель Филарет защищал государственные интересы Российской империи. Так, в 1863 году он высказывался за сохранение единства России, за подавление мятежа в Царстве Польском и западных губерниях, осуждал всякую нерешительность правительства в борьбе с польскими мятежниками. Труды митрополита Филарета были по достоинству оценены потомством — в 1994 году он был канонизирован Русской Православной Церковью. День памяти: 19 ноября (2 декабря).

Одной из важных забот митрополита Филарета было возрождение монастырей и истинной монашеской жизни в них. А одной из самых любимых обителей Святителя и стал Николо-Угрешский монастырь, с которым митрополит Филарет связывал много своих надежд. Святитель многократно бывал в обители, служил архиерейские службы, освящал вновь построенные в монастыре храмы, всячески поддерживал деятельность угрешских игуменов.

Прообразом возрождения Николо-Угрешского монастыря стало назначение в ноябре 1833 года игуменом этой обители будущего известнейшего русского святого и духовного писателя, Святителя Игнатия (Брянчанинова), в то время бывшего строителем Лопотова монастыря. Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) (1807—1867) происходил из старинного дворянского рода и с юных лет мечтал о монашестве, но по настоянию отца в 1822 году поступил в военное Инженерное училище, которое с успехом окончил. Вскоре он тяжело заболел, оставил мирскую службу и в 1827 году поступил послушником в Троицкий Александро-Свирский монастырь (в окрестностях г. Олонца). В 1831 году принял монашеский постриг в Вологде под именем Игнатия и вскоре стал строителем Лопотова монастыря. Получив назначение в Николо-Угрешский монастырь, Святитель Игнатий начал готовиться к переезду, но был вызван в Петербург, где ему, по Высочайшему распоряжению, поручили стать архимандритом Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом на берегу Финского залива. А в 1857 году Игнатия рукоположили во епископа Кавказского и Черноморского. Но в 1861 году, по причине крайне расстроенного здоровья, он ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где и провел свои последние годы жизни. Еще с юности Игнатий (Брянчанинов) отличался литературным талантом, был автором повестей, жизнеописаний, путевых очерков, стихотворений. Главными его трудами стали духовные сочинения, в которых он возродил святоотеческое богословие и учение аскетизма ("Аскетические опыты"). После его смерти осталось богатое литературно-богословское наследие (в 8-ми томах). Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году. День памяти: 30 апреля (13 мая).

Святитель Игнатий (Брянчанинов), хоть и не успел возглавить Николо-Угрешскую обитель, тем не менее сыграл важнейшую роль в ее скором возрождении и расцвете. Именно Святитель Игнатий рекомендовал митрополиту Филарету поставить на место настоятеля Николо-Угрешского монастыря хорошо знакомого ему иеромонаха Оптиной пустыни Илария. А чуть ранее именно Святитель Игнатий направил в Оптину пустынь будущего архимандрита Угрешской обители Пимена (тогда еще послушника Петра Мясникова), который вместе с Иларием пришел в Угрешу и при котором, немного позднее, и начался истинный расцвет монастыря.

Так, по воле Божией, возрождение Николо-Угрешского монастыря оказалось освящено трудами и духовной высотой двух великих русских святых, Святителей Филарета (Дроздова) и Игнатия (Брянчанинова). А непосредственные труды по возрождению Угрешской обители выпали на долю игумена Илария, который возглавлял монастырь почти восемнадцать лет — с 1834 по 1852 год. Начало своего монашеского служения Иларий полагал в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре, где и принял постриг в 1823 году. В 1829 году Иларий был рукоположен в иеромонаха, а в 1830 году поступил в Александро-Свирский монастырь. Затем, в 1832—1834 гг., он пребывал в Козельской Оптиной пустыни. В начале 1834 года он был определен в Вологодский Спасо-Каменский монастырь, но уже в марте того же года был переведен в Николо-Угрешский монастырь в сане игумена.

Уже говорилось, что игумен Иларий принял монастырь в крайне плачевном состоянии. Недаром митрополит Филарет говаривал угрешскому игумену: "Во всей епархии нет у меня беднее и хуже ваших церквей". Однако поддержанный митрополитом Филаретом и сердечно убежденный в необходимости оживления русской духовной жизни, он, несмотря на многие трудности, заложил фундамент дальнейшего, еще большего расцвета Угрешской обители. И к концу его управления Николо-Угрешский монастырь из близкого к закрытию, превратился в известную и пользующуюся заслуженным авторитетом православную обитель.

Прежде всего, новый настоятель подверг тщательной реорганизации штатный состав монашествующих, стал следить за тем, чтобы братия с должной честью соблюдала все монастырские правила, а тех, кто вел себя недопустимо для святого места, удалял из монастыря. Правда, некоторых он потом вернул, вероятно посчитав, что те исправились. И за время игуменства Илария число братии в Угреше возросло до 22 человек. Воспитанный в общежительных монастырях, еще большее внимание игумен Иларий уделял строгости духовной жизни вверенной ему обители. Так, он установил на полунощнице читать утренние молитвы, что обычно в штатных монастырях не соблюдалось.

Постепенно обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые по собственному желанию жертвовали средства на его благоустройство. Переломным можно считать 1840 год, когда под колокольней в палатке на средства московского купца И. П. Пятницкого был устроен придел во имя Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи. С той поры помощь благотворителей Угрешскому монастырю постоянно увеличивалась. В 1841—1843 гг. на средства А. И. Рыбниковой в монастыре возобновили, перестроили и расширили соборный Никольский храм, в котором к тому же вызолотили иконостас. В 1849 году на средства московской купеческой жены А. М. Зубовой собор был расписан. В 1850—1852 гг. различными лицами было пожертвовано 55 000 тысяч рублей серебром. На эти средства в монастыре расширили Успенскую церковь, в которой устроили придел во имя преподобной Марии Египетской, перестроили корпус, примыкающий к настоятельским келлиям, построили деревянный на каменном фундаменте странноприимный двор. Освящение Успенской церкви и придела во имя Марии Египетской проводил митрополит Филарет.

Все это способствовало тому, что Николо-Угрешский монастырь стал пользоваться все большим уважением у православного народа, в него начинает стекаться все больше паломников. К примеру, только в августе 1852 года, в день освящения Успенской церкви, монастырь принял до 8 000 богомольцев, а в том же месяце, в дни монастырского праздника, их число возросло до 12 000 тысяч.

В 1852 году уже престарелый к тому времени игумен Иларий удалился на покой в Николо-Песношский монастырь, а затем поступил в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где и скончался в 1863 году. А с удалением Илария во главе Николо-Угрешской обители встал новый настоятель — преподобный Пимен, при котором Угрешская обитель вступила в пору истинного расцвета.

 


Страница 1 - 1 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру