"В рай со святой милостыней входят"

Рассказ о Покровском монастыре

Известный русский историк Василий Ключевский верно подметил: "Сила русской благотворительности заключается не столько в том, чтобы утереть слезы страждущему, уделяя ему часть своего имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием…"

 

От равноапостольного князя Владимира и до последнего из рода Романовых святого императора Николая II лелеялась на Руси традиция благотворения. Как точно выражались наши прадеды и деды — "в рай со святой милостыней входят". Русские самодержцы первыми жертвовали деньги на храмы Божьи, нищих, калек и убогих, подавая достойный пример милосердия всем гражданам Отечества.

 

Основатели первого русского монастыря преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские заботились не только о духовном воспитании жителей Киева, хотя и считали его своей главной задачей. Киево-Печерский монастырь — это и первая отечественная больница, и первая странноприимница. В основе монашеской жизни отцы-основатели заложили "три добродетели: молитву, смирение и благотворительность".

 

Щедрым благотворителем по праву считался царь Михаил Федорович Романов. В 1635 году он пожертвовал землю в пяти верстах от Москвы для нового Покровского мужского монастыря. Причин для основания монастыря в честь Покрова Божией Матери было сразу три: первая — отец монарха Филарет Никитич скончался в праздник Покрова; вторая — с постройкой новой обители как бы восстанавливался древний Покровский монастырь, сгоревший в Москве во время пожара при Иване Ш. Ну а третья причина — в особенности месторасположения новой обители: Покровский монастырь строился там, где прежде ютились так называемые Убогие дома.

 

В самом начале XVII века здесь, где ныне в десяти минутах ходьбы сверкает вечерними огнями Таганская площадь, находилась "скудельница", т.е. последнее пристанище для московских нищих и бездомных.

 

Убогие дома походили на сараи с ямами, куда опускали тела неимущих странников, умерших внезапно или насильственной смертью, и не успевших перед кончиною исповедать грехи и принять Святых Тайн Христовых. Если не объявлялись родственники умерших, то их тела оставляли в ледниковых ямах без погребения до седьмого четверга после Пасхи или до Покрова Божьей Матери. И только уж тогда, с соблюдением всех необходимых обрядов, священник отпевал христиан православных.

 

Патриарх Филарет в 1619 году постановил хоронить в Убогих домах без отпевания тех, "которые вина обопьются, или зарежутся, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят…"

 

На месте монастыря с начала XVII века стоял в открытом поле Покровский храм. Над живыми и покинувшими этот мир (у Бога мертвых нет, потому как Он "не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38)) Пресвятая Владычица Небесная распростерла Свой благодатный покров, укрывая им всех нуждающихся в Ее защите.

 

Стараниями царя Алексея Михайловича вместо ветхого Покровского храма построили каменный с приделами святых апостолов Петра и Павла, святителей Николая Чудотворца и Ионы митрополита Московского, преподобных Иллариона Великого и Нила Столобенского. Однако и его в 1806 году полностью обновили.

 

Под Покровской церковью погребены: грузинский митрополит Иона (ум. 1821), дети грузинского царя Георгия XII — царевичи Илия (ум. 1854), Окропир (ум. 1857), Ираклий (ум. 1859), дочь имеретинского царя Соломона царевна Дарья (ум. 1827). На монастырском кладбище похоронены выдающиеся миссионеры Русской Церкви, один из них — епископ Дионисий (ум. 1896) — основатель Якутской епархии, переложил на якутский язык Новый Завет и Богослужебные книги, составил якутско-русского словаря.

 

После страшной московской чумы 1770–1772 годов долгое время лишь двум монастырям — Андроникову и Покровскому — позволялось хоронить усопших на своих кладбищах. Поэтому место для погребения в обители весьма почиталось. Родственники умерших христиан жертвовали монастырю богатые вклады на вечное поминовение, а святая обитель, в свою очередь, еще более расширяла благотворительность: открыла в стенах Духовную Семинарию, школу для мальчиков и богадельню для женщин, лазарет для раненых солдат.

 

В 1812 году настоятель Покровского монастыря архимандрит Иона — с ним беседовал однажды в келье император Александр I — вывез все ценное монастырское имущество в Вологду…

 

3 сентября в Покровский монастырь вошли войска Наполеона.

 

Французский генерал велел отвести коней в опустевший храм. А бравые солдаты, мало чем отличавшиеся от "просвещенного" начальника, не найдя в монастыре золота и серебра, бросали в костер иконы, вбивали гвозди в лики святых, обедали на святых престолах и жертвенниках…

 

До неузнаваемости обезобразили Покровский монастырь в ХХ столетии "проклятьем заклейменные". Сначала взорвали колокольню, построенную в последний год XVIII века. Затем, словно прожорливые термиты, "съели" северную и восточную крепостные стены. На древнем кладбище поставили эстраду, детские аттракционы и открыли парк культуры и отдыха. Воскресенский храм, возведенный на монастырской земле в 1854–1855 годах, по их злой воле превратился в спортивный зал, а в Покровской церкви поселились редакция и типография Моссовета…

 

О днях минувших напоминает уцелевшая на треть монастырская стена, разрушенный некрополь, восстанавливаемый храм Вознесения.

 

Началом возрождения Покровского монастыря считается 24 ноября 1994 года. Именно в тот день синодальное постановление утвердило в Москве четвертый женский монастырь.

 

В 1996 году из Ниловой пустыни с озера Селигер привезена в монастырь частица мощей преподобного Нила Столобенского (1). А еще через год монастырь освятила икона святителя Иннокентия, митрополита Московского, с частицей его мощей (2).

 

8 марта 1998 года случилось долгожданное и радостное событие — на Даниловском кладбище обретены нетленными мощи блаженной старицы Матроны. 1 мая гроб со святыми мощами торжественно перенесли в Покровский монастырь, а еще через год, 2 мая 1999 года, блаженную Матрону причислили к лику святых.

 

Поистине, блаженная Матрона — народная святая! Не кончается живая очередь к ее усыпальнице. Сбываются пророческие слова, сказанные незадолго до смерти Матронушкой: "Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, а я буду вас видеть, и слышать и помогать вам".

 

Встанем и мы в очередь к мощам блаженной Матроны. Час, а то и два пройдет, прежде, чем коснуться наши губы, усыпанной живыми цветами, серебряной гробницы с мощами Матронушки. За это время вся жизнь промелькнет перед глазами, многие поступки переосмыслятся.

 

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру