Икона Пятидесятницы

История праздника

Праздник Пятидесятницы воспоминает событие сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков, тот великий день, когда произошло рождение вселенской апостольской Церкви Христовой (Деян.II: 41-47). Само название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что сошествие Святого Духа совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался в пятидесятый день после иудейской Пасхи.

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.II:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, когда «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.II: 2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находилось множество иудеев из разных городов, которые, услышав шум в доме и то, что внутри говорят на различных наречьях, стали насмехаться над апостолами и говорить, что они напились сладкого вина (Деян.II:13). Как повествует книга Деяний апостольских, в ответ на это «Петр, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.II:14-18).

Среди пришедших к дому иудеев были и те, которые вняли проповеди апостольской и спросили что они должны делать. На это апостол Петр ответил, что им необходимо покаяться и креститься во имя Иисуса Христа для прощения грехов, чтобы также получить дар Святого Духа. Уверовавших во Христа и охотно принявших крещение в первые дни после сошествия Святого Духа на апостолов было около трех тысяч человек. Этим было положено начало устроения на земле Церкви Христовой.

Самый день Сошествия Святого Духа апостолы заповедали ежегодно вспоминать и праздновать всем христианам (1Кор.XVI, 8), (Деян.XX, 16).


Установление праздника

Праздник Пятидесятницы в Ветхом Завете совершался в память дарования синайского законодательства, торжественного вступления Бога в завет с избранным народом, и одновременно в благодарность Богу за произращение новых плодов земных (Числ. 28, 26) и новой жатвы (Исх. 23, 16). Праздновался он по исполнении семи недель, то есть в пятидесятый день после Пасхи, и назывался праздником Седмиц (Второзак. 16, 9-10). Божиим промыслом, по обетованию Спасителя (Ин. 14, 26), в этот день памяти дарования Богооткровенного закона и в пятидесятый день по Воскресении Христове, совершилось Сошествие Святого Духа на Его апостолов и учеников. Этим событием совершилось вступление Бога в Новый Завет с Новым Израилем - Церковью Христовой, и место закона синайского заступила благодать Святого Духа.

В первые века христианства праздник Пятидесятницы понимался как целый период церковного года, в который включалось также и Вознесение Господне [1]. В IV столетии Пятидесятница окончательно оформилась не только как особый период после Пасхи, но и как одиночный праздничный день [2]. Вслед за Сошествием Святого Духа в особый праздник выделилось и Вознесение Господне [3].

В IV веке святым Василием Великим были составлены особые молитвы, читаемые доныне на великой вечерне, которая совершается сразу после литургии в самый день праздника. На этом богослужении, являющемся одной из наиболее торжественных и красивых служб в году, поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, и читаются три пространные молитвы о Церкви, о спасении всех христиан и о упокоении душ усопших (в том числе и «во аде держимых»). Во время чтения этих молитв все молящиеся стоят на коленях, чем завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.


Духовный смысл праздника

Праздник Пятидесятницы, или Сошествия Святого Духа, имеет еще одно название, которое наиболее отражает духовную суть данного события. Этот праздник именуется также Днем Святой Троицы, что указывает на участие всех Трех Лиц Божества в совершении спасения человеческого рода. Другими словами, посредством Сошествия Святого Духа Божественное Домостроительство достигло своей совершенной полноты: «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви».

Сошествие Святого Духа на апостолов является событием первостепенной важности также и потому, что оно чудесно утвердило Таинство Священства. Например, в творениях преподобного Симеона Нового Богослова подчеркивается непрерывность апостольского преемства в передаче Даров Духа Святого церковной иерархии: «Апостолы, выйдя в мир, учили, проповедуя слово Божие. Большие множества поверили во Христа, и церкви верных были основаны в городах и селениях. Когда один из апостолов собирался их покинуть и отправиться в другое место или город, он рукополагал на свое место епископов и пресвитеров... И эти, заканчивая в свою очередь жизнь, оставляли на своем месте других, выбирая лиц, достойных такового служения, и которых они рукополагали. И таким образом по преемству такой порядок и законодательство сохранены до наших дней действием Святого Духа. Таким же образом предания апостолов и их учения, как они их приняли от нашего Владыки и Бога всяческих, были переданы ими нам».

Сошествие Святого Духа на апостолов явилось проявлением Его силы в них, открытием в учениках Христовых Его особенного присутствия. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что было начато Спасителем, - сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые были приобретены для него страданиями Сына Божия. Таким образом, благодаря событию Сошествия Святого Духа человек получил возможность Боговидения, причастия благодатному Царству Отца и Сына и Духа Святого. С внешней стороны празднование Пятидесятницы, а именно украшение храмов и домов зелеными ветвями, травами и цветами, унаследованное от ветхозаветной Церкви, символически выражает силу Святого Духа, все возрождающую, обновляющую и всему дающую жизнь и расцвет.


Иконография

Подобно образу Вознесения Господня, иконография Пятидесятницы в византийском и древнерусском искусстве представлена в двух вариантах. Оба варианта сложились в раннехристианскую эпоху и нашли свое продолжение в станковой иконописи, а также мозаике и фресковой живописи Византии и Руси.

Поскольку догмат Троичности является одной из основных богословских идей, раскрываемых в празднике Пятидесятницы, для изображения данного события в иконографии с раннехристианских времен был принят образ Святой Троицы. Изображение Святой Троицы в виде трех странников, или ангелов, явившихся праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, передает первое явление Бога человеку, знаменующее начало обетования об искуплении, которое в полной мере завершилось в день сошествия Святого Духа на апостолов. Этот извод получил название «Ветхозаветной Троицы».

К древнейшим образцам иконографии «Ветхозаветной Троицы», или иначе «Гостеприимства Авраама», можно отнести фреску в катакомбе Виа Латина IV века, а также мозаику первой половины VI столетия, которая находится в алтаре церкви святого Виталия в Равенне. В послеиконоборческий период этот сюжет получает широкое распространение и в Византии. На Руси подобные изображения появляются уже с XI века – примером может послужить фреска Софийского собора в Киеве.

Изображаемые в композиции ангелы располагаются по принципу изокефалии, то есть сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Св. Троицы при их неслиянности [4]. Самым совершенным примером подобного варианта иконографии Святой Троицы является знаменитый образ, написанный прп. Андреем Рублевым в 1425-1427 гг.

Характерными особенностями композиции «Гостеприимство Авраама» могут также являться изображения Авраама, Сарры и слуг, закалывающих жертвенного тельца. На некоторых изводах изображения слуг отсутствуют, а праотцы Авраам и Сарра изображены среди Ангелов, за их спинами.

Если образ «Ветхозаветной Троицы» дает указание на тайну божественного бытия, то икона Сошествия Святого Духа раскрывает промыслительное действие Святой Троицы в отношении Церкви и мира.

Развитие иконографии «Сошествия Святого Духа» начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. В одном из самых ранних сохранившихся изображений Сошествия Святого Духа, рукописном Евангелии, созданном в 586 г. сирийским монахом Рабулой (Библиотека Лауренциана, Флоренция), есть миниатюра, изображающая данное событие. В центре композиции представлена Богоматерь, по сторонам от Которой под сводами триклиния стоят в два ряда двенадцать апостолов. Непосредственно над Богородицей изображен стремительно летящий вниз голубь, являющийся образом Духа Святого, от которого на главу Богородицы изливаются сияющие лучи. Над главами Богородицы и апостолов горят красные язычки пламени.

На Синайских иконах Сошествия Святого Духа VII–IX вв., восходящих к древнейшим образцам, сидящие апостолы принимают Духа Святого в виде нисходящих лучей пламени от благословляющего их с небес Спасителя.

В константинопольском Софийском соборе мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов (IX в.) имеет в центре композиции Престол уготованный (Этимасию), ниже которого, по кругу, расположены стоящие апостолы, на главы которых нисходят лучи с язычками пламени, а еще ниже находятся симметрично расположенные группы людей в разнообразных одеждах – будущая паства рождающейся Церкви Христовой. Данный вариант иконографии Пятидесятницы нашел свое продолжение в мозаичном храмовом искусстве XI-XIII вв., став центральной композицией росписи купола (мозаики собора Осиас Лукас в Фокиде, св. Марка в Венеции).

В станковой живописи композиционная схема данной иконографии Пятидесятницы, отличается деталями, которые придают изображению различные оттенки богословского содержания.

Традиционно в иконах Сошествия Святого Духа на апостолов представляется Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест, а над главами пишут нисходящие языки пламени. Место Иуды Искариотского среди 12 учеников Христовых занял апостол Матфий.

В большинстве икон Пятидесятницы, принадлежащих XVI веку, в верхней части композиции среди апостолов встречается изображение Богородицы. Основанием для подобной иконографии служит упоминание в Новом Завете о присутствии Богоматери в Сионской горнице во время совместных апостольских молитв: «все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. I, 14).

Апостолы, как правило, в данной композиции располагаются подковообразно по шесть учеников слева и справа, причем пустое место между центральными фигурами апостолов Петра и Павла напоминает о присутствии Господа Иисуса Христа, как это можно видеть в иконах «Тайной вечери» [5].

В нижней части иконы в темном пространстве, являющемся центром триклиния или усеченного эллипсиса, может быть помещена фигура царя, заменившая собой изображение толп народа из разных стран, бывших свидетелями сошествия Святого Духа [6]. Традиционным толкованием образа царя является изображение народа, к которому обращена евангельская проповедь, представленного одиночной фигурой его правителя. В руках царь держит растянутое покрывало (убрус), на котором уложено 12 свитков, являющихся символом апостольской проповеди. В связи с этим толкованием рядом с фигурой царя стала помещаться греческая надпись κόσμος - «мир», благодаря которому сам образ царя получил наименование «Царь-Космос» [7]. Данная особенность является принадлежностью более поздних греческих и русских памятников, принадлежащих XV–XVIII вв.

Своеобразное противопоставление события Сошествия святого Духа на апостолов образу царя космоса говорит о том, что горница, где восседают апостолы, понимается как храм, который должен совпасть со всей вселенной и явить новый мир и новое царство, где будет царствовать мир и радость о Духе Святом.


Примечания


1. Например, Тертуллиан называет это время «laetissimum spatium», т.е. радостнейшим периодом (Tertull. De orat. 23).


2. Данное постановление отражено в 43-ем правиле Эльвирского Собора (300 г.).


3. К IV в. празднование Пятидесятницы стало повсеместным, о чем свидетельствуют упоминания его в творениях святых Евсевия Кесарийского, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания Кипрского, Иоанна Златоуста, блаженного Августина. Есть предание, что на месте сошествия Святого Духа был устроен первый христианский храм, который в IV веке был возобновлен равноапостольной царицей Еленой.


4. Например, в мозаике св. Марии Великой в Риме, V в., или в Коттоновой Библии, того же времени, в Британском музее в Лондоне. Кроме того, равенство Ипостасей в некоторых изображениях подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов и их атрибутами (мозаика св. Виталия в Равенне, VI в.). В других случаях композиция строится пирамидально с выделением среднего ангела как главного среди других.


5. Хотя согласно книге Деяний апостол Павел, тогда еще не обращенный в веру гонитель христиан Савл, не присутствовал в Сионской горнице, он традиционно изображается на иконе Сошествия Святого Духа. Это объясняется тем, что икона являет не хронологически верное историческое свидетельство праздника, а его духовную сущность. Сошествие Духа Святого на апостолов понимается здесь как начало христианской Церкви, объединяющей всех верующих людей – и живущих, и ушедших из земной жизни. Поэтому вполне обосновано появление на иконе праздника апостола Павла, провозвестника слова Божия, без которого немыслимо было бы создание и торжество христианской Церкви.


6. В древневизантийских образцах толпа народа, расположенная в нижней части образа Пятидесятницы, часто сопровождается надписью «Племена, языцы». Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.).


7. Несмотря на надпись, значение фигуры царя до сих пор вызывает различные толкования исследователей. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Существует трактовка данного образа также и как царя Давида, чье пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Петр в своей проповеди (Деян.II) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространено толкование фигуры царя как изображения Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.


Тропарь, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, // Человеколюбче, слава Тебе.


Кондак, глас 8

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, // и согласно славим Всесвятого Духа.


Величание

Величаем Тя, / Живодавче Христе / и чтем Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца, послал еси // божественным учеником Твоим.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру