13.03.2013

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

История праздника

Описание события Благовещения в Священном писании содержится у евангелиста Луки (Лк. I, 26-38).

Апостол Лука пишет, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. Подойдя к Ней, Архангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Богородица смутилась от его приветствия и размышляла о значении этих слов. Тогда Гавриил сказал Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». После таких слов Дева Мария в недоумении спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». После этого ответа Богородица со смирением произнесла: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». «И отошел от Нее ангел», как повествуется в Евангелии.

Своим всецелым смиренным принятием воли Божией Дева Мария сделала возможным чудо Боговоплощения. После согласия Богородицы с вестью, принесенной Ей Архангелом, произошло таинственное зачатие Сына Божия во чреве Пресвятой Девы силою и действием Духа Святого.


Благовещение Пресвятой Богородицы, великий двунадесятый и богородичный праздник, в котором вспоминается возвещение архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа, совершается православной Церковью 25 марта / 7 апреля.

Установление праздника

Праздник появился в одной из церквей Восточной Римской империи около IV в. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете в начале IV века равноапостольной императрицей Еленой так называемой «Базилики Благовещения», на том самом месте, где, по преданию, произошло благовестие Деве Марии (1).

Дата празднования Благовещения была установлена по исчислению девяти месяцев, отделяющих это событие от Рождества Христова (25 декабря по ст.ст.). В то же время в древней патристике существовало мнение об особом божественном замысле, в результате которого благовестие произошло 25 марта. Епископ Анастасий Антиохийский (VI в.) связывает эту дату со временем сотворения Адама. Он утверждает, что именно потому в этот день Гавриил был послан к Деве Марии с вестью о воплощении от Нее Иисуса Христа и о спасении рода человеческого, что согрешивший человек должен был быть воссоздан в тот же день, когда и был сотворен.

Благовещение считается третьим по важности церковным праздником после Пасхи и Рождества. День, в который происходит совпадение Пасхи и Благовещения, имеет даже свое особое наименование. Он называется «Кириопасха», или «господственная» Пасха (2). Церковное празднование Благовещения имеет разную продолжительность, что зависит от того, попадает ли оно на время до Лазаревой субботы или после нее. До Лазаревой субботы служение Благовещения в Церкви проводится в течение трех дней, в случае, если совпадает с нею, оно празднуется два дня, а если оно приходится на Страстную или Светлую седмицу, то его отмечают всего один день.

В сам праздник Благовещения в храме совершается литургия святого Иоанна Златоуста, отличающаяся от других служб Великого поста особой торжественностью. Тропари канона этой церковной службы представляют собой беседу архангела Гавриила и Девы Марии (3). Они перемежаются особыми стихами, «Ангел возопи» и «Богородица рече», являющимися характерной особенностью только данного канона.


Духовный смысл праздника

В благовещении Деве Марии церковь полагает начало спасения рода человеческого, как это ясно выражено в тропаре праздника, начинающемся со слов «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». Таинственное зачатие Богородицей Христа, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия, в которой человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать Матерью Сына Божия.

Слова Марии «се Раба Господня; да будет мне по глаголу твоему» представляли собой, по мнению Афанасия Великого, Ее исповедание веры, всецелое принятие воли Божией, которое явилось примером для всех последующих подвижников христианской жизни. Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа: Бог, приняв дар послушания Девы Марии, ответил на него даром благодати Святого Духа (4).

Иконографические изводы в древнерусской живописи

В древнерусской иконописной традиции, окончательно сложившейся в XV веке, условно говоря, существуют три иконографических варианта образа «Благовещения Пресвятой Богородицы». Один из этих типов напрямую связан с событием, описанным в евангелии от Луки, а два других имеют ряд характерных деталей, заимствованных из апокрифических описаний данного события.

Первый вариант представляет собой т.н. «Благовещение с Младенцем во чреве», ярким примером которого является «Устюжское Благовещение» (XII в.). Данный извод призван отразить идею непорочного зачатия Девы Марии. Небесная полусфера с изображением Господа Саваофа, благовествующий Ангел, смиренно стоящая перед ним Приснодева, слегка касающаяся десницей маленькой фигурки Спаса Эммануила, а также отсутствие конкретного места действия, - все это служит цели показать прикровенность и таинственность Боговоплощения.

Наиболее распространенный тип в иконографии праздника представляет собой «Благовещение с пряжей». Именно эту икону помещают на Царских вратах, открывающих доступ в алтарь, к святому престолу. Подобным расположением сюжета Благовещения проводится важная параллель между Боговоплощением, произошедшем в таинстве благовествования Деве Марии, и Святыми Дарами Христовыми, которые мы можем вкушать в Причастии. Царские врата в данном контексте служат своеобразным символом Пресвятой Богородицы, напоминая об образе «врат заключенных, которыми входит Господь» из ветхозаветного текста пророка Иезекииля (Иез. 44,2) (5). Следует также отметить, что сам образ прядения в иконах данного типа почти буквально иллюстрирует мысль об исткании «умной багряницы Еммануилевой» - плоти Христовой от чистых и девственных кровей Богородицы.

В древнерусской станковой иконописи сюжет «Благовещения с пряжей» изображается, как правило на фоне конструкций дома, выступающего знаком того, что Дева стала Богоносной палатой, поскольку через Нее совершилось человеческое воплощение Бога. Сама Богоматерь изображается сидящей на обширном троне-престоле. Сверху архитектурных кулис в изображениях данного типа пишется багряный велум (завеса), соединяющий два строения. Изображение завесы выступает здесь символом связи Ветхого и Нового Заветов и в то же время напоминанием об искуплении человеческого рода Кровью Христовой(6).

Наконец, третий тип «Благовещения» - это извод «Благовещение у кладезя», который используется, в основном, в храмовой стенописи в составе богородичного цикла. Согласно апокрифическим источникам, Дева Мария, набирая воду из колодца, услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах», вследствие чего изображение данного момента обычно называют «предблаговещением». Прекрасный высокохудожественный образец данного типа находится в составе т.н. «Акафистного цикла» росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданного мастером Дионисием в 1502-1503 гг. (7).

Чудотворные иконы

В собрании Государственной Третьяковской галереи находятся два известных чудотворных образа Благовещения Пресвятой Богородицы. Один из них, написанный Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году, прославился в царствование Иоанна Грозного. Этот образ был явлен некоему узнику, приговоренному к смерти, на стене его темницы. После чудесного явления заключенный был неожиданно помилован и освобожден.

Вторая чудотворная икона - это прославленный образ XII века «Устюжское Благовещение», являющийся признанным шедевром мирового искусства. Икона связана с житием святого праведного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Образ прославился в 1290 году в Великом Устюге, когда во время сильной бури с грозой и смерчем большой разрушительной силы, по молитвам блаженного Прокопия и горожан, спас жителей Устюга от неминуемой гибели.

Празднование чудотворной иконе «Устюжское Благовещение» совершается 8/ 21 июля, в день памяти святого Прокопия.


Примечания


1. Существует письменное свидетельство начала VIII века, принадлежащее армянскому автору Григору Аршаруни, который пишет о том, что праздник Благовещения был установлен святителем Кириллом Иерусалимским в середине IV века.


2. Согласно церковному уставу, ради почтения дня, в который пришла весть о рождении Христа Спасителя, в случае совпадения празднования Пасхи и Благовещения сначала служат благовещенскую литургию и только потом преступают к пасхальной.


3. Канон Благовещению является творением святителя Феофана Никейского (IX в.).


4. Святитель Николай Квасила в своих писаниях так комментирует эти слова: «Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Ее веры этот план остался бы неосуществленным так же, как и без действия Самих трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Ее в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».


5. В мозаичном убранстве собора Святой Софии Киевской (1040-е гг.) изображение Благовещения помещено на северо-восточном и юго-восточном столбах триумфальной арки алтаря, имеющей в символике православного храма то же самое значение, что и Царские врата.

В росписях ранневизантийского периода композиция Благовещения встречается на триумфальной арке (Санта-Мария Маджоре), в алтарной апсиде (церковь в Порече, Хорватия, 540) или перед апсидой (Санта-Мария Антиква в Риме, VI-VII вв.).


6. Например, икона «Благовещение» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1497 г. (КБМЗ).


7. Образ «Благовещения у источника» входит как один из эпизодов в цикл иллюстраций «Протоевангелия Иакова» в росписи собора Св. Софии в Киеве (1037-1045), собора Сан-Марко в Венеции, (после 1200), церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония, 1295), собора монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321), Тихвинская икона Божией Матери с протоевангельским циклом - XV в., НГОМЗ), а также в иллюстрации Акафиста Богоматери, первые четыре сцены которого представляют Благовещение (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.).



Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна, / и еже от века таинства явление: / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, // Господь с тобою.


Кондак, глас 8

Взбранной воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, /благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: / но яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: // радуйся, Невеста Неневестная.


Величание

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: / Радуйся, Благодатная, // Господь с Тобою.


Молитва

О Пресвятая, Богоизбранная Дево, Святаго Утешителя Духа Всенепорочная Невесто, Пребожественнаго же Отца Небеснаго Дщерь Превожделенная, посреде терния мира сего Тем обретенная, яко крин пресветлый добротою девства блистающийся, да Сыну Божию Чистая Матерь Неискусобрачная будеши! Что убо воздадим Тебе в пресветлый день сей Благовещения, воньже Архангела Гавриила красотою безмернаго девства Своего удивила еси и от того неизреченное обрадование восприяла еси? Что принесем Тебе за вся утешения Твоя, имиже возвеселила еси в день сей весь мир видимый и невидимый, наипаче же падший древле род человечь? Днесь спасения нашего начало и еже от века таинства явление: ныне убо Слово Божие тихо сниде с небес, яко капля каплющая на землю, и вселися в Твою Богоблагодатную девственную утробу и бысть Плоть спасения нашего ради. Сего ради днесь Ангели ликуют на небесех и вся тварь веселится и радуется, празднующе начало свобождения своего от работы нетления в свободу славы чад Божиих. Ныне радуется женское естество, Евы ради падшее, та бо повинувшися змию печаль роди женам и неудержанно введе смерть. Ты же, Дево, разрешила еси от горькия работы весь род человечь и свободою Христовою естество женское почтила еси, зане девством чистым паки истинную жизнь ввела еси, и сего ради жены, девство держаще, врага яве побеждати начинают. Ныне Адам ликует, видев, яко в пресветлый день сей исполнися на Тебе первое райское благовестие, яко семя Жены сотрет главу змия. С нимже ликовствует ныне весь род человечь, понеже Тобою, Пречистая, упразднися днесь древнее отвращение Божие к человеком, Бога бо паки привела еси к нам. Сего ради зрим Тя ныне, якоже древле Иаков, яко Лествицу высокую, Еюже сниде Бог на землю и яко Мост пречуден, имже сущих от земли паки возводиши на небо. Что воздадим Тебе, Царице неба и земли, за вся сия, имиже радость несказанную подала еси падшим и заблуждшим людем Твоим? Вся наши жертвы и приношения ничтоже суть пред величеством благодеяний Твоих. Единое точию угодно Тебе: «сердце сокрушенно и смиренно», егоже и Сын Твой и Господь наш «не уничижит». Сего ради молим Тя: исполни нас от превосходящия высоты смирения Своего елика вместити возможем, да принесем Ти во всесвятый день Благовещения Твоего Твоя от Твоих, во еже во всяцем деле блазе не мыслити высокая, но выну в смирении духа пребывати. Сею первейшею добродетелию украшени, в пресветлый день сего праздника Твоего в кротости и чистоте сердца со Архангелом Гавриилом возопием тебе: Радуйся, Благодатная, Радуйся, Обрадованная, Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою и Тобою с нами во веки веков. Аминь.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру