Картина мира эпохи Возрождения. Росписи Рафаэля в Ватиканском дворце

Из истории строительства дворца. При папе Николае V возведено новое трехэтажное крыло, огибающее двор. Верхние покои были жилыми (1447-55). При Сиксте IV происходит строительство Сикстинской капеллы, соединенной с дворцом (1480-81). При Иннокентии VIII на Ватиканском холме появляется вилла Бельведер. Браманте создает проект объединения виллы Бельведер и Ватиканского дворца.

Росписи. В новом крыле были выполнены орнаментальные росписи потолков «Апартаментов Борджиа» на втором этаже (Пинтуриккио). Колорит: золото, белый, голубой. В верхних покоях – так называемых «станцах» – расположенных между двором Бельведера и старым двором папской резиденции, работал Рафаэль. Три станцы (размер каждой из них - 8х10м.) представляют собой анфиладу, с одной стороны оканчивающуюся башней Борджиа, а с другой примыкающую к угловому корпусу. Благодаря такой позиции, в двух крайних комнатах – станцах Инчендио и д`Элиодоро – освещение хуже, чем в центральной станце делла Сеньятура. Росписи последнего помещения полностью принадлежат Рафаэлю, если не считать первоначальной разметки композиций художником Бацци по прозвищу Содома. Доля участия учеников особенно велика в станце Инчендио. Потолки крайних комнат принадлежат Перуджино (аллегории в станце Инчендио) и Перуцци (ветхозаветные сцены плафона д`Элиодоро). Живопись центральной комнаты отличается достаточной яркостью. Обилие голубого, белого, золотистого перекликается с росписями в апартаментах Борджиа. В станце д`Элиодоро колорит более приглушенный (сероватые, сиреневые тона).

Программа росписи станцы делла Сеньятура (1509-1511г.). Существует две гипотезы о назначении этого помещения: зал для заседания трибунала и библиотека. В пользу первого предположения говорит обилие композиций, связанных с темой правосудия.(1) Плафон 2,6,7,8 и южная стена. Другая точка зрения подтверждается разделением содержания росписей на четыре отрасли знания: теология («Диспута»), право, естественные науки («Афинская школа») и семь свободных искусств («Парнас»). Последнее деление соответствует названиям университетских факультетов того времени. В библиотеке книги могли распределяться по эим традиционным отраслям.

«Диспута». Композиция связана с иконографией «Страшного суда» (2) и примыкает к традиции богословских аллегорий, типа произведений Андреа да Фиренце в Испанской капелле (Флоренция). В «Диспуте» представлена вся история христианского богословия: от ранней патристики до начала 16 века. Среди святых в нижнем ярусе изображения можно видеть Блаженного Иеронима и Василия Великого слева, Блаженного Августина и Амвросия Медиоланского справа. В этом же регистре находятся Фома Аквинский и Бонавентура – столпы соответственно доминиканского и францисканского богословия. Интересно, что кроме теологов, в «Диспуте» представлен Данте Алигьери. В его «Божественной комедии» есть упоминание о многих отцах Церкви, изображенных Рафаэлем. Например, Фому Аквинского Данте помещает в Раю на четвертом небе («Рай», Песнь 10), который характеризует свою принадлежность доминиканскому богословию в следующих выражениях:

«Я был одним из агнцев, что идут

За Домиником на пути богатом,

Где все, кто не собьется, тук найдут» (стих 94).

«Парнас». Дантовская тема продолжается в росписях северной стены, где Аполлона, играющего на виоле, окружают поэты. Кроме Гомера, Виргилия и др. здесь вновь можно видеть Данте. Сюжет картины можно соотнести со «Стансами на турнир» Полициано – литератора и гуманиста круга Лоренцо Медичи, который перевел «Илиаду» Гомера с греческого на итальянский. Парадоксальное объединение «Диспуты» и «Парнаса» дантевской темой легко объясняется в свете неоплатонизма. Епископ Эджидио да Витербо, связывая Св. Писание и философию древности, приравнивал Гомера и Виргилия к Моисею и считал Гермеса и Орфея древнейшими богословами. Гуманисты неоплатоники приписывали Платону христианские взгляды и использовали античные символы для выражения христианских идей (Аполлон – символ Христа; девять муз – девять чинов ангельских; история о суде Париса – иносказательное изображение таинства Св. Троицы и т.д.).

«Афинская школа». Древние философы, представленные здесь, упоминаются Данте в четвертой Песне «Ада», где повествуется о первом круге – Лимбе, куда попадают некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане. Рафаэль использует в картине портретные изображения (Платон – Леонардо да Винчи; Эвклид – Браманте; Гераклит – Микеланджело). Архитектурный фон картины ассоциируется с одним из еще неосуществленных проектов собора Св. Петра в Риме, что вводит в композицию тему Церкви. Образы Платона и Аристотеля связаны соответственно с Восточной и Западной Церковью. Последнюю мысль необходимо понимать в контексте шестой Песни «Рая» Данте, в которой упоминается о двух императорах Константине и Юстиниане как о правителях, передвинувших столицу христианского мира с запада на восток (Константин) и с востока на запад (Юстиниан).

Последний император изображен Рафаэлем на южной стене в композиции «Утверждение гражданского права». В «Утверждении канонического права» можно видеть папу Григория IX, подписывающего декреталии.

Символическая топография изображений. Интересно, что картины Рафаэля ориентированы по сторонам света, исходя из древних географических представлений, освещенных также у Данте. Согласно Страбону, Парнас расположен на севере. Рафаэль не только помещает соответствующее изображение на севере, но также учитывает смысловую перекличку между живописью и пейзажем за окном. В картине представлен Аполлон, а за окном можно было видеть виллу Бельведер, находящуюся на месте бывшего святилища Аполлона. Согласно Филону, река Ефрат, с которой связаны представления о правосудии, протекает на юге. (Южная стена – «Утверждение канонического и гражданского права»). Герои дантевского Лимба находятся на востоке и севере; рая – на западе и юге. При этом, при описании Чистилища (Песнь 1, стихи 23-27) Данте упоминает четыре звезды, символизирующие четыре естественные добродетели древнего мира – мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Над окном на южной стене также представлены четыре фигуры добродетелей: сила, знание, мудрость и умеренность. То есть тема Чистилища возникает в программе росписей на южной стене наряду с темой Рая.

Вывод. Росписи станцы делла Сеньятура можно истолковать, исходя из философии неоплатонизма. Представление о гармонии мира, высказанное в диалоге Платона «Тимей», является объединяющей идеей ансамбля росписей. Другим ключом к пониманию идейного замысла комплекса можно считать «Божественную комедию» Данте.


Литература:

Гращенков В.Н. Рафаэль. М., 1971.

Горфункель А.Х. От «Торжества Фомы» к «Афинской школе» (философские проблемы культуры Возрождения)// История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 131-166.

Горфункель А.Х. «Диспут» Рафаэля // Рафаэль и его время. М., 1986. С. 65-73.

Смирнова И.А. «Станца делла Сеньятура». Ее назначение и проблема программы росписей // Там же. С. 46-64.

Хлодовский Р.И. Анджело Полициано на «Парнасе». Поэтический генезис художественного идеала Высокого Возрождения // Там же. С. 155-163.

Joost-Gauger Ch. Some considerations on the geography of the Stanza della Segnatura// Gazette des beaux arts, 1994, № 12. Р. 223-232.

Примечания:

1. Композиции плафона и стен. 1.Герб. 2.Юриспруденция. 3.Теология. 4.Поэзия. 5.Философия. 6.Суд Соломона. 7.Грехопадение Адама и Евы. 8.Увенчание Аполлона и наказание Марсия. 9.Урания (дева на сфере). №№ 2-5 – аллегорические фигуры. Западная стена – «Диспута»; северная – «Парнас»; восточная – «Афинская школа»; южная – «Утверждение канонического и гражданского права», над окнами здесь же – аллегорические фигуры силы, знания, мудрости и умеренности.

2. В центре – Престол Уготованный (Этимасия), по сторонам которого стоят святые. Выше – Господь в окружении небесных сил и апостолов. В нижнем регистре канонических изображений Страшного суда, отсутствующем в «Диспуте», находились «Лоно Авраамово» (Эдем) и ад.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру