Картина мира эпохи Возрождения. Эпоха интернациональной готики

Предисловие

Предлагаемые вниманию очерки посвящены картине мира периода Возрождения в изобразительном искусстве. Она показана не в контексте всех художественных жанров, но преимущественно тех из них, которые традиционно ассоциировались с образом космоса в эпоху средневековья. Это, в первую очередь, − книга как проекция храма и все, что связано с формированием графического пространства: пространства текста и образа, пространства замысла и первоначальной концепции.

Архитектоника иллюстрированной книги в целом не рассматривается в работе, но анализ отдельных графических листов и серий позволяет охарактеризовать творчество величайших художников Возрождения как часть культурной традиции средневековья.

Для описания книги Ренессанса можно использовать архитектурные термины: декоративный портал, выполненный в технике ксилографии, открывает «вход» в священное повествование. Интеллектуальное путешествие по различным «интерьерам» потустороннего мира показывает пути христианского восприятия античного космоса. Детали храмовой архитектуры на страницах научных трактатов формируют образ эстетического идеала.

Архитектура в предыдущую эпоху предназначалась для «чтения», являясь каменной книгой в образах. Так скульптура и живопись храма есть библейское повествование. Этот же принцип продолжает действовать в ренессансном интерьере, когда «программа» изображений расшифровывается через литературный текст, повествующий о мироустройстве.

Традиции народной карнавальной культуры, сохраняя древние представления о космосе сельскохозяйственного календаря, предлагают особую концепцию праздничного времени, являющуюся точкой отсчета для круговорота вселенной.

Ключевыми моментами очерков являются темы профессионального и литературного путешествий, художественный трактат как универсальная книга личного опыта, претендующая на всеобщность выявленных законов, а также традиции низовой праздничной культуры в двух образных проявлениях: триумфа смерти и похвалы глупости.

«Травля зайца». Антонио Пизанелло. Лист из «Римского альбома путевых заметок» («taccuino di viaggi»), который состоял из работ Джентиле да Фабриано и других членов мастерской Пизанелло. Альбом содержал также копии произведений Джотто и Альтикьеро.

Эпоха интернациональной готики (кон. XIV- нач. XV вв.)

Терминология: интернациональная готика, космополитическая готика, мягкий стиль, рококо эпохи треченто, придворный натурализм.

Определение стиля интернациональной готики: стиль европейского искусства, распространившийся в Западной и Восточной Европе на рубеже XIV-XV вв. и характеризующийся родственным составом видов и жанров, единством художественного подхода и иконографии.

- Космополитическая готика отличается утратой монументального чувства в изображении, преобладанием малых форм и распространением законов декоративно-прикладного искусства на все жанры художественного творчества.

- Формальными признаками стиля является нежность колорита, сладостность моделировки, особое внимание к красоте линии и орнаменту, аристократизм образной трактовки. Ювелирная проработка деталей и своеобразный готический натурализм сочетаются с принципиально анти-реалистической концепцией художественных произведений.

Историческая обстановка в Европе в эпоху интернациональной готики: отсутствие политических приоритетов, возвышение стран Восточной Европы: Чехии, Польши, Венгрии. Культурная политика некоторых правителей связана с приглашением мастеров из разных стран (папский двор в Авиньоне 1309-1377 гг., придворное искусство Бургундии).

Иллюминированный трактат позднего средневековья - источник происхождения рисунка как самостоятельного жанра.

Виллар де Оннекур и его «Альбом».

Виллар де Оннекур. Иллюстрации из «Альбома». 1241-1250 гг.

Виллар – французский зодчий и теоретик архитектуры – родился в первой половине XIII века недалеко от Камбре на севере Франции в селении Оннекур на реке Эск.

«Альбом» Виллара де Оннекура отражает творческую деятельность мастера в период с 1241 по 1250 гг., когда Виллар много путешествует по Европе, оставляя в своем Альбоме-трактате путевые заметки в форме рисунков и профессиональных замечаний.

Рисунки трактата могут быть разделены на следующие группы: планы церквей, фантастические неточные наброски архитектурных деталей и декора, авторские проекты, примеры деревянных конструкций (мосты), технические советы (приемы изготовления шаблонов и тески камней и др.). Особую группу составляют «чертежи» конкретных архитектурных сооружений: башни собора в Лане, Реймского собора.

Некоторые цитаты из «Альбома».

- «Посмотрите перед собой и увидите расположение и план, и как башенки меняют форму. Вдумайтесь хорошенько, ибо если хотите изрядно строить на больших контрфорсах, то выбирайте такие, которые бы сильно выдавались».

- «Я был однажды в Венгрии, где пробыл много дней. Там я видел пол, выложенный вот так».

- «Если хотите вырезать богатые украшения из дерева для угла церковной скамьи, то придерживайтесь сего образца».

Общая характеристика кодекса. Кодекс Виллара де Оннекура состоит из текста, скомпонованного на странице вместе с рисунками трех основных типов: техническим наброском, не представляющим художественной ценности и лишь поясняющим текст; точным рисунком-чертежом и свободной зарисовкой человеческой фигуры (с натуры). Последний тип изображений, не связанный с содержанием архитектурного трактата, может расцениваться как первый шаг на пути развития натурного рисунка как самостоятельного жанра.

«Книга образцов» средневекового художника – пример возникновения натурной штудии как самоценного изображения.

Художественная мастерская эпохи средневековья имела в своем распоряжении так называемые «книги образцов». Последние представляли собой сборники готовых шаблонов для изображения фигур, собрания прорисей для исполнения голов и отдельных деталей. Книга образцов могла включать также произведения для копирования, предназначенные для учебных целей; композиционные разработки ведущего мастера и натурные зарисовки животных.


Неизвестный чешский художник. Фрагмент книги образцов. Нач. XV в.

Уникальным примером, дошедшей до нас «книги образцов», может послужить фрагмент такого кодекса, датирующийся первой половиной XV века и принадлежащий неизвестному чешскому художнику. Рисунки исполнены серебряным грифелем, пером и кистью на бумаге, закрепленной на двух кленовых досках. Образцы голов Христа, Мадонны, Иоанна Богослова, а также изображения зверей считаются достоянием странствующего подмастерья, который зафиксировал в своем альбоме некоторые результаты своего обучения у мастера перед отправлением в традиционное для начинающего художника путешествие.

Художественная культура Ломбардии на рубеже XIV-XV вв.

В Северной Италии большое распространение получила традиция книжной миниатюры, влияние которой чувствуется даже в архитектуре и монументальной живописи. Среди излюбленных тем последней можно назвать сцены охоты и музицирования в саду.

Традиция научных иллюминированных трактатов – еще одна яркая страница северо-итальянской и, в частности, Ломбардской художественной культуры, для которой характерно сочетание натурализма («паданский вкус») с изяществом интернациональной готики («французская мода»).

Так, неизвестный ломбардский художник конца XIV в., изобразил на миниатюре к трактату по гигиене, иллюстрирующей статью «Шпинат», молодую энергичную поселянку среди «готического» орнаментального огорода.

К концу XIV в. рисунок стал предметом коллекционирования и приобретает вполне завершенный характер.

Альбом этюдов. Джованино де Грасси. Олень. 1380-1390 гг. Бергамо. Городская библиотека. Бумага, акварель.

Художник увлечен передачей деталей. Фактура блестящей шерсти интересна сама по себе, она покрывает тело животного, как одежда, сглаживая анатомические построения и уплощая рисунок, доводя его до своеобразной линейной стилизации.

Джованино де Грасси (+ 1398). Имя художника упоминается в документах в 1389-1398 гг. Известно, что в 1391 г. он возглавлял строительство миланского собора. Ему приписывается ряд рукописей, хранящихся в библиотеках Флоренции и Бергамо.

Среди этих рукописей – не только богато орнаментированный Часослов Висконти (1430–65 гг.), законченный Лукино Бельбелло да Павиа, но также «Альбом этюдов» (1380–90 гг.), содержащий живые анималистические зарисовки.

Часослов Висконти. Лукино Бельбелло да Павиа. «Сотворение Евы». После 1430 г. Фолоренция. Национальная библиотека. Отзвуки творчества Джованино де Грасси чувствуются в миниатюре Бельбелло в некоторых деталях – в частности – в изображении животных.

Стефано да Верона (1374-1438) – веронский мастер позднеготического направления, талантливый рисовальщик, учитель величайшего ломбардского художника Антонио Пизанелло. Творчество Стефано да Вероны неразрывно связано с художественными традициями Нидерландов, о которых напоминает, в частности, его картина «Мадонна в беседке из роз» (1410 г.).

Графическое наследие Антонио Пизанелло – выдающегося ломбардского художника раннего Возрождения.

Антонио родился в Пизе в семье суконщика до 1395 г. На сложение его художественного стиля, сформировавшегося в русле интернациональной готики, повлияли работы Стефано да Вероны и Джованино де Грасси. Последнего современники называли «архитектурным вышивальщиком», характеризуя, таким образом, его точный и изысканный стиль в книжной графике.

Ранние работы Антонио Пизанелло в области монументальной живописи проникнуты духом книжной миниатюры: такова утонченная архитектурная декорация, написанная им для надгробия Никколо Бренцони.

Надгробие Никколо Бренцони. Антонио Пизанелло, Нанни ди Бартоло. 14241426 гг. Верона, церковь Сан Фермо.

Рисунки Антонио Пизанелло можно разделить на три группы:

- арсенал готовых зарисовок (альбом моделей);

- подготовительные рисунки;

- наброски, не вошедшие в живописные работы.

Как мастер, опирающийся на наследие средневековья, Антонио Пизанелло пользуется «книгой образцов» (альбомом моделей), являющейся коллективным достоянием мастерской. Рисунок «Травля зайца» представляет собой раскрытие традиционной темы позднеготической монументальной живописи, связанной с сюжетом охоты. Однако перед нами не натурная штудия, но, скорее, копия традиционной сцены, заимствованная из готового арсенала изобразительных формул другого художника.

Среди типичных примеров подготовительных рисунков можно назвать наброски для фрески «Св. Георгий и принцесса» в церкви Санта Анастазия в Вероне (капелла Пеллегрини, 1433–38 гг.), изображение фигуры всадника (1430-х гг.) для картины «Видение св. Евстафия» и др.

Особую группу рисунков представляют натурные штудии 1430-х годов, составляющие основное графическое наследие мастера в так называемом кодексе Валларди в Лувре.

Особенно характерны рисунки серебряным штифтом по грунтованной бумаге, представляющие павлинов и обезьян. При сравнении с идеализированными изображениями павлинов на страницах готических манускриптов, где данный образ был излюбленным мотивом, рисунки Пизанелло показывают большую жизненность и независимость от изобразительных канонов. Не уступают им и прекрасные образцы ренессансного натурного рисунка пером и карандашом, представляющие «портретную галерею» лошадей.

Пизанелло – медальер. Особую страницу творчества Антонио Пизанелло как графика представляют его работы в области медальерного дела, которое, по-преимуществу, является искусством рисунка.

Искусство памятной медали получает особое значение в эпоху Возрождения, благодаря своему античному происхождению. Заново открывая античность, искусство итальянского Возрождения открывает и традицию аристократического рельефного портрета. В подражание римским образцам первые итальянские медали были исполнены в Падуе по подобию бронзовых сестерциев Вителия. При этом техника производства памятных изображений меняется. Если античные монеты чеканились, то в ренессансной медальерной технике применяется литье с использованием восковой модели.

Медаль Чечилии Гонзаго. Антонио Пизанелло. 1447 г. На реверсе медали изображены луна – символ Дианы девы и дама с единорогом – традиционный сюжет средневекового эпоса, запечатленный в цикле фантастических романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Гористый пейзаж на заднем плане создает иллюзию пространства, что является новым словом в медальерном искусстве с преимущественно плоскостной концепцией изображения.

Портретные медали Пизанелло связаны с изображением представителей аристократических фамилий. Среди подготовительных рисунков встречаются живые наброски с натуры, как, например, в конном портрете греческого правителя Иоанна VIII Палеолога (1438 г.).

Самостоятельную группу представляют портреты Лионелло д`Эсте. На реверсе медали, посвященной свадебным торжествам 1444 г. художник помещает аллегорию: могучий лев (эмблема Лионелло), стоя на перепутье, читает свиток с предписаниями маленького крылатого Амура. Другая аллегорическая композиция украшает реверс медали с портретом Лионелло д`Эсте, исполненном в 1441–1444 гг. Трехликая голова Осторожности (Prudetia) сочетается с изображением оливковых ветвей, что является символом благоразумного и мирного жизненного уклада.

Медаль, посвященная Чичилии Гонзаго (1447 г.), является шедевром портретной миниатюры, передавая настроение тонкого лиризма. Нежный профиль девушки на аверсе медали дополняется символическим изображением девы и единорога на обороте. Эта эмблема связана с неординарной жизнью Чичилии, которая в юности под влиянием Франциска Ассизского оставляет мир и принимает в монашестве имя Клары. Подвижническая жизнь св. Клары и св. Франциска находит впоследствии отражение в житийной литературе и уже не в светском, но церковном искусстве.

«Св. Георгий и принцесса». Фрагмент фрески в церкви Санта Анастазия в Вероне. Подготовительный рисунок. Антонио Пизанелло. 143338 гг.

Антонио Пизанелло – ломбардский художник раннего Возрождения сформировался под влиянием мастеров интернациональной готики. Богатое графическое наследие мастера, о котором дает представление кодекс Валларди в Лувре, включает серию оригинальных натурных рисунков, которые, отчасти сохраняя связь с традиционной «книгой образцов» средневекового художника, являют новый этап развития рисунка как самостоятельного жанра.

Литература:

Зубов В.П. Архитектура Западного средневековья // Труды по истории и теории архитектуры. Библиотека журнала «Искусствознание». – М.: Искусствознание, 2000. – С. 149–374. (Об «Альбоме» Виллара де Оннекура).

Майская М. И. Пизанелло. – М.: Искусство, 1981. – 208 с.

Эрши Анна. Живопись интернациональной готики. – Будапешт: Корвина, 1984.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру