Богословие иконы

Три очерка о русской иконе. Часть I
Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона - больше чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет >>
Иконы «Страшного суда» XVI-XVIIвв.
Пространство художественного текста Целью работы является раскрытие содержания икон "Страшного суда", путем выявления их литературных источников. Автор не склонен считать, что существует прямая зависимость между словом и изображением. Скорее, если рассматривать последнее как художественный текст, литературные параллели к нему могут быть названы художественным контекстом. Если икона – "плоская архитектура", составленная из символов, то словесный текст – ее интерпретационное поле. >>
Канонические формы изображения в современном искусстве
Понятие канона в иконе охватывает целый спектр художественных явлений, связанных с особенностями построения пространства и композиции, комбинацией цветовых и сюжетных сочетаний в смысловые блоки, особенностями "начертания" традиционной основы изображения. Все эти элементы иконописного языка, который сам по себе может быть назван каноном в широком смысле слова, подчинены таким ключевым понятиям как стиль и иконография, которые особенно наглядно проявляются рисунке. >>
Пространство и время в иконе
Давидова М. Г., Е. Шлычкова
Пространство иконы раскрывается при помощи обратной или сферической перспективы. О. Павел Флоренский в своей работе об обратной перспективе пишет, что этот прием используется в иконописи намеренно. Именно у лучших иконописцев он выражен наиболее сильно. >>
Понятие канона в современной иконописи и христианском искусстве
Давидова М. Г., Е. Шлычкова
Современный иконописец или реставратор, в отличие от художников прошлого, всегда поставлен в ситуацию выбора, результатом которого должен быть творческий метод, основанный на традициях или, напротив, новаторский в смысле техники или формальной стороны исполнения иконы. Инструментом этого важнейшего выбора для современного иконописца должно стать нравственное чувство. Причем понятие "нравственности" для иконописца должно основываться на соборном духовном опыте Церкви. >>
Функции иконы
Икона в Церкви, в государственной, общественной и личной жизни Нужно ли говорить и еще раз доказывать, что ни одно художественное явление не имело в России такого всеохватывающего значения, как икона, и ни один другой вид искусства не внес такой выдающийся вклад в общественную и культурную жизнь, как икононопись. >>
Исихазм: содержание понятия и его границы
Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. >>
Иконы и иконописцы в Киево-Печерском патерике
Патерики, как это явствует из их названия, посвящены монахам-подвижникам — преподобным отцам, их жизни и учению. Но иногда в патериках встречаются сказания об иконописцах и чудотворных иконах. Киево-Печерский патерик, составленный в начале XIII века, выделяется среди книг такого жанра своим особым вниманием к иконе и иконописцам и дает богатый материал для изучения особенностей иконопочитания в первые века Христианства в Древней Руси. >>
Иконичная агиография
В исследованиях житийной литературы еще с XIX века преобладают несколько подходов, в которых наблюдается нечто общее: жития используются как материал для изучения проблем, внешних по отношению к самому житию как жанру и даже чуждых ему и в формальном, и в содержательном планах. Скажем более конкретно. >>
Икона и проповедь
Тесная взаимосвязь существует между такими разными видами православного словесного и изобразительного искусства как проповедь и икона. Она состоит в том, что икона выполняет важную функцию проповеди христианского, православного учения, а проповедь в свою очередь нередко становится писаной словом, вербальной иконой Спасителя, Богородицы, святого, праздника или догмата. >>

1 - 10 из 32
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру