Церковное пение
Кондакарная нотация
Музыкальная культура древней Руси XI – XII веков
Главной особенностью и своеобразием кондакарной нотации является форма ее записи. Кондакарная нотация записывается в две строки: внизу малые, наверху большие кондакарные знаки, или ипостазы. Знаки нижней строки — аналитические знаки, по древнерусской певческой терминологии "дробное знамя", то есть подробная запись. С помощью малых знаков нижнего ряда детально записывался напев кондака. >>
Изображение кондакарного пения на иконе «Покров Богоматери»
"Покров Богоматери" — икона, которая одновременно является иллюстрацией кондакарного пения. В то время, как практика настоящего древнего типа кондакарного пения давно исчезла, изображение его сохранилось на иконе. Факты, предоставленные типографским уставом о том, что древнерусские кондаки исполнялись певцом-солистом, а не хором, иллюстрируются на иконе "Покров Богоматери". >>
Самогласны — распетые кондаки типографского устава
Музыкальная культура древней Руси XI – XII веков
В кондакаре Типографского устава содержатся кондаки полного годового круга всех богослужебных циклов — миней, триоди, воскресные. Некоторые из этих кондаков — самогласны — широко применялись в качестве образцов для распевания текстов других кондаков на подобен. >>
Кондакарь типографского устава и музыкальная культура древней Руси XI – XII веков
Все певческие книги нашли свое продолжение в истории древнерусской певческой культуры, лишь кондакари исчезают уже к XIV в. Эта загадочная кондакарная певческая культура, дошедшая до нас лишь в шести кондакарях XI—XIII вв., представляет собой одну из богатейших, но, к сожалению, утраченных страниц музыкальной культуры Древней Руси. >>
"Напевка". Репертуар
Традиции старообрядческого церковного пения
Сразу же возник вопрос, на каком материале делать обобщения, возможно ли выявить весь репертуар "напевки" в процессе экспедиционной работы? Опыт показал, что за каждую поездку набирается определенное число образцов, поющихся "напевкой", как правило, их называют сами исполнители. Кроме того, в разных общинах репертуар может варьироваться, полностью же его выявить в полевой работе невозможно. Для начала пришлось ограничиться исследованием одной общины - Рогожской. >>
"Напевка". Историография вопроса
Традиции старообрядческого церковного пения
В современной певческой практике старообрядцев есть большой пласт устного пения. Его выделяют сами носители культуры, называя "напевкой", "пением по напевке", "роспевом напевкой", "по погласке", "пением на память". Приведенные названия свидетельствуют о том, что наряду с пением по крюковым книгам - по письменной версии, существует и устная традиция пения, сложившаяся в общине. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Формы реализации богослужебного репертуара
Весь годовой репертуар в старообрядческих храмах воспроизводится различным образом. Основное число стихир поется на глас (то есть на самогласен, подобен, согласно указанию в Минеях и Уставе). В тех общинах, где крюковая грамотность низкая и хористы не могут петь стихиры на подобен, все поется только на глас. В каждом месте, особенно там, где много грамотных певцов, существует традиция исполнения определенных стихир в праздники по крюкам. >>
Традиции старообрядческого церковного пения. Средства музыкальной выразительности
На протяжении всей моей работы в старообрядческих общинах я не раз задавался вопросом, почему в разных храмах разнится продолжительность богослужений, одних и тех же песнопений? Время, скорость движения в музыке, как известно, определяется темпом. На собственном опыте я убедился в том, что у старообрядцев из всех средств музыкальной выразительности именно темп выполняет одну из самых важных, определяющих функций. >>
11 - 20 из 32
Начало
|
Пред.
|
1
2
3
4
|
След. |
Конец
|