«У анимации огромный воспитательный потенциал»

Интервью с Гаврилко Еленой Владимировной – аниматором, режиссером, почетным кинематографистом России, преподавателем режиссуры Театрально-художественного колледжа №60.

- Вы преподаете анимацию. Для большинства наших соотечественников, особенно для старшего поколения, слово анимация синоним «мультиков» и воспринимается как нечто несерьезное, как некий развлекательный киножанр. Насколько верно такое представление?


- Анимация - новый, молодой вид киноискусства, возникший на стыке кино, живописи, литературы, музыки, театра, фотографии, дизайна и т.п. Материалом, средством выражения для аниматора может стать все, что угодно – кусочек пластилина, клякса, краска, смятая бумажка. Слово мультипликация произошло от слова «мульти» – много, так что «мультики» - это искаженное название. Простое механическое шевеление, множение картинок, объекта на экране, это еще не все. Чтобы произошло творческое таинство и персонаж «ожил» нужно его «одушевить», а по-гречески душа звучит как «анима». Поэтому данный вид искусства во всем мире и называется «анимация», а художники-мультипликаторы - аниматорами. Анимация разговаривает на своем образном языке, а это и есть признак того факта, что это отдельный вид искусства. Развлекательный жанр в ней - один из многих. Стремление развлекать, на мой взгляд, здесь должно занимать места не больше, чем в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Порой я просто прихожу в ужас от того, насколько глубоко и основательно сейчас забыт мудрый завет: «Делу – время, потехе - час». Нажива индустрии развлечений за счет угасания развития интеллекта - преступление против человека не меньшее, чем прямое уголовно наказуемое действие. Интеллектуально развитый человек способен получать удовольствие от душевного и интеллектуального труда, неразвитый - утомляется и раздражается, но в этом и задача культуры и искусств - развивать и образовывать. И анимация как раз может в этом помочь: создавать развивающие, образовательные, воспитательные программы, фильмы.

- В 50-70-е годы прошлого века на отечественных кино и телеэкранах демонстрировались подлинные шедевры анимационного искусства, на которых выросло не одно поколение. К сожалению, сейчас нас все чаще потчуют сомнительным западным суррогатом…


- Развитие анимации, как вида кинопроизводства, без учета развития ее как киноискусства способствует насаждению визуальных штампов, шаблонов, отсутствия ярких индивидуальностей, личностного видения. Если на наших экранах появляются качественные зарубежные анимационные фильмы, то ничего плохого в этом нет. Таким образом, происходит культурный обмен, а в анимации это особенно заметно и плодотворно, и бороться с этим не надо, но и пускать на самотек очень вредно, т.к. происходит экспансия на анимационном рынке, зритель и производитель приобретает вкусовые привычки, чуждые нашей культурной традиции. Но, это только если говорить о качественных фильмах, которых, увы, мы видим очень мало. Экран заполнен продукцией Диснея и японским «анимэ» и отдельные редкие шедевры тонут в море анимационного «фаст-фуда» и попсы. К сожалению, противостоять этому очень сложно, ведь за политикой прокатчиков стоит, в первую очередь, коммерческий расчет и они, в общем-то справедливо полагают, что более все коммерчески успешны именно незамысловатые сугубо развлекательные фильмы.

- Насколько сейчас молодежь интересуется профессией аниматора, ведь это хоть и творческий, но очень трудный путь? Те дети, что приходят к Вам – какой анимационной традиции они стремятся следовать?

- Общеизвестно, что занятия анимацией – очень трудоемкий и энергоемкий процесс. Это обстоятельство отпугивает молодежь, уже приобретшую привычку потребительски относиться к жизни, не любящую труд. Этот «вывих мозга» недолговечен, т.к. человек обладает врожденной потребностью к самовыражению и творчеству. Грех - не удовлетворять эту потребность. Возможно, при этом даже удастся побудить в молодом человеке способность отдавать, дарить себя, свое творчество другим людям.
 
В России к 90-м годам XX века сформировалась школа анимации, вобравшая в себя разнообразный мировой опыт, и имеющая при этом собственное лицо. В ней одновременно существовали и развивались все имеющиеся на тот момент направления и постоянно возникали новые стили. В этом многообразии уникальность нашей русской школы, что единодушно признавали даже японские специалисты в области анимации. Наших художников-аниматоров даже хотели видеть в Японии в качестве преподавателей. Кстати, выдающийся представитель японской анимационной школы Миядзаки очень ценит нашего режиссера-аниматора Ю. Норштейна и признает его влияние на свое творчество.

К сожалению, сейчас ситуация изменилась не в лучшую сторону. Дети, которые приходят учиться в наш колледж на аниматора, чаще всего владеют навыками рисования в стиле японского «анимэ», которое превалирует на экране и в своих предпочтениях ориентируются на этот стиль, в сущности, далекий от национальной традиции. Есть проблема и с методической литературой. Сейчас выпускается масса переведенных иностранных учебников, понятных всем, а собственных отечественных российских учебников нет, как нет и понимания, что нужно вкладывать средства в развитие этой области и сохранение уже наработанного опыта.
 
У анимации огромный воспитательный потенциал, к сожалению, пока не раскрытый в полной мере. Она способна выразить невыразимое на языке души, говорить просто о сложном. Большой грех позволять использовать этот вид искусства лишь в развлекательном жанре. Моя мечта - ввести урок «анимации» в систему общего среднего образования наряду с рисованием и музыкой. Убеждена, что тогда ребенок получит возможность всестороннего развития, своего творческого потенциала. Одной из задач современного образования является развитие в юной человеческой личности высокого интеллекта, глубины и оригинальности мышления, фантазии наконец. Анимация помогает ее решать. Уроки эти никогда не будут скучны и однообразны, и они позволят увлечь ребенка творческим трудом. Увлекательное занятие в области самодеятельной анимации на уровне дополнительного образования поможет выработать привычку с малых лет заниматься творческим трудом, а это можно считать методом со знаком «+» без -, потому что такое приобщение происходит без принуждения, на основании естественной потребности детей играть и познавать.

- Аниматором надо родиться? Или это все-таки в большей степени знание технологий?


- Отсутствие слуха и голоса не мешает человеку петь для себя, но делает невозможным достижение высот в певческой деятельности. Так и в анимации. Но мне, например, редко приходится видеть людей не способных сказать хотя бы несколько слов на этом особом языке. Это очень демократичный вид искусства. Когда школа развивается, она имеет возможность отбирать лучших, что в свою очередь развивает саму школу, повышается уровень мастерства.
Для одних видов анимации необходимы развитое умение рисовать, знания сложных технологий исполнения, но существуют и доступные для производства технологии. Даже неумение рисовать не станет препятствием желанию реализовать свою идею, избрав подходящую технологию (песок, перекладка, коллаж, куклы и др.). Необходимо главное – умение мыслить образами. Ценится ведь не только способ, но идея!
 
Для того чтобы работать профессионально на студии необходимо изучение тех способов и технологий, которыми пользуются на данном производстве. Плохо, когда студии развиваются однотипно. К сожалению, коммерциализация производства не дает развиваться другим видам анимации. При гармоничном подходе к развитию этого вида искусств, коммерчески выгодными может быть любой способ производства, а значит виды анимации в полном объеме, а особенно авторская анимация, т.к. развитие полноценной личности есть цель культуры и искусства. Искусство не только отражение процессов происходящих в человеке и обществе, но и инструмент создания, формирования идеалов, к которым можно стремиться. Анимация может помочь человеку в его главном деле – познании себя и мира, развитии лучших человеческих качеств, повышении его сопротивляемости к болезням души, а значит, может быть средством нравственного воспитания даже в больше степени, чем другие виды деятельности. Потому ее «язык» может быть воспринят и воспроизведен на самом раннем этапе развития человека дошкольного возраста.

При современном уровне развития технических средств заниматься самодеятельной анимацией скоро будут повсеместно. При этом могут появиться природные способности, иногда этого достаточно, чтобы создать нечто оригинальное. Но, для того чтобы уровень мастерства был высоким нужны школы анимации профессионального обучения, среднего и высшего. Профессии можно и нужно научить, при условии желания научиться. Природные способности у всех разные, что дает разный уровень личных достижений.

- Каковы, в этой связи, на Ваш взгляд, перспективы развития российской анимации?


- Они зависят от отношения к искусству в обществе в целом. Если деятелей искусства и культуры считать производителями услуг, персоналом, обслуживающим потребности человека, то низкие простые потребности будут развиваться за счет угнетения развития высоких потребностей. Требуется изменения культурной политики, формирования в обществе отношения к любому делу как к служению, ибо это возвышает человека и его дело, устремляет его помыслы ввысь. Изменения отношения к деятелям культуры меняет качество жизни не снаружи, а внутри. Даже просто называя произведение искусства продуктом, товаром, опускаем его в категории и не даем подняться на более высокий уровень не внешнего, но внутреннего качества. Произведения искусства штучны, и ценятся выше самого качественного товара.

- Каким был путь в анимацию лично для Вас?


- Для меня Анимация началась с рисования мелками на асфальте под ногами у Ф.С. Хитрука, основоположника русской школы анимации, с которым я жила в одном доме. В 1975 г. после окончания школы я пошла работать на Союзмультфильм, где с удовольствием красила картинки для Иванова-Вано, корифея русской анимационной школы, который набирал людей с улицы, делая свой мультфильм «Конек-Горбунок». Опыт общения и работы с этими личностями повлияли на мой выбор пути. Я бы не осталась в анимации, если бы Союзмультфильм был кинофабрикой в прямом смысле слова. Но он был киностудией, где осуществлялись смелые творческие эксперименты, что не нравилось администрации, создавало трудности в управлении производством, но очень нравилось творческим работникам. На Союзмультфильме сложился талантливый, замечательный, многоцветный коллектив, создавший множество разнообразных фильмов. Для меня уровень мастерства и возможностей в анимации открыл фильм И. Хржановского «Стеклянная гармоника». Именно Хржановскому я обязана выбором творческого пути. Искусство анимации стало моим делом. Отношение к делу, как к служению в храме искусств, удерживает меня от ошибочного, на мой взгляд, отношения к работе, как средству обогащения, а не инструменту познания и самосовершенствования. Убеждена, что детям нужно оставлять после себя что-то более ценное, чем медные пятаки, застилающие глаза.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру