Валаамская икона Божией Матери


Предание


Значение иконы Валаамской Богоматери, как и Державного образа, велико для России. Валаамский образ был явлен вскоре после венчания на престол Государя Императора Николая Александровича, а в последний день его царствования явилась Державная икона. Промыслом Божиим обе святыни сопутствовали крестному несению Российской Державы Царем-мучеником. Явлением Валаамского образа Божия Матерь также засвидетельствовала Свое особое присутствие на Валааме и Покров монастырю. Название «Северного Афона» стало вторым духовным именем святого острова.

История обретения Валаамского образа Пресвятой Богородицы во многом напоминает сказание о Державной иконе. Летом 1896 года в Валаамский монастырь приехала одна благочестивая женщина, Наталья Андреевна Андреева, происходившая из крестьянок Тверской губернии, которая страдала сильной болезнью ног. В Успенском храме она обратилась к монахам с вопросом о том, где находится висевшая прежде в этом храме на колонне с левой стороны икона Божией Матери, на которой Царица Небесная изображена во весь рост с Младенцем на руках. На этот вопрос ей не смог ответить даже ризничий о. Пафнутий, который решил, что икону, скорее всего, отправили в Петербург в Валаамскую часовню. Две недели пребывания на острове болящая продолжала искать образ Божией Матери, обошла все храмы монастыря, но так и не найдя, вернулась в Петербург. Иконы не было и в Валаамской часовне.

Еще в 1878 году Наталья Андреевна сильно простудилась, и развившаяся болезнь причиняла ей страшные страдания, продолжавшиеся около десяти лет. В 1887 году какой-то внутренний голос сказал Наталье: «Поезжай на Валаам, выздоровеешь!». Ночью, накануне поездки больной было видение Женщины в одеянии из малинового бархата с Ребеночком на руках, окруженной чудным сиянием, Которая ободрила ее словами: «Не плачь, Спаситель и Я на пути к тебе!». Наталья Андреевна спросила: «Матушка, какая Вы красивая, да хорошая! Разве Вы на Валааме живете?». «Да, там и живу, - был ответ, - ты Меня увидишь на Валааме». Укрепленная чудесным видением Божией Матери, болящая Наталья с радостной душой на другой день отправилась в святое паломничество. Первый приезд Натальи Андреевны совпал с праздником обретения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед самым отъездом она зашла в Успенскую церковь и в иконе на левой колонне храма узнала ту самую Женщину, которая явилась ей во сне накануне отъезда из Кексгольма (Приозерска). В тот самый момент, когда Наталья Андреевна увидела икону Божией Матери, раздался свисток на отходившем пароходе, и ей не удалось даже приложиться к высоко висевшему образу, тем более отслужить молебен. Вернувшись в Петербург, больная почувствовала значительное облегчение в ногах, так что смогла ходить без палки.

В свой третий приезд на святой остров в 1897 году Наталья Андреевна со слезами горячо молилась перед мощами Валаамских чудотворцев об обретении иконы Божией Матери, и в первую ночь ей был благодатный сон, который она рассказала после молебна у раки преподобных служившему о. Пафнутию. Наталье Андреевне приснилось, что она ходит внутри монастыря около упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца с молитвой Царице Небесной о том, чтобы увидеть Ее, и вдруг слышит голос: «Я здесь, здесь, скоро разыщешь!». В это же время к ней подходит старичок в голубой камилавке с седой бородой (преподобный Сергий Валаамский) и отворяет дверь церкви со словами: «Вот она!». Тогда женщина увидела внутренность церкви и в углу, между церковной утварью и старыми образами, до половины завернутый в рогожку холст, образ Божией Матери, в котором она сразу узнала разыскиваемую ею икону.

В течение трех дней после этого Наталья Андреевна готовилась к святому причастию и накануне этого дня увидела еще один благодатный сон о том, что икона найдена о. Пафнутием. Причастившись на ранней литургии, Наталья Андреевна увидела после службы, что народ из гостиницы бежит в церковь. Оказалось, что отыскали давно забытую икону Божией Матери и принесли в нижний собор. «Эта ли икона?» - спросил болящую отец Пафнутий. «Эта самая!» - в волнении ответила Наталья Андреевна. Образ о. Пафнутий, как было указано в сновидении, действительно нашел в кладовой, располагавшейся в упраздненной церкви свт. Николая Чудотворца. Наталья Андреевна тут же попросила о. Пафнутия отслужить водосвятный молебен перед чудесно обретенною иконою Божией Матери, пред которой была зажжена неугасимая лампада. После молебна перед явившимся образом больная женщина получила полное телесное исцеление.

Все случившееся с Натальей Андреевной было подробно записано валаамскими монахами, составившими рассказ под названием «Сказание об обретении образа Пресвятой Богородицы, именуемый «Местная Валаамская». После обретения также было выяснено, что эту икону написал валаамский инок-живописец о. Алипий в 1878 г., то есть в том самом году, когда Наталья Андреевна получила сильную простуду, послужившую к прославлению образа.

На Валааме сразу установилось почитание иконы, перед которой часто служились молебны, происходили исцеления, совершались знамения. В нижней части иконы, игуменом Гавриилом была вложена частица Ризы Божией Матери. Когда было основание Смоленского скита, первоначально предполагалось освятить его в честь Валаамской иконы Божией Матери, но так как икона не была еще официально прославлена, это посчитали преждевременным.

Еще одно чудесное видение от иконы Валаамской Божией Матери было известному валаамскому старцу о. Борису (в схиме - Николаю). Старец поддался было сомнению многих насельников о том, что под ракой действительно находятся мощи прпп. Сергия и Германа. И вот во время всенощной, когда старец рассуждал так сам в себе, ему было умилительное видение прпп. Сергия и Германа, которые стояли у ног изображенной на иконе Божией Матери по правую и по левую стороны. «Они смотрели на братию, - рассказывал старец, - а у меня от радости слезы лились и душа рвалась к небесам... Я посмотрел опять на икону Валаамской Божией Матери, но прпп. Сергия и Германа больше не было, они скрылись. После этого я твердо уверовал, что они положены здесь, где находится рака, и что во время службы присутствуют с нами и стоят у ног Божией Матери, молятся и смотрят на нас».

Судьба Валаамской иконы после революции схожа с историей Коневского образа. До 1940 года она оставалась на Валааме, отошедшем после 1917 года к Финляндии, но после присоединения Ладоги к Советскому Союзу икона валаамскими иноками была увезена в Финляндию, где валаамцы во главе с игуменом Харитоном основали монастырь, названный ими «Новый Валаам». Главной святыней этого монастыря по сей день остается Валаамский образ Божией Матери, который пребывает в Преображенском соборе обители.

В конце XX века Святейшим Патриархом Алексием II было установлено празднование иконы Божией Матери «Валаамская» в первое воскресенье после дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и после дня памяти святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Иконография


На Валаамской иконе Богоматерь изображена в рост на облаке в темно-синем гиматии и ярко-красном мафории, поддерживающей Богомладенца спрятанной под мафорием рукой снизу, а другой, открытой - спереди. Богомладенец представлен в белом гиматии, Его правая рука благословляет, а в левой Он несет державу, увенчанную крестом - мистический символ царской власти. Подобное изображение Богоматери в Византии называлось «Никопея», то есть «Победотворная» и являлось палладиумом императорского дома.

Образ Богородицы в красном царственном, будто порфира, мафории, прежде всего, выражает полноту достоинства Божией Матери как Царицы Неба и земли. Богоматерь зрится на иконе огненным столпом, в середине которого, как на престоле, восседает Предвечный Младенец - Вседержитель. Образ органично сочетает царственное величие и кроткое безмолвие.

Духовный смысл Валаамской иконы - это молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через Нее Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор в сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у нее на руках Сына Божия. Икона предстает также образом исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица явлена на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.

Списки с иконы


Еще до революции с подлинной Валаамской иконы был сделан первый ее список. Первоначально он был помещен в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, в часовне, принадлежавшей Валаамскому монастырю, а затем его перенесли в храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Список быстро приобрел известность, и люди стали стекаться к нему на поклонение. Почитание святого образа стало особенно заметным в последнее время, о чем свидетельствуют устроенные в 1992 году торжества по его перенесению из Смоленской церкви в Валаамский монастырь. В настоящее время этот чтимый список иконы Божией Матери «Валаамская» занимает почетное место в древней Валаамской обители. Сделаны также копии с него, находящиеся на подворьях монастыря в Санкт-Петербурге и Москве. Все они также пользуются благоговейным почитанием верующих.

Тропарь, глас 4


Всех скорбящих Радосте, / светлый Покров вселенныя Ты еси, Владычице,/ в крове крилу Твоею покрый / и Обитель сию в славу милостиваго Бога возложенную, / к Тебе бо день и нощь взываем в скорбех и болезнех, смиреннии раби Твои; / буди пристанище спасения нам, / и вся настави к тихому Свету Христовых заповедей, / с Сергием и Германом Преподобными в мире управляющи живот наш; / Ты бо еси иноком отрада / и сладчайшая утеха душ наших, // Дево Пренепорочная.

Ин тропарь, глас 4


Богородице Дево, / на Твою икону пресветлую взирающе радуемся, / пред нею бо на острове Валааме / мольбы усердно молящихся исполняются, / услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, / утверди нас в вере и любви, // и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 3


Образ днесь пренепорочныя Девы / Купина явися неопалимая,/ божественною горящая любовию, / на Горах святых Валаамских, / красуйся убо селение честное Богоматере, / небо и земля да взыграются, братие, / со слезами благодарите, // яко прииде Всемилостивая на стражу Обители Своея.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру